ИТОГИ РАБОТЫ С/Х, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА

По информации Госстата, объемы строительных работ выросли на 20,5%, производство сельскохозяйственной продукции – на 5,9%, грузооборот – на 1,8%, перевозки грузов – на 8,2%.

20/10/2019
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ С/Х, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА

В то же время промышленное производство по сравнению с прошлым годом ни выросло даже на десятую долю процента.

С одной стороны, большинство основных макропоказателей, характеризующих работу ключевых сегментов реального сектора экономики, за исключением промышленности, продемонстрировали рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Справедливости ради – стоит отметить, что на 8/9 это скорее характеристика работы правительства В.Гройсмана, поскольку новое правительство А.Гончарука было назначено только 29 августа, и весь сентябрь ушел у новоназначенных министров на формирование собственной управленческой команды, а реорганизация / формирование отдельных ведомств пока еще и вовсе продолжается. Поэтому первые оценки работы уже нового правительства, реалистичности достижения его ключевого KPI на ближайшую пятилетку (+40% роста ВВП) – можно будет давать по итогам 2019 года, в частности отметив либо ускорение, либо замедление темпов роста по сравнению с тем моментом, когда сдавало дела Правительство В.Гройсмана.

Пока что предпосылок для ускорения не наблюдается. К примеру, если самый успешный сегмент реального сектора экономики – строительство – по итогам четырех месяцев давал рост на 28,1% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, то по итогам трех кварталов этот показатель сократился до 20,5%. Замедление темпов роста фиксируется и в других секторах.

С другой стороны, даже кажущиеся заметными имеющиеся темпы роста явно недостаточны для реализации амбициозной задачи расти по 7% в год. Это признает и новое правительство, в своем свежем макропрогнозе зафиксировавшее, что на такие показатели даже при «оптимистическом сценарии» не выйти и к концу 2022 года,  а при реалистичном за этот же период не достичь и 5%.  

Ниже остановимся на наиболее проблемных моментах в работе украинской экономики за три квартала 2019 года.

Строительство.Строительный сектор стал локомотивом роста в 2019 году, продемонстрировав увеличение объемов работ по сравнению с тремя кварталами 2018 года на 20,5%. Этот результат достигнут, невзирая на достаточно высокую базу сравнения (за предыдущие три года общие объемы строительства выросли на 62,8%).

Вместе с тем, не следует забывать, что этот сектор является одним из наиболее проблемных в экономике Украины. Он деградировал (за всего несколькими непродолжительными периодами) все годы независимости Украины. За 28 лет страна пришла к тому, что в 2018 году строительные работы составляли всего 9% от объемов 1990 года, а из знаковых объектов можно выделить лишь длительную достройку и введение в эксплуатацию постсоветского наследия (в 2002 году – нефтепровода Одесса – Броды, в 2004 году – атомных энергоблоков Х2/Р4, сооружение которых началось в 80-е годы минувшего столетия) да нескольких объектов к Евро-2012!

Текущего роста удалось достичь благодаря увеличению объемов строительства инженерных сооружений на +24,1% (дополнительно к прошлогодним +14,6%), что важно для недопущения дальнейшей деиндустриализации страны. Сложнее обстояли дела в жилищном строительстве, где темпы роста жилья увеличились всего на 2,0% (в дополнение к прошлогодним +1,4%).

Лидерами роста стали Винницкая (+100,4%), Черниговская (+61,6%), Херсонская (+38,2%), Днепропетровская (+33,4%), Закарпатская (+32,9%), Кировоградская (+32,5%) и Николаевская (+31,9%) области.

Вместе с тем, в Ивано-Франковской области объемы строительства упали на 5,6%, в Одесской – на 2,1%, в Черкасской – на 1,1%.

Сохраняются и существенные перекосы в объемах строительства. На Киев (26966,5 млн. грн.), Днепропетровскую (13386,3 млн. грн.) Одесскую (11032,7 млн. грн.), и Харьковскую (10124,0 млн. грн.) области пришлось более 54% от общих объемов строительства по стране. В одной только столице произведено работвтроебольше, чем в Луганской, Херсонской, Закарпатской, Черниговской, Сумской, Кировоградской, Черновицкой, Черкасской областях вместе взятых.

