14 декабря в Украине ежегодно отмечается День чествования памяти участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС).
По данным Минсоцполитики, в Украине на 01.07.2019г насчитывалось порядка 1,8 млн. человек (1 788 296 лиц), которые признаны пострадавшими в результате аварии на ЧАЭС.[1]Из них имеютстатус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС («ликвидатора») - 191,3 тыс. человек.[2]
Проблемы финансирования
Бюджетное финансирование «чернобыльских» социальных программ уменьшается:
- В бюджете 2013 г. под программу «Социальная защита граждан, которые пострадали в результате катастрофы на ЧАЭС» было выделено 2,6 млрд. грн., в 2019 год – 1,98 млрд. грн., что в номинальном выражении меньше на 24%, в реальном выражении (с учетом роста цен в 2014-2018 гг. и ожидаемого уровня инфляции в 2019 г.) – меньше на 71%.В долларовом эквиваленте финансирование этой программы сократилось в 4,3 раза и в 2019 г. составит менее четверти от уровня 2013 г.
- За последние годы из госбюджета исключены 2 целевые программы:
o Начиная с 2017 г. исключена программа «Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкобольных чернобыльцев». В 2013 г. на нее выделялось 49,5 млн. грн., в 2016 г. -58 млн. грн. Финансирование этого направления передано на местные бюджеты, хотя их возможности не позволяют оплачивать высоко-стоимостные услуги в специализированных медучреждениях. Кроме того, на местах, за редким исключением, медучреждения не обладают в достаточном количестве высокотехнологичным оборудованием для лечения сложных онкобольных.
o С 2014 г. исключена программа «Обеспечение жильем граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС». В 2013 г. она профинансирована в объёме 30,1 млн. грн., в 2012 – 130,3 млн. грн.
Финансирование социальных чернобыльских программ из госбюджета,млн. грн./млн. дол. США
Программа | 2013 | 2014 | 2017 | 2018 | 2019 (план) | 2020 (план) | 2013/ 2020 | |
Соцзащита граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС | млн.грн | 2616,9 | 2435,5 | 2045,9 | 2142,3 | 1980,9 | 1357,3 | -1259,6 |
млн.дол | 327,4 | 204,9 | 76,9 | 78,8 | 76,0 | 50,3 | -277,1 | |
Доплаты работникам в зоне отчуждения и гражданам, пострадавшим катастрофы на ЧАЭС | млн.грн | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 623,6 | +623,6 |
млн.дол | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 23,1 | +23,1 | |
Обеспечение жильем граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС | млн.грн | 30,19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -30,2 |
млн.дол | 3,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -3,8 | |
Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкобольных чернобыльцев | млн.грн | 49,5 | 45,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -49,5 |
млн.дол | 6,2 | -6,2 | ||||||
Официальный курс грн/дол, средний за год. | 7,99 | 7,99 | 11,89 | 26,6 | 27,2 | 26,05* | 27,0** |
*- 11 месяцев 2019 г., ** - прогноз КМУ
Источник: отчеты Госказначейства Украины, ЗУ О Госбюджете на 2020 год.
Однако даже такое скудное финансирование выделяется не в полном объеме и с постоянными задержками:
- По «чернобыльским» бюджетным программам за последние годы накоплена значительная кредиторская, в т.ч.просроченная,задолженность. Так, на 1 ноября 2019 г. по программе «Социальная защита граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» просроченная кредиторская задолженность составляла 91,4 млн. грн. (вся задолженность – 404 млн. грн.) по программе лечения онко-больных - 45,7 млн. грн. Это результат недофинансирования от плана данных статей в последние годы.
- Аналогичная ситуация прослеживается и в текущем году. В частности, за 10 месяцев 2019 г. программа «Социальная защита граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» была недофинансирована на 60,5 млн. или на 3,5% от плана на период. (профинансировано 1,66 млрд. грн. вместо 1,72 млрд грн.).
В бюджете - 2020 финансирования программ поддержки чернобыльцев замородено на уровне нынешнего года.
- В принятом Законе о госбюджете на 2020 год суммарное финансирование «чернобыльских» социальных программ остается на уровне 2019 г и составит 1980,9 млн грн. Это означает,что с учетом прогнозных показателей инфляции и обменного курса, в реальном выражении финансирование этих программ по сравнению с текущим годом снизится: с учетом инфляции – на 5,5%, в долларовом эквиваленте – на 3,5%.
Для инфо: в 2020 г. финансирование разбито на 2 программы «Социальная защита граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» и «Доплаты работникам в зоне отчуждения и гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы» общим объёмом 1980,9 млн грн. Разбивка по программам связана с передачей части полномочий в сфере труда и занятости от Минсоцполитики к МЭРТ.
- Новая власть также не нашла возможность восстановить в бюджете-2020 целевые программы для чернобыльцев по лечению онко-больных и обеспечению жильем.
