В 2019 Г. ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА СНИЗИЛАСЬ, ОДНАКО ДОЛГОВЫЕ РИСКИ ОСТАЮТСЯ ВЫСОКИМИ

По данным Минфина, на конец 2019 г. общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 1998,3 млрд. грн. (84,36 млрд. дол. в долларовом эквиваленте).

03/02/2020
Моніторингові продукти
В 2019 Г. ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА СНИЗИЛАСЬ, ОДНАКО ДОЛГОВЫЕ РИСКИ ОСТАЮТСЯ ВЫСОКИМИ

1. Размер госдолга: динамика за прошлый год и последние 6 лет

В 2019 году госдолг в абсолютных показателях в гривне снизился, в долларах продолжил увеличиваться, в относительных показателях (к ВВП) – уровень госдолга продолжил снижаться:

- На конец года суммарный (государственный и гарантированный государством) госдолг в гривне снизился на 170,3 млрд. грн. или на 7,9%. В результате подушевой госдолг снизился оценочно с 51 446 грн. до 47 692 грн./чел.

В то же время, госдолг в валютном эквиваленте вырос на 6,05 млрд. дол. или на 7,7%. Соответственно на каждого украинца госдолг вырос за год с 1858 дол до 2012 дол./чел.

Для инфо: главная причина, по которой госдолг вырос в валюте, но снизился в гривне, является рекордное укрепление курса гривны.По состоянию на 31.12.2019 (в сравнении с концом 2018 г.) официальный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 16,9%, к евро на 20%.Т.к. на валютную часть приходиться порядка 2/3 всего госдолга, то при прочих равных условиях это снижает объем госдолга в гривневом эквиваленте. Чтобы убрать влияние курсовой переоценки, для более корректных выводов о динамике госдолга принято смотреть на изменение внешнего госдолга в валюте, а внутреннего госдолга – в гривне. В таком разрезе, в 2019 г. внешний госдолг в валюте сократился на 3,1% («минус» 1,52 млрд. дол.), а внутренний – вырос на 8,8% (+67,7 млрд. грн.).

Уровень госдолга по отношению к ВВП снизился с 60,9% до 50,3% ВВП.

Замедление прироста госдолга в 2018-2019 гг. сгладило его негативную динамику за последние 6-лет. Тем не менее, за указанный период величина госдолга и долговая нагрузка на экономику заметно выросли (см. табл. ниже):

- За последние 6 лет величина госдолга в гривневом эквиваленте выросла почти в 3,4 раза или на 1414,2 млрд. грн., в долларовом – на 15,3% или на 11,2 млрд. дол.

- За это время долг прирастал в среднем со скоростью 644 млн. грн./день или 19,64 млрд. грн./мес.

- Госдолг на душу вырос в 3,7 раза: с 12,8 тыс. грн./чел до 47,7 тыс. грн./чел.

- Долговая нагрузка на экономику выросла с 39,9% до 50,1%ВВП

- Долговая нагрузка на бюджет (обслуживание госдолга) выросла с 8,5% до 11,1% расходов госбюджета.  

Табл. Основные индикаторы долговой нагрузки за 2013-2019 гг.

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

 2019/2013

Госдолг, млрд. грн.

584,1

1 100,6

1 572,2

1 929,8

2 141,7

2 168,6

1 998,3

? в 3,42раза (за 2014 -2019)

Госдолг, млрд.дол.

73,16

69,81

65,51

70,97

76,31

78,32

84,36

? на 15,3% (за 2014 - 2019)

Госдолг, % ВВП

39,9

69,4

79,1

80,9

71,8

60,9

50,3

? на 10,4 п.п. (за 2014 - 2019)

Госдолг/ душу наявного населения, тыс. грн.

