ИТОГИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В 2020 ГОДУ

По информации Госстата, в 2020 году грузооборот сократился на 14,3%, объемы перевозки грузов – на 11,2%, пассажирооборот – на 55,9%, количество перевезенных пассажиров – на 39,7%.

23/02/2021
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В 2020 ГОДУ

Среди всех базовых отраслей экономики 2020 год стал для транспортного сектора настоящей катастрофой.

И дело даже не в том, что абсолютно все четыре агрегированные показатели отрасли упали двузначными темпами – хотя последний раз такое было зафиксировано в далеком 2009 году.

В пассажирском сегменте вообще установлен антирекорд за все годы независимости Украины, который вряд ли когда-нибудь вообще будет побит!  

И это невзирая на то, что вводившиеся в 2020 году локдауны совсем не распространялись на грузовые перевозки (при этом не останавливались ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни строительная отрасль – основные грузоперевозчики), а отдельные карантинные ограничения коснулись в основном только пассажирского сегмента транспортной отрасли и то лишь на пару месяцев (а то и меньше) и в регионах, попадавших в «красную» зону (их было немного).

То, что произошло с транспортом в 2020 году, нельзя назвать иначе, как «величайшая отраслевая катастрофа».

Впассажирском сегментебольше всех пострадала авиационная отрасль (-64,4% по обороту и         -65,0% по количеству пассажиров). Закрытие границ привело к тому, что национальные перевозчики вынуждены были сократить и до сих пор не могут восстановить свою полетную программу. Надежды, что это может произойти, тают ото дня ко дню по мере того как страны, ранее анонсировавшие открытие границ, постоянно откладывают этот момент, а внутренние перевозки не дают тех доходов, что давали международные. И это с каждым месяцем повышает угрозу банкротства отечественных авиаперевозчиков. Последние, в отличие от их иностранных коллег, так и не дождались хотя бы небольшой финансовой помощи от государства (к примеру, десятку американских авиакомпаний и их партнеров по организации перевозок в «первую волну» поддержки выделили почти 25 млрд. дол.).

В примерно таком же состоянии железнодорожные перевозки, где зафиксировано падение оборота на 63,2% и на 56,2% по количеству пассажиров. «Укрзализныця» по-прежнему предлагает крайне низкокачественный сервис за достаточно высокую цену. При общем уровне инфляции в 2,7% (в среднем за 2020 г.) железнодорожные пассажирские перевозки подорожали на 7,2% (при том что топливо – подешевело на 16,0%). В условиях, когда украинцы из-за кризиса потеряли заметную часть доходов, инициатива компании о дополнительном повышении стоимости проезда в 2021 году на 2% каждый месяц выглядит не совсем адекватной и грозит дальнейшим сокращением пассажиропотока.

Уже мало кого удивляет, что фактически умерли водные пассажирские перевозки, имеющие сезонный характер и разворачивающиеся с наступлением тепла, которое в прошедшем году совпало по времени с карантином. Оборот пассажиров на водном транспорте составил 15,7% от уровня 2019 года, а количество перевезенных пассажиров – 46,0%. И здесь проблема будет усугубляться – в стране, обладающей десятком судостроительных и судоремонтных заводов, строительство пассажирских суден не ведется уже достаточно давно, а имеющийся флот, построенный во времена еще СССР, все быстрее будет выбывать из эксплуатации.

Чуть лучше чувствовали себя автомобильные перевозки – падение составило «всего» 43,9% по обороту и 40,0% по количеству перевезенных пассажиров. Тут тенденция тоже понятная и прогнозируемая, с учетом того, что только в 2020 году производство автобусов сократилось на 20,2% и составило всего 699 единиц (для сравнения: 12 лет назад, в 2008 году – 10042 единицы, 32 года назад, в 1988 году – 14646 единиц).