Недостаточное финансирование приводит к постоянному нарушению прав чернобыльцев, в т.ч. ликвидаторов, и сужению их социальных гарантий.
- Права ликвидаторов, которые по Закону должны обеспечиваться государством постоянно нарушаются, а именно: повышение уровня пенсионного обеспечения; урегулирование вопроса сопровождения при получении санаторно-курортного лечения лиц с инвалидностью первой группы; обеспечения автомобилями участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к категории 1.
- Среди всех чернобыльцев, 6%(106,7 тыс. лиц) имеют инвалидность, асреди ликвидаторов инвалиды составляют 30%(57,5 тыс. человек), т.е. в 5 раз больше. Большая часть ликвидаторов – это уже люди пенсионного возраста с серьезными хроническими заболеваниями, которые привели к инвалидности, но их пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего.
o Для ликвидаторов, имеющих инвалидность, связанную с аварией и которыене приравниваютсяк инвалидам войны[3],минимальная пенсиясоставляет: для I группы - 285%, для II - 255% и III группы инвалидности - 225% прожиточного минимума (ПМ)[4]для нетрудоспособных, а значит на начало 2019 г, (когда ПМ был 1 497 грн.) она составляла соответственно 4 266, грн., 3 817 грн. и 3 368 грн. (на конец года 2019 г. и первое полугодие 2020 года она будет составлять 4 668 грн., 4 177 грн. и 3 686 грн., в зависимости от группы инвалидности).
o Такие выплаты на 10-40% выше средних пенсий по Украине (3020 грн.), однако их уровень лишь немногим превышает фактический ПМ, рассчитанный Минсоцполитики для нетрудоспособного населения (3 156 грн. в ценах октября 2019 г.). При этом фактический ПМ Минсоцполитики без учета затрат на лечение и дополнительные затраты на жизнь с инвалидностью.
- Перед Правительством неоднократно ставился вопрос об уравнивании пенсий для всех инвалидов-ликвидаторов(военных и гражданских) и даже предлагались соответствующие законопроекты (отозваны после формирования новой ВР). На сегодня вопрос не решен и разница по минимальнойпенсии остается.
- Ухудшается медицинское обеспечение ликвидаторов-чернобыльцев. Доступ к лечению и реабилитации все более затрудняется. Льготных (бесплатных) медикаментов не хватает, а реимбурсация, рассчитанная на сердечно-сосудистые заболевания, диабет 2 типа и бронхиальную астму, не покрывает весь спектр необходимых чернобыльцам лекарств. При этом:
o По данным МОЗ, вовремя профосмотров, проводимых среди чернобыльцев все 100% ликвидаторов признаны больными (по всему контингенту пострадавших от аварии на ЧАЭС этот показатель 87,8%).
o Смертность среди пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС составляет 17,07 на 1000 соответствующего контингента, а среди ликвидаторов - 26,66. Для сравнения - общий показатель смертности по Украине составляет 14,8 на 1000 населения (2018 год).
Все потерпевшие | Ликвидаторы | Эвакуированные | Проживающие на территориях радиоактивного заражения |
17,07 | 26,66 | 10,76 | 22,59 |
- Помимо этого, медреформа предусматривает сокращение специализированных больниц для чернобыльцев, где они проходят систематическое лечение. На 2020 год уже запланирован перевод всех коммунальных и государственных больниц в неприбыльные предприятия и покупку услуг через Национальную службу здоровья. Учитывая широкий спектр и тяжелые хронические формы заболеваний, включая онкологию, которые выявляются у чернобыльцев, в первую очередь у ликвидаторов, стоимость медуслуг для этого контингента будет очень высокой.
o В Программе медгосгарантий, на которую в 2020 г. выделяется 72 млрд грн., контингент «пострадавшие от аварии на ЧАЭС» отдельно не выделяется, в Минсоцполитики отдельное целевое финансирование также не предусмотрено и все услуги чернобыльцам предоставляются на общих основаниях в рамках гарантированного пакета согласно уровню медпомощи. Т.о. есть риски, что на бесплатное, как предусмотрено Законом, лечение чернобыльцев и, в частности, ликвидаторов, денег в следующем году не будет.
- Остается не решенной проблема полноценного обеспечения санаторно-курортного лечения для инвалидов - чернобыльцев. Объединения чернобыльцев неоднократно ставили вопрос об обеспечении санаторно-курортной путевкой (без лечения) лицам, сопровождающим чернобыльцев категории 1, которые имеют I группу инвалидности и по заключению врача нуждаются в посторонней помощи. Этот вопрос не решен и по факту многие инвалиды не имеют физической возможности получить санаторно-курортное лечение т.к. их некому сопровождать, хотя затраты на такой вид соцуслуги по данным Минсоцполитики, в течение 2020-2022 годов составят всего 8 млн. грн.[5].