12,858

25,638

36,767

45,317

50,528

51,446

47,692

? в 3,7раза (за 2014 - 2019)

Обслуживание госдолга (без Нацбанка), % расходов госбюджета

8,5

11,9

15,0

14,2

13,2

11,7

11,1

? на 4 п.п. (2019/2013)

Госдолг в валюте, % всего госдолга

59,8

61,7

70

69,7

70

70,9

63,4

? на 2,8 п.п. (2019/2013)

Внешний госдолг, % всего госдолга

51,4

55,6

66,3

64,3

64,2

64,4

58,0

? на 7,1 п.п. (2019/2013)

ОВГЗ в обращении, млрд. грн. (на конец периода)

247,7

457,7

505,2

667,6

750,3

756,1

822,7

? в 3,3 раза (за 2014-2019)

            в т.ч. в нерезиденты (на конец периода), млрд. грн.

12,0

21,5

22,5

6,5

5,2

6,4

115,8

? в 9,7 раза (за 2014-2019)

Источник: Минфин, НБУ, Госстат

2.   Основные факторы, влияющие на динамику госдолга в 2019 г.

В отличии от 2018 года, когда основным драйвером увеличения госдолга были внешние коммерческие заимствования, в 2019 г. прирост госдолга обуславливался в основном увеличением задолженности на внутреннем рынке – за счет нетто-поступлений от ОВГЗ, размещаемых для финансирования дефицита бюджета.

- По данным Минфина, за 2019 г. задолженность по ОВГЗ выросла на 9% или на 68,5 млрд. грн. (НБУ, который ведет депозитарный учет ОВГЗ, дает немного меньшие цифры – 8,8% и 66,7 млрд. грн. соответственно).

- Более подробно о тенденциях на рынке ОВГЗ в 2019 г. (см. вставку ниже).

Рынок ОВГЗ в 2019 г

В 2019 г. темпы наращивания задолженности по ОВГЗ выросли в 12 раз по сравнению с 2018 г. По данным НБУ, за 2019 г. объем ОВГЗ в обращении вырос на 8,8% (+ 66,7 млрд. грн.) до 822,7 млрд. грн. (тогда как за весь 2018 г. увеличился на 0,8% или 5,8 млрд. грн.).

Значительно выросли объемы размещения и погашения ОВГЗ.По данным Госказначейства,за 2019 г. Минфин разместил ОВГЗ (как в гривне, так и в валюте) для финансирования дефицита бюджета на сумму 345,9 млрд. грн. и погасил ОВГЗ за этот же период на 261,4 млрд. грн., т.е. чистое привлечение ОВГЗ за 2019 г. составило +84,5 млрд. грн. Для сравнения в 2018 г. Минфин через ОВГЗ (в гривне и долларах) привлек 174,2 млрд. грн., а погасил 166,9 млрд. грн. Т.е. нетто-привлечение ОВГЗ составило всего 7,3 млрд. грн.Для инфо:разница между нетто привлечением за 2019 г. (+84,5 млрд. грн.) и приростом по задолженности ОВГЗ в обращении (+68,5 млрд. грн.) связана в основном с курсовыми переоценками всего портфеля ОВГЗ (укрепление курса гривны по отношению к доллару уменьшает задолженность по долларовым ОВГЗ, выраженную в гривнах).

В 2019 г. выросла бюджетная нагрузка по погашению ОВГЗ.Если в 2018 г. на обслуживание и погашение ушло 240,9 млрд. грн. (в т.ч. 74 млрд. грн. на обслуживание и166,9 млрд. грн. на погашение), то в 2019 г.– 334,3 млрд. грн. (72,9 млрд. грн. на обслуживаниеи 261,4 млрд. грн. на погашение). По сравнению с 2018 г. платежи по обслуживанию и погашению ОВГЗ выросли на 39%. Объём средств, который необходим для погашения и обслуживания ОВГЗ в 2019 г. составил 31,2% расходов госбюджета.

Ставки доходности по ОВГЗ, несмотря на снижение в последние месяцы, в среднем по году остались на рекордно высоких уровнях.Реальная доходность ОВГЗ по сравнению с предыдущими годами выросла.По данным НБУ, средневзвешенная доходностьпо гривневым ОВГЗза 12 месяцев 2019 г. составила 16,93% (при среднегодовой инфляции этот период 7,9%), что соответствует реальной доходности на уровне 9%. Как и по уровню реальной учетной ставки, Украина – один из мировых лидеров по показателю реальной доходности ОВГЗ.