Даже невзирая на то, что городской электрифицированный транспорт останавливался всего на два месяца, после чего он был перезапущен и функционировал благодаря «восстаниям мэров» даже там, где эпидемическая ситуация требовала его остановки – этого оказалось достаточно, чтобы количество перевезенных метрополитеном пассажиров составило 57,5% от уровня 2019 года, троллейбусами – 61,2%, трамваями – 67,4%.

Вгрузовом сегментеситуация также неоднозначна и противоречива.

Ключевое направление – железнодорожный транспорт, на который приходится 60,5% оборота и 50,9% физических объемов – продемонстрировал падение как по обороту (на 3,4%), так и по объемам перевозки грузов (на 2,4%). Ключевые проблемы остались неизменными – нехватка локомотивов (как-то затих намечавшийся к расширению проект сотрудничества с General Electric) и вагонов, что регулярно приводит к сбоям их подачи грузоотправителям, несущим из-за этого многомилионные убытки. Никуда не делась и коррупция в «Укрзализныце», связанная с закупками всего и вся для железнодорожных перевозок (от топлива до запчастей и комплектующих).

Лучше обстояли дела в секторе авиационных перевозок (грузооборот вырос на 5,2% (единственный из 28 показателей, где зафиксирован рост!), однако объемы перевозки грузов – сократились на 6,7%). Около 100 тысяч перевезенных авиацией тонн грузов – это жалкая насмешка, если вспомнить, что, к примеру, в 1980 году авиационный транспорт доставил заказчикам почти вчетверо больше грузов (при том, что тогда Украина еще не располагала ни самым грузоподъемным самолетом планеты Ан-225 «Мрия», ни его предшественником Ан-124 «Руслан», которыми сегодня осуществляются авиационные грузовые перевозки).

Продолжает ухудшаться ситуация на трубопроводном транспорте, где оборот сократился на 33,7%, а физические объемы транспортировки – на 13,5%. При этом нужно иметь в виду, что обязательства «Газпрома» «транспортируй или плати» предусматривали оплату физического или виртуального транзита 65 млрд. кубометров газа лишь на 2020 год («Газпром» выбрал физически квоту на 55,8 млрд. кубометров, или на 38% меньше по сравнению с 2019 годом, но заплатил и за недостающие «виртуальные кубометры»). Начиная с 2021 года, и в последующие три года мы гарантированно сможем рассчитывать на оплату только 40 млрд. кубометров, и большая часть полученных средств будет тратиться на содержание и технической обслуживание «трубы»…

Заметное сократились показатели работы автомобильного транспорта – по обороту на 13,5%, по объемам перевозки грузов – на 21,7%. В этой сфере мы также уверенно идем к ситуации, когда возить станет просто не на чем – старая техника выбывает, производство грузовых автомобилей в Украине сократилось в 2020 году на 62,5%, и с такими темпами мы уже в ближайшее время попадем в тотальную зависимость от импортных производителей грузовиков.

Традиционно сложной остается ситуация в сфере водных перевозок (-15,4% по обороту, -8,3% по объемам перевозки грузов). В то время как в Европе страны, имеющие полноводные реки или морское побережье, проводят по ним 15-20% всех грузовых перевозок, в Украине этот показатель составляет всего 0,9%. Причина банальна – у нас просто не осталось судов, которые могли бы эксплуатировать водные артерии, а судостроение как отрасль (если вывести за скобки проекты «Нибулона») пребывает в глубочайшем кризисе.

На этом фоне принятая менее чем три года назад Транспортная стратегия, предусматривающая функционирование в стране 50 аэропортов, полдесятка гиперлупов и «Укрзализныцю» в пятерке лучших железных дорог мира – выглядит уже не совсем адекватной, и нуждается в срочном пересмотре и приближении к реалиям.

Транспортная отрасль среди всех секторов украинской экономики понесла наибольшие потери, по некоторым показателям побив антирекорды за все годы независимости.

Украина нуждается в пересмотре и обновлении Транспортной стратегии, запуске многоканальных инструментов государственной поддержки транспортного сектора, а также отраслей машиностроения, обеспечивающих его функционирование – авиа-, судо-, автомобиле, локомотиво- и вагоностроения.