Сегодня Яценюк подписал постановление КМУ о создании государственной службы Украины по вопросам АРК, г. Севастополя и временно перемещенных лиц (ВПЛ)
Постановление
Кабмина лишь инициировало создание Службы как центрального органа
исполнительной власти, подотчетной Кабмину. Однако пока еще не регламентирован
перечень обязанностей и полномочий этого госоргана, не определен его бюджет и
не назначен руководитель. В двухнедельный строк после назначения главы Службы,
последний должен разработать Положение регламентирующее работу Службы и определить
граничную численность ее персонала.
Подобные госорганы
существуют в ряде других стран, имеющих проблемы с оккупированными территориями
и временно переселенными лицами. В Грузии с ее 250 тыс. ВПЛ функционирует Министерство
по вопросам временно перемещенных лиц с оккупированных территорий и размещению
беженцев. В Азербайджане, где потеря территории составила 20%, а количество ВПЛ
достигло 543 тыс., есть Комитет по вопросам беженцев и ВПЛ. В Сербии, имеющей 97тыс.
ВПЛ, работает Офис по вопросам Косово и Метохии.
По данным ООН, в
Украине сейчас насчитывается более 102 тыс. временно переселенных лиц из АРК и
Донбасса. Кроме того, наблюдаются серьезные трудности для граждан, проживающих
на территории АР Крым, и предприятий-резидентов, располагающих активами в
Крыму. Потери отечественных предприятий от аннексии Крыма по разным оценкам
составляет до 1 трлн. грн. Наличие органа исполнительной власти, занимающегося
координацией проектов в сфере предоставления помощи ВПЛ, и по проблемным
вопросам, связанным с аннексией АР Крым, может быть полезным для эффективного
разрешения существующих проблем в этих сферах.
Исходя из
международного опыта, Служба должна координировать все программы и процессы,
связанные с регистрацией и предоставлением помощи переселенцам и беженцам, координировать
усилия благотворительных и международных организаций. Сейчас базовая работа по
регистрации и поддержке ВПЛ уже ведется другими органами (Госмиграция, МЧС). Поэтому
для предотвращения сбоев в работе с переселенцами и дублирования функций этих
ведомств, необходим четкий план передачи осуществляемых ими функций в этой
сфере вновь-созданной Службе. Не менее важно наладить эффективную координацию
между всеми задействованными ведомствами на переходном этапе – создания и
запуска работы новой Службы. Кроме того, риском для быстрого старта работы
нового ЦОИВ остается отсутствие его финансирования в бюджете - 2014.
Госслужба Украины по вопросам АРК, г. Севастополя и
временно перемещенных лиц будет подотчетна КМУ. Подобные исполнительные органы
функционируют в ряде стран, имеющих проблемы с оккупированными территориями и
переселенцами – например, в Грузии, Азербайджане, Сербии. Исходя из
международного опыта, Служба должна координировать всю работу по регистрации и
оказанию помощи переселенцам и беженцам. Поскольку другие госорганы –
Госмиграция и МЧС – уже осуществляют такую работу необходим четкий план по
передачи их функций созданной Службе. Необходимо также внести изменения в
бюджет – 2014 г. для выделения финансирования на запуск и обеспечение
деятельности нового ЦОИВ.