СИТУАЦИЯ С ТАРИФАМИ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (НАКАНУНЕ СТАРТА НОВОГО ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА)

31/08/2020
Моніторингові продукти
СИТУАЦИЯ С ТАРИФАМИ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (НАКАНУНЕ СТАРТА НОВОГО ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА)

Газ. Станет главным в ближайшем отопительном сезоне драйвером роста коммунальных тарифов.

Этими весной и летом Украина активно пользовалась мировым трендом на снижение стоимости природного газа, вызванного комбинацией внешних и внутренних факторов:

1)значительным снижением спроса на него из-за вначале теплой для многих стран зимы, а затем локдауна многих экономик мира, вызванного пандемией Covid-19;

2)невостребованными огромными запасами природного газа, накопленными на прошедшую зиму и использованными в значительно меньших объемах из-за теплой зимы (справочно: в ноябре 2019 года на момент начала отбора газа из ПГХ в них находилось 21,75 млрд. куб. метра ресурса, что стало рекордным за все последнее десятилетие – обычно показатель составлял 17-19 млрд.);

3)укреплением гривны, в результате чего рассчитываемый в долларах газ стал «дешевле»;

4)наличием государственного регулирования тарифов на газ для населения путем возложения на НАК «Нефтегаз Украины» специальных обязательств (СО) реализовывать его по фиксированной цене.

Весну и первую половину лета цены на нефть и газ продолжали падать (эти ресурсы демонстрируют схожие процессы в динамике). В середине лета фьючерсы с поставкой на через месяц-два на нефть базовых марок Brent и WTI опускались до отметок в диапазоне 18-25 дол./барель, а поставляемый в Украину частными структурами газ растамаживался по цене ниже 90 долларов за 1000 куб. м.

Но уже с середины июля, и особенно в августе ситуация «развернулась».

1. Нефть и газ начали расти в цене: например, нефть Brent и WTI с поставками  на октябрь торгуются по 42-48 дол./баррель, достигнув 26 августа пятимесячного максимума, а фьючерсы на поставку газа в октябре выросли по сравнению с июльскими более чем на 60% (с 1528 до 2513 долл. за млн. БTE).

Будущие тенденции с ценами на газ можно спрогнозировать не только с «фьчерсным газом», но и с реально поставляемым в Украину. Если с начала года цены на него неизменно падали, достигнув минимума в июне на уровне 88,4 долларов за тысячу кубометров, то уже в июле средняя таможенная стоимость импортного газа составила 3673,5 грн. за 1 тысячу кубометров (140,6 долларов), увеличившись на 59,1% в долларовом эквиваленте и на 55,8% в гривневом эквиваленте (с 2357,3 грн за 1000 кубометров).

2. Участники рынка и эксперты практически единогласно прогнозируют рост цен на газ. Глава НАК «Нефтегаз Украины» А.Коболев в начале августа допустил, что осенью 2020 года газ может подорожать на 40%. При этом компания озвученными тарифами уже перекрыла этот прогноз – в июле цена на газ для населения и ТКЭ по сравнению с июнем выросла на 7% (2,76 грн. за куб. м с НДС и без учета наценки газсбыта и расходов на транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам), в августе – на 17% выше, чем в июле (3,24 грн. за куб. м с НДС и без учета стоимости распределения), а на сентябрь – она будет еще на 45% выше, чем в августе (4,7 грн. за куб. м с НДС и без учета стоимости распределения). Всего за эти 3 месяца – газ подорожает почти на 82%. В компании это прокомментировали так – «рынок входит в сезон высоких цен, который обычно наступает с приближением отопительного периода».

3. С 1 августа для населения полноценно заработал рынок природного газа. Отменяется государственное регулирование цен на газ, они теперь будут определяться ежемесячно на усмотрение самого поставщика природного газа. До старта нового отопительного сезона в первую очередь рост цен на газ коснется той категории населения, которая пользуется газом для приготовления еды – как правило, малообеспеченных граждан, живущих в старом малоэтажном жилом фонде («хрущевки», «панельки»), который в свое время активно газифицировался, и у которой нет денег купить современное жилье в многоэтажных ЖК, в которых для приготовления пищи используется электричество.

