ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТ ЗА 2019 Г. ОКАЗАЛОСЬ ХУДШИМ ЗА ПОСЛЕДНЮЮ 5-ЛЕТКУ

05/02/2020
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТ ЗА 2019 Г. ОКАЗАЛОСЬ ХУДШИМ ЗА ПОСЛЕДНЮЮ 5-ЛЕТКУ

1. Доходы

Согласно отчету Госказначейства, в 2019 году в госбюджет поступило 998,3 млрд. грн. доходов, что на 7,6% или на 70,2 млрд. грн. больше, чем в 2018 году. В то же время, недобор доходов по сравнению с планом, утвержденным законом о бюджете, составил -1% или 9,0 млрд. грн.,а план с учетом изменений внесенных правительством[1]недовыполнен на 37,8 млрд. грн. или на 3,7%.

Показатель выполнения плана по доходам  -худшийза последнюю пятилетку (см. табл. ниже).

При этом осенью прошлого года бюджет был секвестирован, а план доходов сокращен на 20 млрд. грн. Если учесть данные изменения, то уровень недовыполнения бюджета упадет до 2,7% от плана утвержденного законом и до 5% от плана с изменениями, внесенными правительством.

Выполнение доходов госбюджета за год

 

план закон

план с изменениями

факт

уровень выполнения плана утвержденного законом

уровень выполнения плана с изменениями

2019*

1 026,1

1 050,3

998,28

-2,7%

-5,0%

2019

1 007,30

1 036,12

998,28

-0,9%

-3,7%

2018

918,00

946,56

928,11

1,1%

-1,9%

2017

771,27

796,37

793,27

2,9%

-0,4%

2016

607,97

631,27

616,27

1,4%

-2,4%

2015

516,98

532,11

534,65

3,4%

0,5%

       

* расчеты без учета секвестра

Источник: отчеты Госказначейства, собственные расчеты

1.1.Общий фонд

Выполнение общего фонда по доходам неудовлетворительное:

В 2019 года в общий фонд госбюджета поступило 879,8 млрд грн. По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. поступления выросли на 46,2 млрд. грн. или на 5,5% (при этом среднегодовая инфляция за 2019 год составила 7.9%). В то же время, план поступления доходов в общий фонд по итогам года провален на 3,1% или почти на 28,6 млрд. грн. Это самое худшее выполнение плана доходов по общему фонду за последние 5 лет. 

В разрезе основных статей выполнение плана оставалось неравномерным. В частности план:

Перевыполненпо НДФЛ (+4% или +3,8 млрд. грн. к плану), налогу на прибыль (+12% и +11,6 млрд. грн.), импортным акцизам (+27% или +2,2 млрд грн) и неналоговым платежам (+19% и +21,8 млрд. грн., прежде всего, за счет доходов от НБУ, который перечислил на 17,3 млрд. грн больше от плана на год),[2]а также авансовым платежам НАК «Нафтогаз Украины», который в декабре 2019 г. заплатил наперед дивиденды на сумму 8,5 млрд .грн.

Не выполненпорентным платежам(-20% или «минус» 11,5 млрд. грн. от плана на год),внутренним акцизам(-20% и 15,6 млрд. грн.),внутреннему НДС с учетом возмещения(-6% и -5,7 млрд. грн .),импортному НДС(- 10% и -33,3 млрд. грн.),ввозной пошлине(-4% и -0,8 млрд. грн.).

Основнымипричинами невыполнения плана доходов по общему фонду стали:

Провальные показатели выполнения плана по налогам и сборам с импорта

- Недобор от плана по налогам, администрируемым Таможенными органами, за 2019 год составил 32,6 млрд. грн. (-9,3% от плана на период).

Причины – (1) сохраняющиеся значительные объёмы контрабанды; (2) укрепление обменного курса гривны (на 31.12.2019 г. по сравнению с началом года официальный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 16,9%, к евро на 20%).

Как результат,по данным ГФС, за 11 мес. 2019 г. темпы роста легального импорта в денежном выражении замедлились до 5% (против +15% по итогам 2018 г. и прогнозных +9,1% на 2019 г.).

