В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 ИЮНЯ 2020 ГОДА, В УКРАИНЕ ОТМЕТЯТ ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА – УКРАИНА ПОДХОДИТ К ПРАЗДНИКУ С НЕУТЕШИИТЕЛЬНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ.

День медработника в Украине установлен президентским Указом в 1994 году. Его отмечают ежегодно в третье июньское воскресенье.

19/06/2020
Моніторингові продукти
В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 ИЮНЯ 2020 ГОДА, В УКРАИНЕ ОТМЕТЯТ ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА – УКРАИНА ПОДХОДИТ К ПРАЗДНИКУ С НЕУТЕШИИТЕЛЬНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ.

День медработника в Украине установлен президентским Указом в 1994 году. Его отмечают ежегодно в третье июньское воскресенье. 

В этом году в этом году день медицинского работника проходит в  условиях эпидемии COVID-19.  Эпидемия показала с одной стороны глубину  проблем отрасли, степень незащищенности и наплевательского отношения государства к медработникам и с другой  - высокую квалификацию и самоотверженный труд медиков.

Для Украины понадобилась пандемия COVID-19, что бы начать хоть как-то повышать финансирование здравоохранения.

§ До эпидемии COVID-19, начиная с 2013 года, доля медицины в ВВП постоянно снижалась:  с 4,2% в 2013 г до 3,2% в 2019 г.

§ После принятия апрельских изменений в госбюджет 2020 добавили немного средств на борьбу с COVID-19 (прямо добавлено 16 млрд. грн. на программу медгосгарантий и предусмотрено часть средств из фонда борьбы с COVID-19). На июнь  т.г. года из  Фонда, общий объём которого составляет почти 66 млрд грн, уже потрачено больше половины - 36 млрд грн., где доля здравоохранения составила всего 3 млрд грн. (для инфо  из Фонда потрачено почти 9 млрд грн - на выплаты по социальной защите и безработице; 1,6 млрд грн. - на поддержку детей ФОПов; 2,2 млрд грн. - на оплату больничных листов.). Если во II полугодии сохранится такой же принцип распределения денег, то здравоохранение может претендовать еще на 3 млрд., т.е. в общем - дополнительно на 6 млрд грн. Таким образом  если учесть все «добавки» к бюджету 2020, то здравоохранение в этом году будет профинансировано в размере порядка 164 млрд. грн. или же 4,2% от ВВП, что соответствует уровню 2013 года, когда  в стране была спокойная обстановка и не требовалось в пожарном порядке принимать карантинные меры, госпитализировать и лечить тяжелых больных, обеспечивать медучреждения специализированным оборудованием и средствами индивидуальной защиты и пр.

§ Это означает, что даже в таких чрезвычайно тяжелых условиях государство не может выделить на здравоохранение положенные по закону 5% от ВВП, а значит, отрасль по-прежнему недофинансирована со всеми вытекающими последствиями – отсутствие медикаментов, низкие зарплаты, теневые платежи и пр.

 

Расходы на здравоохранение в сводном бюджете Украины, 2013-2020 гг.

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020 (прогноз)

Здравоохранение, млрд. грн.

61,57

57,15

71,00

75,50

102,39

115,85

128,38

164,82

Здравоохранение. млрд. дол.

7,7

4,8

3,2

3,0

3,8

4,25

4,43

5,49

Здравоохранение,% ВВП

4,20

3,60

3,57

3,17

3,43

3,25

3,23

4,22

ВВП, млрд. грн.

1465,2

1586,9

1988,5

2385,4

2982,9

3580

3974,6

3908

Среднегодовой курс, грн/дол

7,99

11,89

21,85

25,55

26,6

27,21

28,95

30

 

§ Массу проблем добавила т.н. медреформа, второй этап которой начался в самый разгар эпидемии COVID-19, оставив без нормального финансирования больницы. Оказалось, что после перехода на договора значительная часть медучреждений, которые преобразовались в некоммерческие предприятия, потеряли порядка 30% финансирования от уровня прошлого года.

Но самым страшным результатом стало то, что без средств остались инфекционные стационары, которые были определены для первоочередной госпитализации больных с COVID-19. Объём средств заложенный в договора и посчитанный по тарифам, которые предложены за лечение инфекционных больных не покрывал даже 10 % от необходимых затрат. Как только в больницы начали поступать больные с COVID-19, стало понятно, что на лечение, закупку средств защиты для медиков, выплату зарплат и многое другое денег нет.

§ Первое с чем столкнулись медики - это отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ), что привело к массовым заболевания среди медперсонала.  В среднем каждый 5-й  больной – это медработник. Даже на сегодня на 4-й месяц эпидемии в среднем обеспеченность  СИЗ больниц, которые принимают больных с COVID-19 (их 247) составляет 76,2%, а минимальный уровень  обеспеченности – 13,5%.

§ На фоне тяжелейших условий труда,  медработники чуть не потеряли положенные надбавки в 300% за работу в очагах особо опасной инфекции (COVID-19 квалифицирована как ООИ). «Забыв», что уже существует документ, определяющий тройные добавки, за работу с ООИ правительство решило законом увеличить зарплату вдвое, потом все же процент вернули до прежнего уровня. Все это привело к законодательной путанице и конечном итоге 300% надбавки медики получили с опозданием, не в полном объёме и не все кому положено.