Всего в странеза 9 месяцев произведено строительных работ на 113,9 млрд. грн. В долларовом эквиваленте – это всего 4,3 млрд. дол. США, т.е. в среднем всего около 173 млн. дол. на каждый регион Украины. При таких мизерных суммах не приходится рассчитывать на возможность строительства какого-либо крупного или знакового объекта.

Строительство жилья (при том, что все больше и больше жилищного фонда нуждается в замене) выросло по сравнению с 9 месяцами 2018 года всего на 2,0%. Причины очевидны: рынок недвижимости стагнирует, покупательная способность украинцев увеличивается меньшими темпами, чем растут цены на жилье, себестоимость строительства растет за счет увеличения цен на стройматериалы и строительные работы, и уже практически сравнялось с ценой реализации. В этой ситуации способствовать надуванию очередного мыльного пузыря было бы крайне неразумно.

Невзирая на это, жилищное строительство по-прежнему остается одним из главных направлений ведения строительных работ в стране. Его удельный вес в общем объеме – 20,4%, по итогам 9 месяцев этот сегмент удалось обойти лишь строительству нежилых помещений (27,2%, 30,9 млрд. грн.). Лишь 28,2% из общих объемов строительства нежилых помещений – здания и сооружения промышленного назначения. Инвесторы по-прежнему предпочитают вкладывать не в отрасли реального сектора экономики, позволяющие рассчитывать на получение в дальнейшем дополнительных объемов производства и реализации промышленной продукции, а в торгово-развлекательные центры…

Не первый год идет бурный пиар на строительстве дорог, поступают бодрые рапорта о рекордных уровнях дорожного строительства. Вместе с тем, за 9 месяцев 2019 года было выполнено дорожных работ всего на 14,1 млрд. грн. (12,4% от общих объемов строительства). Это крайне мало с учетом того, что в 2019 году на строительство и ремонт дорог только из государственного бюджета выделяется рекордные 50,1 млрд. грн. (не считая того, что еще часть средств должна быть выделена из местных бюджетов). За 9 месяцев в строительство дорог вложен эквивалент менее 535 млн. дол. США, или в среднем чуть более 21 млн. дол. на один регион страны. Что можно построить за такие деньги – вопрос риторический…

Его же можно задать и в отношении промышленного строительства.

На горнопромышленных и добывающих предприятиях было произведено работ по всей стране на 436,7 млн. дол. США, на предприятиях электроэнергетики – на 355,8 млн. дол. США. Вряд ли стоит удивляться тому, что стареющие и хиреющие объекты этих секторов показывают нулевую или близкую к ней динамику промышленного производства, и с учетом нынешних объемов строительных работ – будут деградировать и дальше.

На объектах металлургии выполнено строительных работ на 120,1 млн. дол. США, на объектах химической промышленности – на 5,4 млн. дол. США. Это создает серьезную угрозу деиндустриализации в этих отраслях, которые наряду с аграриями являются основными производителями экспортной продукции, обеспечивающей приток в страну валюты.

Сельское хозяйство. Этот сектор по итогам 9 месяцев продемонстрировал неплохие темпы роста - +5,9% (что на 1 п.п. выше, чем годом ранее).

Увеличение объемов производства достигнуто за счет сельскохозяйственных предприятий (+12,9%), в то время как хозяйства населения продемонстрировали падение на 1,4%. Это не смертельная тенденция, но в то, что по итогам 2018 года сельскохозяйственное производство в стране достигло 97,8% от уровня 1990 года – решающим является именно вклад хозяйств населения, которые за это время продемонстрировали прирост производства на 37,2%, в то время как сельхозпредприятия по прежнему отстают от объемов производства на указанную дату на 18,8%...  

Локомотивом роста оказалась подотрасльрастениеводства, где зафиксирован рост объемов производства на 7,5%, также за счет сельскохозяйственных предприятий – на 14,9%, в то время как хозяйства населения – сократили объемы на 0,8%.

Этот показатель достаточно весом – многие эксперты (да и статистика фиксировала это в прежние годы), предрекали, что после исторически рекордного для растениеводов урожая 2018 года эту подотрасль неминуемо ждет падение или в лучшем случае – рост в пределах статпогрешности. Пока что эти прогнозы не оправдываются…

Растениеводы 17 из 24 регионов страны нарастили объемы производства (в прошлом году позитивная динамика отмечалась по 21 региону). Наибольшими темпами – в Запорожской (+36,3% после прошлогоднего провала -20,8%), Кировоградской (+25,8%), Донецкой (+23,5% против -14,8% годом ранее), Днепропетровской (+17,1%), Николаевской (+16,5%) областях.