- Кроме того, в разрезе товарных групп необходимо выделить отрицательные темпы прироста импорта энергоносителей, в т. ч. из-за снижения цены импортируемого природного газа, а также  введения РФ санкций и ограничений на топливно-энергетические товары, поставляемые в Украину (уголь, нефтепродукты, сжиженный газ и т.д.).

Проседание доходов от табачных акцизов.

- В 2019 г.  план по акцизу на табак и табачные изделия не выполнен на 13,7 млрд. грн. (или на 24% от плана на год). Основные причины недобора прежние: сокращение легального производства табачных изделий на фоне роста акцизов, сокращения потребления и сохраняющейся значительной доли рынка контрафактной продукции. Так, по данным Госстата, производство табачных изделий в 2019 г. упало на 18,4% (против аналогичного периода предыдущего года).

Накопленные ранее проблемы с возмещением НДС. В 2019 года возмещено НДС на сумму 151,9 млрд. грн, что на 15,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это связано с переносом выплат с последних месяцев 2018 г. на начало 2019 г. из-за дополнительных документальных проверок заявок на возмещение. Как результат, бюджет -2019 погашал часть задолженности по возмещению за 2018 г. Аналогичная ситуация, хоть и в меньшем масштабе, имела место и в конце 2019 г.Для инфо: при увеличении бюджетного возмещения НДС в 2019 г. на 20,2 млрд. грн., задолженность по возмещению сократилась всего на 1,3 млрд. грн. (с 28,7 до 27,4 млрд. грн.).

o Невыполнение плана по рентным платежам. Основные причины: наличие на начало года переплаты по рентным платежам за добычу газа в сумме 0,8 млрд. грн. (зачислена в счет текущих налоговых обязательств Укргазвидобування), снижение средней таможенной стоимости импортного природного газа, который служит фактической ценой реализации добытого природного газа.

Неудовлетворительное управление госпредприятиями. До уплаты НАК Нафтогаз «авансовых» дивидендов доходы от дивидендов и прибыли госпредприятий были бы на 15% или на 6,7 млрд грн ниже плана. Среди причин такой динамики – худшие, чем прогнозировалось, финансовые результаты госпредприятий, невыполнение в полной мере госпредприятиями требований законодательства относительно увеличения доли отчисления прибыли в госбюджет.

1.2.Спецфонд

- За 2019 г. в спецфонд получено 118,4 млрд. грн., что на 25% (+24,0 млрд. грн.) больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В то же время, план по доходам спецфонда с учетом изменений недовыполнен на 7,3% (-9,3  млрд. грн.).

- Значительный прирост доходов по спецфонду в сравнении с 2018 г. объясняется разовыми факторами  и не связан с активизацией экономической деятельности. Основной источник их увеличения – 7,1 млрд. грн. доходов от растаможки автомобилей на «еврономерах», основная сумма по которому пришла в первом квартале (6,8 млрд. грн.). Кроме того, часть увеличения доходов спецфонда вызвана изменением перераспределения акцизов в пользу специального фонда. Так с 2019 года в специальный фонд бюджета засчитывается не 50% акциза и импортной пошлины с нефтепродуктов и транспортных средств, а 75%.

1.3. Доходы бюджета  в январе 2020 г. (предварительные данные)

Правительство не сделало выводов из ошибок в планировании и выполнении бюджета прошлого года. Сохранение контрабандных схем, замедление роста экономики, более крепкий курс гривны (24,12 грн/дол в среднем в январе при плановом показателе в 27 грн/дол), сокращение легального импорта (на 2,5% при запланированном росте на 12,5%), более низкие цены на газ и др. факторы обвалили доходы бюджета в начале 2020 г.

Выполнение бюджета в январе 2020 г. по доходам - катастрофическое:

По оперативным данным Минфина и Госказначейства, выполнение доходной части госбюджета в первом месяце года просело на 21,5% от плана (недополучено 13,9 млрд. грн.), а по общему фонду – почти на четверть («минус» 13,8 млрд. грн.).

- В частности, по общему фонду таможенные органы недобрали 30,4% (7,9 млрд. грн.) доходов от плана на январь, ДФС – на 12,9% (минус 5,9 млрд. грн.).

