ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2021 ГОДА

08/07/2021
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2021 ГОДА

Доходы

План по сборам доходов продолжает перевыполняться:

 По итогам первой половины 2021 г. план по доходам в целом перевыполнен на 35,4 млрд. грн. или на 6,5%, в том числе по общему фонду на 23,7 млрд. грн. (4,9%).По налогам, администрируемым Налоговой службой, план на полугодие по общему фонду перевыполнен на 17 млрд. грн. (6,2%), по налогам и сборам, контролируемым Таможенной службой – на 8 млрд. грн. (4,8%). Разбивка по отдельным налогам и сборам будет доступна после 26 июля. Однако, исходя из тенденций 5 месяцев, наибольший недобор от плана по налогам сохранится по акцизам на внутренние подакцизные товары, прежде всего, сигареты, алкоголь (по 5 месяцам недобор на 2,2 млрд. грн. или 10,2%), что может указывать на рост теневого рынка в этих сегментах на фоне повышения ставок акцизов. В разрезе неналоговых платежей наибольший недобор от плана приходится по статье официальные трансферты и помощь от ЕС, других государств и МФО, которая поступает в бюджет и завязана, как правило, на получение траншей МВФ (минус 1,1 млрд. грн. по 5 месяцам)

По сравнению с первой половиной прошлого года доходы выросли на 63,4 млрд. грн. или 12,2%, в т.ч. по общему фонду на 55 млрд. грн. или на 12,2%. Поступления от налоговой и таможни выросли на 8% и 40% соответственно. Это б можно было считать неплохим результатом, однако преимущественная часть такого прироста обусловлена инфляцией потребительских и производственных цен (дефлятор ВВП, измеряющий общий уровень цен в экономике, в первом квартале 2021 г. против аналогичного квартала прошлого года составил 20,7%, а во втором квартале 2021 г., по прогнозам НБУ, составит 17%). На этом фоне перевыполнение бюджета могло бы быть и большим. 

Расходы

В то же время, выполнение расходной части госбюджета остается неудовлетворительным. По итогам первой половины расходы по общему фонду недофинансированы на 44,6 млрд. грн. или на 7,4% от плана на период.Причины такого невыполнения расходной части кроются:

 В неэффективном бюджетном планировании со стороны Минфина и правительства в целом и низкой бюджетной дисциплине распорядителей бюджетных средств. Как следует из отчетности Госказначейства Украины (ГКУ), на 1 июля 2021 г. из невыполненных 44,6 млрд. грн. расходов по общему фонду, ГКУ не открыл финансирование по расходам на 7,1 млрд. грн. По остальной сумме, финансирование было открыто, но половина из нее не распределена главными распорядителями, а вторая половина – распределена, но не использована распорядителями бюджетных средств, в т.ч. из-за промедлений в проведении тендеров, медленного утверждения паспортов бюджетных программ (для инфо: на 6 июля не утверждены паспорта по 50 ! программам), промедлений с утверждением порядков использования средств по новым бюджетным программам и т.д.

 В недоборе по привлечению заимствований для финансирования дефицита бюджета (см. – дефицит бюджета), что является сдерживающим фактором в проведении расходов. Косвенно это подтверждается низкой ликвидностью на Едином казначейском счете (ЕКС) в течении месяца. На 1 июля остаток на ЕКС снизился до 10,4 млрд. грн. (против 75,7 млрд. грн. годом ранее) , а в течении июня остаток в отдельные дни снижался до менее 1 млрд. грн.  

Независимо от причин невыполнения госбюджета по расходам, вызывает вопросы недофинансирование важнейших социальных статей, прежде всего, на здравоохранение и социальную поддержку граждан, что в условиях пандемии является недопустимым.

Медицина:

o За 5 месяца 2021 г. расходы по общему фонду госбюджета на медицину недофинансированы на 13,1% (!) или на 9 млрд. грн. от плана на период. Программа медицинских гарантий, из которой финансируются медицинские учреждения 1-3 уровня, предоставляющие гарантированный пакет медпомощи, недофинансирована на 3,5% или на 1,8 млрд. грн. от плана на период по общему фонду. При этом по самым консервативным экспертным оценкам, выделенное плановое финансирование по программе медгосгарантий занижено минимум на четверть или на 40 млрд. грн., более того 14 апреля правительство сняло еще 6,5 млрд. грн. с этой программы, перебросив их на программу вакцинации. И хотя в Кабмине обещают вернуть отобранное финансирование на программу медгосгарантий в течении трех месяцев – это лишний раз свидетельствует о недостаточности выделенных средств на медицину.  