В 7 регионах имеет место сокращение объемов производства растительной продукции: в частности, на 6,5% - в Закарпатской, на 5,2% - в Черновицкой, на 4,3% - в Одесской областях. Для последней за два сезона падение производства в растениеводстве составило 7,5%.

По графику пока идет уборочная кампания. По состоянию на 21 октября аграрии намолотили 58,9 млн. тонн зерна (годом ранее на эту дату - 54,5 млн. тонн) при урожайности 45 ц/га (против 41,9 ц/га в 2018 году). В том числе собрано:

- кукурузы – 19,1 млн. тонн (2018 - 19,5 млн. тонн) при урожайности 66,3 ц/га (2018 - 68,2 ц/га);

- гречихи – 86 тыс. тонн с площади 64 тыс. га (2018: 131 тыс. тонн с площади 104 тыс. га) при урожайности 13,3 ц/га (2018: 12,6 ц/га);

- проса – 151 тыс. тонн с 80 тыс. га (2018: 74 тыс. тонн с площади 48 тыс. га) при урожайности 18,8 ц/га (2018: 15,5 ц/га).

Технических культур намолочено:

- подсолнечника – 13,3 млн. тонн с площади 5,5 млн. га (2018: 12,8 млн. тонн с площади 5,7 млн. га) при урожайности 24,3 ц/га (2018: 22,3 ц/га);

- сои – 3,3 млн. тонн с площади 1,4 млн. га (2018: 3,9 млн. тонн с площади 1,5 млн. га) при урожайности 23,3 ц/га (2018: 25,4 ц/га);

- сахарной свеклы накопано 6,0 млн. тонн с площади 137 тыс. га (2018: 8,9 млн. тонн с площади 184 тыс. га) при урожайности 437 ц/га (2018: 484 ц/га).

Неплохой урожай позволил развить позитивную динамику экспорта растительной продукции. Невзирая на то, что в маркетинговый сезон 2018/2019 был установлен исторический рекорд – 50 млн. тонн зерновых и зернобобовых, темпы, взятые в начавшемся 2019/2020 году, вызывают оптимизм. По состоянию на 11 октября Украина экспортировала уже 15,1 млн. тонн зерновых, что на 4,6 млн. тонн (или на 43,8%) больше, чем годом ранее. В частности, за три месяца на экспортные рынки уже отгружено 9,6 млн. тонн пшеницы (за предыдущие 12 месяцев прошедшего маркетингового года – всего 15,6 млн. тонн), 3,0 млн. тонн ячменя (в 2018/2019 м.г. – 3,7 млн. тонн). 

В рамках посевной кампании на 21 октября украинские аграрии посеяли озимых зерновых на площади 6,4 млн. га (2018: 6,8 млн. га), или 88% от прогнозируемой площади 7,3 млн. га. В разрезе культур посеяно:

- озимой пшеницы – 5,5 млн. га (2018: 5,9 млн. га) при прогнозе 6,25 млн. га;

- ржи – 113 тыс. га (как и в 2018 году) при прогнозе 122 тыс. га;

- озимого ячменя – 777 тыс. га (2018: 819 тыс. га) при прогнозе 914 тыс. га;

Традиционно все сложно в подотраслиживотноводства. В ней зафиксировано незначительный рост объемов производства на 1,7%. Сельскохозяйственные предприятия нарастили производство на 6,9%, хозяйства населения – продемонстрировали падение на 2,9%.

Реализация на забой сельскохозяйственных животных выросла на 6,4%, производство яиц увеличилось на 4,3%. В то же время на 3,5% сократилось производство молока, на 8,0% - шерсти.

Падение объемов производства зафиксировано в 11 из 24 регионов, наиболее существенно – в Запорожской (-8,0%, а за два последних года – на 12,8%), Одесской (-5,7%, за два года – на 12,9%), Херсонской (-4,9%), Николаевской (-4,0%, за два последних года – на 7,6%) областях.

Лидерами падения по реализации сельхозживотных на забой в живой массе стали Николаевская (-8,9%), Одесская (-8,2%), Херсонская и Киевская (по -5,3%) области.

