3 сентября состоялось заседание Нацсовета реформ, единственным вопросом обсуждения на котором стал проект Налоговой реформы.
3 сентября состоялось заседание Нацсовета реформ, единственным вопросом обсуждения на котором стал проект Налоговой реформы. На вчерашней встрече в АП было заслушано несколько вариантов реформы, в т.ч. Минфина (Яресько), налогового комитета парламента (Южанина), ДФС (Насиров) и общественных организаций. Однако базовым вариантом, скорее всего, станет проект налоговой реформы Минфина. Его в том числе поддержал премьер-министр Яценюк. Отдельные направления минфиновской реформы стали известны еще в середине августа. Вчера министр финансов Яресько выступила с презентацией реформы в АП и дала комментарии СМИ. Экспресс-анализ таких предложений приводится ниже.
Рамка минфиновской реформы в разрезе ключевых налогов выглядит
следующим образом:
1. Ключевой момент – вводится единая плоская ставка налогообложения
(20%) по 4 налогам:
- налог
на прибыль предприятий (сейчас базовая ставка 18%, хотя для отдельных видов
деятельности и субъектов, напр. страхование, игорный бизнес, доходы
нерезидентов используются ставки от 0 до 30%),
- НДС
(сейчас 0%, 7% и 20%),
- НДФЛ
(базовые ставки 15/20%, хотя также для отдельных доходов применяются также
ставки от 0%, 5%, 30% ),
- ЕСВ
(всего около 80 ставок; средняя ставка, которую платит работодатель - 40,3%,
средняя ставка, которую платит работник - 3,6%)
2. ЕСВ – будет уплачиваться только
работодателем (по ставке 20%), в 2018 г. планируется объединить ЕСВ с НДФЛ:
объединенный налог будет также уплачиваться по ставке 20%.
3. НДФЛ
– вводится плоская шкала 20% для всех видов доходов физлиц. Военный сбор сохраняется. Предложений
по налоговой амнистии и непрямым методам оценки доходов – расходов у Минфина
пока нет (они прозвучали в презентации ДФС).
4. НДС
– вводится единая
ставка 20%, остаются спец - счета по НДС, аграрные
предприятия переводятся на общий режим и лишаются льгот по НДС (кроме малых
фермерских хозяйств с оборотом до 2 млн. грн./год, для которых сохраняется
фиксированный сх налог). Понимания, как будет гаситься накопленная
задолженность по возмещению НДС (20 млрд. грн. на середину 2015 г.), в Минфине
пока нет.
5. Налог
на прибыль предприятий
– сохраняется действующий режим администрирования. Ставка повышается с 18% до 20%. Плюс для
бизнеса: ускоряются нормы амортизации основных фондов (из-за высокой инфляции),
а также вводится налоговый инвестиционный кредит (освобождение от налога
прибыли, которая реинвестируется в новое оборудование/ производство).
6. Акцизы
– в 2016 г.
планируется существенное увеличение ставки на сигареты (на 40%) и алкоголь (на
50%), в последующие 4 года – ставки будут увеличиваться соответственно на 7% и
5% ежегодно. Ставки должны быть приведены к европейским до 2020 г.
7. Рентные
платежи - для частных
компаний ставки уменьшаются с 28-56% до 14-29% с октября 2015 г. и до
10-20% с 2018 г. (в зависимости от глубины скважины), однако с 2018 г. начнет
действовать добавка к налогу на прибыль для таких добывающих компаний.
8. Упрощенная
система налогообложения – ее применение существенно сужается. Остаются три группы: I группа (ФОП с оборотом до 300 тыс.
грн.) – без изменений по сравнению с сегодня; II группа – порог оборота повышается до 2
млн. грн., однако распространяется только на физлиц (последние могут иметь до
10 наемных работников); III
группа ( сегодня физ. и юрлица с оборотом до 20 млн. грн.) – ликвидируется; IV группа - остаётся для малых фермерских
хозяйств с оборотом до 2 млн. грн.
9. Налог
на недвижимость -
верхний порог ставки увеличивается с 2 до 3% минимальной зарплаты, убираются
льготы для коммерческой недвижимости. Вводится дополнительное налогообложение
«элитных» квартир (свыше 350 кв. м. ) и домов (свыше 500 кв. м.) по ставке 25
тыс. грн./год.