Рост оборотов рынка ОВГЗ связан с притоком нерезидентов. В 2019 г. нерезиденты стали основным покупателем этих ценных бумаг(в т.ч. и через операции на вторичном рынке). На протяжении всего года портфель ОВГЗ на руках нерезидентов увеличился стремительными темпами: с 6,4 млрд. грн. на начало года до 20,3 млрд. грн. на конец I квартала, 56,2 млрд. грн. – конец первого полугодия, 97,8 млрд. грн. – на конец 3-го квартала, 115,8 млрд. грн. – на конец 2019 г.Т.е. вложения нерезидентов в ОВГЗ за 2019 г. выросли более чем в (!) 18 раз.

Основная причина прироста портфеля нерезидентов – целенаправленная политика финансовых властей по их привлечению на рынок (за счет присоединения к Международному центральному депозитарию Clearstream и льготного налогообложения инвестиционного дохода) на фоне поддержания высокой доходности ОВГЗ, де-факто привязанной к учетной ставке НБУ.Кроме того, за счет укрепления курса нерезиденты получилидополнительный валютный доход от таких операций (валютная доходность гривневых ОВГЗ с погашением в 2019 г. может превышать 30%).

В то же время, задолженность по внешним заимствованиям суммарно сокращалась:

2019 г. стал первым годом за последние 6 лет (с 2013 г.), когда Украина не получила ни одного транша МВФ.Новая программа stand by, согласованная в конце 2018 г. и по которой НБУ успел выбрать один транш, в 2019 г. была поставлена на паузу. Наоборот, за прошлый год Украина погасила 1,153 млрд.SDR или порядка 1,65 млрд. дол. тела кредита по предыдущим программам МВФ,  закончив погашать задолженность по программе stand by от 2014 г. и перейдя к погашению программы EFF от 2015 г. Без пересмотра программы МВФ, страна не получала новых кредитов и от других МФО (прежде всего, ЕБРР, МБ) и макро-финансовой помощи от ЕС. 

В 2019 г. Украина привлекла еврооблигаций на 0,21 млрд. дол. меньше, чем погасила.В частности, за прошлый год Украина погасила полностью реструктуризированные евробонды выпуска 2014 г. и приступила к погашению выпусков 2015 г. суммарно на 1,66 млрд. дол. Тогда как привлекла 1,47 млрд.дол., выпустив летом евробонды в евро с погашением в 2026 г. и доразместив по долларовому выпуску 2018 г. с погашением в 2028 г.          

Единственный внешний источник заимствований, по которому Украина в 2019 г. немного нарастила задолженность, стали кредиты иностранных коммерческих банков и финучреждений.В частности, в прошлом году Минфин суммарно привлек 1,01 млрд. дол. (от Cargill,  Credit Agricole  и Deutsche Bank – от последнего под гарантии ВБ) и погасил на 0,61 млрд. дол. гарантированных кредитов (в основном перед Citibank, Deutsche Bank и Экспортно-импортным банком Китая).

  1. Структура госдолга

За 2019 г. – на фоне активизации рынка ОВГЗ – структура госдолга претерпела заметные изменения: 

- Долявнутреннегогосдолга увеличилась с 35,6% до 42% в общей структуре долга,внешнегосоответственно снизилась с 64,4% до 58%.

Для инфо:на конец 2013 г. внешний госдолг занимал 51,4%, а внутренний – 48,6% в общем объеме госдолга, т.е. разбивка по рынкам заимствований была более сбалансированной.

