Месяц назад, поздравляя работников здравоохранения с их профессиональным праздником, власти обещали медикам «золотые горы».
Правда, все обещания касались следующего 2022 года. В реальности это означает, что в этом году вряд ли в украинской медицине следует ожидать позитивных изменений.
Зарплаты в здравоохранении продолжают оставаться одними из самых низких среди других отраслей экономики.
o Согласно данных Госстата, средняя зарплата за январь-май т.г.по всей сфере здравоохранениябыла 11,650 тыс. грн., что составляло 88,9% от средней по экономике за этот период (средняя по экономике 13,110 грн.).
Несмотря на выплаты, достаточно высоких надбавок во время эпидемии COVID-19 (300% к окладу сотрудникам, которые работают непосредственно с больными COVID-19), большие зарплаты для здравоохранения доступны очень ограниченному контингенту сотрудников.
o Большая часть работников отрасли (2/3) получают зарплату менее средней по экономике. Согласно имеющихся данных на март т.г.[1]зарплату менее или почти на уровне средней по экономике (до 14 тыс. грн.) в здравоохранении получали 73% сотрудников.
(В марте средняя зарплата по экономике была 13,612 грн., в здравоохранении - 11,197 грн.)
Невзирая на красивые лозунги медреформы («деньги идут за пациентом», «высокие зарплаты медикам» и пр.), в этом году так и остался нерешенным вопрос о «справедливом» распределении зарплат внутри учреждения – в зависимости от нагрузки (количества пациентов – для «первички») и качества работы врача (медсестры).
В пост-реформенной украинской системе ОЗ сложилась ситуация, в которой уровень зарплат зависит более от должности, чем от нагрузки на работника.
o Для тех медучреждений, которые уже вошли в реформу и заключили договора с НСЗУ, среднемесячные затраты на оплату труда на 1 человека[2](средняя зарплата персонала) составляли за 1 кв.2021 года 11,606 тыс. грн. (т.е. практически на уровне общего показателя для всего здравоохранения по данным Госстата).
o По этой категории медучреждений видна неравномерность выплат по контингенту работающих. Так, 78,2% сотрудников, а именно младший, средний и другой персонал получали зарплату в среднем 9,9 тыс. грн. Врачи с зарплатой в 14,4 тыс. грн. составляли 16% от общего числа работающих, руководители структурных подразделений (17,1 тыс. грн.) – 4,6% и руководители (30,7 тыс. грн.) -1,1%.
Отмечается значительная разница в уровне выплат в зависимости от региона. Наибольшие выплаты получали сотрудники медучреждений в г. Киеве (15,8 тыс. грн.) а наименьшие в Кировоградской области (10,1 тыс. грн.).
Данные о распределении зарплат среди медучреждений, заключивших договора с НСЗУ в 1 кв. 2021 г. | |||
зарплата, грн. | к-во работников, чел. | % от общего числа работников | |
средний медперсонал | 11 904 | 229 988 | 38,4 |
младший медперсонал | 8 615 | 122 562 | 20,5 |
другой персонал | 9 177 | 115 613 | 19,3 |
врачи | 14 445 | 96 148 | 16,1 |
руководители структурных подразделений | 17 119 | 27 732 | 4,6 |
руководители | 30 686 | 6 841 | 1,1 |
Для инфо.Самые высокие зарплаты в 1 кв. 2021 года в размере 40,37 тыс. грн. получали руководители на скорой помощи (835 человек) и самые низкие 5,47 тыс. грн. младший персонал в учреждениях реабилитации (712 человек).
Средства на выплаты зарплат распределяются бессистемно. Например, в г. Киеве 45,9 тыс. работников медучреждений получают зарплату в 15,8 тыс. грн., а в Днепропетровской области 48,6 человек имеют зарплату в 11,5 тыс. грн. В Луганской области при численности персонала 11,1 тыс. человек, зарплата 12,3 тыс., а во Львовской – 43,7 тыс. работников – выплаты 10,71 тыс. грн.
Подходы в формировании фонда оплаты труда разнятся кардинально.
o В среднем на оплату труда уходит 59,7% от средств медучреждения. Но диапазон расхождений по этому показателю между разными медучреждениями составляет от 100% до 2,8%. (По первичной медпомощи от 97,7% до 2,8%, по вторичной – от 100% до 3,7%, по экстренной от 94,8% до 56,5%.)
Еще одной хронической проблемой для здравоохранения Украины стала задолженность по выплате зарплат. На 1 июня 2021 года задолженность составила 68,93 млн. грн. с ростом от начала года 148,3%. Здравоохранение входит в 5-ку лидеров по темпам роста задолженности среди всех секторов экономики.
Основная проблема в оплате труда медиков остается кроется в том, что сфера здравоохранения в целом недофинансируется.
Вследствие финансирования медицины «по остаточному принципу» нет более-менее реальных тарифов на медуслуги, в которых должен закладываться коэффициент уровня зарплат 250% от средней зарплаты по экономике (по году предшествующему расчету тарифа, как предусмотрено Законом), а значит, высокие зарплаты даже не планируются.
В этом (как и в прошлом) году тарифы на медуслуги были рассчитаны исходя из возможностей бюджета по методике[3], для легализации которой даже вносили соответствующие нормы в ЗУ О госбюджете на 2020 и 2021 годы.
За последние годы финансовые проблемы отрасли более чем очевидны.
Начиная с 2013 года, доля медицины в ВВП постоянно снижалась: с 4,2% в 2013 г до 3,2% в 2019 г. В 2020 году 4,2 ВВП%. В этом году, с учетом новых оценок прогнозного ВВП по сводному бюджету медицина может рассчитывать в лучшем случае на 3,7–3,8% ВВП.
