ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

26/08/2021
Моніторингові продукти
ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Сфера образования хронически недофинансируется.

o На сегодня показатели консолидированных бюджетных расходов на образование в долларовом эквиваленте так и не достигли уровня 2013 года. В 2020 году по сравнению с 2013 годом они снизились на 29%, а от прогноза на 2021 год  на – 14%. Если в 2013 г. на образование ушло 13,2 млрд. дол. в эквиваленте сводных расходов бюджета, то в 2020 г. – 9,4 млрд. дол., а в 2021 прогнозный план – 11,3 млрд. дол. Как доля к ВВП, расходы снизились с 7,2% в 2013 г. до 6,02% ВВП в 2020 г. и по прогнозу они будут составлять 6,35% в 2021 г.Тогда как в соответствии с профильным законом об образовании, принятым в 2017 г., государство должно выделять на образование не менее 7% ВВП.

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021п

Образование (всего), млрд. грн.

105,5

100,1

114,2

129,4

177,9

210

238,8

252,3

315,7

Образование (всего), млрд. дол.

13,2

8,4

5,2

5,1

6,7

7,7

9,2

9,4

11,3

Образование,% ВВП

7,2

6,31

5,74

5,42

5,96

5,91

6,01

6,02

6,35

ВВП, млрд. грн.

1465,2

1586,9

1988,5

2385,4

2982,9

3553

3974,6

4194,1

4975

Офиц. курс средний за год, грн./дол

7,99

11,89

21,85

25,55

26,6

27,2

25,85

26,96

27,90

Недофинансирование образования от плана заложенных средств уже превращается «в традицию».В 2018 г. фактические расходы по сводному бюджету отставали от плановых на 13,8 млрд. грн. (6,2%), в 2019 г. – на 16,3 млрд. грн. (6,4%), в 2020 г. – на 20,5 млрд. грн. (7,53%). В первой половине 2021 г. расходы госбюджета на образование по общему фонду недофинансированы на 2,47 млрд. грн. или на 3,2%.

o Вообще не профинансированы от плана на 1-е полугодие такие бюджетные программы как: фонд развития учреждений профессионального предвысшего и высшего образования (план на 1 - е полугодие – 100 млн. грн.), поддержка приоритетных направлений научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок в учреждениях высшего образования (-50,45 млн. грн.), реализация государственного инвестиционного проекта "Реконструкция учебно-рекреационного центра "Международный Центр детского научного творчества" по ул. Квитки Цисиык, 14" (-13 млн. грн.). Недофинансированы от плана на 1-е полугодие более чем на 30% такие программы как: выполнение обязательств Украины в сфере международного научно-технического и образовательного сотрудничества, участие в рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и инновациям (недофинансировано 142,2 млн. грн., или 95% от плана), проведение украинских и международных олимпиад в сфере образования, всеукраинского конкурса "Учитель года" (соответственно -50,4 млн. грн. или -91% от плана), осуществление внешнего оценивания и мониторинг качества образования Украинским центром оценивания качества образования и его региональными подразделениями (-304, 09 млн. грн. или -45% от плана), физическая и спортивная подготовка учащейся и студенческой молодежи  (-45, 9 млн. грн. или -36% от плана), обеспечение деятельности Национального центра «Малая академия наук Украины», предоставление дополнительного образования государственными учреждениями внешкольного образования, мероприятия по внешкольной работе (-91,64 млн. грн., или -30% от плана).

Объём образовательной субвенции (ОС) в 2021 году занижен.По оценкам Ассоциации городов Украины[1](АГУ), прогнозный дефицит образовательной субвенции на этот год (объём ОС в 2021 году составил 99,65 млрд. грн. За 1-е полугодие уже профинансировано более половины 57,27 млрд. грн. или 57,5%).

o Согласно опроса, проведенного АГУ в январе-феврале т.г., около 40% опрошенных ОТГ заявили о дефиците ОС в этом году. В среднем дефицит ОС на оплату труда педагогов, работающих в школах, где  предоставляется полное среднее образование, составляет 7% - 9%.

o Более 14,5% ОТГ имеют дефицит до 5% ОС.  О дефиците от 5% до 15% сообщили 20% ОТГ. При этом 3% опрошенных ОТГ сообщили о дефиците от 17 до 30%.

o Одной из причин, которая приводит к дефициту образовательной субвенции, является несовершенство Формулы распределения образовательной субвенции.

