ПО ИТОГАМ 2014 ГОДА НЕ ПРОИЗОШЛО РЕАЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМИ СУБСИДИЯМИ

22/01/2015
Моніторингові продукти

По данным за 2014 г. средний размер субсидии увеличился на 61%, но количество получателей субсидий особо не увеличилось.

Какие тенденции и проблемы в предоставлении жилищных субсидий для населения можно выделить?

С октября 2014 года заработал новый порядок предоставления населению жилищных субсидий. Обновление было сделано ввиду того, что в середине прошлого года возросли тарифы ЖКХ (месячный платеж среднего домохозяйства увеличился на 40-45%), а уровень бедности среди населения вырос (инфляция составила 24,9%, безработица возросла до 9,9%, а пенсии и соц. выплаты «заморожены»).

 

Новый механизм субсидий должен был повысить их адресность и доступность для населения. Однако, показатель охвата населения субсидиями, в целом, не изменился. Наблюдается существенные различия между  регионами страны:

o  Средний размер предоставленной субсидии в декабре 2014 года возрос на 61% в сравнении с 2013 годом, что отображает динамику повышения тарифов ЖКХ. Однако, по-видимому, это единственное улучшение.

o  Без учета Донецкой и Луганской областей, количество домохозяйств обратившихся за субсидиями возросло на 10,7%, а количество получивших субсидии – на 4,2% (процент получивших среди тех, кто обратился за субсидиями, снизился с 96% до 90%). Такое незначительное увеличение количества получателей субсидий показывает, что существенных позитивных изменений не произошло. В 2013 году, по данным Минсоцполитики, более 95% бедных домохозяйств не получали жилищные субсидии, в 2014 году  этот показатель, по всей видимости, не улучшился.

o  Предоставление субсидий для населения оказалось хорошим тестом на эффективность работы служб соцобеспечения на местах. Среди лидеров по предоставлению субсидий в 2014 году – г. Киев (рост получателей субсидий на  29,5%), Полтавская область (+ 24,9%), Черниговская и Одесская области (+13,7% и 13,6%). Существенное снижение доступности субсидий по итогам 2014 года наблюдается в Харьковской области (-14,2%), Запорожской области (-8.9%), Херсонской области (-5.7%).

 

Адекватному росту получателей субсидий препятствуют административные барьеры и недостаточная информированность населения:

o  По данным ООН, значительная доля населения не обращается за субсидиями по таким причинам: не зарегистрированы по месту жительства (в основном в г. Киеве), в семье имеется незарегистрированные безработные, обременительность процедуры для получения субсидии.

o  Кроме того, по данным ООН, осведомленность населения о возможности получения субсидий является очень низкой –88% населения не ознакомлены с условиями предоставления субсидий, а 70% населения не знают об октябрьском обновлении порядка предоставления субсидий. 

Наличие существенных преград для получения субсидий домохозяйствами с низким уровнем доходов признали в Минсоцполитики, пообещав, что вскоре искусственные преграды будут сняты и количество получателей субсидий может увеличиться в 2,5 раз. 


Механизм предоставления жилищных субсидий для населения пока не продемонстрировал достаточную эффективность: при росте среднего месячного платежа на 40-45% количество получателей субсидий увеличилось лишь на 4,2% (без учета Донецкой и Луганской областей). Основные препятствия для получения субсидий – наличие барьеров в самой процедуре предоставления субсидий и крайне плохая информированность населения (более 70% не осведомлены об изменениях в правилах предоставления субсидий), т.е. правительство упрощает процедуру, но не информирует об этом население.