По
состоянию на 1 июня 2015 г. объем средств, имеющихся в распоряжении
правительства (входное сальдо Единого казначейского счета), составил 27,746
млрд. грн.
С одной стороны, следует признать обновление
исторического рекорда по уровню остатка средств на счетах казначейства
(предыдущий рекорд – 27,350 млрд. грн. – был зафиксирован в начале декабря 2005
г., когда государству были перечислены средства от повторной продажи «Криворожстали»).
Из позитивов следует также отметить позитивную динамику увеличения объема
денег, которыми располагает правительство и которые на начало года составляли
всего 3,0 млрд. грн. (на 1.02.2015 – 8,8 млрд. грн., на 1.03.2015 – 14,6 млрд.
грн., на 1.04.2015 – 26,7 млрд. грн., с незначительным проседанием в начале мая
– до 23,6 млрд. грн.).
Однако упомянутое достижение следует оценивать
достаточно осторожно – во-первых, из-за природы образования, а во-вторых – если
оценить реальный масштаб средств:
§ значительные «запасы казначейства» вызваны не в
последнюю очередь существенными авансовыми переплатами по налогам со стороны
бизнеса; с другой стороны государство, как и прежде, придерживалось традиционной
тактики «придерживания денег» - к примеру, в мае 2015 г. бизнесу было возмещено НДС на
сумму 4,95 млрд. грн. из 5,2 млрд., запланированных Минфином;
§ поспособствовали рекорду и иностранные вливания в
государственный бюджет: в марте Международный валютный
фонд выделил Украине первый транш по новой программе расширенного
финансирования EFF в размере около 5 млрд. долларов, из которых около 2,7 млрд
долларов получило правительство для поддержки государственного бюджета; 26-29
мая были полностью размещены облигации, выпущенные под государственный гарантии
США (под 1,847% годовых с двукратной
выплатой купонного дохода 29 мая и 29 ноября и окончательным погашением
29.05.2020), что позволило
получить на счета казначейства еще 1 млрд. долл. США;
§ внесли свой вклад в рекордный
показатель девальвация и инфляция, которые привели к перевыполнению доходной
части бюджета (прежний рекорд 2004 года в долларовом эквиваленте составлял 5,42
млрд. дол., нынешнее его обновление – практически вчетверо меньше – 1,32 млрд.
дол.).
Результаты же операционной деятельности по
формированию и реализации грамотной государственной политики (производной которой являются экономический рост,
обеспечивающий увеличение налоговых поступлений в казну) – гораздо скромнее:
§ в мае органы Государственной
фискальной службы (налоговая и таможня) собрали вместе в общий фонд бюджета 39
млрд. грн., что почти на 2 млрд. грн. меньше, чем планировал Минфин (план по
сборам выполнен на 95,2%). Из двух недополученных миллиардов 855 млн. грн. – эта сумма, которую
рассчитывали получить от испытывающего все большие проблемы крупного бизнеса
(анализ финансовых результатов работы крупных предприятий был представлен на
прошлой неделе), с которым работает Центральный офис ГФС. В целом, крупный бизнес
перечислил в мае в бюджет налогов на сумму 11,7 млрд. грн. из запланированных
12,6 млрд. грн.;
§ продолжающийся конфликт на
востоке сгенерировал «серые территории» и на неподконтрольной, и даже на
подконтрольной части Донецкой и Луганской областей. В результате стремительно
расширяющейся на глазах «теневой экономики» этих регионов, а также коррупции,
сопровождающей ведение бизнеса и в зоне АТО, и на прилегающих к ней
территориях, Донецкая и Луганская область утратили статус «ВИП-генераторов
денежных средств» для государственного бюджета. К примеру, плательщики Донецкой
области в мае перечислили в бюджет 316,3 млн. грн. налогов и сборов – меньше,
чем Одесская (366,1 млн. грн.) или Львовская (396 млн. грн.) области; Луганская
область пополнила госказну на 191,6 млн. грн. - меньше, чем принесла уступающая
по экономическому потенциалу Винницкая (237,8 млн. грн.) область.
Предстоящие траты – если пополнение счетов
казначейства не будет обеспечиваться экономическими инструментами – грозят за
считанные месяцы заметно снизить остатки средств на ЕКС:
§ в
ближайшие три месяца только на обслуживание государственного долга нужно будет
выделить 364 млн. дол. США (по
нынешнему курсу – 7,6 млрд. грн.); не до конца понятна судьба «российского кредита 2013
года» - при неблагоприятном сценарии его возврат «съест» в конце года 3 млрд.
долларов (63 млрд. грн. по нынешнему курсу);
§ с
приближением осени Правительству
предстоят значительные траты на выплату субсидий, вызванных резким повышением коммунальных тарифов
(если в январе – апреле «при старых тарифах» на эти цели были направлены 168,2
млн. грн., то в целом до конца года, по оценкам самого КМУ, для компенсации
гражданам «потяжелевших платежек» понадобится более 24 млрд. грн.);
Из вышеупомянутого следует сделать вывод: нынешние рекордные остатки
на счетах Казначейства – не повод для самоуспокоения. Без решительных шагов по
выводу экономики из кризиса – имеющиеся средства могут растаять так же
стремительно, как они были накоплены, под грузом макроэкономических и
социальных проблем.