- В разбивке по типам кредиторов, за минувший год также зафиксированы сдвиги.  Тройка топ - кредиторов Украины остается прежней, однако их доли изменились:

o Увеличилась доля держателей ОВГЗ c 35% в 2018 г. до 41,4% в 2019 г. При этом, как уже отмечалось выше, за год наиболее нарастили свои вложения в ОВГЗ нерезиденты с 0,8% до 14% от всех ОВГЗ в обращении. Тогда как доля НБУ сократилась с 46% до 41%, банков – с 49,6% до 40,6%. Физлица и юрлица незначительно нарастили свои портфели до 3,2% и 1,2% соответственно. 

o Доля МФО (МВФ, ВБ, ЕБРР, ЕИБ + ЕC) снизилась с 30,4% до 26,3%.Для инфо:в 2013 г. вес задолженности перед МФО был значительно меньше – 16,1% (из них 9,9% - долг перед МВФ). 

o Кредиторам - держателям еврооблигаций принадлежит 26,4% всего госдолга (их доля за год сократилась на 2,3 п.п.)

4. Долговые риски на 2019 и последующие годы

Риски долговой устойчивости в кратко- и среднесрочной перспективе несколько снизились, но все равно остаются на высоком уровне. 

4.1. Текущий уровень долговой нагрузки на экономику все еще превышает безопасный порог для развивающихся стран:

Соотношение госдолга к ВВП– основной показатель, характеризующий устойчивость уровня госдолга и способность государства его обслуживать. За последние 6 лет долговая нагрузка на экономику выросла с 39,9% ВВП в 2013 г. до 50,1% ВВП в 2019 г, достигая на пике 81% ВВП (в 2016 г.).Текущий уровень долговой нагрузки превышает:

безопасный потолок для развивающихся стран (не более 40-45% ВВП, по оценкам ВБ, МВФ).

выше средних уровней долговой нагрузки для развивающихся стран в регионе (по оценкам МВФ, на конец 2019 г. среднее соотношение госдолга к ВВП по развивающимся странам Европы составляло 31,3% ВВП)

По нашим оценкам, в базовом сценарии (при отсутствии финансового кризиса), соотношение госдолга к ВВП в 2020 г. останется на уровне близком к 50% ВВП, т.е. за порогом долговой безопасности для развивающихся стран в регионе.

- Расходы на обслуживание госдолга в относительном выражении снижаются, однако все еще превышают критический показатель. Долговая нагрузка на бюджет за последние шесть лет выросла и, несмотря на несколько раундов реструктуризации, остается высокой.

Соотношение госдолга к доходам госбюджетаснизилось с 233% в 2018 г. до 200% в 2018 г., что соответствует верхней границе критического показателя (не более 200%). Для инфо: в 2013 г. этот показатель составлял 173%.

Соотношение платежей по обслуживанию госдолга к расходам госбюджетаснизилось с 11,7% в 2018 г. до 11,1% в 2019 г. Однако это все еще выше критического уровня для Украины (не более 10%). Т.е. каждая 9-я гривна в бюджете-2019 ушла на выплату процентов по госдолгу.Затраты на выплаты процентов в 2019 г. (119,2 млрд. грн.) по госдолгу сопоставимы с общими расходами на медицину по сводному бюджету (128,3 млрд. грн.).     

Валютная структура госдолга за прошлый год улучшилась, однако все еще сигнализирует о высоких долговых рисках. На 31.12. 2019 г валютная часть госдолга составляла 63,9%, снизившись с 70,9% в 2018 г. (в 2013 г. - 59,8%). По оценкам МВФ, показатель более 60% для развивающихся стран считается рискованным, обуславливая повышенную уязвимость размера госдолга перед валютными шоками.

- Сохраняется неоптимальная разбивкапо рынкам заимствований. По данным МВФ, начало 2019 г. 64% госдолга Украины принадлежало нерезидентам (при том что для развивающихся стран безопасным уровнем считается не более 45%). По нашим оценкам, с учетом активного захода нерезидентов в ОВГЗ, с одной стороны, и частичного погашения внешнего госдолга, с другой, эта пропорция практически не поменялась. Высокая доля нерезидентов указывает на уязвимость страны перед рисками рефинансирования госдолга в случае ухудшения условий на глобальных финансовых рынках (оттока капитала с развивающихся рынков, повышения процентных ставок).

