СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2021 Г

Появляющаяся статистика об итогах работы украинской экономики за семь месяцев 2021 года свидетельствует о том, что страна еще и близко не подошла к решению задачи восстановления после прошлогоднего кризиса.

28/08/2021
Моніторингові продукти
СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2021 Г

1. В январе-июле 2021 годапромышленное производствовыросло всего на 1,8%, что почти в четыре раза уступает темпам падения -6,9% за аналогичный период 2020 года. Если же брать нынешний июль к июлю прошлогоднему, то тут темпы роста и вовсе микроскопические - +0,2%.

Лидеры роста – электромеханическая (+36,1%), мебельная (+16,4%), электронная (+12,5%), угледобывающая (+9,4%) отрасли – показали такой результат на фоне низкой базы сравнения. За 7 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее они упали на 10,5%, 14,4%, 23,5% и 20,1% соответственно.

Имеется целый ряд отраслей, которые продолжали сокращать объемы производства с начала текущего года. К примеру, пищевая промышленность упала на 11,4% (и темпы падения ускоряются от месяца к месяцу), нефтегазодобывающая отрасль – на 3,9%, фармацевтическая – на 1,4%.

Промышленное производство сократилось в 10 из 25 регионах страны. Наибольшими темпами – в Кировоградской (-24,9%), Херсонской (-12,4%) и Харьковской (-7,0%) областях.

Отдельно следует обратить внимание на две сферы.

Угольная промышленность. Невзирая на рост угледобычи на 9,4%, что будет представлено властями как победа, на самом деле ситуация в отрасли достаточно непростая. Добыча за 7 месяцев 2021 года – это всего 87,4% от уровня за аналогичный период 2019 года. Низкие темпы добычи угля (по итогам первого полугодия по госпредприятиям отставание от плана составляет -6,4%) – имеют следствием недостаточные темпы накопления угля на складах ТЭС (к примеру, угля, накопленного на Трипольской ТЭС, хвати всего на трое суток работы, на Запорожской ТЭС – на пятеро суток, на Трипольской и Змиевской ТЭС – на семеро суток). Растет импорт угольной продукции из России и Беларуси. Вместо того, чтобы поддержать собственных шахтеров, мы даем работу и кормим шахтеров соседних стран. Из бюджета-2021 на отрасль выделяется всего 4,5 млрд. грн. (при курсе 27,70 грн./дол.), что и близко не сравнимо с почти 13 млрд. грн. (по курсу 7,99/грн. дол.), которые направлялись на поддержку углепрома в 2013 году. Из нынешних 4,5 млрд. грн. – более 1,0 млрд. грн. пойдет на ликвидацию, а не на развитие шахт. Никуда не делись долги по зарплате перед шахтерами, которые Зеленский якобы «ликвидировал» за первый месяц своего президентства – на 1.07.2021 они составляют 438,2 млн. грн.

Авиастроение. В настоящий момент наиболее проблемный сектор украинской промышленности. Шесть лет подряд Украина, имеющая три (!!!) авиазавода, не выпустила серийно ни одного самолета! Уже год идет пиар команды президента о заказе трех новых военно-транспортных АНов для ВСУ – впервые за годы независимости, но это не победа, а непонимание экономики авиастроения – чтобы «заказ» не вогнал авиастроительный завод в большие убытки, он должен состоять минимум из 20 самолетов. Рекламируемые сейчас Ан-158 и Ан-178 – это просто некоторая модификация Ан-148, первый полет которого состоялся еще 17 лет назад. Разработок новых моделей не ведется. Время от времени для поддержания бодрости духа авиационщиков вбрасываются обнадеживающие новости – от совместных предприятий отечественных авиастроителей с Саудовской Аравией и Индией (которые по факту оказываются нереализованными) до мифических китайских инвесторов, якобы собирающихся профинансировать досборку «Мрии-2». По факту же имеем единственный экземпляр самолета-демонстратора Ан-132, к которому охладели саудиты (он оказался всего-навсего модификацией Ан-32, разработанного в 1975 году). И никому не нужный Ан-70 (спроектированный в середине 80-х годов прошлого столетия), который рекламировали как едва ли незаменимый не только для стран бывшего СССР, но и крайне перспективный для блока НАТО, но по итогу не пригодившейся ни тем, ни тем. На него за три десятилетия не появилось ни одного заказа, и в июле прошлого года вице-премьер Урусский подтвердил, что реализация проекта Ан-70 в настоящее время абсолютно нереальна из-за незаменимости российских компонентов, которые применялись в этом проекте.  

