Кабинет министров постановлением № 558 от 5 августа утвердил прогноз основных показателей социально – экономического развития Украины на 2016 и 2017-2019 гг.
Базовый прогноз в части основных макроэкономических показателей (номинальный ВВП, темпы роста экономики, инфляция) – взят с обновленного Меморандума об экономической и финансовой политике в рамках программы EFF. Заседание совета директоров МВФ, на котором утвердили первый пересмотр программы EFF и одобрили выделение второго транша (1,7 млрд. дол.), состоялось 31 июля, а уже 5 августа на первом ближайшем заседании Кабинета министров – был вынесен и принят подогнанный под Меморандум правительственный прогноз на кратко- и среднесрочную перспективу. По отдельным показателям (напр., уровень безработицы, зарплата, сальдо внешней торговли товарами и услугами), между прогнозом МВФ и правительства есть расхождения, однако они крайне незначительны.
Прогноз правительства предполагает два сценария развития
– базовый (сценарий 1, С1), который будет браться за основу при разработке
проекта бюджета на 2016 г., и пессимистический (сценарий 2, С2). Прогноз по отдельным индикаторам по годам приводится ниже
в табл.
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||||
|
С 1 |
С 2 |
С 1 |
С 2 |
С 1 |
С 2 |
С 1 |
С 2 |
ВВП, млрд. грн. |
2262 |
2245,7 |
2572,1 |
2536,8 |
2888,1 |
2854,6 |
3183,1 |
3154,6 |
ВВП,% |
2 |
-0,3 |
3,5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Потребительская
инфл (к дек) |
12 |
14,7 |
8,1 |
10,3 |
5,5 |
7,6 |
5,2 |
5,8 |
Производственная
инфл (к дек) |
10,4 |
12,2 |
8,5 |
11,1 |
5,9 |
6,7 |
4,7 |
5,3 |
Реальная
зарплата, % |
2,3 |
-0,5 |
3,7 |
0,7 |
4 |
2,2 |
4,6 |
2,8 |
Безработица
(МОТ), % |
10,4 |
10,8 |
9,2 |
10,2 |
8,4 |
9,5 |
7,7 |
9 |
Внешнеторг
сальдо, млрд. дол. |
-1,57 |
-1,07 |
-2 |
-1,1 |
-2,46 |
-1,28 |
-3,27 |
-1,64 |
Экспорт, % |
7,1 |
3,8 |
11,5 |
9,1 |
11,8 |
10,5 |
11 |
10,9 |
В соответствии с базовым сценарием в 2016 г. ожидается рост ВВП на 2% при инфляции 12% (декабрь/ к декабрю). В сравнении с предыдущим макро-прогнозом от 14.02.2015 ухудшился прогноз по инфляции (ранее правительство и НБУ намеривались достигнуть 9%-й инфляции по итогам 2016 г.). Тогда как прогноз темпов роста экономики остался неизменным (хотя при этом правительство заложило меньшие темпы падения в пессимистическом сценарии – предыдущий прогноз исходил из того, что при неблагоприятных сценариях развития ВВП может упасть на 2,5 -7%). В сравнении с предыдущим прогнозом несколько ухудшился прогноз на 2016 г. по безработице, улучшился по – внешнеторговому сальдо и темпам роста экспорта, а также реальной зарплате.
Исходя из текущей оценки рисков, базовый прогноз на
2016 г. представляется оптимистичным, хотя при благоприятном развитии
событий и не является чем-то сверх - недостижимым. Напр., усреднённый майский консенсус - прогноз МЕРТ
предполагает более скромные оценки - рост экономики на 0,7% при инфляции 14,8%.
В соответствии с обновленным Меморандумом правительство и МВФ рассчитывают, что
в 2016 г. рост возобновится на фоне усиливающегося потребительского и
инвестиционного спроса, постепенной реабилитации банковского сектора и
восстановления разрушенных связей в ГМК /ТЭК. Такие предположения имеют право
на существование, хотя ожидания восстановления внутреннего спроса могут и не
оправдаться. Сохранение курса на
жесткую бюджетную консолидацию – а в обновленном Меморандуме общие
показатели снижения дефицита бюджета и выхода на первичный профицит в 2015-2016
гг. остались практически без изменений – с учетом глубокого падения экономики в
этом году и сохраняющихся дефляционно-инфляционных ожиданий будет угнетать, прежде всего, потребительский спрос
и тормозить восстановление экономики.
В целом возобновление роста в 2016 г., как и достижение всего макро-прогноза, остается подверженным значительным нисходящим внутренним и внешним рискам:
§
Внешняя среда скорее будет оставаться неблагоприятной. Позитив в том, что цены на нефть, а значит и природный
газ, будут оставаться низкими. Однако негативов больше – на локальных минимумах
продолжат находиться мировые цены на другие сырьевые товары (в т.ч. агро-сырье
и металлы – основные статьи украинского экспорта); экономика ЕС – главного
торгового партнера Украины – восстанавливается слишком медленно, а экономика РФ, которая стала вторым по
величине рынком для нашего экспорта, входит в затяжную рецессию; экономисты
обсуждают нарастающие дисбалансы в экономике Китая на фоне снижения цен на
сырье, формирования спекулятивного рынка
квази-банковского кредитования, обвала фондового рынка и соответственно риски
жесткой посадки китайской экономики, что приведет к замедлению роста в
мире.
§
Сохраняется ключевой риск, который в гораздо большей
мере, чем вешние факторы, влияет на неопределенность экономической среды, - это
продолжение и возможная дальнейшая эскалация конфликта на Донбассе. Помимо прямых потерь для экономики, продолжение войны в
Донецкой и Луганской области подогревают сохранение кризиса доверия, который
трансформируется в отток вкладов из банковской системы, раунды обвальной
девальвации и импорта инфляции, низкий приток внутренних и иностранных
инвестиций.
§
Несмотря на прогресс в переговорах с кредиторами,
окончательное решение о реструктуризации части внешнего госдолга все еще не
принято. После разблокирования переговоров в
июле риски введения моратория на обслуживание госдолга и объявления суверенного
дефолта хотя и снизились, однако полностью не сняты (что подтверждается отклонением последних предложений сторонами
переговоров, переносом встречи Яресько с комитетом кредиторов на предстоящую
среду и заявлением Минфина, что эта встреча, независимо от ее результатов,
будет последней). Объявление дефолта окончательно закроет рынки внешних
заимствований для корпораций и усилит девальвационные ожидания.
§
Не последним по
значимости риском, подрывающим реализацию экономических прогнозов на 2016 г. и
среднесрочную перспективу, остаются неудовлетворительные
темпы реформ. По информации Нацсовета реформ, на 1 июня 2015, по заданиям,
срок реализации которых уже наступил, коалиционное соглашение было выполнено
только на 39% (61% - не выполнено). Соглашение об Ассоциации (СА) – на 1 мая
выполнено на 28% (24% - в процессе, 48% - неизвестно). По оценкам самого МВФ, политическая ситуация в стране остается
сложной. С приближением местных выборов нарастает политическое давление не
проводить реформы: коалиция внесла несколько популистских законопроектов, пересматривающих
уже осуществленные реформы в энергетике и фискальной сфере (часть из которых
как закон о конвертации валютных кредитов) была принята. Попытки борьбы с
коррупцией пока не увенчались существенным и постоянным снижением ее уровня и
не трансформировались в улучшение инвестиционного климата.