2. Расходы

В 2019 году расходы госбюджетаувеличились на 87 млрд. грн. (+8,8%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года до 1 072,9 млрд. грн.

Из прироста расходов больше всего денег было направлено на социальное обеспечение (преимущественно, это финансирование дефицита Пенсионного фонда) - 37% или + 32,2 млрд. грн., обеспечение общественного порядка - 27% или + 23,3 млрд. грн., здравоохранение (что связано с переходом на централизованное финансирование медицинских услуг) + 18% или +15,9 млрд. грн., оборону + 11% или +9,6 млрд. грн., образование + 8% или +7,3 млрд грн.Межбюджетные трансферты сократились на 38,6 млрд. грн. или на 44%. Последнее связано с сокращением программы ЖК – субсидий и изменением механизма финансирования здравоохранения.

Как и по доходам, выполнение плана госбюджета по расходам, стало худшим за последние 5  лет:

расходы в целом недофинансированына 1,8% (20,1 млрд. грн) от плана установленного закономи на 5% ( 56,3 млрд. грн) от плана с внесенными правительством изменениями,

расходы по общему фонду недофинансированы на 3,1% (30,8, млрд. грн.) и 3% (29,6 млрд. грн.) соответственно.

Недофинансирование расходов – это скрытый дефицит бюджета.

2.1.Расходы в функциональной разбивке

Расходы отставали от плана по большинству функциональных групп расходов госбюджета.Наименьший уровень выполнения плана с изменениями отмечался по таким сферам как:

сектор ЖКХ(планнедовыполненна 33% или на 0,05 млрд. грн.),

экономическая деятельность(-15% или на 12,3 млрд. грн.).

экология(- 18% или на 1,4 млрд. грн.),

образование(-11% или на 6,4 млрд. грн.),

культура     (-8% или на 0,8 млрд. грн.)

Из положительного, благодаря укреплению обменного курса гривны удалось сэкономить на обслуживании госдолга: соответствующие платежи составили на 3% или на 3,6 млрд. грн. меньше уже даже скорректированного плана (по сравнению с изначально утвержденным бюджетом платежи по обслуживанию госдолга сократились почти на 26 млрд. грн.).

2.2.Расходы по отдельным бюджетным программам

Еще хуже выглядит ситуация при рассмотрении выполнения бюджета в разрезе финансирования отдельных бюджетных программ. По данным Счетной Палаты, 2019 г. вообще не начато проведение расходов по 14 бюджетным программам на сумму почти 400 млн. Главными распорядителями бюджетных средств не обеспечено использование средств на внедрение пяти государственных инвестиционных проектов, еще по 5 проектам финансирование не превышает 1/3 от годового плана. Не начато финансирование по 4-м субвенциям местным бюджетам.

Задержки с финансированием и его перенесение на более поздние сроки, снижают эффективность публичных услуг, которые предоставляются за счет таких расходов. Для таких программ всегда высоки риски, что  выполнение работ будет перенесено и сметная стоимость объектов строительства вырастет. Более того, от своевременного финансирования бюджетных программ, как напр., в случае расходов на здравоохранение, зависит главное – здоровье населения и человеческие жизни.  

В 2019 г. финансирование целого ряда социально-значимых программ существенно отставало от плана:

В социальной сфере правительство экономило на:

Ветеранах. Расходы на финансовую поддержку ГО ветеранов, мероприятия по посещению воинских захоронений и воинских памятников профинансированы на 17% меньше, чем предполагалось планом с изменениями.

Инвалидах. На 5% непрофинансирована программа по развитию спорта среди лиц с инвалидностью и их спортивной реабилитации, на 5% - программа по реабилитации лиц с инвалидностью. 

Детях. Плановые расходы по поддержке молодёжных и детских ГО, проведению мероприятий в сфере молодёжной политики  недовыполнены на 11%.

Отдельных уязвимых категориях населения, включая женщин, детей, семьи, соответствующая программа по которым непрофинансирована на 11% от плана с изменениями. Программа модернизации социальной поддержки населения, целями которой являются в т.ч. расширение государственной социальной поддержки малообеспеченным семьям, поддержка семей с детьми, пребывающих в сложных жизненных обстоятельствах, расширение семейных форм воспитания детей - сирот и т.д., недофинансирована на 2/3.    

