МЕДРЕФОРМА: КВИТАШВИЛИ ПРЕЗЕНТОВАЛ ПЛАН РЕФОРМЫ, А ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПООБЕЩАЛ УКРАИНЦАМ «КВИТАШВИЛИ-CARE»

07/06/2015
Моніторингові продукти
МЕДРЕФОРМА: КВИТАШВИЛИ ПРЕЗЕНТОВАЛ ПЛАН РЕФОРМЫ, А ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПООБЕЩАЛ УКРАИНЦАМ «КВИТАШВИЛИ-CARE»
Реформа системы здравоохранения Украины была представлена Министром Квиташвили на Коллегии в МОЗ при участии Премьер-Министра Яценюка. В начале июня на Коллегии в МОЗ Министр А.Квиташвили представил план реформирования системы здравоохранения Украины. Министр изложил основные положения представленного им ранее (на заседании Кабмина 27 мая) законопроекта, а также план реализации этой реформы на 2015 -2016 гг.  Сам законопроект в целом, содержит правильные меры - расширение  финансовой самостоятельности медучреждений, переход на оплату за оказанные услуги, предоставление официальной возможности оказывать платные услуги для населения. Однако в проекте закона остается чересчур много «белых пятен», которые создают существенные риски, как для населения, доступ к медуслугам которых может ухудшиться, так и для медреформы в целом. В частности, законопроектом не предусмотрено:за что именно медучреждения будут получать финансирование от государства, как будет идти ценообразование на платные для населения услуги, а также не обозначен вопрос гарантированного государством и бесплатного для населения пакета медуслуг;какими будут инструменты контроля качества лечения, какова будет роль ассоциаций врачей в контроле качества, каков будет механизм ответственности врача за плохое лечение; отсутствует положение о «пулинге» (концентрации) государственных  финансовых ресурсов для  вторичного уровня медпомощи на уровне области. Без «пулинга», сама по себе самостоятельность медучреждений не даст никаких экономических стимулов для реструктуризации сети  для ее перестройки в  соответствии с потребностями населения региона, повышения качества и экономичности медобслуживания;не содержится принципов работы нового механизма финансирования, отсутствует описание существенных условий договоров о медобслуживании населения между медучреждениями и местными органами власти. Содержится лишь задание МОЗу разработать необходимые методики, а также составить текст примерных договоров. Это создает как риски того, что в итоге новый механизм финансирования окажется «не таким» и не заработает.  Помимо законопроекта Министр также презентовал план реализации всей реформы на 2015-2016 года. Согласно этому плану, переход на финансирования медучреждений за оказанные медуслуги может быть возможен лишь с начала 2016 года. По мнению Премьер-Министра Яценюка (который в 2009-2012 годах был членом Комитета ВРУ по вопросам здравоохранения) и сведущ в вопросах здравоохранения, в Украине необходимо запускать свой аналог американской программы «Обама Care».  Медреформа в США, которая вводила программу «Обама Care», была инициирована из-за недоступности и дороговизны медицины для большинства граждан страны. Основным ее элементом являлось введение обязанности граждан США приобретать медстраховку, а малоимущим предоставлялись субсидии за счёт бюджетных средств. Результатом должно было стать увеличение охвата страховым покрытием населения. Однако заявления Премьер-министра по поводу создания в Украине «Квиташвили Care» (аналога американской  «Obama Care») вызывают сомнения. Во-первых, в презентованном плане Министерства на 2015-16 гг. не сказано о медстраховании и каких-либо параметрах предполагаемой модели. То есть, переход на медстрахование может иметь место не раньше, чем с 2017 года. А, во-вторых, США не является подходящим примером для Украины, поскольку: o   США тратит на здравоохранения существенно больше, чем любая другая страна в мире: общие расходы на здравоохранение в США - 17,9% от ВВП, в Украине почти втрое меньше – 7,6% ВВП (2013 год); o   Из общих расходов на здравоохранение на собственные расходы граждан в США приходиться лишь около 11,3% всех медрасходов (остальное уплачивается страховыми компаниями, а также из средств существующих госпрограмм), в то время как в Украине – более 40% всех расходов уплачиваются гражданами из своего кармана; o   Кроме того, здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами, чего нельзя сказать об Украине.   В довершение А.Яценюк поручил Квиташвили в течение 3-х месяцев реализовать необходимые меры по предложенным изменениям, и уже в сентябре обеспечить конкретный результат в виде принятия необходимых законов, закупке лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечению вакцинами.  Однако есть определенные сомнения в реалистичности реализации поставленной задачи. За три месяца не произойдет существенных изменений, поскольку их пока нет даже в плане Квиташвили. В презентованной схеме на август запланировано лишь стартовать с изменением правового статуса медучреждений, а разработка примерных договоров, которые должны стать основой нового механизма финансирования медучреждений – по плану будет длиться до октября.  Министр Квиташвили продолжил ознакомление общественности с разработанным им законопроектом, который является, в целом, правильным, однако содержит достаточно недоработок, из-за чего возникают существенные риски, что качество и доступность медуслуг могут наоборот ухудшиться.  Заявления Премьер-министра Яценюка о скорейшем введении «Квиташвили Care» (по аналогии с Obama Care в США) представляются пока недостаточно реалистичными. Запланированная на ближайшие два года медреформа является скорее подготовкой к введению медстрахования в будущем.