В формулу распределения ОС уже который год не вносятся изменения, на которых настаивает АГУ, которые предусмотрены нормативными актами и отражают реальное состояние работы школ.

o В марте т.г. КМУ внес изменения в формулу расчета ОС, но не учтены расходы на: оплату труда воспитателей групп продленного дня (ГПД), часов на педагогический патронаж для обучения на дому, замену временно отсутствующих учителей.

o АГУ сообщает, что потребность органов местного самоуправления на выплату зарплат педагогам при условии соблюдения всех нормативных актов соответствует в среднем таким уровням: «Оплата воспитателей ГПД» – 2-4% от объема ОС, «оплата индивидуальной формы обучения» – 3-5% от объема ОС;

o МОН насчитал несколько меньшие суммы, но все равно отказался принять предложения АГУ. В своей аргументации от отметил, что на реализацию предложений нет 7,2 млрд. грн.,  из которых: 4,5 млрд. грн. на оплату труда воспитателей ГПД, 1,4 млрд. грн. на зарплату педагогам, которые проводят индивидуальные занятия и 1,3 млрд. грн. на увеличение объёма резерва ОС до 2%.

o Но даже и такая заниженная ОС по результатам 1-го полугодия недофинансирована от плана на этот период на 170,3 млн. грн. (план 57,44 млрд. грн., факт 57,27 млрд. грн.)

Недофинансируя ОС, правительство ставит местные власти перед выбором: либо доплачивать зарплату с минимальными добавками, отпускные и оздоровительные из своих ресурсов, забирая с других расходов либо увольнять педагогов, а где-то – и принимать решения о закрытии школ. При этом большую часть затрат на содержание инфраструктуры школ (оплату коммунальных платежей, зарплату техническому персоналу, ремонты и т.д.) местные бюджеты и так финансируют из своих средств.  Дефицит  ОС приводит к отвлечению ресурсов местных бюджетов и недофинансированию других сфер (транспорт, дороги в громадах, строительство и развитие, медицина).

o Не лучше обстоят дела и с другими субвенциями на выполнение делегированных расходов в сфере образования. По результатам 1-го полугодия  2021 г. вообще не профинансированы субвенции на:

o создание учебно-практических центров современного профессионального (профессионально-технического) образования (план на 1-е полугодие 50 млн. грн., а общий объём  на год 150 млн. грн.);

o обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа», из которой финансируется покупка современной мебели, оборудования и дидактических материалов для начальной школы. (план на 1-е полугодие 200 млн. грн., а общий объём  на год – 1,42 млрд. грн.),

o реализацию программы "Спроможна школа для кращих результатів" (общий объём субвенции составляет 1,0 млрд. грн.).

Значительная часть действующей школьной сети остается в неудовлетворительном состоянии:

o По данным Госстата на начало 2020/2021 учебного года 5% школ требует капитального ремонта и 1% находятся в аварийном состоянии, только 1% школ приспособлены для детей с инвалидностью для доступа ко 2-му, 3-му и более высоким этажам. Из всех школ только 48% имеют учебные кабинеты по географии, 54% - по химии, 56% - иностранных языков (кабинетов с лингафонным оборудованием 5%), 63% - математики и 64% - физики.

o По данным Госпродпотребслужбы[2]в ходе подготовки к началу нового 2020/2021 учебного года по результатам проверок было выявлено нарушений санитарного законодательства более чем на 7,5 тыс. учебных заведений (34%). Уже в этом году, по предварительным данным Госпродпотребслужбы  на начало августа этот показатель увеличился до 37%.

2. Зарплаты учителям отстают от средних по стране и не выплачиваются вовремя.