При общем сокращении производства молока на 3,5% в Запорожской области этот показатель составил -10,4%, в Киевской - -9,3%, в Николаевской - -7,7%.

На фоне роста производства яиц в целом (+4,3%) и в большинстве регионов страны, серьезные проседания зафиксированы в Херсонской (-20,4%), Одесской (-17,4%) и Винницкой (-4,9%) областях.

Тревожной фактом является ускорение темпов сокращения практически всех видов сельскохозяйственной живности (кроме птицы, поголовье которой выросло на 4,6%). Количество голов крупного рогатого скота сократилось по сравнению с 1.10.2018 на 5,1% (в т.ч. коров – на 4,8%), свиней – на 3,1%, овец и коз – на 3,2%.

Тенденция вырезания домашнего скота не меняется уже 28 лет! За годы независимостипоголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 6,8 раза (с 24623,4 до 3596,7 тыс. голов), в т.ч. коров – в 4,4 раза (с 8378,2 до 1890,2 тыс. голов), свиней – в 3,1 раза (с 19426,9 до 6246,5 тыс. голов), овец и коз – в 5,7 раза (с 8418,7 до 1467,0 тыс. голов).

В целом аграрии пока так и не отошли от негативных последствий отмены действия специального режима по НДС, действовавшего с незначительными изменениями практически с 1998 года и позволившего вывести стагнировавшую первые годы независимости отрасль в лидеры национальной экономики, оставляя ежегодно в распоряжении аграриев 20-25 млрд. грн. дополнительных оборотных средств. Действующие в 2019 году бюджетные программы поддержки сельхозтоваропроизводителей по факту почти втрое меньше того ресурса, который оставался ранее у аграриев в виде оборотных средств при действии специального режима по НДС.

Еще хуже ситуация ожидается для аграриев в 2020 году. По инициативе Правительства А.Гончарука в проекте бюджета-2020 отменяются все бюджетные программы поддержки аграриев, кроме новой инициативы о выделении 4,4 млрд. грн. на удешевление кредитов на покупку  земель сельхозназначения. В условиях отсутствия бюджетной поддержки на ведение агрохозяйства даже в случае, если эти деньги пойдут только малым и средним фермерским хозяйствам и индивидуальным фермерам (в чем пока есть сомнения, если учесть, кому доставалась половина господдержки в прошлые годы) – им просто нечем будет гасить полученный кредит (с учетом рентабельности отдельных видов сельхозпроизводства).

На будущее правительство А.Гончарука предложило еще более опасную инициативу. Когда правительство А.Яценюка добивалось отмены спецрежима отмены НДС – аграриям был предложен компромисс-компенсатор (и они скрепя сердце на него пошли), согласно которому им законодательно гарантировалось выделение господдержки в размерене менее1% от объемов сельскохозяйственного производства за предыдущий год. Вместе с проектом бюджета-2020 правительство А.Гончарука подало изменения в Бюджетный кодекс (законопроект №2144), согласно которым в отношении гарантированной господдержки аграриямпредложено изменить слова «не менее 1%» на слова «не более 1%», что законодательно позволит не выделять на эти цели вообще ничего (или, например, «символическую» 1 гривну).  

Транспорт. В транспортной отрасли наблюдается также непростая ситуация.

Впассажирском сегментедостигнут рост по пассажирообороту (на 3,6%), в том числе на авиационном транспорте – на 15,4%, на автомобильном – на 2,2%. Количество перевезенных пассажиров в авиационном сегменте увеличилось на 7,9%, в водном – на 6,4% (хотя в последнем случае речь идет о цифре всего 0,6 млн. пассажиров; для сравнения – в далеком 1980 году услугами водного транспорта в Украине воспользовались почти 53,3 млн. пассажиров).

На этом позитивная статистика заканчивается.

Пассажирооборот на железнодорожном транспорте сократился на 0,3%, на водном – на 8,0%. Упало  количество пассажиров, перевезенных железнодорожным (на 0,6%) и автомобильным транспортом (на 5,3%).Одна из ключевых причин такой динамики – ползучий рост цен на билеты: в январе-сентябре 2019 года по сравнению с аналогичным периодом минувшего года железнодорожные перевозки подорожали на 26,3%, автомобильные – на 23,0%, что в 2,6-3,0 раза выше общего уровня инфляции (8,8%), при том, что топливо за этот же период вообще подешевело на 2,0%.

