1. Сфера образования хронически недофинансируется.
o На сегодня показатели консолидированных бюджетных расходов на образование в долларовом эквиваленте так и не достигли уровня 2013 года. В 2020 году по сравнению с 2013 годом они снизились на 29%, а от прогноза на 2021 год на – 14%. Если в 2013 г. на образование ушло 13,2 млрд. дол. в эквиваленте сводных расходов бюджета, то в 2020 г. – 9,4 млрд. дол., а в 2021 прогнозный план – 11,3 млрд. дол. Как доля к ВВП, расходы снизились с 7,2% в 2013 г. до 6,02% ВВП в 2020 г. и по прогнозу они будут составлять 6,35% в 2021 г.Тогда как в соответствии с профильным законом об образовании, принятым в 2017 г., государство должно выделять на образование не менее 7% ВВП.
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021п | |
Образование (всего), млрд. грн. | 105,5 | 100,1 | 114,2 | 129,4 | 177,9 | 210 | 238,8 | 252,3 | 315,7 |
Образование (всего), млрд. дол. | 13,2 | 8,4 | 5,2 | 5,1 | 6,7 | 7,7 | 9,2 | 9,4 | 11,3 |
Образование,% ВВП | 7,2 | 6,31 | 5,74 | 5,42 | 5,96 | 5,91 | 6,01 | 6,02 | 6,35 |
ВВП, млрд. грн. | 1465,2 | 1586,9 | 1988,5 | 2385,4 | 2982,9 | 3553 | 3974,6 | 4194,1 | 4975 |
Офиц. курс средний за год, грн./дол | 7,99 | 11,89 | 21,85 | 25,55 | 26,6 | 27,2 | 25,85 | 26,96 | 27,90 |
o Недофинансирование образования от плана заложенных средств уже превращается «в традицию».В 2018 г. фактические расходы по сводному бюджету отставали от плановых на 13,8 млрд. грн. (6,2%), в 2019 г. – на 16,3 млрд. грн. (6,4%), в 2020 г. – на 20,5 млрд. грн. (7,53%). В первой половине 2021 г. расходы госбюджета на образование по общему фонду недофинансированы на 2,47 млрд. грн. или на 3,2%.
o Вообще не профинансированы от плана на 1-е полугодие такие бюджетные программы как: фонд развития учреждений профессионального предвысшего и высшего образования (план на 1 - е полугодие – 100 млн. грн.), поддержка приоритетных направлений научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок в учреждениях высшего образования (-50,45 млн. грн.), реализация государственного инвестиционного проекта "Реконструкция учебно-рекреационного центра "Международный Центр детского научного творчества" по ул. Квитки Цисиык, 14" (-13 млн. грн.). Недофинансированы от плана на 1-е полугодие более чем на 30% такие программы как: выполнение обязательств Украины в сфере международного научно-технического и образовательного сотрудничества, участие в рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и инновациям (недофинансировано 142,2 млн. грн., или 95% от плана), проведение украинских и международных олимпиад в сфере образования, всеукраинского конкурса "Учитель года" (соответственно -50,4 млн. грн. или -91% от плана), осуществление внешнего оценивания и мониторинг качества образования Украинским центром оценивания качества образования и его региональными подразделениями (-304, 09 млн. грн. или -45% от плана), физическая и спортивная подготовка учащейся и студенческой молодежи (-45, 9 млн. грн. или -36% от плана), обеспечение деятельности Национального центра «Малая академия наук Украины», предоставление дополнительного образования государственными учреждениями внешкольного образования, мероприятия по внешкольной работе (-91,64 млн. грн., или -30% от плана).
o Объём образовательной субвенции (ОС) в 2021 году занижен.По оценкам Ассоциации городов Украины[1](АГУ), прогнозный дефицит образовательной субвенции на этот год (объём ОС в 2021 году составил 99,65 млрд. грн. За 1-е полугодие уже профинансировано более половины 57,27 млрд. грн. или 57,5%).
o Согласно опроса, проведенного АГУ в январе-феврале т.г., около 40% опрошенных ОТГ заявили о дефиците ОС в этом году. В среднем дефицит ОС на оплату труда педагогов, работающих в школах, где предоставляется полное среднее образование, составляет 7% - 9%.