o Сохраняется неудовлетворительное выполнение целого ряда бюджетных программ в сфере здравоохранения:

- программа «Общественное здоровье и меры по борьбе с эпидемиями» недофинансирована на 18% от плана на период (или на 179 млн. грн.),

- программа «Специализированной и высокоспециализированной медпомощи» на 23% (154 млн. грн.),

- программа «Диагностика и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий» на 21% (140 млн. грн.),

- программа лечения граждан за границей более чем на 37% (160 млн. грн.),

- инвест проект по достройке Охмадета – на 80% (255 млн. грн.).

o Из-за задержек с поставками вакцин – не выполнена соответствующая бюджетная программа по вакцинации населения, которая была недофинансирована на 41% от плана на период  (3,75 млрд. грн.).

o Программа создания современной клинической базы для лечения онкозаболеваний в Национальном институте рака и программа развития экстренной медпомощи и модернизации мат-тех базы медучреждений вообще не финансировались, хотя по плану на период предусмотрено выделение 156 млн. грн. и 222 млн. грн. соответственно. Практически то же самое можно сказать и о «программе обеспечения медицинских мер отдельных госпрограмм и комплексных мер программного характера», по которой осуществляются госзакупки лекарств для лечения редких заболеваний (гемофилия, дистония, рассеянный склероз, ДЦП и т.д.), которая была профинансирована на 1% (!) от плана на период (минус 1,23 млрд. грн. от плана).

o С учетом новой волны эпидемии Covid - 19, вызванной штаммом Дельта, ожидаемой в Украине уже в августе – сентябре, сохраняющийся низкий уровень финансирования отрасли является тревожной тенденцией. Речь идет об и так скудном «медицинском» бюджете, который в 2021 г. с учетом новых оценок прогнозного ВВП составляет на сегодня по сводному бюджету 3,7 – 3,8% ВВП, при законодательно установленном минимуме 5% ВВП.  

o На фоне проблем с финансированием с начала года фиксируются многочисленные факты сокращения выплат медицинским работникам, увеличивается задолженность по выплате зарплаты в сфере здравоохранения (последняя за 5 месяцев с начала года выросла почти в 2,5 раза). При сохранении таких тенденций продолжится сокращением медицинских работников и их выезд на работу за границу.

Социальная защита и обеспечение

o Эта сфера в целом недофинансирована на 1,8% или на 2,5 млрд. грн. от плана. Однако выполнение плана по отдельным направлениям крайне неудовлетворительное. Так, по общему фонду госбюджета социальная защита на случай потери трудоспособности недофинансирована на 32% (!) или на 343 млн. грн. от плана на первые 5 месяцев, в т.ч. фонд социальной защиты инвалидов – на 38% (!) или на 328 млн. грн., социальная защита ветеранов войны и труда – на 9,4% или на 141 млн. грн., социальная защита граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС – на 33% или на 412 млн. грн. и т.д.

Другие социальные расходы

o План в значительной мере не выполнен и по другим направлениям расходов социальной направленности. Напр., по общему фонду госбюджета расходы на образование недофинансированы за первые 5 месяцев на 9,8% или почти на 1,64 млрд. грн. от плана на период, культуру и спорт - на 28,8% или на 1,58 млрд. грн.

Развитие экономики

o Расходы на поддержку экономики по общему фонду госбюджета недофинансированы на 32% (!) или на 3,6 млрд. грн. от плана на первые 5 месяцев. План не выполнен по всем расходным статьям, по которым расписано финансирование, в т.ч. на поддержку c/х, промышленности, строительство, продвижение экспорта и т.д.

o Все расходы по госбюджету на поддержку экономики за январь – май 2021 г. составили 33,4 млрд. грн. Для сравнения, Украина потратила за это же время почти в 2 раза больше на обслуживание госдолга.

Дефицит госбюджета 

 В первой половине 2021 г.  дефицит госбюджета составил 50,4 млрд. грн., в т.ч. по общему фонду 49,8 млрд. грн. или 42% от плана на этот период (118,9 млрд. грн.). Таким образом, разрыв в финансировании дефицита бюджета по общему фонду составил 69,1 млрд. грн.

 Основная причина такого разрыва, как и в прошлом году, - это провал в привлечении долгового, прежде всего, внешнего, финансирования.В первом полугодии план по долговому привлечению по общему фонду выполнен немногим более чем на ? от плана на период (недобор по займам - почти 79 млрд. грн.).