§ Власти не очень спешат доплачивать медикам за работу в особо опасных условиях.

Только в конце марта, когда уже стало очевидным, что эпидемия набирает обороты и после введения карантина  КМУ[1] , добавил 1,75 млрд. грн. в медсубвенцию, где в. т.ч. упоминалось о выплатах тройных надбавок за март медикам, работающим в рамках борьбы с эпидемией COVID-19. Денег как обычно выделили в обрез, и при осуществлении выплат на местах доходило до абсурда. Работникам высчитывали почасовые контакты с больными с COVID-19 и то только с теми, которым был подтвержден диагноз. Все это привело к массовым выступлениям и акциям протеста среди медработников.

В апреле ситуация не слишком поменялась. Не желая приостанавливать  реформу «образца Супрун» правительство потребовало у всех медучреждений, которые занимаются лечением больных перезаключить договора по новым, срочно переделанным тарифам под лечение больных с COVID-19. Тарифы утвердили только 24 апреля[2]  ( 4 новых тарифа: 2 для стационаров, 1 для мобильных мед.бригад и 1 для экстренной медпомощи) для работы в условиях эпидемии COVID-19), а договора заключили уже в мае. 

Договора заключены на срок 1 или 3 месяца, в зависимости от вида услуг (У части медучреждений срок договоров уже закончился  в апреле, а у других заканчивается через 2 недели, включая скорую помощь) . Однако сейчас  начинается второй подъем заболеваемости. Если договора не будут перезаключены на более длительный срок, финансирование может быть приостановлено, а  проблемы с зарплатами, закупками СИЗ, медикаментов и дезсредств  могут повториться.

В целом, проблемы,  особо остро проявившиеся  для инфекционных стационаров в период эпидемии, характерны  для всех медучреждений страны.

§ Т.н. реформа «Супрун» после скандального старта второго этапа в апреле  т.г.  даже новым министром ОЗ признана провальной. В МОЗ наконец признали, что второй этап медицинской реформы  привел к снижению финансирования второго и третьего уровня медпомощи, предусматривал ликвидацию противотуберкулезной службы и закрытие 70-80% психиатрических больниц, а также увольнение от 50 до 70 тысяч медицинских работников. Со слов Министра ОЗ под угрозой оказалась экстренная медицинская помощь, поскольку в некоторых областях  она недофинансирована на уровне 60-80%, что приведет к сокращению 30% бригад скорой помощи.

§ В МОЗ заявили, что медучреждения с 1 июля и до конца 2020 г. будут получать финансирование на уровне прошлого года, дабы избежать сокращений и увольнений. Но такое решение не слишком спасет отрасль. На уровне прошлого года это означает, что зарплата в сфере здравоохранения останется на 32% ниже, чем в целом по экономике (за 2019 год средняя зарплата в сфере здравоохранения составляла 7 087 грн., а по экономике 10 497 грн.).

§ В такой ситуации,  ни о каком обещанном повышении зарплат медикам  при сохранении  рабочих мест в отрасли не может быть и речи. Повышения зарплат медикам могут состояться только за счет сокращений. Это наиболее реальный сценарий, учитывая, что вопрос о выплатах внутри учреждения все так же остается  в полном распоряжении администрации и никак не привязан к объёму финансирования самого учреждения.

§ Несостоятельность такого подхода уже проявилась на первичном уровне. Обещанные высокие зарплаты в 20-30 тыс. грн. – это скорее исключение, чем норма, и по большей части повышения коснулись самой администрации, а не рядовых врачей. 

§ По данным Госстата в марте 2020 года 85% работников здравоохранения получили зарплату менее 12 тыс. грн. при том, то средняя зарплата по экономике на этот период была 11 446грн.

 

Уже который год повышение зарплат медикам  происходит только на уровне обещаний.

§ Новая власть- не исключение. 17 июня от Президента Зеленского поступило  новое обещание повысить с 1 сентября  и до конца года зарплаты медработникам /врачам второго уровня, пока не будет разработан новый механизм начислений[3].

Правительство  заявило, что готово на повышение зарплат выделять более 2 млрд. грн. ежемесячно, что  «позволит обеспечить повышение выплат врачам второго звена до 70% от их тарифной ставки, медсестрам и санитарам – на 50% и 25% соответственно от минимальной заработной платы». Т.о.  в случае согласованной формулы повышения средняя зарплата среднего медперсонала составит более чем 7 тыс. грн, а младшего – приблизится к 6 тыс. грн.

§ Пока это только обещание . Не ясно :а)  будет ли оно касаться только этого года или следующего тоже; б)  каков будет механизм начисления в рамках заключённых договоров.   Кроме того, повышение зарплат касается  только  вторичного уровня  (хотя есть еще и другие виды помощи - третичная, экстренная паллиативная и др., где врачи также получают «мизер»).

