В прошлом году бесплатное жилье
получили 3 тыс. очередников –
вполовину меньше, чем в 2013 году.
По разным категориям граждан – наблюдалась разная
динамика решения жилищных проблем: наибольшее внимание было уделено семьям
погибших военнослужащих (получило жилье 3,1% очередников) и инвалидам войны
(2,5%), наименьшее – участникам боевых действий / участникам войны и отставным
военнослужащим (по 0,3%).
В региональном разрезе – наилучшие результаты по
решению проблемы очередей за жильем – в Николаевской (сокращение на 1,2%),
Харьковской (1,0%), Ровенской (0,9%) и Херсонской (0,8%) области. Эти регионы в
2-3 раза превзошли общеукраинские показатели. В числе наихудших – Львовская
(0,05%), Сумская, Запорожская, Киевская (по 0,1%) области.
Так называемая «квартирная очередь»
наряду с замороженными вкладами в Сбербанке бывшего СССР – две ключевые
проблемы, тянущие Украину в ее
глубокое советское прошлое. Каждый второй в очереди стал на учет еще в прошлом
столетии, и по состоянию на начало 2015 года нуждающимися в улучшении жилищных
условий и имеющими право реализовать это за счет государства официально
признано 657,2 тыс. семей и лиц-одиночек.
Но в решении этих двух вышеупомянутых «исторических
проблем» наблюдаются разнонаправленные тенденции. После двух неудачных попыток
компенсировать замороженные сбережения в 2008 и 2012 г. выплатами по 1 тыс.
грн. (на которые совокупно истрачено
около 12 млрд. грн., в то время как по оценкам 1997 года общая задолженность
превышала 130 млрд. грн., а количество зарегистрированных вкладчиков составляло
около 13 млн. человек), которые не решили проблемы глобально, в «квартирном»
вопросе и предыдущие, и нынешнее правительство предпочитают «плыть по течению»,
уповая на медленное сокращение очередей либо в силу получения жилья, либо (на
что делается основная ставка) – исчезновение основания для получения бесплатного
жилья.
Однако на практике рассчитывать на это сложновато
– только в 2014 году на очередь поставлено почти 14,7
тыс. новых семей, что в 5 раз больше, чем было реально обеспечено жильем в
течение предыдущего года.
Практически во всех
регионах пропорция «взято в очередь новых семей / обеспечено жильем предыдущих
очередников» носит угрожающий характер «пирамиды» (Закарпатская область – превышение в
19,4 раза, Львовская – в 15,8 раза, Киевская – в 12,8 раза, Одесская – в 9,4
раза), что грозит сделать проблему все
более и более «долгоиграющей»:
§ с одной стороны – количество
льготников будет расти и дальше (как минимум за счет участников АТО, количество
которых может из нынешних почти 50 тысяч с
темпом прироста 2,5-3 тысячи человек в неделю в результате очередных волн
мобилизации и возобновления практики военного призыва превратиться в 100+
тысяч, а также инвалидов войны – уже сейчас подобные увечья в результате
конфликта на востоке имеют более 10 тысяч человек);
§ с другой – появился новый вызов в виде
вынужденных переселенцев (1,2-1,5 млн. человек), а также жителей разрушенных
домов на ранее временно оккупированных, но уже освобожденных территориях (в Донецкой и Луганской областях разрушено
или повреждено около 10 тыс. жилых домов). Значительная часть их жителей
еще год назад не значилась как нуждающиеся в жилье, но потеряв свои квартиры –
вынуждены будут и смогут по формальным основаниям становится на учет;
§ с третьей стороны – темпы жилищного
строительства (2014 год: - 2,1%,
январь-март 2015 г.: +8,9%) не смогут угнаться за темпами увеличения
количества льготников в очередях;
В целом же стоит отметить, что ныне даже в общих чертах нет видения – что
делать с социально незащищенными гражданами, имеющими право или требующими улучшения
жилищных условий:
§ инициированные в прежние годы различные жилищные
программы (70/30, 50/50 и т.д.) практически свернуты: в бюджете-2015 заложены
средства только на строительство жилья для силовиков, и совсем немного (49,3
млн. грн.) – для компенсации процентных ставок по кредитам;
§ в условиях, когда коммерческие ставки по кредитам
выросли (в 2010-2012 гг. Государственное
ипотечное учреждение устанавливало ставку рефинансирования в размере 11%; на
2015 г. размер процентной ставки по ипотечным кредитам при формировании
банковскими учреждениями кредитного портфеля устанавливается на уровне 15,3%
годовых, а рекомендованная ставка при рефинансировании заемщиков не должна
превышать 18% годовых) – имеющихся средств хватит преимущественно на тех,
кто брал кредиты несколько лет назад;
§ новых механизмов участия государства в решении
жилищных проблем граждан в 2014-2015 гг. пока не предложено;
§ вряд ли сможет предложить какие-либо доступные для
граждан продукты и банковская система, которая закончила 2014 г. с общим
убытком 53,0 млрд. грн., а I квартал 2015 г. – уже 80,9 млрд. грн. (из которых
16,2 млрд. грн. – убытки функционирующих, невыведенных
под ФГВФО финансовых учреждений); только за первые три месяца 2015 г. доля
просроченной задолженности по кредитам выросла с 13,5% до 17,2% (на 1.01.2014 –
7,7%), рентабельность активов упала с -4,02% до -22,29%, рентабельность
капитала – с -30,46% до -285,94% (на 1.01.2014 г. было +0,12 и +0,81%
соответственно); сужается и присутствие на украинском рынке банков с
иностранным капиталом, которые могли поддержать свои украинские «дочки» более
дешевым ресурсом (за январь-март 2015 г. иностранные инвесторы вышли из 5
отечественных банков, а доля иностранцев в уставных фондах сократилась с 34,0%
на 1.01.2014 до 32,5% на 1.01.2015 и 30,5% на 1.04.2015);
§ самостоятельно потянуть дорожающие квадратные
метры – неподъемно для большинства граждан: к примеру, в Киеве в марте-апреле
2015 г. средняя цена 1 кв. м «первички» составляла 25,3 тыс. грн., что
эквивалентно 4-хмесячной полной зарплате киевлянина (в среднем 6,3 тыс. грн.); таким
образом, с учетом того факта, что уже около 50% зарплаты украинцев уходит на
продукты питания, в нынешних условиях на покупку стандартной 50-тиметровой
однокомнатной квартиры понадобится собирать средства в течение не менее чем 40
лет (в регионах, где разрыв между зарплатой и ценой «квадрата» выше, прежде
всего в западных регионах – не менее 50-60 лет).