Получателях субсидий. На выплату льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату услуг ЖКХ в денежной форме (монетизацию субсидий) расходы проведены на 2 млрд. грн. (8% меньше плана). Причина – несвоевременность принятия и внедрения порядка выплаты льгот в денежной форме.

- Недофинансированы десятки субвенций социальной направленности (см. ниже).

- По итогам 2019 г. значительные нарушения зафиксированы в выполнении заданий по финансированию государственных инвестиционных проектов в социальной сфере.

o Так,не проведены расходына строительство клинико-симуляционных центров Высшего государственного учебного заведения Украины “Украинская медицинская стоматологическая академия” –48 млн грн. – законодательно установленный план (27 млн грн. план с изменениями); на реконструкцию рентген-радиологического отделения ГУ “Институт отоларингологии им. проф. А.С. Коломийченко НАМН Украины”- 13 млн грн. (22,2 млн грн. план с изменениями).

На реконструкцию и расширение Национального института рака изначально законом о бюджете предполагалось выделить 150 млн грн., затем этот план был снижен до 1 млн. грн. Но и этот 1 млн. грн. не был профинансирован! 

Финансирование отдельных социальных статей в 2019 г., млн. грн.

 

План

на 2019

План с изменениями

Факт

Отклоне-ние от плана

Отклонение от плана, %

Реалізація державного інвестиційного проекту "Будівництво клініко-симуляційного центру Вищого державного навчального закладу України "Українська медична стоматологічна академія"

100

100

0

-100

-100%

Реалізація державного інвестиційного проекту "Реконструкція і розширення Національного інституту раку

150

1

0

-1

-100%

Реалізація державного інвестиційного проекту "Реконструкція рентген-радіологічного відділення ДУ "Інститут отоларингології ім. проф. О.С.Коломійченка НАМН України "

13

22,2

0

-22,2

-100%

Модернізація системи соціальної підтримки населення України

560

560

196,5

363,5

-65%

Фінансова підтримка ГО ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників

9,0

9,0

7,4

-1,6

-17%

Здійснення заходів державної політики з питань молоді та держпідтримка молодіжних та дитячих ГО

63,4

63,4

56,4

-7

-11%

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

95,6

41,1

36,4

-4,6

-11%

Виплата пільг і житлових субсидій громадянам на оплату житлово-комунальних послуг у грошовій формі

20 000

25 293

23  266,8

-2 026,3

-8%

Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації осіб з інвалідністю

2 297,6

2 564,7

2440,2

-124,6

-5%

Розвиток спорту серед осіб з інвалідністю та їх фізкультурно-спортивна реабілітація

752,5

750,8

712,6

-38,3

-5%

Фонд соціального захисту інвалідів

2802,8

2827,6

2698,3

-129,3

-5%

       

Источник: отчеты Госказначейства, собственные расчеты

Межбюджетные трансферты:

- Не финансируются в полном объёме десятки субвенций местным бюджетам. Суммарно  трансферты местным бюджетам оказались недофинансированными на 5% или на 13,6 млрд. грн. В разрезе отдельных субвенций, которые идут в т.ч. на финансирование социальных выплат,  услуг образования, создания местной инфраструктуры, ситуация гораздо хуже. 

- В частности,ни гривны от плана на периодвыделено по субвенциям: на ремонт и реконструкцию моста Патона в г Киеве, на реализацию проекта«Строительство жилья для ВПЛ»,на строительство метрополитена в Харькове.

- Только на 15% профинансирована субвенция на реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины, чуть более чем на треть (36%) – субвенция на строительство метрополитена в Днепре.

- На 39% недофинансирована субвенция на строительство спортивных площадок, на 38% - на предоставление ЖК-субсидий на приобретение твердого топлива,   на 37% -на социально-экономическое развитие территорий,на 36% - на реформирование региональных систем охраны здоровья (в рамках инвест-проекта с ВБ), на треть – на строительство бассейнов. 