§ Реализация обещания требует выделения средств и большой нормативной работы . Ежемесячные 2 млрд. грн. (за 4 последние месяца 2020 г. - 8 млрд. грн.) надо еще найти, внести изменения бюджет, добавить в программу медгосгарантий и перечислить НСЗУ, а той перезаключить договора с медучреждениями, при этом указав в договорах условия повышения выплат. Времени остается мало. Есть риски, что обещания  могут остаться только на бумаге.

§ Пока зарплата выплачивается несвоевременно - задолженность по выплатам нарастает. На 1 мая 2020 г в отрасли здравоохранения и соцпомощи  задолженность по выплате зарплат составила 29 млн.грн, увеличившись с начала года  на 60%. ( и более чем в два раза по сравнению с прошлым годом , когда на 1 мая  2019  она составляла 13, 54 млн. грн)

 

Отрасль здравоохранения теряет кадры.

§ Украинская система МОЗ с 2014 г (без учета потерь связанных с аннексией АР Крым и действий в зоне АТО) лишилась почти 7 тыс. штатных врачебных должностей и 5 тыс. реально работающих врачей (-4%), а обеспеченность врачами на  10 тыс. населения  снизилась с 37,4 до 36, 9[4].

 

Штатные врачебные должности - всего

Число врачей физ. лиц

Обеспеченность врачами на 10 тыс населения

2014 год

194920,5

159969

37,4

2019 год

187972,75

154265

36,96

Разница, чел.

6947,75

5704

0,44

Разница,%%

-4%

-4%

-1%

 

§ Потери среди врачей лечебников (без организаторов, стоматологов, санитарных врачей, специалистов НДИ), составили почти 3 тыс. человек (2711 чел.), а обеспеченность на 10 тыс. населения на 2019 год составила 24,7 на 10 тыс. населения, что уже ниже среднего показателя по странам ЕС (30-35 на 10 тыс. нас.).

§ Потери среднего медперсонала. Общая численность среднего медперсонала  с 2014 года  сократилась на 48 558 человеке(-13%). При этом надо отметить, что при общем падении численности среднего медперсонала наблюдается его отток из коммунальных и госучреждений за счет комплектации приватного сектора, а значит, доступность их услуг  в госсекторе падает.

 

 

ВСЕГО

МОЗ

Другие министерства

Приватные структуры

абс. данные

%

абс. данные

%

абс. данные

%

2014

378880

346191

91,4

20814

5,5

11875

3,1

2019

330322

296054

89,6

15514

4,7

18754

5,7

разница

-48 558

-50 137

1,8

-5 300

-0,8

6 879

2,6

%

-13%

-14%

-25%

58%

 

§ Ликвидируются и сокращаются целые врачебные специальности. С ликвидаций госсанэпидслужбы была, по сути, ликвидирована специальность «врачи гигиенисты», основной задачей которых было профилактическое направление медицины, а также обеспечение профилактических и противоэпидемических мероприятий. На сегодня в условиях эпидемии COVID-19 отрасль  ощущает нехватку врачей профилактического направления. С 2014 года страна потеряла почти 2 тыс. специалистов, специально подготовленных для  планирования и проведения таких мероприятий.

 

2014

2019

Разница  2014/2019 абсол. Данные

Абс. данные

на 10 тыс населения

Абс. данные

на 10 тыс населения

бактериологи и вирусологи

522

0,12

489

0,12

-33

эпидемиологи, дезинфекционисты, паразитологи

369

0,09

341

0,08

-28

Всего врачей санитарной группы, в т.ч.

1266

0,3

1171

0,28

-95

санитарных врачей

375

0,09

341

0,08

-34

 

Миграция врачей – проблема для Украины.

§ Официальная статистика по трудовой миграции врачей и медсестёр не ведется. В СМИ озвучивались цифры на уровне 70 тыс. выехавших медиков за последние годы и прогноз еще на 50 тыс. Названные цифры достаточно реальны, поскольку уровень зарплаты врача или медсестры даже у наших ближайших соседей в разы превышает украинский. К примеру, врач в Польше получает не меньше 1000 евро, а ассистент врача в Германии  -  за вычетом налогов (40%) 2 400 Евро.

§ Особенно востребован для работы за рубежом средний медперсонал. Медсестра может рассчитывать на зарплату в Польше не менее 3000 злотых/мес. (?700 €) плюс полное (социальное и медицинское) обеспечение. Это вдвое больше, чем даже обещанное гипотетическое повышение зарплат украинскому персоналу.

§ Наши европейские соседи начинают открывать границы и миграционные потоки из Украины возобновляются. Не составляют исключения и медработники, востребованность которых за рубежом только возросла



[1] Постановление КМУ от 25.03.2020 № 250 «Некоторые вопросы предоставления в 2020 г. субвенции из госбюджета местным бюджетам на осуществление поддержки отдельных учреждений и мероприятий в системе здравоохранения

[2] Постановление от 24 апреля 2020 № 331 «О неотложных мерах по обеспечению государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания пациентов с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2, и надлежащей оплаты труда медицинских и других работников, которые оказывают медицинскую помощь таким пациентам»

[4] Без санэпидучреждений