4.2. Украина остается зависимой от своего главного официального кредитора – МВФ, новая программа с которым, несмотря на рабочие договоренности, пока не вынесена на рассмотрение Совета директоров Фонда. Вероятней всего, этот вопрос будет оставаться подвешенным до решения в Верховном суде Украины дела по национализации Привата. 

- Примерно половина украинского внешнего госдолга приходится на официальных кредиторов (МВФ, другие МФО и правительства других стран). Это несколько снижает риски ролловера такого долга, хотя и делает страну зависимой от условий выдвигаемых официальными кредиторами.

- Основнымофициальнымкредитором остается МВФ, задолженность перед которым на конец 2019 г. составляла 11,33 млрд. дол. (13,4% всего госдолга).  По итогам 2019 г. Украина занимала третье место в мире по размеру долгов перед МВФ, уступая лишь Аргентине и Египту.

- В 2019 г. страна «прожила» год без МВФ,прибегая к дорогим заимствованиям на внутреннем (преимущественно) и внешнем рынке.

Для инфо: ставка евробондов в 2019 г. в евро – 6,75%, доразмещение в долларах – 9,75%; среднегодовая ставка по ОВГЗ в долларах 5,88%, в гривне – 16,93%. Тогда как средняя ставка по кредитам МВФ – 3% +0,65% комиссии.

- В 2020 году Украина,  исходя изтекущейситуации на глобальном финансовом рынке и украинском рынке ОВГЗ, вероятней всего, также сможет самостоятельно перекредитоваться по долгам в валюте, в т.ч. выплатить 1 млрд. SDR или ?1,38 млрд. дол. по текущему курсу (тела кредита и процентов по программе EFF) перед МВФ. Однако в способность страны самостоятельно (без помощи официальных кредиторов) рефинансировать такие выплаты на протяжении более чем одного года (а Украина будет продолжать проходить через пиковые выплаты и в 2021 г.) не верят ни рынки, ни само украинское правительство.

В этом контексте страна остается зависимой от поддержки МВФ,продолжение программы с которым является сигналом для портфельных инвесторов в украинские евробонды и ОВГЗ, и обязательным условием для выделения большей части займов другими официальными кредиторами.

Для инфо:Действующая 14-месяченая программа stand by заканчивается в феврале 2020 г. В конце 2019 г. Украина на рабочем (техническом) уровне достигла соглашения о новой 3-летней программе EFF на сумму 5,5 млрд. дол. Однако совет директоров МВФ пока не приступил к рассмотрению этой программы, де-факто ожидая: (1) разрешения ситуации вокруг Приват банка (в т.ч. решения ВСУ о законности процедуры bail-in – конвертации вкладов акционеров и связанных лиц в основной капитал банка, и последующих решений относительно процедуры национализации банка) ; (2) принятия закона об обороте рынка земли с/х назначения.

Исходя из этого, новую программу с МВФ, вряд ли стоит ожидать ранее конца первого – начала второго квартала 2020 г. В то же время , если решение по Привату будет затягиваться, а такой вывод можно сделать исходя из откладывания 31 января 2020 г. на неопределённый срок заседания ВСУ по процедуре bail-in, рассмотрение новой программы EFF будет оставаться на паузе в 2020 г., ухудшая ожидания портфельных инвесторов в украинские долговые обязательства.

4.3.  В 2020 и 2021 гг. риски для долговой  устойчивости, хотя и снизятся по сравнению с 2019 г.,  будут оставаться высокими на фонепродолжения пиковых выплат по госдолгу и сохранения угроз дальнейшего замедления мировой экономики, и как следствие, оттока капитала с развивающихся рынков.  

