ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ЗА 4 МЕСЯЦА ПОКАЗАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

26/05/2015
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР ЗА 4 МЕСЯЦА ПОКАЗАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

В январе - апреле 2015 г. объемы грузоперевозок в стране сократились на 20,4% (против такого же периода 2014 г).

В транспортном секторе наблюдаются схожие со строительной отраслью тенденции: в отличие от начала 2014 г., когда транспортные перевозки сохранялись практически на уровне «стабильного» 2013 года (-0,3%), в январе – апреле 2015 года они стали ниже на 20,4%, а объемы перевезенных грузов сократились на 23,2%:

§  единственное отличие состоит в том, что строительство от месяца к месяцу продолжало падать, а транспортная отрасль зафиксировалась на некоем условном дне с колебаниями в 1% (от 75,8% от объемов января 2014 г. до 76,8% по четырехмесячным объемам);

§  единственный сегмент перевозок, в котором зафиксирован рост – зерно и продукты его перемола (+7,3%), но к этому результату нужно отнестись сдержанно (это последствие прошлогоднего рекордного урожая в 63,9 млн. тонн зерновых; если оправдаются прогнозы на нынешний год украинских аналитиков (57,4 млн. тонн) или Министерства сельского хозяйства США (55,3 млн. тонн) – и в этом сегменте по итогам года будет зафиксировано падение объемов;

§  по всем другим статьям перевозок уже сейчас есть существенное сокращение: уголь (-48,2%), нефть и нефтепродукты (-41,6%), кокс (-39,6%), черные металлы (-31,3%), стройматериалы (-19,7%), химические и минеральные удобрения (9,9%), цемент (-9,6%), железная и марганцевая руда (-8,4%);

Из транспортных подотраслей наиболее просел трубопроводный сегмент (-37,9%): перекачка аммиака сократилась на 18,4%, газа – на 22,9%, транзит сократился на 18,4% и 26,4%. Это заметно снижает инвестиционную привлекательность Одесского припортового завода (который планируется приватизировать в 2015 г.), а также отечественной газотранспортной системы (провести ее модернизацию отечественными ресурсами практически невозможно, но еще сложнее будет уговорить иностранных инвесторов вкладывать деньги в пустеющую с каждый годом трубу).

На втором месте по темпам падения – автомобильные перевозки (-16,3%), спровоцированные 50-70% ростом цен на бензины и дизтопливо.

Существенно сократились железнодорожные перевозки (-13,8%), уже вылившиеся в невозможность обслуживать свои внешние заимствования и объявленный 12 мая 2015 г. технический дефолт. Реагируя на такое решение «Укрзализныци», международное агентство Standard & Poor's Ratings Services снизило рейтинг Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныци») с «СС» до уровня «SD» («выборочный дефолт»). В комплексе с принятым 19 мая 2015 г. законом о наделении КМУ правом прекратить обслуживать свои внешние обязательства (в т.ч. и по «Укрзализныци») – это до минимума снижает вероятность привлечения новых средств в кампанию, 90% подвижного состава которой уже исчерпало свой ресурс. В самой «Укрзализныце» видят решение проблемы в повышении тарифов (еще на 25% по отношению к задекларированной ранее инициативе об увеличении тарифов на 35% на грузоперевозки и 21% на пассажирские перевозки). Крупнейшие клиенты железной дороги (металлурги, химики, машиностроители) в ответ на такую инициативу анонсировали существенное сокращение, а по некоторым видам продукции – полное прекращение использования железнодорожного транспорта, что рискует привести к коллапсу «Укрзализныци».

Рост грузооборота в авиационном (+25,3%) и водном (+13,1%) сегменте существенного влияния на результаты работы отрасли не повлиял в силу их крайне незначительной доли в общих объемах грузоперевозки (0,08% и 1,72% соответственно).

Пассажирооборот в январе-апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 11%, перевозки пассажиров – на 11,3%.  Наибольшие потери зафиксированы:

§  по пассажирообороту – автомобильный (-17,4%), авиационный (-13,5%), железнодорожный (-6,2%) сегменты;

§  по количеству перевезенных пассажиров – также автомобильный (-20,7%), авиационный (-12,9%) сегменты;

В части пасажироперевозок местным транспортом (автобусные, троллейбусные, трамвайные и метрополитеновский) стоит ожидать дальнейшего падения их объемов. После недавнего решения о том, что тарифы на перевозки более не являются объектом государственного ценового регулирования, в середине мая по всей стране прокатилась волна повышения тарифов, которая безусловно отразится уже на ближайшей статистике.

 

Транспорт (наряду со строительной отраслью) – «маяки», характеризующие уровень модернизации и динамику функционирования национальной экономики и ее базовых отраслей – своей работой в январе-апреле 2015 года не дают повода говорить о скором восстановлении экономического роста.