- От 10% до 20% недофинансированы еще 6 субвенций социальной направленности (по повышению качества образования, на строительство и реконструкцию дворцов спорта, на развитие экстренной медицины и т.д.). Из них следует выделить субвенцию на выплату помощи семьям с детьми, инвалидам, малообеспеченным и др. социально уязвимым группам населения, которая была недофинансирована на почти на 7 млрд. грн. («минус» 11% от плана).    

- Кроме того, недофинансировались и проекты Фонда регионального развития, на которые в 2019 г. потрачено только ? от запланированного (5 486 млн. грн, что на 1 684 млн. грн. или на 24% меньше от запланированного). 

Финансирование отдельных межбюджетных трансфертов  в 2019 г, млн. грн.

 

План

на 2019

План с изменениями

Факт

Отклонение от плана

Отклонение от плана, %

Субвенція бюджету міста Києва на ремонт та реконструкцію мосту імені Є.О. Патона

20,0

20,0

0,00

-20,0

-100%

 

Субвенція місцевим бюджетам на реалізацію проекту "Житло для внутрішньо-переміщених осіб"

10

10

0

-10

-100%

 

Субвенція з бюджету міста Харкова на подовження третьої лінії метрополітену у м. Харкові

4,1

4,1

0

-4,1

-100%

 

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

1 550,0

1 550,0

233,1

-1 316,9

-85%

 

Субвенція міському бюджету міста Дніпра на завершення будівництва метрополітену у м. Дніпрі

1188,5

1188,5

429,4

-759,1

-64%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на будівництво мультифункціональних майданчиків для занять ігровими видами спорту

200

200

121,6

-78,4

-39%

 

Субвенція місцевим бюджетам на надання пільг та житлових субсидій населенню на придбання твердого та рідкого пічного побутового палива і скрапленого газу

2 951,7

2 951,7

1 820,0

-1 131,7

-38%

 

Субвенція місцевим бюджетам на здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій

4 756,6

4 756,6

2 978,9

-1 777,8

-37%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на реформування регіональних систем охорони здоров’я для здійснення  заходів з виконання спільного з Міжнародним банком реконструкції та розвитку проекту "Поліпшення охорони здоров'я на службі у людей"

1048,2

1048,2

674,2

-373,2

-36%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на будівництво нових, реконструкцію та капітальний ремонт існуючих спортивних п’ятдесятиметрових і двадцятип’ятиметрових басейнів

200

200

134,8

-65,2

-33%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на реалізацію заходів, спрямованих на підвищення якості освіти

1500

1332,6

1095

-237,6

-18%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на здійснення природоохоронних заходів на об’єктах комунальної власності

579,7

579,7

480

-99,7

-17%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на створення нових, будівельно-ремонтні роботи існуючих палаців спорту та завершення розпочатих у попередньому періоді робіт з будівництва/реконструкції палаців спорту

200

200

170

-30

-15%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на створення та ремонт існуючих спортивних комплексів при загальноосвітніх навчальних закладах усіх ступенів

150

150

128,4

-22,6

-14%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на створення оперативно-диспетчерських служб, на реалізацію пілотного проекту щодо розвитку системи екстреної медичної допомоги у Вінницькій, Донецькій, Одеській, Полтавській, Тернопільській областях та м.Києві

922,6

895,7

781,4

--114,3

-13%

 

Субвенція на виплату допомоги сім`ям з дітьми, малозабезпеченим сім`ям, особам, які не мають права на пенсію, особам з інвалідністю, дітям з інвалідністю, тимчасової державної допомоги дітям

61 863,0

61 863,0

54 897,4

-6 965,6

-11%

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на виплату грошової компенсації за належні для отримання жилі приміщення

24,7

24,7

22,4

-2,3

-9%

 
           

Источник: отчеты Госказначейства, собственные расчеты

Поддержка экономики

За 2019 г. провален план финансирования по целому ряду экономических программ поддержки экономики, финансированию науки и инноваций. В том числе:

- Вообще не профинансирована программа поддержки научных исследований и НТР в ВУЗах

- Всего на 1% (!) от плана выделено средств на функционирование Национального фонда исследования и Госфонда фундаментальных исследования, грантовую поддержку НИОКР.