Прогнозные платежи по госдолгу в 2020 г. должны снизиться в сравнении с предыдущим годом.Платежи правительства по госдолгу (погашение и обслуживание) снизятся с 464,5 млрд. грн. в 2019 г. до прогнозных 423,5 млрд. грн. в 2020 г. (в соответствии с законом о бюджете на 2020 г.), в т.ч. объёмы погашения снизятся с 345,2 млрд. грн. до 282,1 млрд. грн. В то же время, долговые платежи в 2020 г. рассчитаны на базе среднегодового курса 27 грн./дол. Исходя из динамики валютного курса на начало 2020 г., Минфин в платежном календаре на 2020 г. оценивал выплаты по госдолгу еще вменьшую сумму– 400,7 млрд. грн., в т.ч. 269,1 млрд. грн. – погашение, 131,6 млрд. грн. – обслуживание госдолга.

- Основная нагрузка по долговым выплатам, привязанным к бюджету, выпадаетна III квартал 2020 года, на который приходится 38% суммарных выплат по году (см. график ниже).    

Положительным моментом, который при прочих равных условиях будет снижать нагрузку по обслуживанию госдолга, является текущее снижение стоимости привлечения госдолга.Средневзвешенная ставка доходности по ОВГЗ в гривне снизилась с 18,98% % в январе 2019 г. до 9,97% в январе 2020 г., в долларах с 6,46% в январе 2019 г. до 3,7% в декабре 2019 г. На фоне замедления роста цен снижается стоимость обслуживания реструктуризированных ОВГЗ в портфеле НБУ, привязанных к инфляции. Ставка привлечения по евробондам в евро упала с 6,75% в июне 2019 г. до 4,375% в январе 2020 г. при удлинении срока последних с 6 до 10 лет.

В то же время, прогнозный объём долговых платежей остается внушительным. По прогнозу в 2020 году на обслуживание и погашение госдолга уйдет сумма эквивалентная35,8% расходов госбюджета(против рекордных 43,3% в 2019 г., для сравнения в 2013 г. - 28,3%).И хотя сравнение суммарных долговых платежей (включая погашение) с доходами/расходами бюджета не совсем корректно, т.к. погашение обычно замещается новыми долгами, данное соотношение указывает на сохраняющиеся значительные риски, которые могут обостриться для Украины в случаеневозможности рефинансировать госдолг вовремя и/или на приемлемых условиях. 

Прежде всего, это касаетсявалютных рисковрефинансирования госдолга. Даже при отсутствии каких-либо значительных потрясений на финансовых рынках график с рефинансированием валютного госдолга в 2020 г. остается напряженным:

По сравнению с 2019 г. платежи по валютной части госдолга (погашение +обслуживание) немного снизятся, однако останутся на высоком уровне.Исходя из платежного календаря Минфина,  в 2020 г.Украина должна будет выплатить от 6,3 до 6,8 млрд. дол. по внешнему госдолгу (в зависимости от среднегодового курса – соответственно 27 грн/дол в бюджете на 2020 г. и 24,8 грн./дол из альтернативного сценария МЭРТ) и порядка 3,3-3,5 млрд. дол. по валютным ОВГЗ. Т.е.суммарные выплаты в валюте по долговым обязательствам правительства составят ?9,6-10,3 млрд. дол. (по сравнению с 10,4 млрд. дол. в 2019 г.). Это значительный объем средств, который Украине придется рефинансировать на внешнем и внутреннем рынке.

Для инфо: Выплаты по валютному госдолгу правительства в 2020-2021 гг. оцениваются в 17,6 – 18,8 млрд. дол., что превышает чистые (за минусом обязательств Нацбанка перед МВФ) ЗВР страны (15,8 млрд. дол. на конец года).

- По нашим оценкам, на конец января 2020 г. на валютном счете правительства (с учетом выпуска еврооблигаций на 1,25 млрд. евро 27 января) находилось порядка 2,3 млрд. дол.  Этих средств хватит для рефинансирования внешних долгов в первом квартале текущего года.

Бесперебойное прохождение оставшихся выплат будет зависеть:

От привлечения оставшегося запланированного внешнего финансирования.Речь идет, как минимум, о еще одном размещении евробондов в конце I - начале II квартала (на 1,2-1,5 млрд. дол.) и получении официального финансирования в бюджет от МФО (0,6 млрд. дол. макро-финансовой помощи от ЕС и 1 млрд. дол. гарантий ВБ). Как уже отмечалось, сможет ли Украина воспользоваться всеми этими каналами внешнего финансирования, и на каких условиях, будет во многом определяться  прогрессом в продолжении программы с МВФ.

