Проблемы чернобыльцев не решаются
Бюджетное финансирование «чернобыльских» социальных программ из года в год уменьшается. По сравнению с 2013 г реальное финансирование таких программ сократилось более чем в 4 раза.
В 2020 году на 2 чернобыльские социальные программы («Социальная защита граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы» и «Доплаты работникам за работу в зоне отчуждения и гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы») выделено суммарно 1981 млн. грн[1]. По сравнению с 2019 г., финансирование чернобыльских социальных программ в номинальном выражении срезано на 15%, в валютном эквиваленте – на 12%.
Масштабное сокращение финансирования программ началось в 2014 г., когда из госбюджета были исключены в том числе 2 целевые чернобыльские программы:
- «Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкобольных чернобыльцев». В 2013г на нее выделялось 49,5 млн. грн. Финансирование этого направления с 2014 г было передано на местные бюджеты, хотя возможности местных бюджетов не позволяют оплачивать высоко-стоимостные услуги в специализированных медучреждениях. Кроме того, на местах, за редким исключением, медучреждения не обладают в достаточном количестве высокотехнологичным оборудованием для лечения сложных онкольных.
- «Обеспечение жильем граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы». В 2013 г – она была профинансирована в объёме 30,1 млн. грн., в 2012 – 130,3 млн. грн.
В целом, в сравнении с 2013 г. финансирование всех программ соцзащиты «чернобыльцев» снизилось на 27% - в номинальном выражении и в 4,3 раза – в валютном эквиваленте (см. табл. ниже)
Финансирование социальных чернобыльских программ из госбюджета,
млн. грн.(млн. дол. США)
Программа | 2013 | 2014 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 план | 2013/ 2020 |
Социальная защита граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы (млн.грн/млн.$) | 2616,9 | 2435,5 | 2045,9 | 2142,3 | 2333,4 | 1357,3 | |
327,4 | 204,9 | 76,9 | 78,8 | 90,4 | 54,2 | ||
Обеспечение жильем граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы (млн.грн/млн.$) | 30,19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
3,8 | |||||||
Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкобольных чернобыльцев (млн.грн/млн.$) | 49,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
6,2 | |||||||
Доплаты работникам за работу в зоне отчуждения и гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (млн.грн/млн.$) | 623,5 | ||||||
24,9 | |||||||
ВСЕГО по программам, (млн.грн.) | 2696,59 | 2435,5 | 2045,9 | 2142,3 | 2333,4 | 1980,8 | -27% |
ВСЕГО по программам, (млн.$).) | 337,49 | 204,9 | 76,9 | 78,8 | 90,3 | 79,1 | -4,3 раза |
Официальный курс грн/дол, средний за год) | 7,99 | 11,89 | 26,60 | 27,2 | 25,85 | 25,04 (средн. за I кв.) |
Источник: отчеты Госказначейства Украины
Начиная с 2014 года срезана значительная часть льгот для чернобыльцев.(законами, принятыми в декабре 2014 г., декабре 2016 г, октябре 2017 г.) Основные изменения, от которых пострадало почти 2 млн. человек, в т.ч более 100 тыс. инвалидов, были приняты в 2014 году[2].
Были отменены следующие льготы:
Для 4-й категории пострадавших от аварии на ЧАЭС полностью были отменены льготы и компенсации (на ежегодное бесплатное санаторное лечение, льготы на медицинское обслуживание, возмещение 50% стоимости твердого топлива).
Для 2-й и 3-й категорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС и детей-чернобыльцев ограничено право на получение льгот по медобслуживанию, 2-я категория утратила право на бесплатные путевки в санатории и бесплатный проезд в коммунальном транспорте и электричках, а 3-я на получение бесплатных лекарств и 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг, если доход семьи на одного человека превышает размер налоговой социальной льготы.
Были отменены компенсации детям школьного возраста, эвакуированным из зоны отчуждения, и выплаты детям, находящимся на диспансерном учете или числящимся как инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Кроме того, «чернобыльцев» обязали выбирать вид льгот (чернобыльские или начисленные по другим социальным законам).
Для студентов - «чернобыльцев» в декабре 2016 г заменили «повышенные» стипендии на «социальные»[3].