- Провалены мероприятия в рамках бюджета по поддержке экспорта : расходы на создание и функционирование экспортно-кредитного агентства недофинансированы на 52% (при этом правительство не выполнено даже план, который был уменьшен по сравнению с законодательным почти в 7 раз!), на функционирование офиса по продвижению экспорта – на 19%. 

- Отставало от плана финансирование мероприятий по поддержке АПК: программа по поддержке скотоводства и переработки сх продукции недофинансирована на 17% (хотя изначальный план и так был секвестрирован), поддержка фермерских хозяйств – на 10%, финансовая  поддержка сельхоз. товаропроизводителей  - на 6%.

- Расходы на офис по привлечению инвестиций недофинансированы на 21%.

- На госпрограмму энергоэффективности выделено только 70% от плана с изменениями.

Финансирование отдельных расходов развития в 2019 г., млн. грн.

 

План

на 2019

План с изменениями

Факт

Отклонение от плана

Отклонение от плана, %

 

Підтримка пріоритетних напрямів наукових досліджень і науково-технічних (експериментальних) розробок у закладах вищої освіти

100

0

0

-100

-100%

 
 

Забезпечення діяльності Національного фонду досліджень та Держфонду фундаментальних досліджень, грантова підтримка НДДКР

262,4

262,4

3,8

-258,6

-99%

 
 

Фінансова підтримка заходів в агропромисловому комплексі

5

5

2

-3

-59%

 
 

Заходи із створення та організації функціонування експортно-кредитного агентства в Україні

73,8

13,8

6,6

-7,1

-52%

 
 

Реалізація Державної цільової економічної програми енергоефективності

400,0

780,7

545,8

-234,9

-30%

 
 

Забезпечення функціонування офісу із залучення та підтримки інвестицій

50

50

39,6

-10,4

-21%

 
 

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

50

42,6

34,7

-7,9

-19%

 
 

Державна підтримка тваринництва, зберігання та переробки сільськогосподарської продукції, аквакультури (рибництва)

2930

2930

2432

-498

-17%

 
 

Забезпечення функціонування Фонду розвитку інновацій

50,0

50

44,6

-5,4

-11%

 
 

Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств

465,0

465,0

416,9

-48,1

-10%

 
 

Державна підтримка будівництва шахти №10 "Нововолинська"

25

69

61,9

-7,1

-10

 
 

Фінансова підтримка сільгосптоваровиробників

681,8

681,8

640,2

-41,6

-6%

 
          

Источник: отчеты Госказначейства, собственные расчеты

3.   Дефицит/профицит

В 2019 году госбюджет сведен с дефицитом в 78 млрд. грн. (против 59,3 млрд. грн. дефицита в 2018 году), в т.ч. по общему фонду дефицит составил 68,8 млрд. грн., что чуть ниже запланированных 69,6 млрд. грн, специальный фонд -9,2 млрд. грн. По итогам года дефицит находится в рамках запланированных показателей, составляя 85,6% от законодательно установленного плана на год (по общему фонду - 98,9% от плана).

В то же время, с учетом недофинансирования расходной части, реальный дефицит бюджета выше.Так, если бы правительство полностью профинансировало свои расходные обязательства согласно плану с  изменениями (за исключением экономии на обслуживании госдолга – 3,6 млрд. грн.), фактический дефицит бюджета составил бы порядка 130 млрд. грн., что почти на 2/3 выше от полученного.