o Более 14,5% ОТГ имеют дефицит до 5% ОС. О дефиците от 5% до 15% сообщили 20% ОТГ. При этом 3% опрошенных ОТГ сообщили о дефиците от 17 до 30%.
o Одной из причин, которая приводит к дефициту образовательной субвенции, является несовершенство Формулы распределения образовательной субвенции.
o В формулу распределения ОС уже который год не вносятся изменения, на которых настаивает АГУ, которые предусмотрены нормативными актами и отражают реальное состояние работы школ.
o В марте т.г. КМУ внес изменения в формулу расчета ОС, но не учтены расходы на: оплату труда воспитателей групп продленного дня (ГПД), часов на педагогический патронаж для обучения на дому, замену временно отсутствующих учителей.
o АГУ сообщает, что потребность органов местного самоуправления на выплату зарплат педагогам при условии соблюдения всех нормативных актов соответствует в среднем таким уровням: «Оплата воспитателей ГПД» – 2-4% от объема ОС, «оплата индивидуальной формы обучения» – 3-5% от объема ОС;
o МОН насчитал несколько меньшие суммы, но все равно отказался принять предложения АГУ. В своей аргументации от отметил, что на реализацию предложений нет 7,2 млрд. грн., из которых: 4,5 млрд. грн. на оплату труда воспитателей ГПД, 1,4 млрд. грн. на зарплату педагогам, которые проводят индивидуальные занятия и 1,3 млрд. грн. на увеличение объёма резерва ОС до 2%.
o Но даже и такая заниженная ОС по результатам 1-го полугодия недофинансирована от плана на этот период на 170,3 млн. грн. (план 57,44 млрд. грн., факт 57,27 млрд. грн.)
o Недофинансируя ОС, правительство ставит местные власти перед выбором: либо доплачивать зарплату с минимальными добавками, отпускные и оздоровительные из своих ресурсов, забирая с других расходов либо увольнять педагогов, а где-то – и принимать решения о закрытии школ. При этом большую часть затрат на содержание инфраструктуры школ (оплату коммунальных платежей, зарплату техническому персоналу, ремонты и т.д.) местные бюджеты и так финансируют из своих средств. Дефицит ОС приводит к отвлечению ресурсов местных бюджетов и недофинансированию других сфер (транспорт, дороги в громадах, строительство и развитие, медицина).
o Не лучше обстоят дела и с другими субвенциями на выполнение делегированных расходов в сфере образования. По результатам 1-го полугодия 2021 г. вообще не профинансированы субвенции на:
o создание учебно-практических центров современного профессионального (профессионально-технического) образования (план на 1-е полугодие 50 млн. грн., а общий объём на год 150 млн. грн.);
o обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа», из которой финансируется покупка современной мебели, оборудования и дидактических материалов для начальной школы. (план на 1-е полугодие 200 млн. грн., а общий объём на год – 1,42 млрд. грн.),
o реализацию программы "Спроможна школа для кращих результатів" (общий объём субвенции составляет 1,0 млрд. грн.).
o Значительная часть действующей школьной сети остается в неудовлетворительном состоянии:
o По данным Госстата на начало 2020/2021 учебного года 5% школ требует капитального ремонта и 1% находятся в аварийном состоянии, только 1% школ приспособлены для детей с инвалидностью для доступа ко 2-му, 3-му и более высоким этажам. Из всех школ только 48% имеют учебные кабинеты по географии, 54% - по химии, 56% - иностранных языков (кабинетов с лингафонным оборудованием 5%), 63% - математики и 64% - физики.
o По данным Госпродпотребслужбы[2]в ходе подготовки к началу нового 2020/2021 учебного года по результатам проверок было выявлено нарушений санитарного законодательства более чем на 7,5 тыс. учебных заведений (34%). Уже в этом году, по предварительным данным Госпродпотребслужбы на начало августа этот показатель увеличился до 37%.
