ЗА ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД БЕЗОПЛАТНОЕ ЖИЛЬЕ ОТ ГОСДАРСТВА ПОЛУЧИЛИ 3 ТЫСЯЧИ СЕМЕЙ – 0,4% ОТ ТРЕБУЮЩИХ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

18/05/2015
Моніторингові продукти

В прошлом году бесплатное жилье получили 3 тыс. очередников – вполовину меньше, чем в 2013 году.

По разным категориям граждан – наблюдалась разная динамика решения жилищных проблем: наибольшее внимание было уделено семьям погибших военнослужащих (получило жилье 3,1% очередников) и инвалидам войны (2,5%), наименьшее – участникам боевых действий / участникам войны и отставным военнослужащим (по 0,3%).

В региональном разрезе – наилучшие результаты по решению проблемы очередей за жильем – в Николаевской (сокращение на 1,2%), Харьковской (1,0%), Ровенской (0,9%) и Херсонской (0,8%) области. Эти регионы в 2-3 раза превзошли общеукраинские показатели. В числе наихудших – Львовская (0,05%), Сумская, Запорожская, Киевская (по 0,1%) области.

Так называемая «квартирная очередь» наряду с замороженными вкладами в Сбербанке бывшего СССР – две ключевые проблемы, тянущие Украину в ее глубокое советское прошлое. Каждый второй в очереди стал на учет еще в прошлом столетии, и по состоянию на начало 2015 года нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право реализовать это за счет государства официально признано 657,2 тыс. семей и лиц-одиночек.

Но в решении этих двух вышеупомянутых «исторических проблем» наблюдаются разнонаправленные тенденции. После двух неудачных попыток компенсировать замороженные сбережения в 2008 и 2012 г. выплатами по 1 тыс. грн. (на которые совокупно истрачено около 12 млрд. грн., в то время как по оценкам 1997 года общая задолженность превышала 130 млрд. грн., а количество зарегистрированных вкладчиков составляло около 13 млн. человек), которые не решили проблемы глобально, в «квартирном» вопросе и предыдущие, и нынешнее правительство предпочитают «плыть по течению», уповая на медленное сокращение очередей либо в силу получения жилья, либо (на что делается основная ставка) – исчезновение основания для получения бесплатного жилья. 

Однако на практике рассчитывать на это сложновато – только в 2014 году на очередь поставлено почти 14,7 тыс. новых семей, что в 5 раз больше, чем было реально обеспечено жильем в течение предыдущего года.

Практически во всех регионах пропорция «взято в очередь новых семей / обеспечено жильем предыдущих очередников» носит угрожающий характер «пирамиды» (Закарпатская область – превышение в 19,4 раза, Львовская – в 15,8 раза, Киевская – в 12,8 раза, Одесская – в 9,4 раза), что грозит сделать проблему все более и более «долгоиграющей»:

§   с одной стороны – количество льготников будет расти и дальше (как минимум за счет участников АТО, количество которых может из нынешних почти 50 тысяч с темпом прироста 2,5-3 тысячи человек в неделю в результате очередных волн мобилизации и возобновления практики военного призыва превратиться в 100+ тысяч, а также инвалидов войны – уже сейчас подобные увечья в результате конфликта на востоке имеют более 10 тысяч человек);

§   с другой – появился новый вызов в виде вынужденных переселенцев (1,2-1,5 млн. человек), а также жителей разрушенных домов на ранее временно оккупированных, но уже освобожденных территориях (в Донецкой и Луганской областях разрушено или повреждено около 10 тыс. жилых домов). Значительная часть их жителей еще год назад не значилась как нуждающиеся в жилье, но потеряв свои квартиры – вынуждены будут и смогут по формальным основаниям становится на учет;

§   с третьей стороны – темпы жилищного строительства (2014 год: - 2,1%, январь-март 2015 г.: +8,9%) не смогут угнаться за темпами увеличения количества льготников в очередях;

В целом же стоит отметить, что ныне даже в общих чертах нет видения – что делать с социально незащищенными гражданами, имеющими право или требующими улучшения жилищных условий:

§   инициированные в прежние годы различные жилищные программы (70/30, 50/50 и т.д.) практически свернуты: в бюджете-2015 заложены средства только на строительство жилья для силовиков, и совсем немного (49,3 млн. грн.) – для компенсации процентных ставок по кредитам;

§   в условиях, когда коммерческие ставки по кредитам выросли (в 2010-2012 гг. Государственное ипотечное учреждение устанавливало ставку рефинансирования в размере 11%; на 2015 г. размер процентной ставки по ипотечным кредитам при формировании банковскими учреждениями кредитного портфеля устанавливается на уровне 15,3% годовых, а рекомендованная ставка при рефинансировании заемщиков не должна превышать 18% годовых) – имеющихся средств хватит преимущественно на тех, кто брал кредиты несколько лет назад;

§   новых механизмов участия государства в решении жилищных проблем граждан в 2014-2015 гг. пока не предложено;

§   вряд ли сможет предложить какие-либо доступные для граждан продукты и банковская система, которая закончила 2014 г. с общим убытком 53,0 млрд. грн., а I квартал 2015 г. – уже 80,9 млрд. грн. (из которых 16,2 млрд. грн. – убытки функционирующих, невыведенных под ФГВФО финансовых учреждений); только за первые три месяца 2015 г. доля просроченной задолженности по кредитам выросла с 13,5% до 17,2% (на 1.01.2014 – 7,7%), рентабельность активов упала с -4,02% до -22,29%, рентабельность капитала – с -30,46% до -285,94% (на 1.01.2014 г. было +0,12 и +0,81% соответственно); сужается и присутствие на украинском рынке банков с иностранным капиталом, которые могли поддержать свои украинские «дочки» более дешевым ресурсом (за январь-март 2015 г. иностранные инвесторы вышли из 5 отечественных банков, а доля иностранцев в уставных фондах сократилась с 34,0% на 1.01.2014 до 32,5% на 1.01.2015 и 30,5% на 1.04.2015);

§   самостоятельно потянуть дорожающие квадратные метры – неподъемно для большинства граждан: к примеру, в Киеве в марте-апреле 2015 г. средняя цена 1 кв. м «первички» составляла 25,3 тыс. грн., что эквивалентно 4-хмесячной полной зарплате киевлянина (в среднем 6,3 тыс. грн.); таким образом, с учетом того факта, что уже около 50% зарплаты украинцев уходит на продукты питания, в нынешних условиях на покупку стандартной 50-тиметровой однокомнатной квартиры понадобится собирать средства в течение не менее чем 40 лет (в регионах, где разрыв между зарплатой и ценой «квадрата» выше, прежде всего в западных регионах – не менее 50-60 лет).