Финансирование дефицита

В условиях отсутствия поступлений от приватизации, основным каналом покрытия бюджетного дефицита оставалось долговое финансирование. Чистое привлечение по долговым операциям (разница между размещением долга и его погашением) составило 80,5 млрд. грн. При этом внутренние заимствования превышали погашения, а внешние займы сократились. Основным каналом долгового финансирования стало размещение ОВГЗ. Минфин в 1,7 раза превысил годовой план по внутренним заимствованиям, утвержденный законом о бюджете: при плане на год в 202 млрд. грн., внутренние заимствования составили 345,9 млрд. грн.  АЦ НОСЭП неоднократно обращал внимание на риски проведения такой политики:

- Основным покупателем ОВГЗ (в т.ч. и через операции на вторичном рынке) в 2019 г. стали нерезиденты. Объем ОВГЗ в руках нерезидентов увеличился стремительными темпами с 6,4 млрд. грн. на начало года до 20,3 млрд. грн. на конец I квартала, 56,2 млрд. грн. – конец первого полугодия, 97,8 млрд. грн. – на конец 3-го квартала и до 115,8 млрд. грн. - на конец года. Т.е. за 2019 год вложения нерезидентов в ОВГЗ выросли более чем в 18 раз.

На сегодняшний день вложения нерезидентов уже занимают внушительную часть рынка (14% - от всего портфеля ОВГЗ, 24% - от условно рыночного сегмента ОВГЗ, без НБУ)

Как показывает мировая практика, такие портфельные инвестиции крайне чувствительны к волатильности на финансовых рынках. В случае ухудшения экономической ситуации в Украине и/или мире (а риски рецессии глобальной экономики в ближайшей перспективе, хотя и снизились, остаются на повестке дня) уход такого спекулятивного капитала из страны может сам стать триггером финансового (валютного и долгового) кризиса либо поспособствовать его развитию. В случае Украины нерезидентам достаточно просто перестать покупать ОВГЗ на первичных аукционах, что уже создаст проблемы с рефинансирование такого госдолга и давление на валютный курс. Выход нерезидентов на вторичный рынок с продажей такого объема ОВГЗ еще больше ухудшит негативные ожидания и давление на курс.

Выводы

Выполнение госбюджета 2019 г. стало худшим за последние 5 лет:

- План по доходам с учетом изменений недовыполнен на 37,8 млрд. грн. или на 3,7%. При этом власти секвестрировали бюджет осенью, уменьшив план по доходам на 20 млрд. грн. Без секвестра, план по доходам был бы провален на 5%.

- Расходы недофинансированы на 5% (56,3 млрд. грн.) от плана с изменениями, в т.ч.экономическая деятельностьна 15% (12,3 млрд. грн.),  экологияна 18% (1,4 млрд. грн.),образованиена 11% (6,4 млрд. грн.),культурана 8% или на 0,8 млрд. грн. Вообще не начато проведение расходов по 14 бюджетным программам.

- С учетом недофинансированных расходов, дефицит бюджета в размере 78 млрд. грн. существует только «на бумаге». Реальный дефицит бюджета на 2/3 выше полученного.  

- Приток значительных средств нерезидентов в ОВГЗ для финансирования дефицита бюджета создает риски для валютной стабильности и риски ликвидности в рефинансировании такого госдолга  в случае ухода такого спекулятивного капитала из Украины.

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за 2018-2019 гг., млрд. грн.

Доходы

 

Расходы

 

2018

2019

2019/  2018

 

2018

2019

2019/  2018

Факт

Факт

факт

факт

Подоходный налог

91,7

110,0

19,9%

Оборона +правопорядок

213,9

246,8

15,4%

Налог на прибыль

96,9

107,1

10,5%

Здравоохранение

22,6

38,6

70,5%

НДС возмещение

-131,7

-151,9

15,4%

Образование

44,3

51,7

16,5%

НДС импорт

290,1

289,8

-0,1%

Соцобеспечение

163,9

218,6

33,4%

Акциз (внутр. +импорт)

118,9

123,4

3,8%

Обслуживание долга

115,4

119,2

3,3%

Рентная плата (недра)

39,8

41,3

3,6%

Трансферты МБ

298,9

260,3

-12,9%

Всего

928,1

998,3

7,6%

Всего

985,8

1 072,9

8,8%

Источник: Госказначейство Украины



[1]Учитывает внеплановые поступления по специальному фонду. При анализе выполнения годового плана бюджета по доходам обычно имеют в виду выполнение плана с изменениями, внесенными правительством.

[2]Доходы от НБУ в 2019 году составили 64,9 млрд. грн., что в 1,7 раза больше чем в прошлом году и в 1,36 раза (+17,3 млрд. грн.) больше годового плана.