На 2021 г. здравоохранению (с учетом субвенций и спецфонда) выделено в Госбюджете 168,85 млрд. грн., хотя потребность в финансировании на этот год оценивалась МОЗ в 296 млрд. грн.
Пандемия CОVID-19 вносит свои коррективы в финансирование, но кардинально проблема объёма финансирования и эффективности использования средств на борьбу с эпидемией не решается.
Если в прошлом году был специальный целевой фонд борьбе CОVID-19 (хотя его траты и вызывали много вопросов), то в этом году такого фонда уже нет, и «затраты на CОVID-19» встроены в разные программы, что еще больше усложняет контроль за использованием средств.
Если в прошлом году приоритетом в борьбе с эпидемией было выделение дополнительных коек, укомплектование их кислородом, закупка средства зашиты для медиков, налаживание лабораторных исследований и пр., то в этом году – приоритет вакцинация.
o В бюджете изначально было выделено 2 млрд. грн., на всю вакцинацию, их, конечно же, не хватило. Уже потрачено за 6 месяцев (по данным Минфина) только на закупку вакцин 9,3 млрд. грн. Всего на закупку вакцин предусматривается в 2021 году 10,5 млрд. грн. (на 38 млн. доз).
Деньги «на вакцинацию» добавили, но за счет программы медицинских гарантий в 4-м квартале 2021 г.[4]
o С Программы медгосгарантий было снято 6,5 млрд. грн. при условии, что Минфин в течение 3-х месяцев предложит источники, из которых можно будет вернуть такую же сумму обратно.
o Уже 3 месяца прошло, предложений от МФ и КМУ пока нет, плюс Верховная Рада ушла на каникулы. Риски невозврата денег в программу медгосгарантий возрастают. Надо напомнить, что 6,5 млрд. грн., это приблизительно месячная выплата всем медучреждениям заключившим договора. (Например, в июне т.г. было выплачено всем медучреждениям 6,76 млрд. грн.).
Для инфо.На программу медгосгарантий в Госбюджете 2021 было предусмотрено 126,7 млрд. грн., хотя по экспертным оценкам эта сумма занижена как минимум на четверть или на 40 млрд. грн.
o Учтивая, что программа медгосгарантий в целом недофинансирована, возврат денег под вопросом, а прогнозы по развитию эпидемии CОVID-19 на 3-4 кв. т.г. достаточно тревожные, есть высокие риски, что в конце этого года медучреждения останутся без средств, а значит медики без зарплат, а больные без медпомощи.
Уже по результатам 2-го квартала т.г. можно говорить, что выплаты медучреждениям по договорам с НСЗУ снижаются.
o Так, по данным НСЗУ на 13.07.2021 за 2-й кв. месячные выплаты в целом снизились на 27% (6,76 млрд. грн. в июне по сравнению с 9,28 млрд. грн. в апреле), а от уровня марта (11,695 млрд. грн.) – на 42% (июнь по сравнению с мартом).
Оплата провайдерам медпомощи по программе медгарантий по некоторым видам медпомощи за 2 кв.2021 г | ||||||
апрель | май | июнь | ||||
всего, млрд. грн | %, от предыдущего месяца | всего, млрд. грн | %, от предыдущего месяца | всего, млрд. грн | %, от предыдущего месяца | |
ВСЕГО, в т.ч. | 9,279 | -20,6% | 9,047 | -2,50% | 6,766 | -25,20% |
экстренная | 1,022 | -18,70% | 0,995 | -2,65% | 0,687 | -31,91% |
специализированная | 4,887 | -27,56% | 4,979 | 1,90% | 4,423 | -11,15% |
Данные НСЗУ на 13.07.2021 [5] |
В целом за 5 месяцев 2021 г.расходы по общему фонду госбюджета на медицину недофинансированы на 13,1% или на 9 млрд. грн. от плана на период, а в частности среди прочих недофинансированы программы:
o программа «Общественное здоровье и меры по борьбе с эпидемиями» недофинансирована на 18% от плана на период (или на 179 млн. грн.),
o программа «Специализированной и высокоспециализированной медпомощи» на 23% (154 млн. грн.),
o программа «Диагностика и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий» на 21% (140 млн. грн.),
o программа лечения граждан за границей более чем на 37% (160 млн. грн.),
o инвест проект по достройке Охмадета – на 80% (255 млн. грн.).
Перспектива на следующий год также весьма туманная.
o Первые «ласточки» подтверждающие, тот факт, что в следующем году ничего кардинально в лучшую сторону для здравоохранения меняться не будет, - это Указ Президента от 18 июня т.г. и Бюджетная декларация на 2022 год, в которых на фоне общих рассуждений о доступности медпомощи для населения однозначно говорится о том, что начатая реформа будет продолжаться, а значит все риски, с ней связанные, остаются.
o Ни в одном документе не говорится о повышении финансирования отрасли (хотя бы до положенных 5% от ВВП), а если этого не будет, то все задания об укреплении/модернизации медицинской сети, повышении зарплат медикам, повышении качества и доступности медпомощи либо не будут выполнены, либо их выполнение будет проводиться за счет имеющихся ресурсов, т.е. путем сокращения сети, увольнения медработников, снижения доступности бесплатной медпомощи.
[1]Последние доступные данные Госстата
[2]https://nszu.gov.ua/e-data/dashboard/1-hc
[3]Приказ МОЗ от 19.12.2019 № 2559 «Об утверждении Методики расчета тарифов», зарегистрированный в МЮ Украины 21 декабря 2019 г. за № 1270/34241
[4]Постановление КМУ от 14.06.21 № 338 «О перераспределении некоторых расходов госбюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения на 2021, и внесении изменений в Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в II-IV кварталах 2021»[5]https://nszu.gov.ua/e-data/dashboard/pmg-pay