МОЗ ПРЕКРАЩАЕТ ЗАКУПКИ РОССИЙСКИХ ВАКЦИН

15/06/2015
Моніторингові продукти
МОЗ ПРЕКРАЩАЕТ ЗАКУПКИ РОССИЙСКИХ ВАКЦИН

Министр здравоохранения  А.Квиташвили на пресс-конференции заявил, что МОЗ будет избегать попадания российских препаратов в Украину, в частности вакцин, через госсзакупки.

 

Формулировка отказа «избегать попадания российских вакцин на украинский рынок» имеет значительно более политический окрас, чем профессионально-медицинский.

Ситуация в Украине  по   вакцинации населения  является крайне опасной для населения. Более того, Украина сегодня, по словам самого же министра, «несёт угрозу Европейскому континенту»:

§  Проблема накапливалась годами. Анти-вакцинная кампания  2007-2008 гг., раздутая СМИ,  вызвала массовый отказ родителей от вакцинации детей. В результате резко увеличилось число не вакцинированных детей и сегодня  эта возрастная группа  уже пошла в школы. Это  создает эпидемические риски  массового заболевания. Например, много детских организованных коллективов сегодня не  защищены от кори (дети могут  болеть корью и в 10, и в 15 лет). Каждый десятый случай болезни корью заканчивается пневмонией, осложнениями головного мезга.

Уровень вакцинации должен быть 75-90%. В Украине по документам от кори  привито 50% детей, но 25% прививок (по мнению врачей) – фиктивные. По данным организации «Иммунный щит нации» процент покрытия вакцинацией  в Украине колеблется по разным болезням от 25% до 50%. В 2013 году Украина по информации ЮНИСЕФ попала в список стран, где есть угроза вспышки полиомиелита. В 2014 г вакцинировано  от полиомиелита  только 30% детей.

§  Проблема усугубилась из-за срыва закупки вакцин в 2014 г. В 2014 г. централизованные закупки не проводились почти 10 месяцев. Кроме того, закупленные лекарства по объему были почти на 50% меньше планируемого, так как МОЗ не учел введение 7% НДС и роста курса доллара. При этом,  по отчету Счетной палаты,  МОЗ  «потерял» , т.е. не смог использовать из всех выделенных на лекарства  бюджетных средств 1,5 млн. грн, из-за недостаточно организованной работы и отмен тендеров.

§  В текущем году ситуация с закупками – не лучше. По состоянию на июнь тендерный процесс не начался. Большие надежды возлагались на международные закупки, в связи с чем в марте 2015 г. были приняты: (1) закон об осуществлении закупок через международные организации  и (2) закон, освобождающий от НДС и импортного сбора лекарства, приобретаемые через международные организации. Прогрессивная сама по себе идея не смогла найти практической реализации:

o   На сегодня  МОЗом не разработаны необходимые подзаконные акты. Фактически процесс запуска данного механизма тормозится из-за медлительности чиновников.

o   МОЗ своевременно не  обеспечил договоренностей с международными  организациями (хотя имел время  и на этапе разработки законопроекта и после его утверждения в парламенте). В результате, международные организации были поставлены перед фактом. Однако  в их ежегодные планы поставки  в Украину теперь  будет включить  достаточно трудно. 

§   В целом врядли политические пристрастия должны преобладать в принятии решений, связанных со здоровьем граждан. Проблема с российскими вакцинами на самом деле лежит в регуляторном русле. Срок действия лицензии российского поставщика вакцин истек.  Для перерегистрации по недавно принятому закону фирма должна иметь сертификат GMP, которого у российских компаний нет. 

§   Находясь на пороге катастрофы в 2014 г (в роддомах практически прекратили делать БЦЖ новорожденным),  МОЗ внес изменения к закону «О лекарственных средствах». Врачам разрешено использование 509 тысяч доз вакцины БЦЖ, срок регистрации которой закончился в марте 2014 года.

§  Распределение остатков вакцин на сегодня исчерпано. Принятое решение позволило только «доиспользовать»  имеющиеся на складах остатки, которых не достаточно. Например, в Днепропетровскую обл. распределено 10 тысяч доз вакцины БЦЖ, при потребности – 180 тыс. доз. В Киеве вакцина БЦЖ появилась в этом году после ее годового отсутствия. Но запасов хватит на 2 недели.  Некоторые больницы Киева, Ровно, Днепропетровска получили вакцины АКДС. Но по оценкам врачебного персонала их хватит на несколько дней.

§  Своих вакцин Украина не производит, рассчитывать можно только на зарубежные закупки. Заявив на пресс конференции, что « мы будем стараться в будущем российских производителей не допускать на украинский рынок, тем более БЦЖ», А.Квиташвили послал сигнал, что, помимо критериев цена / качество, при выборе поставщика акцент может делаться и на дополнительные субъективные факторы, что в значительной мере не соответствует правилам бизнес-этики и ранее задекларированным принципам «прозрачности закупок». Конкурсные условия должны давать возможность участвовать всем, но побеждать – лучшим.

§  Жестко выталкивая российского поставщика с рынка, МОЗ не смогло объяснить, кто придет ему на замену.  Предварительная работа с зарубежными компаниями не проводилась, быстро найти таких поставщиков, учитывая объемы украинских потребностей в вакцинах – крайне сложно (на складах поставщика может и не оказаться дополнительного количества вакцин, поскольку их впрок никто не производит: это сложный иммунобиологический препарат, на который требуется время).

Проблема несвоевременных госзакупок вакцин постепенно приобретает все более угрожающий характер. В условиях отсутствия порядка и стабильных правил игры на отечественном фарм-рынке, улучшения доступности медпомощи и лекарств для населения, не доведенных до логического конца идей о привлечении к поставкам лекарств международных организаций искусственное вытеснение тех, кто еще мог закрывать потребности Украины в вакцинах – достаточно рискованная инициатива.