2. Зарплаты учителям отстают от средних по стране и не выплачиваются вовремя.
o В первой половине 2021 г. средняя зарплата в образовании составила 11 482,5 грн., что ниже средней по экономике (13 310 грн.) на 14%.
o Однако за цифрами средней зарплаты кроются значительные диспропорции. По состоянию на март т.г. зарплату ниже средней по отрасли получали 57,5% работников образования (319 тыс. человек), а ниже средней по экономике - 69,9% работников образования (388 тыс. чел). На март т.г. зарплата в образовании составляла 10 959 грн., а средняя по экономике - 13 612 грн. Зарплату выше 20 тыс. грн. получали только 12% работников.
o В течение 2021 года правительство повышает зарплаты учителям от уровня 2020 года на 20% (с января) и на 8,4% (с декабря)[3]. Т.е., по заявлению Министра финансов на конец года молодой учитель без категории будет получать зарплату 9 511 грн. Сейчас эта сумма составляет 7 580 грн., а учитель высшей категории после повышения будет получать зарплату 13 400 гривен.
o Образование традиционно один из лидеров по темпам роста долгов по зарплате. На 1 июля 2021 года задолженность по зарплате «освитянам» составила 22,6 млн. грн., с ростом за месяц на 10% и от начала года на 36,9%.
o Низкие зарплаты демотивируют особенно молодых учителей оставаться работать в школах. За последние 7 лет (2014-2020 гг.) общее количество учителей сократилось 13%, а до 30 лет - ? на 25%. При этом число учителей пенсионного возраста (свыше 60 лет) выросло на 30% (в целом по состоянию на 2020 год среди учителей лиц пенсионного возраста -20%, а молодых людей до 30 лет – 12%)
Прошлые и нынешние власти обещали повысить зарплаты учителям, но не спешат этого делать.
o В соответствии с законом об образовании, принятым еще в 2017 г., оклад низового педагогического работника с 2023 г. должен составлять 3 минимальные зарплаты, постепенно повышаясь до этого времени в привязке к показателю прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных лиц.
o Но ожидаемого повышения не произошло. Несмотря на то, что в 2019 году было принято постановление КМУ о поэтапном повышении зарплат педагогам до 4 ПМ в 2023 году, этот документ не выполнен и его действие уже второй раз правительством приостанавливается. Последняя ожидаемая дата введения этого постановления в действие - с 1 января 2022 года, после чего минимальная зарплата учителя должна составлять 3,5 ПМ для трудоспособных лиц. Не исключено, что и на 2022 год действие этого постановления уже традиционно будет отложено.
Доступность образования продолжает снижаться. Продолжается сокращение сети школ и числа учителей.
o Процесс сокращения сети значительно облегчен, начиная с 2014 года, после отменены моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений. Начиная с 2014/15 учебного годапо 2020/21 гг., количество школ сократилось на 2,7 тыс. или на 16% (с 17,6 тыс. до 14,9 тыс.). При этом, для коммунальных и государственных школ этот показатель составил -17%, а для частных +12%.
2014/15 | 2020/21 | Разн., ед. | Разн.,% | |
Количество заведений - всего, ед. | 17604 | 14873 | -2731 | -16% |
государственные и коммунальные | 17437 | 14519 | -2918 | -17% |
Частные | 167 | 354 | 187 | +12% |
o Количество учителей за этот период сократилось на 13,9 тыс. человек (с 453,5 тыс. чел. до 439,6 тыс. чел., или на 3%). При этом, для коммунальных и государственных школ этот показатель составил -4%, а для частных +90%.
2014/15 | 2020/21 | Разн., чел. | Разн.,% | |
Количество учителей -всего, человек | 453557 | 439613 | -13944 | -3% |
в государственных и коммунальных учреждениях | 449829 | 432545 | -17284 | -4% |
в частных учреждениях | 3728 | 7068 | 3340 | 90% |
o Одновременно на фоне уменьшения количества школ и учителей за этот период на +12% увеличилось количество учеников (с 3 757 тыс. в 2014/15 г. до 4 212 тыс. в 2020/21 гг. или +454 тыс. человек, а нагрузка на учителей увеличилась. Для коммунальных и государственных школ этот показатель составил +11%, а для частных +174%, т.е. доступность бесплатного образования постепенно начинает падать.