- Не все лица с инвалидностью в результате аварии на ЧАЭС обеспечиваются как положено транспортом и средствами реабилитации. Так, по данным Госстата в 2018 г количество инвалидов – чернобыльцев, которых необходимо было обеспечить: транспортом было 2 698, а получили его 2 128 (78%). Ниже потребности в 2028 году инвалиды ЧАЭС обеспечивались индивидуальными средствами реабилитации (80%) и техническими средствами реабилитации (75%).
В целом по всему контингенту чернобыльцев (ликвидаторы и пострадавшие) остались не решенными проблемы возвращения социальных льгот, отмененные в 2014 году.
Гарантии были снижены по 12 позициям, от чего пострадало почти 2 млн. человек.В частности,«чернобыльцев» лишили следующих льгот:
- Для 4-й категории пострадавших от аварии на ЧАЭС полностью были отменены льготы и компенсации (на ежегодное бесплатное санаторное лечение, льготы на медицинское обслуживание, возмещение 50% стоимости твердого топлива).
- Для 2-й и 3-й категорий пострадавших от аварии на ЧАЭС и детей-чернобыльцев ограничено право на получение льгот по медобслуживанию, 2-я категория утратила право на бесплатные путевки в санатории и бесплатный проезд в коммунальном транспорте и электричках, а 3-я на получение бесплатных лекарств и 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг, если доход семьи на одного человека превышает размер налоговой социальной льготы.
- Были отменены компенсации детям школьного возраста, эвакуированным из зоны отчуждения, и выплаты детям, находящимся на диспансерном учете или числящимся как инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС.
- Для студентов - «чернобыльцев» заменили «повышенные» стипендии на «социальные».
- Кроме того, «чернобыльцев» обязали выбирать вид льгот (чернобыльские или начисленные по другим социальным законам).
- С принятием пенсионной реформы для чернобыльцев ухудшили условия досрочного выхода на пенсию, установив наличие обязательного страхового стажа 15 лет, чего ранее не было.
- Кроме того, предпринимались попытки заменить бесплатное питание в школах для детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы денежной компенсацией (т.н. монетизация льгот).
После трёхлетних протестов чернобыльцев и обращения в Конституционный суд группы из 50 депутатов ВР урезание льгот чернобыльцам признано незаконным:[6]
- КС принял решение, что сокращение льгот теряет силу, поскольку льготы, компенсации и гарантии являются особой формой возмещения ущерба. Отмена или ограничение этих льгот, компенсаций и гарантий без равноценной замены будет свидетельствовать об отступлении страны от ее конституционных обязательств и гарантий, будет вести к сужению конституционных прав граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и уменьшению уровня их социальной защиты.
- Решением КС восстановлены все льготы и социальные гарантии, отобранные у «чернобыльцев» в декабре 2014 г.
- В том числе, согласно принятого решения, в Законе о социальной защите чернобыльцев статьи 53 и 60 должны быть возвращены к их более ранней редакции:
o Статья 53 касалась дополнительной пенсии чернобыльцам и ежемесячной компенсации по утрате кормильца.
o Статья 60 ставила перед чернобыльцами требование выбрать одну категорию льгот и компенсаций, если законы предусматривали несколько видов таких выплат. В редакции Конституционного суда эта статья изменена и предполагает, что существующие льготы могут дополняться другими видами выплат.
- Кроме того, отменено требование, чтобы дополнительная пенсия вместе с другими доходами не должна превышать 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Согласно решению КС, выплаты должны производиться вне зависимости от других доходов семьи, заработка или пенсии.
- Вердикт КС является обязательным, окончательным и это решение не может быть обжаловано. ОднакоНа практике ЗУ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» не приведен в соответствие с решением Конституционного Суда Украины от 17 июля 2018 года № 6-р/2018, т.е. значительная часть чернобыльцев остается без законных льгот.В бюджете 2020 не предусмотрено дополнительное финансирование под восстановленные КСУ льготы и гарантии «чернобыльцам».
[1]https://www.msp.gov.ua/news/17980.html
[2]Ликвидаторы – участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, лица, которые принимали непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий
[3]Согласно п.п. 1 и 2 ст. 7 ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», некоторые участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приравниваются к инвалидам войны. Согласно указанного закона, к лицам с инвалидностью вследствие войны относятся также военнослужащие, которые получили инвалидность вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Для них выплаты выше:650% ПМ лица с инвалидностью І группы, 525% – ІІ группы и 360% –ІІІ группы
[4]Пост. КМУ «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» №1210 от 23 ноября 2011 года
[5]https://www.msp.gov.ua/news/16999.html
[6]КС принял решение по делу по конституционному представлению 50 депутатов ВР о соответствии Конституции Украины подпунктов 2-7, 12 и 14 пункта 4 раздела I закона «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28 декабря 2014 года.Решение № 6-р/2018 от17.07. 2018.