Госстат обнародовал структуру розничного товарооборота,
согласно которой из 45 категорий товарных групп только по 4 выросли объемы
продаж.
По сравнению с I кварталом прошлого года украинцы
стали покупать больше лишь картофеля (на 15,8%), соли (на 12,2%), маргарина (на
8,7%) и вина (на 1,3%).
Наибольшими статьями «экономии» для граждан страны
жиры животного происхождения (реализация сократилась на 46,3%), свежие плоды,
ягоды, виноград, орехи (на 39,3%), рыба и морепродукты (на 38%), переработанные
овощи и фрукты (на 34,8%), рыбные консервы (на 31,9%), свежие овощи (на 29,3%),
фруктово-ягодная консервация (на 28,7%), мясная консервация (на 21,8%), овощная
консервация (20,3%), свежее мясо и птица (на 20,1%).
Уровень затрат на еду всегда признавался неким мерилом уровня жизни в
стране, наличия в нем устойчивого и достаточно обеспеченного среднего класса.
Украинская и иностранная статистика подтверждают – Украина продолжает движение
в клуб беднейших государств мира.
Согласно данным Евростата, по самым
свежим данным, украинцы тратят на еду 37,6 % семейного бюджета (в то время как
европейцы – до 20%), на образование украинцы тратят – 2% (европейцы – 10-17%).
Внутренние данные, исследования и опросы делают картину
еще более пессимистичной.
Невзирая на то, цены на
продукты питания в нашей стране - едва ли не самые низкие не только в
Европе, но и в постсоветском пространстве, доля расходов жителей Украины на продукты питания
занимает почти половину в структуре затрат ежемесячно. Составленная
Лигой Бизнес-информ по данным Госстата «Суммарная
стоимость элементарной продуктовой группы» только в 10 из 25 регионов выше, чем
средняя зарплата, а, к примеру, в Черновицкой области «элементарная продуктовая
корзина» превышает по размеру зарплату на 20,3%, Херсонской – на 17,7% и т.д.
По данным исследовательской
компании GfK Ukraine, индекс текущего материального положения украинцев
снизился до минимального значения за всю историю исследований компанией
потребительских настроений в Украине (с июня 2000 года), а затраты на продукты
питания составляют более 53,7% семейного бюджета.
По результатам исследования
кадрового агентства hh.ua, отвечая на вопрос, на
что уходит большая часть вашей зарплаты, 66% офисных сотрудников указали
еду, 27% - погашение кредитов, 22% - детей, 16% - одежду.
Девальвация национальной валюты фактически убрала
или минимизировала в рационе большинства семей рыбу и морепродукты (более 80%
которых - импорт), чай и кофе; сокращение
реальных зарплат и пенсий заставляют отказываться от покупки не только
деликатесов, но и отечественного мяса, сыров, овощей и фруктов.
Углубляющаяся инфляция – дает четкий сигнал о том, что «список малодоступных
продуктов» будет расширяться и дальше.