Над последними цифрами не лишне было бы задуматься руководству «Укрзализныци» и автоперевозчиков, которые последовательно продвигают политику дальнейшего повышения цен на билеты, что вряд ли поспособствует росту количества перевезенных пассажиров… При этом сервис положительных изменений не претерпел: убитые вагоны, опаздывающие поезда, разваливающиеся на ходу полулегальные маршрутки, регулярно устраивающие и попадающие в ДТП – это уже стабильно и давно «визитная карточка» Украины…

Уменьшение количества перевезенных железной дорогой и на автомобильном транспорте пассажиров – также яркий маркер уровня обнищания населения, которому уде далеко не всегда по карману эти вообщем-то не самые дорогие виды транспорта.

Вгрузовом сегментеситуация также неоднозначна и противоречива.

Невзирая на общий рост по грузообороту на 1,9% и объемам перевезенных грузов на 8,2%,ключевое направление – железнодорожный транспорт, на который приходится 54% оборота и почти 47% физических объемов – продемонстрировало падение как по обороту (на 1,6%), так и по объемам перевозки грузов (на 2,5%).Перевозки леса сократились на 59,6%, стройматериалов – на 22,0%, лома черных металлов – на 17,7%, кокса – на 9,2%, цемента – на 6,3%, каменного угля – на 4,9%, черных металлов – на 2,9%. Продолжающийся и в этом сегменте рост тарифов, манипулирование с методологией тарифообразования, дефицит вагонов и тяги будут и дальше оттягивать в тех случаях, где это технически возможно, клиентов, которые смогут перейти на автомобильные перевозки (в том числе благодаря этой тенденции последние выросли на 15,1% по грузообороту и на 30,6% по физическим объемам перевезенных грузов).

Продолжает ухудшаться ситуация в секторе авиационных перевозок (грузооборот сократился на 9,5%, объемы перевозки грузов – на 2,9%). Всего 70 тысяч перевезенных авиацией тонн грузов – это жалкая насмешка, если вспомнить, что в упоминавшемся 1980 году авиационный транспорт доставил заказчикам в 3,8 раз больше грузов (при том, что тогда Украина еще не располагала ни самым грузоподъемным самолетом планеты Ан-225 «Мрия», ни его предшественником Ан-124 «Руслан», которыми сегодня осуществляются авиационные грузовые перевозки).

2019 год является (пока) достаточно успешным для отечественного трубопроводного транспорта, увеличившего грузооборот на 2,7% и объемы перевалки грузов на 2,0%. Перекачка и транзит аммиака увеличились на 10,5% и 9,6% соответственно. Транзит газа вырос на 1,3%, перекачка – сохранилась на уровне января-сентября 2018 года.Вместе с тем перекачка и транзит нефти упали на 2,6% и 5,2% соответственно.

Но уже в ближайшее время ситуация в трубопроводном транспорте может претерпеть изменение в худшую сторону. Чуть более двух месяцев осталось до окончания 10-тилетнего «большого газового договора» с РФ, благодаря которому Украина ежегодно транзитировала от 80 до 100 млрд. кубометров голубого топлива. Консультации по его продлению / заключению нового газового договора пока продвигаются непросто из-за противоречивой позиции сторон. Украина заинтересована в заключении нового желательно как можно более «длинного договора» с большими (не менее 80 млрд. кубометров в год) объемами, гармонизированного с требованиями ЕС. РФ в преддверии завершения строительства и запуска в работу «Северного потока-2» и других обходных газопроводов заявляет о возможности короткого контракта (или короткой пролонгации действующего, пока Украина не оформила трансформацию своей газотранспортной системы в соответствии со стандартами ЕС), но для дальнейших переговоров настаивает также на полном прекращении международных судебных разбирательств и отказе от уже выставленных штрафных санкций. Последнее крайне болезненно для Украины и мало-реалистично для практического исполнения:

- как на макроуровне (победа над РАО «Газпром» уже пару лет пиарится как плацдарм для «будущих побед» и по другим искам к РФ, в том числе связанных с Донбассом и Крымом, а после внезапного «отказа от победы» шансы что-либо выиграть в международных судах, в том числе в Стокгольмском арбитраже, с учетом восприятия судьями того фактора, что Украина может легко «передумать» и сменить позицию, станут значительно меньше);

- так и на микроуровне (топ-менеджмент НАК «Нефтегаз Украины» за «стокгольмскую победу» начислил себе многомиллионные премии, часть из которых уже выведена за границу, и они вряд ли готовы их возвращать). 