С принятием пенсионной реформы для чернобыльцев ухудшили условия досрочного выхода на пенсию, установив наличие обязательного страхового стажа 15 лет, чего ранее не было[4].
После депутатского обращения в Конституционный суд нормы, урезающие льготы чернобыльцам, были признаны неконституционными:[5]
КС принял решение, что сокращение льгот теряет силу, поскольку льготы, компенсации и гарантии являются особой формой возмещения ущерба. Отмена или ограничение этих льгот, компенсаций и гарантий без равноценной замены будет свидетельствовать об отступлении страны от ее конституционных обязательств и гарантий, будет вести к сужению конституционных прав граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и уменьшению уровня их социальной защиты.
Решением КС восстановлены все льготы и социальные гарантии, отобранные у «чернобыльцев» в декабре 2014 г.
В том числе, согласно принятого решения, в Законе о социальной защите чернобыльцев статьи 53 и 60 должны быть возвращены к их более ранней редакции:
- Статья 53 касалась дополнительной пенсии чернобыльцам и ежемесячной компенсации по утрате кормильца.
- Статья 60 ставила перед чернобыльцами требование выбрать одну категорию льгот и компенсаций, если законы предусматривали несколько видов таких выплат. В редакции Конституционного суда эта статья изменена и предполагает, что существующие льготы могут дополняться другими видами выплат.
Кроме того, отменено требование, чтобы дополнительная пенсия вместе с другими доходами не должна превышать 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Согласно решению КС, выплаты должны производиться вне зависимости от других доходов семьи, заработка или пенсии.
Вердикт КС является обязательным, окончательным и это решение не может быть обжаловано, однако оно так и не было выполнено.
Принятое в июле 2018 г. решение КС не привело к соответствующему увеличению финансирования чернобыльских льгот.
Более того, как видно из бюджета 2020 объём средств, выделяемых на программы социальной защиты чернобыльцев сокращается даже в номинальном выражении, не говоря уже о реальном.
Бюджетные программы по обеспечению жильем и лечению онкологии у чернобыльцев так и не восстановлены (по 2013 г объём их финансирования составлял суммарно 80 млн. грн., а с учетом инфляции за 7 лет сумма должна быть в 2,6 раза больше).
При этом даже в сокращенном виде оставшиеся программы социальной защиты чернобыльцев недофинансируется. Так, программа «Социальная защита граждан, которые пострадали в результате катастрофы на ЧАЭС» за январь - февраль 2020 г при плане 219,1 млн. грн. профинансирована на 181,1 млн. грн. (план недофинансирован на 38 млн. грн. или 17%). Новая бюджетная программа, предназначенная для доплат работникам за работу в зоне отчуждения и гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы за январь - февраль 2020 г при плане 103,5 млн. грн. вообще не профинансирована.
По экспертным расчетам, в целом на покрытие восстановленных льгот и выплат необходимо дополнительно неменее4-4,5 млрд. грн.(с учетом индексации на инфляцию и восстановления программ по лечению онкологии и строительства жилья).
Показатели здоровья у «чернобыльцев» ухудшаются, а доступность медобеспечения падает.
По состоянию на 2019 год под наблюдением учреждений здравоохранения системы МОЗ находилось 1 685 221 человек пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
За последние 6 лет (2014-2019 гг.) показатель распространенности болезней среди «чернобыльцев» вырос на 3%, а смертность на 5%. По критичной для этого контингента[6]онкологии – количество новообразований выросло на 9%, в т.ч. злокачественные опухоли на 20%.
Распространенность, заболеваемость и смертность среди населения в возрасте 18 лет и старше, пострадавшего вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на 10 000 соответствующего контингента | ||||
ГОД | Распространенность заболеваний | Заболеваемость | Смертность | |
ВСЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | 2014 | 25 395,16 | 5 481,11 | 204,95 |
2019 | 26 100,88 | 5 027,65 | 215,92 | |
Разница, 2014/2019, % | 3% | -8% | 5% | |
НОВООБРАЗОВАНИЯ | 2014 | 538,61 | 92,28 | 28,18 |
2019 | 587,48 | 90,58 | 30,37 | |
Разница, 2014/2019, % | 9% | -2% | 8% | |
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ | 2014 | 362,4 | 43,69 | 27,94 |
2019 | 435,94 | 45,34 | 29,28 | |
Разница, 2014/2019, % | 20% | 4% | 5% |
Все меньше «чернобыльцев» могут получить полагающуюся им медицинскую помощь.
