Госстат обнародовал информацию об итогах работы промышленности, сельского хозяйства и транспорта в первой половине 2020 года (см. табл ниже)
Темпы роста/ падения в базовых отраслях, к аналогичному периоду прошлого года (%)
январь – март | январь – апрель | январь - май | январь – июнь | |
сельское хозяйство | -1,8 | -1,4 | -2,0 | -18,7 |
растениеводство | -- | -- | -- | -56,8 |
животноводство | -1,8 | -1,4 | -2,0 | -2,2 |
промышленность | -5,1 | -7,9 | -8,7 | -8,3 |
добывающая | -4,3 | -6,0 | -6,6 | -6,3 |
перерабатывающая | -4,6 | -8,7 | -10 | -9,6 |
тэк и жкх | -8,1 | -8,0 | -6,9 | -6,5 |
грузооборот | -14,9 | -18,2 | -19,9 | -19,6 |
пассажирооборот | -16,3 | -39,6 | -51,6 | -55,9 |
Для инфо: | ||||
розничная торговля | 10,6 | 3,2 | 3,1 | 3,0 |
оптовая торговля | - 2,8 | - 4,0 | -2,8 | -0,5 |
Анализ
Сельское хозяйство:
Темпы падения в с/х резко ускорились с «минус» 2% за первые 5 месяцев до 18,7% по итогам полугодия (здесь и далее все сравнения с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное).
Драйвером падения стал обвал объёмов сельхозпроизводства в отраслях растениеводства. Июнь – первый месяц, когда в статистике с/х начинают учитываться результаты работы растениеводов, для которых и, как следствие,для всего сельского хозяйства первый месяц лета стал самым провальным, как минимум, в нынешнем тысячелетии(за который доступна статистика Госстата). Производство в этом сегменте с/х рухнуло сразу на 56,8%. Основная причина состоит в неблагоприятных погодных условиях (длительная засуха в южных регионах, Запорожской и Кировградской областях, дожди и наводнения в западной части Украины) и отсутствии на этом фоне адекватной государственной поддержки аграриев.
Как результат, темпы сбора урожая зерновых и зернобобовых в Украине по состоянию на 1 июля существенно уступали прошлогодним. По данным Госстата:
o С.х предприятия по состоянию на 1 июля 2020 г. убрали зерновые и зернобобовые культуры на 384,8 тыс. га, что на 72,3% уступало прошлогоднему показателю.
o Валовой сбор зерновых и бобовых к отчетной дате составил 1,183 млн тонн при урожайности 30,7 ц/га (-10,5% к показателю 2019 г.).
Валовый сбор зерновых и зернобобовых в последующие месяцы до конца года должен улучшиться, прежде всего, за счет ожидаемого рекордного урожая по кукурузе, однако суммарно прогнозный урожай зерновых и зернобобовых, по оценкам МЭРТ, составит 68 млн. тонн. и будет на 10% ниже прошлого маркетингового года 2019/20 (в котором собрано 75 млн. тонн.)
Продолжается затяжной кризис в отраслях животноводства, темпы падения в которых углубились до «минус» 2,2% в первом полугодии (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). По хозяйствам всех типов (предприятия и население), производство молока уменьшилось на 3,7%, яиц – на 0,7%. Продолжается сокращение поголовья КРС и свиней, что приводит к падению производства мяса в живом весе («минус» 7,4% по КРС и «минус» 2% по свинине, и это только в разрезе с.х предприятий)
По регионам, падение сельхозпроизводства зафиксировано во всех регионах Украины, кроме 3-х областей (Винницкой, Закарпатской, Ивано-Франковской).
Наиболее всего пострадала Одесская область, объем сельхозпроизводства в которой в первой половине 2020 г. (против первого полугодия в 19 г.) упал на 2/3, в т.ч. в отраслях растениеводства на 85,9%. ГСЧС Украины признала засуху в Одесской области чрезвычайной ситуацией природного характера государственного уровня. Во многих хозяйствах области было потеряно 80-100% урожая, а общий ущерб, по разным источникам, оценивается в 6,5-15 млрд. грн. При этом в правительстве пообещали компенсировать часть убытков аграриев Одесского региона, однако пока мизерные средства в размере 18 млн. грн. выделены только из областного бюджета.
Помимо Одесской области, в тройку анти-лидеров по сокращению сельхозпроизводства в первой половине 2020 г. входит Запорожская и Николаевская области, в которых общие объёмы с.х. производства упали более чем наполовину, в т.ч. отраслях растениеводства – более чем на 2/3 (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Эти области также пострадали от засухи, хотя и в меньших масштабах, чем Одесский регион.
Промышленность
Кумулятивные темпы падения в промышленности замедлились c 8,7% по итогам 5 месяцев до 8,3% за полугодие (к аналогичному периоду прошлого года). Пик падения пришелся на апрель – май, что хорошо видно по графику помесячных темпов промпроизводства: если в апреле (против апреля 2019 г.) объём промышленного производства упал на 16,2%, то в мае – оно сократилось до 12,2%, а в июне до 5,6%.