Все это создает значительные риски того, чтовслед за железнодорожными и авиационными грузовыми перевозками уже в ближайшее время «в минус» может уйти и трубопроводный транспорт.

Промышленность. По итогам января-сентября промышленность оказалась самым проблемным сегментом реального сектора экономики, который в целом не вырос даже на десятую долю процента.

Более того, наблюдается тревожная тенденция к усилению сырьевого характера промышленного производства – «на ноль» удалось выйти благодаря добывающей промышленности и разработке карьеров (+2,2%), в то время как перерабатывающая сократилась на 0,6%, а топливно-энергетический комплекс – на 1,4%.Промышленное производство за три квартала 2019 года – это всего 80,8% от того, что было произведено в промышленности за аналогичный период 2013 года(в сопоставимых величинах, без Крыма и зоны АТО).

Даже при прошлогодних темпах роста за три квартала в размере +1,8% выход на уровень 2013 году был реален только в 2030 году (!), и то при условии сохранения благоприятной для Украины конъюнктуры на внешних рынках. Нулевой же рост отодвигает решение задачи восстановления промышленности на докризисный, довоенный уровень – на еще более далекие горизонты.

Промышленное производство сократилось в 13 из 25, или в КАЖДОМ ВТОРОМ регионе страны. Более-менее заслуживающий внимания рост зафиксирован только в Винницкой (+19,0%) и Ровенской (+9,4%) области – не самых индустриальных регионах страны. 

Наибольшее падение промпроизводства достигнуто в Хмельницкой (-15,2%), Закарпатской (-9,0%), Житомирской (-8,6%), Черниговской (-8,5%) областях.Но куда большее опасение вызывает сворачивание промышленности в тех регионах, которые раньше считались индустриальным сердцем Украины.  В первую очередь речь идет о Запорожской (-4,2%), Луганской (-3,0%), Харьковской (-0,6%), Полтавской (-0,2%) области.

Рост показали только 8 из 17 базовых отраслей, но лишь в фармацевтической (+8,1%) и производстве компьютерно-электронной (+7,4%%) его масштабы можно было бы посчитать хорошим результатом. Но проблема сводится к тому, что обе эти отрасли не являются ведущими в общем разрезе отечественной промышленности, их продукция является малоконкурентоспособной ни на мировом, ни даже на внутреннем рынке, о чем свидетельствует заметное превалирование импортных лекарств, компьютеров и электроники в реализации конечным потребителям.

Вряд ли можно считать большим успехом +2,1% роста объемов производства в пищевой промышленности. Это всего лишь +0,0067% от уровня января-сентября 2017 года.

Ну а результат работы мебельной (+0,8%), химической (+0,3%), металлургической (+0,0%) промышленности – в пределах статистической погрешности и может быть нивелирован, когда вместо экспресс-расчетов выйдет полный анализ статистической отчетности.  

Непростая ситуация наблюдается в угольной промышленности.

По данным статистики, объемы производства в ней выросли на 3,2% - больше, чем во всех остальных сегментах добывающей промышленности и разработке карьеров (к примеру, в сегменте добычи металлических руд горные металлурги могут похвастаться лишь 2,6% роста). Казалось бы – в результате эта отрасль должна была бы становиться менее проблемной для государства.

Но на самом деле – все происходит с точностью до наоборот.

Сейчас она является одним из потенциальных источников социального взрыва в стране. Проблемы выплаты зарплаты шахтерам грозят в ближайшие дни уже позабытым с конца 90-х годов прошлого столетия «походом шахтеров на Киев».