В первой половине 2021 г. средняя зарплата в образовании составила 11 482,5 грн., что ниже средней по экономике (13 310 грн.) на 14%.

o Однако за цифрами средней зарплаты кроются значительные диспропорции. По состоянию на март т.г. зарплату ниже средней по отрасли получали 57,5% работников образования (319 тыс. человек), а ниже средней по экономике - 69,9% работников образования (388 тыс. чел). На март т.г. зарплата в образовании составляла 10 959 грн., а средняя по экономике - 13 612 грн. Зарплату выше 20 тыс. грн. получали только 12% работников.

o В течение 2021 года правительство повышает зарплаты учителям от уровня 2020 года на 20% (с  января) и на 8,4% (с декабря)[3]. Т.е., по заявлению Министра финансов на конец года молодой учитель без категории будет получать зарплату 9 511 грн. Сейчас эта сумма составляет 7 580 грн., а учитель высшей категории после повышения будет получать зарплату 13 400 гривен.

o Образование традиционно один из лидеров по темпам роста долгов по зарплате. На 1 июля 2021 года задолженность по зарплате «освитянам»  составила  22,6  млн. грн., с ростом за месяц на 10% и от начала года на 36,9%.

o Низкие зарплаты демотивируют особенно молодых учителей оставаться работать в школах. За последние 7 лет (2014-2020 гг.) общее количество учителей  сократилось 13%, а до 30 лет - ? на 25%. При этом число учителей пенсионного возраста (свыше 60 лет) выросло на 30% (в целом по состоянию на 2020 год среди учителей лиц пенсионного возраста -20%, а молодых людей до 30 лет – 12%)  

Прошлые и нынешние власти обещали повысить зарплаты учителям, но не спешат этого делать.

o В соответствии с законом об образовании, принятым еще в 2017 г., оклад низового педагогического работника с 2023 г. должен составлять 3 минимальные зарплаты, постепенно повышаясь до этого времени в привязке к показателю прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных лиц.

o Но ожидаемого повышения не произошло. Несмотря на то, что в 2019 году было принято постановление КМУ о поэтапном повышении зарплат педагогам до 4 ПМ в 2023 году, этот документ не выполнен и его действие уже второй раз правительством приостанавливается. Последняя ожидаемая дата введения этого постановления в действие - с 1 января 2022 года, после чего минимальная зарплата учителя должна составлять 3,5 ПМ для трудоспособных лиц. Не исключено, что и на 2022 год действие этого постановления уже традиционно будет отложено.

Доступность образования продолжает снижаться. Продолжается сокращение сети школ и числа учителей.

o Процесс сокращения сети значительно облегчен, начиная с 2014 года, после отменены моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений. Начиная с 2014/15 учебного годапо 2020/21 гг., количество школ сократилось на 2,7 тыс. или на 16% (с 17,6 тыс. до 14,9 тыс.). При этом, для коммунальных и государственных школ этот показатель составил -17%, а для частных +12%.

 

2014/15

2020/21

Разн., ед.

Разн.,%

Количество заведений - всего, ед.

17604

14873

-2731

-16%

государственные и коммунальные

17437

14519

-2918

-17%

Частные

167

354

187

+12%

o Количество учителей  за этот период  сократилось на 13,9 тыс.  человек (с 453,5 тыс. чел. до 439,6 тыс. чел., или на 3%). При этом, для коммунальных и государственных школ этот показатель составил -4%, а для частных +90%.  

 

2014/15

2020/21

Разн., чел.

Разн.,%

Количество учителей -всего, человек

453557

439613

-13944

-3%

в государственных и коммунальных учреждениях

449829

432545

-17284

-4%

в частных учреждениях

3728

7068

3340

90%

o Одновременно на фоне уменьшения количества школ и учителей за этот период на +12% увеличилось количество учеников (с 3 757 тыс. в 2014/15 г. до 4 212 тыс. в 2020/21 гг. или +454 тыс. человек, а нагрузка на учителей увеличилась.  Для коммунальных и государственных школ этот показатель составил +11%, а для частных +174%, т.е. доступность бесплатного образования постепенно начинает падать.

 

2014/15

2020/21

Разн., чел.