Так, если в 2013 году 22,6% «чернобыльцев» могли пролечиться в стационаре, то в 2019 году их было уже 17,3% ( -5,3 п.п.), санаторно-курортное лечение в 2013 году могли получить 7,7%, а в 2019 г. уже только 2,9% ( -4,8 п.п), реабилитацию могли пройти соответственно: 0,46% и 0,31% (-0,15 п.п.)
Оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС
2013 | 2014 | 2015 | 2017 | 2018 | 2019 | 2013/ 2019 | |
Удельный вес больных, лечившихся в стационаре - на 100 больных | 22,6 | 21,08 | 20,43 | 19,11 | 19,06 | 17,31 | -5,29 |
Удельный вес больных, лечившихся в санаторно-курортных учреждениях | 7,69 | 5,19 | 2,8 | 2,96 | 2,81 | 2,87 | -4,82 |
Удельный вес больных, которые лечились в реабилитационных центрах - на 100 больных | 0,46 | 0,35 | 0,33 | 0,36 | 0,33 | 0,31 | -0,15 |
Со стартом второго этапа медреформы доступность и качество медобслуживания «чернобыльцев» продолжит падать – чернобыльцы рискуют остаться без бесплатной медпомощи.
Перевод специализированной медпомощи на договорные отношения с Национальной службой здоровья (НСЗУ) касается и специализированных медучреждений, которые наблюдают и лечат «чернобыльцев». Но договора с НСЗУ пока заключили только медучреждения коммунальной формы собственности, а для государственной – вопрос не решен, а значит следует ожидать проблем с финансированием.
Так, например, клиника Государственного учреждения «Национальный научный центр радиационной медицины НАМНУ» (г. Киев), где предоставляется амбулаторная и стационарная помощь взрослому и детскому населению Украины, пострадавшему в результате аварии на ЧАЭС, пока отсутствует среди медучреждений, заключивших договора с НСЗУ, но при этом она продолжает обслуживать чернобыльце и в основном иногородних.
Но даже те «чернобыльские» медучреждения, которые заключили договора, не смогут предоставить весть спектр необходимых услуг, т.к. не все услуги, необходимые «чернобыльцам» попали в договора. Чернобыльские медучреждения имеют свою специфику и оказывают очень широкий спектр медпомощи, т.к. «чернобыльская патология» очень разнообразна. Т.е. за те услуги, которые не попали в договора и не будут профинансированы пациентам придётся платить самостоятельно либо отказываться от них.
На те услуги, которые все же попали в договора, тарифы занижены как минимум вдвое, а значит разницу пациентам придётся доплачивать. Если медучреждение не захочет «рисковать» с доплатами, то им придётся в разы сократить число пациентов-чернобыльцев.
Остается проблема и с обеспечением чернобыльцев льготными лекарствами.
Льготных (бесплатных) медикаментов не хватает, а реимбурсация, рассчитанная на сердечно-сосудистые заболевания, диабет 2 типа и бронхиальную астму, не покрывает весь спектр необходимых чернобыльцам лекарств.
[1]В 2014-2019 гг. финансирование осуществлялось по одной программе «Социальная защита граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы»
[2]ЗУ О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины 28.12.2014 № 76-VIII.
[3]ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акт Украины» от 06.12.2016 № 1774-VIII
[4]ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 № 2148-VIII
[5]КС принял решение по делу по конституционному представлению 50 депутатов ВР о соответствии Конституции Украины подпунктов 2-7, 12 и 14 пункта 4 раздела I закона «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28 декабря 2014 г.Решение № 6-р/2018 от17 июля 2018 г.
[6]Под контингентом имеется в виду: ликвидаторы, эвакуированные, проживающие на территории радиоэкологического загрязнения, лица, родившиеся от родителей 1-3 групп первичного учета, дети, родившиеся от родителей 4 группы первичного учета