Власть неспособна разобраться даже с масштабами этой проблемы. 21 июня команда Зеленского, подводя итоги первых 100 дней его президентства, в числе одного из 20 его главных достижений назвало то, что В.Зеленский заставил Правительство погасить долги перед шахтерами. Однако Госстат уже через месяц опроверг это утверждение, заявив, что на 1.07.2019 задолженность составила 545,5 млн. грн., или всего -0,1% от суммы, накопленной на 1 июня. По состоянию на начало сентября зарплатная задолженность измерялась 480,9 млн. грн. Вместе с тем, по сведениям главы Независимого профсоюза горняков Украины М.Волынца, сумма долгов по зарплате на 21 октября достигла 1,172 млрд. грн. (и она точно не могла увеличиться более чем в два раза за 50 дней).

Чтобы упредить нарастание шахтерских протесстов, правительство в спешном порядке внесло в ВР законопроект о внесении изменений в бюджет на 2019 год, предусматривающий среди прочего выделение 1 млрд. грн. для погашения долгов по зарплате перед шахтерами (хотя уже понятно, что этой суммы не хватит). Ожидается, что соответствующие поправки к бюджету-2019 будут приняты во втором чтении и в целом 1 ноября.

Нынешнее правительство в очередной раз пытается игнорировать ситуацию с выплатой зарплаты шахтерам до последнего, а когда начнет «припекать», осуществить бюджетную перекидку средств, чтобы сократить долги по зарплате с 3-4 хотя бы до 1-2 месяцев, чтобы «выпустить пар».

Эти «пожарные» решения не решают проблему, а лишь оттягивают ее на пару месяцев в надежде, а вдруг это уже будет проблема другого правительства.

Для выхода углепрома из кризиса нынче нужны системные, а не сиюминутные решения, как то:

- увеличение господдержки отрасли уже в 2020 году, как минимум на +1,2 млрд. грн., включая +1,0 млрд. грн. на «государственную поддержку предприятий по добыче угля и реструктуризацию угольной отрасли (модернизированная бюджетная программа 2401590, увеличение по сравнению с поданным проектом бюджета-2020 в 1,5 раза) и выделение 200 млн. грн. на достройку шахты Нововолынская №10 (в правительственном проекте бюджета -2020 такое финансирование отсутствует, хотя ранее оно регулярно выделялось).

- в перспективе поддержка отрасли нужна в объеме не меньше 5 млрд. грн. ежегодно (без учета средств в случае реинтеграции в украинскую экономику «угольной промышленности т.н. ЛДНР»);

- ускоренное завершение и ввод в строй единственной строящейся за годы независимости шахты «Нововолынская №10», которая уже в первый год сможет дать дополнительно +0,9…+1,0 млн. тонн отечественного угля;

- финансирование переоснащения имеющихся перспективных шахт современным горным оборудованием и техникой;

-  выделением средств для проведения геолого-разведывательных работ на потенциальных новых угольных участках, составление перспективного плана строительства новых шахт вместо выбывающих из-за истощенных и выбранных запасов, а также экономической неэффективности добычи угля с пластов глубокого залегания.

Из отраслей, где зафиксировано падение производства, наиболее проблемной является легкая промышленность, где объемы производства всего за год упали на 10,3%.Речь идет о значительном сокращении выпуска элементарнейшей (!) продукции. К примеру, производство нетканых материалов уменьшилось на 23,1%, женских трикотажных жилетов и блейзеров – на 29,9%, женских трикотажных платьев – на 15,3%, мужских костюмов и комплектов – на 20,8%, женских пальто – на 19,2%, нетрикотажных женских жилетов и блейзеров – на 24,8%, футболок и маек – на 22,8%, колгот – на 15,7%, носков – на 22,3%, мужской кожаной обуви – на 37,1%. Недостаток этой и другой продукции легпрома очень оперативно заместится импортом, создавая дополнительное давление на гривну и увеличивая негативное сальдо внешней торговли.

На 4,7% упали объемы производства в коксо-нефтехимической отрасли(полностью нивелировав прошлогодний рост на 3,8%), что уже в ближайшее время может негативно повлиять на работу смежных отраслей, использующих продукцию коксонефтехимиков.