От ситуации с рефинансированием долгов на рынке ОВГЗ, при чем как в валюте (необходимо погасить порядка 3 млрд. дол), так и в гривне (67,2 млрд. грн.). Последнее справедливо, т.к. основным покупателем гривневых ОВГЗ в 2020 г. будут оставаться нерезиденты, определяя предложение и спрос валюты на межбанке и возможность выкупа ее излишка Нацбанком в ЗВР для последующего использования правительством в долговых выплатах. При этом:

· Удлиняя сроки размещения ОВГЗ в 2019 г. Минфин снизил риски рефинансирования такого долга в 2020 г. Тем не менее, нагрузка по погашению ОВГЗ остается высокой. В 2020 г. необходимо погасить ОВГЗ на сумму почти 150 млрд. грн., что составляет 56% от госдолга к погашению.

· Начало 2020 г. показало, что нерезиденты сохраняют интерес к гривневым ОВГЗ. По нашим оценкам, правительство погасило гривневых ОВГЗ на 16,8 млрд. грн., а привлекло новых – на 18,6 млрд. грн. Размещение валютных ОВГЗ не проводилось.

· Однако высокий спрос на ОВГЗ на протяжении всего года не гарантирован, и во многом будет зависеть от:

(а)Ставки доходности ОВГЗ,которая уже упала на фоне ожидаемого и фактического снижения процентной ставки НБУ в январе, и на сегодня составляет порядка 10% (что трансформируется в текущую реальную доходность ОВГЗ около 6%; до конца года, предполагается, она снизится до 5%). Дальнейшее снижение ставки НБУ (с 10,5% до 7% на конец года) и попытки снизить ставки доходности ОВГЗ могут привести к снижению спроса на них со стороны нерезидентов. Украина остается страной со спекулятивным кредитным рейтингом, который компенсируется высокой реальной доходностью ОВГЗ, достигавшей 10% весь прошлый год. Снижение реальной доходности ниже 5-6% приведет к оттоку нерезидентов на рынки других развивающихся стран со схожим кредитным рейтингом.     

(б)Развития ситуации на глобальных финансовых рынках.На сегодняшний день вложения нерезидентов уже занимают внушительную часть рынка (на конец января 2020 г. 15% -от всего портфеля ОВГЗ, 25% - от условно рыночного сегмента ОВГЗ без НБУ) и составляют почти 1/5 всех ЗВР. Как показывает мировая практика, такие портфельные инвестиции крайне чувствительны к волатильности на финансовых рынках. В случае ухудшения экономической ситуации в Украине и/или мире (а риски рецессии глобальной экономики в ближайшей перспективе, хотя и снизились, остаются на повестке дня) уход такого спекулятивного капитала из страны может сам стать триггером финансового (валютного и долгового) кризиса либо поспособствовать его развитию. В случае Украины нерезидентам достаточно просто перестать покупать ОВГЗ на первичных аукционах, что уже создаст проблемы с рефинансирование такого госдолга и давление на валютный курс. Выход нерезидентов на вторичный рынок с продажей такого объема ОВГЗ еще больше ухудшит негативные ожидания и давление на курс.

Проблема пиковых платежей по госдолгу и высокой бюджетной нагрузки усугубляется срабатыванием в 2019 г. условий для начала выплат по деривативам VRI, которые привязаны к темпам экономического роста до 2040 г. 

-  VRI (value recovered instruments) – деривативы, выпущенные в рамках реструктуризации госдолга в 2015 году, номинальным объемом 3,2 млрд. дол. и сроком обращения до 2040 года. Платежи по этим инструментам зависят от темпа прироста ВВП Украины с 2019 до 2038 года, при этом выплаты возможны ежегодно через два календарных года, то есть с 2021 до 2040 года.