Разн.,%

Количество учеников -всего, человек

3 757 063

4 211 509

454 446

12%

в государственных и коммунальных учреждениях

3 739 200

4 162 476

423 276

11%

в частных учреждениях

17 863

49 033

31 170

174%

o Оптимизация сети имеет разные последствия для школ в городах и сельской местности. В городской местности, где застройщики игнорируют необходимость создания инфраструктуры – растет переполненность классов и школ.По данным Минрегионбуда, 50% городских школ обучают детей в переполненных классах, нередко в несколько смен.

o Тогда как в сельской местности,закрывая и укрупняя школы, власти не гарантирует подвоз детей.  30% сельских школ в Украине – малокомплектные (всего таких школ осталось около одной тысячи, в 450 из них учится 30 и менее детей). Закрытие либо перепрофилирование таких школ в филиалы опорных школ скорее объективный процесс, вызванный депопуляцией и миграцией населения из сел. Однако «оптимизируя» такие школы, власти не всегда в состоянии обеспечить удобный и безопасный довоз детей (зачастую за 20+км до опорной школы).

Законодательно реформа идет по пути перекраивания действующей сети школ и ВУЗов, чем, по сути, прикрывается процесс сокращения учебных заведений.

o С принятием в 2020 г. нового Закона О среднем образовании[4], обучение в школах поделено на три уровня: начальное образование с 1 по 4 класс, базовое среднее образование (гимназия) 5-9 классы, а дальше полное среднее образование, если надо поступление в ВУЗ (лицеи) – еще 3 года. Все, кто не прошел в лицей, должны выбрать училище, ПТУ, колледж (предвысшее образование). Согласно «реформе», только около 1/4 школ будут предоставлять полное среднее образование (10-11/12 классы), их превращают в лицеи.  Закон предусматривает профильные лицеи, где вместе с полным средним образованием можно получить специализированное образование. Т.е. в новой системе подросток в 13-14 лет, если хочет получить полное среднее образование уже должен точно знать, кем он хочет стать: работником культуры, спортсменом, военным, ученым или кем-то другим.

Вариант для бывшего школьника идти в ПТУ тоже имеет много проблемных вопросов.

o Пока по результатам последних лет планы на массовый приток учеников в ПТУ не оправдывается.Ситуация частично объясняется неспособностью большей части этих учреждений обеспечить подготовку учеников на современном уровне, плюс сказываются последствия планомерного уничтожения ПТУ за последние годы. Начиная с 2014 г. количество ПТУ сократилось на 12,6%, в среднем в год закрывалось 17 учреждений.

Количество ПТУ 2015-2020 гг. (без АРК и зоны АТО)

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2014/2020

Кол-во учреждений на конец года - всего, ед.

814

798

787

756

736

723

711

-11%

Закрывалось за год

 

-16

-11

-31

-20

-13

-12

Ср./год  -17

o За период 2014/2020 гг. количество учеников ПТУ сократилось на 19%, годовой прием – на 22%, число выпускников – на 37%, а показатель слушателей на 10 тыс. населения с 74 до 59.

Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального  (профессионально-технического) образования за 2015 – 2020 гг. (без АРК и зоны АТО)

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2014/2020

Кол-во учеников на конец года - всего, человек

315600

304113

285820

269359

254991

245775

246855

-22%

Принято за год - всего, человек

178000

176595

157936

146883

136572

130959

127906

-28%

Выпущено за год - всего, человек

182000

164953

152780

141294

133487

123986

114091

-37%

Количество учеников, слушателей на 10000 населения

74

71

67

64

60

59

59

 
 

[1]https://www.auc.org.ua/sites/default/files/sectors/u-22910/lyst_ochilnyku_uryadu.pdf

[2]https://dpss.gov.ua/news/pro-diyalnist-derzhprodspozhivsluzhbi-shchodo-pidgotovki-zakladiv-osviti-do-novogo-2020-2021-navchalnogo-roku

[3]По заявлению КМУ обновленная формула ОС учитывает  увеличение должностных окладов педагогам с 1 января 2021 года на 20% и с 1 декабря еще на 8,4%.

[4]Закон Украины «О полном общем среднем образовании» от  16 января 2020 г.  № 463-IX