На 3,9 % сократились объемы производства в машиностроении. Медленное умирание этого некогда мощнейшего пласта промышленности уже не вызывает ни удивления, ни возмущения: 

- Украина постепенно смирилась со сворачиваниемавиационной отрасли(в последние годы производящей на трех своих заводах по одному, максимум два самолета, а за последние пять лет – не имеющие ни одного серийного заказа). Поездки украинских делегаций на авиасалоны с разработками прошлого десятилетия и макетом неувядающего, но существующего в единственном экземпляре уникального Ан-225 «Мрия», уже давно не впечатляют не только иностранных, но даже и отечественных заказчиков. Не верят в украинский авиапром даже нынешнее руководство Украины:по информации Президента Бразилии Ж.Болсонару, его украинский визави В.Зеленский заинтересовался закупкой для нужд Украины бразильских транспортных самолетов – прямых конкурентов Ан-178

- В коматозном состоянии находитсясудостроение(по факту и результатам деятельности – отрасль уже впору переименовывать в судоремонтно-судопокрасочную). Последнее пассажирское речное судно было спущено со стапелей еще в начале 90-х годов минувшего столетия. Несколько разовых заказов общим объемом около десятка судов – вот нынешний предел мечтаний отечественного судостроения, в последние годы СССР ежегодно спускавшего на воду по полсотни средних и крупных гражданских суден и военных кораблей (включая легендарные авианосцы). На нулевом финансировании остается госпрограмма строительства корветов для ВМС Украины. Пределом мечтаний нынешнего руководства страны является не достройка, а скорейшая распродажа готового более чем на 90% крейсера «Украина».

- Примерно так же себя чувствуютавтомобилестроение(в которой более-менее работает один, временами два завода из семи, остальные с каждым месяцем все ближе и ближе к банкротству),ракетно-космическая отрасль(в которой из более полусотни предприятий – единицы являются прибыльными, а флагманы отрасли «Южмаш» и КБ «Южное» из самодостаточных разработчиков и изготовителей ракетоносителей многоцелевого назначения превратились в мелких подмастерье для европейских и американских космических программ и проектов).

И в тех отраслях, где наблюдается хоть и незначительный рост, и тем более в тех, где идет падение, сокращается выпуск даже элементарнейшей продукции с низкой долей добавленной стоимости.

- В пищевой промышленности – на 10,2% сократилось производство замороженной говядины, на 6,3% - свежей и охлажденной курятины, на 17,2% - сливочного масла, на 10,6% - тертого или порошкового сыра, на 21,9% - сахара, на 24,1% - кондитерских изделий, содержащих какао, на 13,4% - молокосодержащих продуктов.

- В дерево-бумажной промышленности – на 8,7% уменьшилось производство необработанных древесно-стружечных плит, на 18,9% - деревянного паркета, на 23,7% - плотной бумаги и картона, на 35,3% - бумажных обоев.

- В нефте-коксохимической промышленности на 52,6% сократилось производство мазута.

- В химической промышленности на 17% уменьшилось производство этилового спирта, на 32,1% - туалетного мыла.

- В промышленности стройматериалов на 27,9% сократилось производство изделий из асфальта.

Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!

Резюме

В нынешнем положении дел трудно пока предъявлять претензии новой власти и особенно правительству, не проработавшему на своих позициях еще и двух месяцев.

Но есть тот краеугольный момент, на который можно обращать внимание уже сегодня как на крайне опасный для реальной экономики Украины.

Это отсутствие у нынешнего Правительства стратегического видения развития (или хотя бы сохранения) потенциала и возможностей реального сектора экономики.

Если правительство В.Гройсмана пыталось хотя бы дискутировать на эту тему, писать некие драфты Промышленной стратегии и Стратегии развития аграрного сектора, а бывшему министру инфраструктуры В.Омеляну удалось даже утвердить полтора года назад Транспортную стратегию до 2030 года, то в утвержденной усилиями монобольшинства программе правительства:

нет ни слова о том, какой будет через 5 лет промышленность Украины, какие ее отрасли – «в приоритете», какими будут инструменты поддержки их развития, что останется, а что уйдет в историю (с учетом идеи закрыть более тысячи «неэффективных» предприятий) и т.д.;

видение будущего аграрного сектора – сводится к массовой распродаже сельхозземель по самому либеральному из всех возможных сценариев, т.е. «без правил»;

в транспортной сфере – повышение безопасности движения и железнодорожной и авиационной «мобильности» украинцев(что невозможно априори при сохранении нынешнего уровня бедности);

в строительстве – «все решит дерегуляция». 

Без понимания истинного положения дел, тех сложностей и проблем, которые сегодня сдерживают развитие реального сектора экономики, достижение заявленных планов правительства по ускорению экономического роста до 7% в год представляется изначально нереалистичным.