- Выплаты осуществляются при соблюдении2-х условий.Первое условие– размер ВВП более 125,4 млрд. дол. – Украина выполнила еще 2018 г. (по итогам 2019 г. ВВП составит 154,4 млрд. дол.).Второе условие– рост реального ВВП на 3% и более (в 2019 г. реальный ВВП вырос на 3,3-3,4%).

- Размер платежей составляет:

o при росте ВВП от 3% до 4%: 15% прироста реального ВВП от 3% до 4%;

o при росте ВВП > 4%: 40% прироста реального ВВП, что превышает 4%,в дополнениек сумме за прирост ВВП с 3 до 4%;

o при этом с 2021 до 2025 года платежи ограничены на уровне 1% ВВП.   

Таким образом, по итогам 2019 г. Украина заплатит 15% от прироста реального ВВП с 3 до 3,2% внешним кредиторам. По нашим оценкам, платеж, который должен быть зарезервирован и осуществлен в 2021 г., может составить порядка 50 млн. дол. по курсу на конец 2019 г.

-  При реальном приросте экономике в пределах 3-4% в ближайшие годы выплаты по VRI будут оставаться относительно небольшими, однако они существенно возрастают при ускорении роста реального ВВП с темпами 4% и более. Напр., если бы в 2019 г. экономика выросла на 7%, то выплата в 2021 г. составила бы около 1,54 млрд. дол. (при ограничении выплат 1% ВВП). При этом с каждым годом устойчивых и высоких темпов роста ВВП значение в долларах каждого процентного пункта выплат будет увеличиваться. В случае восстановления темпов роста на 7% и более, заявленных правительством Гончарука, сумма выплат всего лишь за несколько лет может превысить объем задолженности, списанной кредиторами Украине в 2015 г. (3,8 млрд. дол.).

Таким образом, при благоприятном для Украины экономическом сценарии обслуживание и погашение VRI превратится в значительное долговое бремя, которое будет тормозить экономический рост и повышение уровня жизни в стране.

Резюме

По итогам 2019 г. риски долговой устойчивости в кратко- и среднесрочной перспективе несколько снизились, но все равно остаются на высоком уровне:

Показатель соотношения госдолга к ВВП (50,1% в 2019 г.) значительно превышает средний уровень долговой нагрузки для развивающихся стран в регионе (31,3% ВВП по развивающимся странам Европы, МВФ) и рекомендуемом пороге для развивающихся стран (не более 40%).

64% госдолга деноминировано в валюте и примерно столько же принадлежит нерезидентам (при безопасном уровне не более 60% и 45% соответственно).

В 2020 г. продолжатся пиковые выплаты по госдолгу. В 2020 г на обслуживание госдолга уйдет каждая 9-я гривна расходов бюджета. Суммарные платежи на обслуживание и погашение госдолга сопоставимы с 36% расходов госбюджета.

Сохраняются валютные риски рефинансирования госдолга. Выплаты по валютному госдолгу в 2020 г. оцениваются в 10 млрд. дол. (за 2020-2021 гг. - 18,5 млрд. дол., составляя почти ? текущего размера ЗВР). При этом валютные риски дополнительно выросли на фоне агрессивной политики привлечения спекулятивного капитала нерезидентов на рынок ОВГЗ. 

Как и ранее, Украина остается зависимой от главного кредитора – МВФ, и соответственно выполнения его требований. 

Приближается проблема обслуживания деривативов VRI, выплаты по которым могут в разы превысить объём задолженности, списанной в 2015 г. 

Уменьшение долговых рисков остается одной из ключевых задач обеспечения макроэкономической стабильности в Украине. Ее решение предполагает проведения профессиональной политики по управлению госдолгом (инициирование обратного выкупа VRI, привлечение кредитов от МФО в гривне, развитие рынка страхования валютных рисков, замещение и репрофайлинг старых дорогих на лучших условиях и т.д.). В то же время, главным рецептом уменьшение долговой нагрузки до безопасного уровня остаётся ускорение роста экономики, в т.ч. за счет восстановления промышленности, наращивания экспорта, привлечения инвестиций и создания рабочих мест.