2014/15 | 2020/21 | Разн., чел. | Разн.,% | |
Количество учеников -всего, человек | 3 757 063 | 4 211 509 | 454 446 | 12% |
в государственных и коммунальных учреждениях | 3 739 200 | 4 162 476 | 423 276 | 11% |
в частных учреждениях | 17 863 | 49 033 | 31 170 | 174% |
o Оптимизация сети имеет разные последствия для школ в городах и сельской местности. В городской местности, где застройщики игнорируют необходимость создания инфраструктуры – растет переполненность классов и школ.По данным Минрегионбуда, 50% городских школ обучают детей в переполненных классах, нередко в несколько смен.
o Тогда как в сельской местности,закрывая и укрупняя школы, власти не гарантирует подвоз детей. 30% сельских школ в Украине – малокомплектные (всего таких школ осталось около одной тысячи, в 450 из них учится 30 и менее детей). Закрытие либо перепрофилирование таких школ в филиалы опорных школ скорее объективный процесс, вызванный депопуляцией и миграцией населения из сел. Однако «оптимизируя» такие школы, власти не всегда в состоянии обеспечить удобный и безопасный довоз детей (зачастую за 20+км до опорной школы).
Законодательно реформа идет по пути перекраивания действующей сети школ и ВУЗов, чем, по сути, прикрывается процесс сокращения учебных заведений.
o С принятием в 2020 г. нового Закона О среднем образовании[4], обучение в школах поделено на три уровня: начальное образование с 1 по 4 класс, базовое среднее образование (гимназия) 5-9 классы, а дальше полное среднее образование, если надо поступление в ВУЗ (лицеи) – еще 3 года. Все, кто не прошел в лицей, должны выбрать училище, ПТУ, колледж (предвысшее образование). Согласно «реформе», только около 1/4 школ будут предоставлять полное среднее образование (10-11/12 классы), их превращают в лицеи. Закон предусматривает профильные лицеи, где вместе с полным средним образованием можно получить специализированное образование. Т.е. в новой системе подросток в 13-14 лет, если хочет получить полное среднее образование уже должен точно знать, кем он хочет стать: работником культуры, спортсменом, военным, ученым или кем-то другим.
Вариант для бывшего школьника идти в ПТУ тоже имеет много проблемных вопросов.
o Пока по результатам последних лет планы на массовый приток учеников в ПТУ не оправдывается.Ситуация частично объясняется неспособностью большей части этих учреждений обеспечить подготовку учеников на современном уровне, плюс сказываются последствия планомерного уничтожения ПТУ за последние годы. Начиная с 2014 г. количество ПТУ сократилось на 12,6%, в среднем в год закрывалось 17 учреждений.
Количество ПТУ 2015-2020 гг. (без АРК и зоны АТО) | ||||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2014/2020 | |
Кол-во учреждений на конец года - всего, ед. | 814 | 798 | 787 | 756 | 736 | 723 | 711 | -11% |
Закрывалось за год | -16 | -11 | -31 | -20 | -13 | -12 | Ср./год -17 |
o За период 2014/2020 гг. количество учеников ПТУ сократилось на 19%, годовой прием – на 22%, число выпускников – на 37%, а показатель слушателей на 10 тыс. населения с 74 до 59.
Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования за 2015 – 2020 гг. (без АРК и зоны АТО) | ||||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2014/2020 | |
Кол-во учеников на конец года - всего, человек | 315600 | 304113 | 285820 | 269359 | 254991 | 245775 | 246855 | -22% |
Принято за год - всего, человек | 178000 | 176595 | 157936 | 146883 | 136572 | 130959 | 127906 | -28% |
Выпущено за год - всего, человек | 182000 | 164953 | 152780 | 141294 | 133487 | 123986 | 114091 | -37% |
Количество учеников, слушателей на 10000 населения | 74 | 71 | 67 | 64 | 60 | 59 | 59 |
[1]https://www.auc.org.ua/sites/default/files/sectors/u-22910/lyst_ochilnyku_uryadu.pdf
[2]https://dpss.gov.ua/news/pro-diyalnist-derzhprodspozhivsluzhbi-shchodo-pidgotovki-zakladiv-osviti-do-novogo-2020-2021-navchalnogo-roku
[3]По заявлению КМУ обновленная формула ОС учитывает увеличение должностных окладов педагогам с 1 января 2021 года на 20% и с 1 декабря еще на 8,4%.
[4]Закон Украины «О полном общем среднем образовании» от 16 января 2020 г. № 463-IX