Тем не менее, говорить о стабилизации ситуации в промышленности пока не приходится. Состояние большинства отраслей остается крайне тяжелым, а в отдельных из них, как напр., в машиностроении, кризис продолжает углубляться:
o Прежде всего, обращает на себя внимание то, что по итогам первого полугодия перерабатывающая промышленность упала темпами в полтора раза более высокими, чем добывающая («минус» 9,6% и 6,3% соответственно). Крен в сторону погружения Украину в нишу «стран – сырьевых придатков» продолжает усиливаться. Мы сворачиваем производство высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости, все больше превращаясь в эксплуатанта минерально-сырьевых ресурсов.
o Рост зафиксирован всего в 3 подотраслях промышленности. В первом полугодии (против аналогичного периода 2019 г.) наиболее высокие темпы достигнуты в химической промышленности (+7,8%), но в основном благодаря резвому старту в начале года (+14,7% по итогам первого квартала). На 4,5% за 6 месяцев больше продукции выпустили предприятия фармацевтики, но в июне они заметно притормозили, сократив объемы производства по сравнению с маем на 12,3% и с июнем прошлого года на 6,9%. Рост в коксохимической промышленности и нефтепереработке (+1,3%) достигнут исключительно за счет ситуативного наращивания объёмов нефтепереработки на фоне рекордно низких цен на углеводороды, тогда как производство кокса упало в первом полугодии на 7,4%. На этом весь позитив и исчерпывается.
o Падение продолжается в четырнадцати (из 17) подотраслей промышленности, в 9 из них – темпы падения превышают 10%. В первом полугодии наибольшими темпами сократилось производство в транспортном машиностроении (-30,8% !!!), угольной (-26%), электронной (-25,7%), легкой (-16,9%), металлургической промышленности (-14,2%).
o Пока правительство занято созданием министерства стратегических отраслей промышленности , ядро этих отраслей – машиностроение – продолжает погружаться в еще большую рецессию. В июне 2020 г. (к июню 2019 г.) машиностроение суммарно потеряло 22,5% объёмов выпускаемой продукции, а кумулятивные темпы падения в отрасли ускоряются с каждым месяцем: «минус» 14,5% по итогам первого квартала, «минус» 19,7% за первые 4 месяца, «минус» 20,2% за 5 месяцев и наконец «минус» 22,2% за первое полугодие. АЦ НОСЭП неоднократно анализировал причины кризисного состояния дел в этом сегменте промышленности, особенно в под-отраслях транспортного машиностроения, бывшего еще не так давно (8-15 лет назад) одним из локомотивов роста в стране, и деградирующего сейчас ускоренными темпами при попустительстве, а в некоторых случаях и в результате целенаправленной политики всех последних правительств (от Яценюка до Шмыгаля).
o Объемы производства промышленной продукции уменьшились в 22 из 25, или почти в 90% регионов страны, наиболее существенными темпами: в Черновицкой (-21,7%), Луганской (-19,7%), Закарпатской (-19,2%), Днепропетровской (-17,6%), Тернопольской (-16,3%), Запорожской (-13,4%), Волынской (-12,8%), Донецкой (-11,4%). Каждая вторая область в этом списке – ранее индустриально-ориентированные регионы.
o Даже в тех трех регионах (Херсон, Хмельницкий и Кировоградщина), где все еще есть математический рост – он достигнут в основном благодаря хорошему старту в начале года. Например, в Херсонской области (+4,9% в январе-июне) промпроизводство в мае месяце сократилось по сравнению с маем 2019 г. на 7,9%, в июне (к июню 2019 г.) – упало на 2,5%.
Транспорт
Транспортный сектор, по крайней мере, в грузовых перевозках только нащупывает дно падения. Потери транспортных отраслей в результате карантина, кризиса и сокращения транспортировки газа остаются ошеломляющими. Все четыре основные показатели результатов работы транспортной отрасли продолжают демонстрировать обвальное падение. Двузначными темпами сократились за первое полугодие грузооборот (на 19,6%) и объемы перевозки грузов (на 16,3%). Ключевые железнодорожные перевозки, превышающие 50% от общего объема по стране, уменьшились на 10,1% по обороту и на 8,7% по физическим объемам груза. На трубопроводном сегменте эти показатели сократились соответственно на 39,8% и 21,8% (и это еще не предел с учетом появившейся информации о том, что РАО «Газпром» начало активный демонтаж газотранспортных мощностей, ориентированных на украинский коридор в Европу).
Еще более пессимистичная картина наблюдается и в пассажирском сегменте – падение пассажирооборота ускорилось до 55,9% (хотя по итогам I квартала было всего «минус» 18,8%, 4-х месяцев – 39,6%, 5 месяцев – 51,6%), количество перевезенных пассажиров – сократилось на 43,4% (по итогам I квартала -15,5%).Это самое глубокое падение в пассажирских перевозках за все время независимости Украины с 1991 г.Перевозки людей на железнодорожном транспорте сократились на 58,9%, авиационном – на 67%, автомобильном – на 43,4%, метрополитенах – на 50,3% - несмотря на то, что транспорт в январе-феврале работал в штатном режиме, а постепенные ограничения вплоть до постепенного полного запрета внедрялись в середине марта! Обращает на себя также то, что фактически умерли водные пассажирские перевозки, имеющие сезонный характер и разворачивающиеся с наступлением тепла, которое в нынешнем году совпало по времени с тотальным карантином. В результате оборот пассажиров на водном транспорте составил 2,8% от уровня января-мая 2019 года, а количество перевезенных людей – 6,8%.