ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТ И ПЕНСИЙ В 2015 ГОДУ – ПЕРСПЕКТИВЫ НЕОПРЕДЕЛЕННЫ

15/06/2015
Моніторингові продукти
ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТ И ПЕНСИЙ В 2015 ГОДУ – ПЕРСПЕКТИВЫ НЕОПРЕДЕЛЕННЫ

Правительству Украины, заморозившему все социальные стандарты и гарантии на уровне декабря 2013 года, становится все труднее не обращать внимание на критическое падение уровня жизни населения. В связи с этим уже прозвучал ряд заявлений от политиков (включая Президента П.Порошенко и спикера Верховной Рады В.Гройсмана),  выражающих озабоченность и призывающих к индексации доходов украинцев.   

Падение благосостояния населения становится все более ощутимым. Социальные стандарты были заморожены с конца 2013 г., но цены за этот период кумулятивно выросли почти на 75%. При инфляции в 58,4% в мае 2015 по сравнению с маем 2014 г. размер и средней пенсии, и средних зарплат в большинстве отраслей  остался практически неизменным, увеличившись на 3-5%.

По данным экспертов, если летом прошлого года украинцы уже начинали экономить на отдыхе и поездках, а также крупных покупках (недвижимость / автомобили), к осени – на покупке бытовой техники, к концу года – уже на товарах первой необходимости, а доля затрат на продукты питания превысили 50% от общего дохода граждан.

В прошлом году существенно подорожали продовольственные товары.


С начала 2015 года эта тенденция продолжилась благодаря усиливающийся инфляции и глубокой девальвации национальной валюты, которые продолжают «съедать» средства украинцВ этих условиях и в преддверии местных выборов, ощущая проседание своих рейтингов[1], провластные политики вынуждены обещать народу улучшение благосостояния. Однако далеко не все заявления являются согласованными между собой. Если со стороны П.Порошенко и А.Яценюка, за которыми стоят готовящиеся к осенним выборам в местные органы власти «Солидарность» (БПП) и «Народный фронт», звучат обнадеживающие обещания, то не позиционирующаяся в активной политической жизни и отдающая предпочтение технократическому стилю поведения Министр финансов Н.Яресько (которой нет необходимости оглядываться на рейтинги и «набирать очки в глазах населения»), не видит оснований и возможности повысить социальные стандарты ранее, чем намечалось. По ее словам, хоть бюджет по итогам первого квартала закрыт с профицитом, но это временное явление, не имеющее к росту экономики никакого отношения (она прекрасно понимает, что это «достижение» обеспечено исключительно благодаря инфляционному росту поступлений в доходную часть бюджета, и многомиллиардных авансовых переплат бизнеса по налогам). По мнению Минфина, если будет достигнут более высокий уровень поступлений, то возможность обеспечить социальные расходы появится в 2016 году.

Населению не стоит сильно рассчитывать на обещания политиков. Правительство находятся в тисках финансового давления – с одной стороны, и растущего обнищания населения – с другой. Реальных возможностей для роста социальных стандартов, и в частности пенсий – нет. Анонсированное увеличение пенсий за счет перехода к накопительной системе пенсионного обеспечения является тонкой уловкой для населения, которое регулярно ловит месидж о том, «что теперь вы сами будете себе зарабатывать пенсию», но не совсем представляет, как это работает на практике. На самом же деле, введение накопительного уровня делает еще более уязвимыми в плане пенсионных выплат «сегодняшних» и «завтрашних» пенсионеров:

·                    ситуация в экономике ухудшается: падение ВВП в первом квартале - 17,2%, в глубоком пике находятся абсолютно все сектора национальной экономики, даже державшаяся до сих пор «на плаву» аграрная отрасль (-5,4% в январе-мае 2015 г. по сравнению с январем – маем 2014 г.). В этих условиях приходится говорить  уже не о пересмотре социальных стандартов, а о том, насколько удастся сдержать обещания о декабрьской индексации минимальных пенсии и зарплаты хотя бы на заявленные 13% (которые уже трижды перекрыты инфляцией);

·                    не сильно следует рассчитывать и на повышение пенсионных выплат в связи с предстоящим введением накопительного уровня является блефом. Во-первых, накопительные пенсии планируют к введению лишь с  января 2017 г., поэтому в ближайшие полтора года эту систему никак нельзя преподносить как обеспечивающую рост пенсий ни в 2015 г., ни в 2016 г. Во-вторых, участниками накопительной системы пенсионного страхования будут лица, которым на момент введения накопительной системы исполнится не более 35 лет. Те, кто в 2017 г. начнет отчислять в накопительную систему (35-тилетние) – смогут получать пенсии из нее только через 25 лет. В-третьих, люди предпенсионного возраста, пожелавшие добровольно перейти на накопительную систему, не смогут накопить достаточных средств, чтобы заместить накопительной пенсией солидарную. Вместе с тем,  устойчивость наполнения солидарной системы  с введением накопительного уровня ставится под удар.

Прогнозы о состоянии украинской экономики на 2015 год являются крайне неутешительными. Если в августе прошлого года правительство рассматривало сценарии, по которому экономика в 2015 году должна была исключительно расти (ВВП – от 0,3% до 2,0%), то после двух корректировок оценки радикально поменялись: рост не только уже не рассматривается, но по всем трем возможным сценариям прогнозируется падение (до -11,9% по ВВП и до -21,3% по уровню реальных зарплат при годовой инфляции не выше 42,8%, которая практически достигнута за 5 месяцев). Более того, на 2016 год два из трех сценариев предусматривают дальнейшее падение национальной экономики (на 2,5-7,0% по ВВП при падении реальной зарплаты еще на 8-12%), а долгосрочный сценарий 3 – ухудшение ситуации и в 2017 году (падение ВВП на 3,0%, сокращение реальных зарплат на 3,1%).

Аналогичный пессимизм отражен и в оценках зарубежных экспертов, которые уже дважды пересматривали свои версии развития ситуации в украинской экономике. Сегодня Украине прогнозируется 9-типроцентное падение ВВП в 2015 г.

Таким образом, следует признать, что в силу ухудшающейся ситуации в экономике и пребывания ее в нынешнем плачевном состоянии обещанное на декабрь повышение социальных стандартов на 13% видится все более сомнительным и не имеющим под собой экономической почвы (когда эта цифра закладывалась в бюджет, правительство прогнозировало совершенно иные тенденции в развитии отечественной экономики).

 

 



[1] http://vesti-ukr.com/strana/101280-regiony-nedovolny-vlastjamiев.