Отопление и горячая вода. Пока что планы поднять цены в этом сегменте не озвучивались. Более того, СО для НАК сохранены в части отпуска газа ТКЭ для производства тепла и горячей воды (они закончатся в конце отопительного сезона 2020/2021), поэтому наиболее тяжелая статья в платежках (отопление) будет расти не столь сильно, как выросла бы при полной отмене СО для ТКЭ (к примеру, на пике, в октябре 2018 года тепло могло стоить, исходя из цены газа - 15 465 грн. за 1000 куб м).

Холодная вода и водоотвод. Тарифы водоканалов ежегодно с 1 января пересматриваются исключительно в сторону повышения. К примеру, в среднем по стране (июль 2020/2019) стоимость подачи холодной воды выросла на 22,6%, водоотвода – на 19,9%. Обоснование причин для установления «нового» тарифа – 1) рост минимальной зарплаты и соответственно уровня оплаты труда работников водоканалов; 2) индексация на инфляцию и удорожание операционных работ, связанных с обслуживанием, ремонтом и модернизацией сетей; 3) рост цены на электроэнергию (весомый фактор в себестоимости этих услуг). На ближайший отопительный сезон коммунальщики попытаются провести куда более высокое повышение тарифов на 2021 год, чем годом ранее, поскольку: 1) минимальная зарплата должна вырасти по сравнению с той, которая учитывалась в нынешнем тарифе – на 37,6% (годом ранее – на 13,2%); 2) инфляция и стоимость строительно-ремонтных работ прогнозируются более высокими, чем годом ранее; 3) всего за год работы нового рынка электроэнергии биржевая цена электричества, ранее бывшая одной из самых низких в Европе, подскочила до уровня одной из самых высоких по данным самого свежего отчета Еврокомиссии - 46,9 евро за МВт-час в первом квартале 2020 г. (выше – только в Греции, 50,4 за МВт-час)[1]

Электроэнергия. С момента внедрения год назад новой модели рынка электроэнергии непублично Минэнерго и НКРЭКП начали прорабатывать вариант установления единой цены на электроэнергию для населения (сейчас первые 100 кВт-час оплачиваются по тарифу 0,9 грн., все, что выше – по 1,68 грн.). Несколько попыток провести эту идею пока не дали результата. Однако в случае ее реализации, в первую очередь это ударит по одиноким пенсионерам, подавляющее большинство которых укладывались в льготные 100 кВт-час. Так, если для семьи из 4 человек, потребляющих в месяц 500 кВт-час, сумма в платежке после отмены льготного тарифа вырастет на 10% (840 грн. вместо 762 грн.), то для одинокого пенсионера, потреблявшего 80 кВт-Час – на 87% (134 грн. вместо 72 грн.). 

Субсидии.

Параллельно с ростом тарифов правительство будет пытаться, как и ранее, сократить число субсидиантов (на конец отопительного сезона в апреле 2020 г. количество семей, получающих субсидии, уменьшилось на 16% или почти на 650 тыс. семей по сравнению с концом отопительного сезона в 2019 г.; финансирование программы субсидий в бюджете 2020 г. сокращено на 12%). Этому поспособствует и повышение минимальных зарплат, и индексация пенсий, и вменяемый ФОПам в целях ограничения получения субсидий доход в 1-2-3 МЗП, и повышение с 15% до 20% в новом отопительном сезоне размера самостоятельного платежа для субсидиантов, и одобренная на последнем Кабмине инициатива о разворачивании в несколько этапов Национальной сервисной службы, в результате чего будет развернута армия из почти 12 тысяч «соцработников», призванных в том числе проверять обоснованность назначения и получения субсидий.



[1]https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/qr_electricity_q1_2020.pdf?fbclid=IwAR3dU4j2i3wJ-96V3xqm2BA6K4JKWXcST4s5V7WhdPrkpZJwbyJEDs7DqVM