10. Транспортный
сбор – уплачивается
со всех люксовых марок автомобилей не старше 5 лет по ставке 25 тыс. грн/ год
(список люксовых авто будет утверждать кабмин).
11. Налоговое
администрирование - со слов Яресько
планируется целый комплекс мероприятий по упрощению администрирования: 3-х
летний мораторий на изменение Налогового кодекса, сокращение налоговых
проверок, упрощение процедуры налогового оспаривания, сокращение штата
налоговиков на 25%, расширение применения электронных сервисов и т.д.
Пока соответствующий законопроект не
зарегистрирован в парламенте, нет оснований утверждать, что все перечисленные
инициативы Минфина войдут в проект нового Налогового кодекса, который
правительство должно внести вместе с проектом бюджета -2016. Однако вероятность того, что вариант
Минфина будет, по крайней мере, взят за основу, остается достаточно высокой. Если
на последнем этапе не вмешается МВФ и не перенесет старт реформы еще на год.
Основные плюсы налоговой реформы Минфина – это введение одинаковой ставки по 4-м ключевым налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСВ), что должно упростить администрирование, расширение налоговой базы и выравнивание налоговой нагрузки, а также попытка снизить налоговое давления на фонд оплаты труда.
Вместе с тем, принятие налоговой реформы в предложенном варианте несет в себе значительные риски, о чем заявил как Минфин (в части завышенных ожиданий на детенизацию и рисков недобора ЕСВ ), так и профильный комитет парламента и эксперты, раскритиковавшие проект как такой, что не несет системных изменений, не снижает существенно налоговую нагрузку и не содержит стимулов для активизации экономики:
I. Проект Минфина предполагает увеличение налоговой нагрузки как на физлиц, так и юрлиц:
§ Увеличивается ставка по налогу на прибыль предприятий с 18 до 20%. Все страны, которые рассчитывали на привлечение инвестиций снижали налог на прибыль, а не повышали его (напр., Ирландия которая пережила инвестиционный бум в 1990-2000 гг. постепенно снижала ставку по налогу на прибыль с 40% до 24% в 2000 г., а с 2003 г. – до 12,5%).
§ Повышается ставка НДФЛ с действующих базовых 15-20% до одной ставки 20%. Сегодня НДФЛ , например, при выплате зарплаты, по ставке 20% уплачивается с доходов свыше 12 780 грн. Это касается только 2% налогоплательщиков, которые получают высокие доходы. По новому предложению Минфина, по ставке 20% будут облагаться все доходы физлиц.
§ Введение единой ставки НДС 20% означает увеличение налогообложения продажи лекарств, которые сегодня облагаются по ставке 7%.
§ Повышается налоговое давление на аграрную отрасль и МСБ. Обе меры призваны выступить основными компенсаторами снижения ЕСВ, однако могут привести к еще большему замедлению экономики и снижению налоговых поступлений:
? При переводе на общую систему, по оценкам замглавы комитета ВР по вопросам аграрной политики А. Бакуменко, сельхозпроизводители потеряют 19 млрд. грн. оборотных средств, падение животноводства составит 25-30%, а сокращение рабочих мест прогнозируется в диапазоне 60-100 тыс. человек. Фонд заработной платы сократиться на 1,3 млрд. грн. Общее сокращения экспорта составит 1,5-2 млрд. дол. США, что означает его сокращение на треть.
? Упрощенная система налогообложения (единый налог) будет доступной только для мелких физлиц-предпринимателей с оборотом до 7 тыс. дол. в месяц и микро-фермерских хозяйств. Таким образом, в Украине будет размыт средний класс предпринимателей, который в условиях кризиса во всех странах играл роль стабилизационной подушки, прежде всего, для сохранения занятости населения. Общественные организации на Нацраде реформ обратились к власти с требованием вообще не трогать упрощенную систему («оставить как есть»).
§ Снижение рентных ставок на добычу газу касается только частных компаний, но по договорам о совместной деятельности и для госкомпаний, на которых приходится около 80% добычи газа, ставки останутся без изменений.
