ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТЧИТАЛОСЬ О РЕКОРДНЫХ ОСТАТКАХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВА

06/06/2015
Моніторингові продукти

По состоянию на 1 июня 2015 г. объем средств, имеющихся в распоряжении правительства (входное сальдо Единого казначейского счета), составил 27,746 млрд. грн.

С одной стороны, следует признать обновление исторического рекорда по уровню остатка средств на счетах казначейства (предыдущий рекорд – 27,350 млрд. грн. – был зафиксирован в начале декабря 2005 г., когда государству были перечислены средства от повторной продажи «Криворожстали»). Из позитивов следует также отметить позитивную динамику увеличения объема денег, которыми располагает правительство и которые на начало года составляли всего 3,0 млрд. грн. (на 1.02.2015 – 8,8 млрд. грн., на 1.03.2015 – 14,6 млрд. грн., на 1.04.2015 – 26,7 млрд. грн., с незначительным проседанием в начале мая – до 23,6 млрд. грн.).

Однако упомянутое достижение следует оценивать достаточно осторожно – во-первых, из-за природы образования, а во-вторых – если оценить реальный масштаб средств:

§  значительные «запасы казначейства» вызваны не в последнюю очередь существенными авансовыми переплатами по налогам со стороны бизнеса; с другой стороны государство, как и прежде, придерживалось традиционной тактики «придерживания денег» - к примеру, в мае 2015 г. бизнесу было возмещено НДС на сумму 4,95 млрд. грн. из 5,2 млрд., запланированных Минфином;

§  поспособствовали рекорду и иностранные вливания в государственный бюджет:  в марте Международный валютный фонд выделил Украине первый транш по новой программе расширенного финансирования EFF в размере около 5 млрд. долларов, из которых около 2,7 млрд долларов получило правительство для поддержки государственного бюджета; 26-29 мая были полностью размещены облигации, выпущенные под государственный гарантии США (под 1,847% годовых с двукратной выплатой купонного дохода 29 мая и 29 ноября и окончательным погашением 29.05.2020), что позволило получить на счета казначейства еще 1 млрд. долл. США;

§  внесли свой вклад в рекордный показатель девальвация и инфляция, которые привели к перевыполнению доходной части бюджета (прежний рекорд 2004 года в долларовом эквиваленте составлял 5,42 млрд. дол., нынешнее его обновление – практически вчетверо меньше – 1,32 млрд. дол.).

Результаты же операционной деятельности по формированию и реализации грамотной государственной политики (производной которой являются экономический рост, обеспечивающий увеличение налоговых поступлений в казну) – гораздо скромнее:

§  в мае органы Государственной фискальной службы (налоговая и таможня) собрали вместе в общий фонд бюджета 39 млрд. грн., что почти на 2 млрд. грн. меньше, чем планировал Минфин (план по сборам выполнен на 95,2%). Из двух недополученных миллиардов  855 млн. грн. – эта сумма, которую рассчитывали получить от испытывающего все большие проблемы крупного бизнеса (анализ финансовых результатов работы крупных предприятий был представлен на прошлой неделе), с которым работает Центральный офис ГФС. В целом, крупный бизнес перечислил в мае в бюджет налогов на сумму 11,7 млрд. грн. из запланированных 12,6 млрд. грн.;

§  продолжающийся конфликт на востоке сгенерировал «серые территории» и на неподконтрольной, и даже на подконтрольной части Донецкой и Луганской областей. В результате стремительно расширяющейся на глазах «теневой экономики» этих регионов, а также коррупции, сопровождающей ведение бизнеса и в зоне АТО, и на прилегающих к ней территориях, Донецкая и Луганская область утратили статус «ВИП-генераторов денежных средств» для государственного бюджета. К примеру, плательщики Донецкой области в мае перечислили в бюджет 316,3 млн. грн. налогов и сборов – меньше, чем Одесская (366,1 млн. грн.) или Львовская (396 млн. грн.) области; Луганская область пополнила госказну на 191,6 млн. грн. - меньше, чем принесла уступающая по экономическому потенциалу Винницкая (237,8 млн. грн.) область.

Предстоящие траты – если пополнение счетов казначейства не будет обеспечиваться экономическими инструментами грозят за считанные месяцы заметно снизить остатки средств на ЕКС:

§  в ближайшие три месяца только на обслуживание государственного долга нужно будет выделить 364 млн. дол. США (по нынешнему курсу – 7,6 млрд. грн.); не до конца понятна судьба «российского кредита 2013 года» - при неблагоприятном сценарии его возврат «съест» в конце года 3 млрд. долларов (63 млрд. грн. по нынешнему курсу);

§  с приближением  осени Правительству предстоят значительные траты на выплату субсидий, вызванных резким повышением коммунальных тарифов (если в январе – апреле «при старых тарифах» на эти цели были направлены 168,2 млн. грн., то в целом до конца года, по оценкам самого КМУ, для компенсации гражданам «потяжелевших платежек» понадобится более 24 млрд. грн.);

 

Из вышеупомянутого следует сделать вывод: нынешние рекордные остатки на счетах Казначейства – не повод для самоуспокоения. Без решительных шагов по выводу экономики из кризиса – имеющиеся средства могут растаять так же стремительно, как они были накоплены, под грузом макроэкономических и социальных проблем.