2. Неоднозначная ситуация складывается в транспортной сфере. Хотя все четыре ключевых показателя работы отрасли вышли в плюс (за 7 месяцев грузооборот вырос на 1,6%, объемы перевозок грузов – на 4,7%, пассажирооборот – на 26,8%, количество перевезенных пассажиров – на 4,0%) – но это ничто по сравнению с прошлогодними двузначными падениями по всем направлениям (на 18,9%, 15,1%, 56,2% и 41,7% соответственно). Настолько низкими темпами на решение задачи восстановления до уровня 2019 года могут уйти годы…

Грузооборот на трубопроводном транспорте сократился на 5,9%, объемы прокачки упали на 14,5% (и это после падения этих показателей за аналогичный период 2020 года на 38,7% и 19,3%). С учетом того, что нынешняя администрация США, заключив сделку с Германией, фактически отказалась от блокировки российского газопровода «Северный поток-2», и через него уже в ближайшие месяцы начнут транспортировать первый газ – падение в трубопроводном сегменте грозит существенно увеличиться (РФ для выполнения своих обязательств перед европейскими потребителями вполне хватит минимально забронированного объема в 40 млрд. кубометров через Украину, и крайне показателен тот факт, что «Газпром» уже не первый месяц отказывается от бронирования дополнительных украинских мощностей, несмотря на поступавшие предложения).

На 4,8% сократилось количество грузов, перевезенных по воде, а их физические объемы за 7 месяцев настолько низки (2,6 млн. тонн), что уже и не удивляет, почему в стране с достаточно развитыми еще полстолетия назад водными маршрутами фактически отсутствует водный транспорт.

Есть свои проблемы и в сфере пассажирских перевозок. Пассажирооборот на автомобильном транспорте сократился на 3,9%, трамвайные перевозки сократились как по обороту (-6,4%), так и по количеству пассажиров (так же на 6,4%). Рост в других сегментах – результат крайне низкой базы сравнения.

3. По итогам 7 месяцев наконец впервые с начала года удалось выйти на рост всельском хозяйствев размере +2,5% (для сравнения – по итогам полугодия темпы падения составили 8,2%), но это и близко не отыгрывает катастрофическое сокращение объемов производства за аналогичный период прошлого года – минус 11,2%. Всего же падение производства в аграрном секторе по сравнению с 7 месяцами 2019 года составило -9,0%!

Если в сфере растениеводства прирост объемов производства составил 7,0%, то в сфере животноводства наблюдается падение на 4,9% (в сегменте сельскохозяйственных предприятий – на 3,9%, в хозяйствах населения – на 6,0%).

Объемы аграрного производства сократились в 16 из 24, или в 2/3 регионов страны. Наибольшие темпы падения, которые измеряются двузначными цифрами – в Донецкой (-21,2%), Закарпатской (-14,5%, хотя по итогам пяти месяцев было всего -2,1%), Луганской (-10,3%), Харьковской (-9,8%) областях.

Пока нет данных по итогам работы строительной отрасли, но там рост за первое полугодие составил всего +0,2%...

Как в этой ситуации правительство намерено за оставшиеся месяцы добиться роста ВВП на 4,6% - вызывает вопросы, если по большому счету из всех макро-секторов более-менее приличный результат показала только торговля (+13,0%, и темпы по сравнению с предыдущими периодами продолжают снижаться).