II. Проект минфиновской налоговой реформы не содержит инструментов для повышения инвестиционной привлекательности Украины.
o Вариант Минфина базируется на либеральном подходе, предполагающем одинаковую налоговую нагрузку без существенных стимулов для привлечения инвестиций. Такой подход мог бы быть оправданным в стабильно растущей экономике, но не работает в странах с переходной экономикой. В таких странах необходимо бороться за приход крупных инвесторов, часто предлагая им специальные налоговые условия. Так было во всех странах, включая наших соседей (Турцию, Польшу, Словакию). Например, Словакия во времена работы министром финансов И. Миклаша в борьбе за иностранные инвестиции со своими соседями предоставила значительные налоговые стимулы, стимулируя привлечение в страну транснациональных корпораций. В частности, словацкое правительство приняло постановление о предоставлению концерну Фольксваген льгот на 31 млн. евро в 1999 г., а в 2003 г. концерны Пежо-Ситроен и корейский Киа получили и вовсе льгот на 170 млн. дол. США и евро соответственно.
o При этом вывод из-под налогообложения реинвестированной прибыли – мера необходимая, однако распространение такой меры только на новые инвестиции (т.е. от налогообложения будет освобождаться прибыль, вкладываемая в новое производство, оборудование и т.д., а не в модернизацию и ремонт) будет существенно ограничивать ее применение.
III. Проект Минфина не решает задачи детенизации экономики и возвращения доверия к налоговым органам.
Главная инициатива в этом направлении - это снижение ЕСВ до 20%. Снижать ЕСВ и налоговую нагрузку на фонд оплаты труда действительно надо. Однако делать это можно при двух условиях – наличие доверия к власти и достаточных компенсаторов, покрывающих снижение доходов в первые годы. У Минфина нет ни первого, ни второго:
o Правительство провалило две попытки реформы ЕСВ в 2015 г., которые предполагали ее снижение до 25%, по причине отсутствия доверия к тому, что правила реформы останутся неизменными. Обе попытки не привели к детенезации экономики. Наоборот, теневая экономика выросла с 35% ВВП в 2013 г. до 47% ВВП в первом квартале 2015 г.
o По причине отсутствия доверия провалилась идея налогового компромисса: при запланированных 5 млрд. грн. пока налогоплательщики добровольно согласились перечислить в бюджет только около 400 млн. грн., т.е более чем в 10 раз меньше.
o Попытки убедить бизнес, что в этот раз все будет по-другому, пока выглядят неубедительно:
? Обещания Минфина ввести 3-летний мораторий на изменение Налогового кодекса не могут быть гарантированы. Налоговый кодекс или любой другой закон не могут ограничить право законодательной инициативы депутатов, кабмина, президента, закрепленное в Конституции.
? ГФС и при новом руководителе продолжают сотрясать коррупционные скандалы, прежде всего, в вопросах наведения порядка на таможне.
o Из-за слабого доверия оценки Минфина
недопоступлений в бюджет-2016 в результате снижения ЕСВ, а также отсутствия
разовых доходов, полученных в 2015 г. (отмена дополнительного импортного сбора,
спецпошлин на автомобили, снижение прогнозной прибыли НБУ и т.д.), могут оказаться заниженными. По оценкам Минфина, только снижение ЕСВ
«образует дополнительный разрыв в Пенсионном фонде в размере 70 млрд.
грн.». При этом суммарно - с учетом
компенсаторов – недопоступления от введения новой налоговой реформы могут
составить от 23 до 30 млрд. грн., а весь прогноз дополнительных необходимых
ресурсов ( в т.ч. на погашение
задолженности по возмещению НДС, возвращению переплат по налогу на прибыль, на
увеличение средств на энергетические субсидии населению, оборону,
финансирование судебной реформы и т.д.) по оценкам Минфина превышает 135 млрд.
грн.
Все
это несет риски увеличения фискального разрыва в 2016 г., роста дефицита
бюджета сверх параметров, заложенных в программе EFF, и как результат, откладывания
налоговой реформы еще на год, по крайней мере, в части наиболее значимых шагов
(снижения ЕСВ).