ИТОГИ РАБОТЫ УКРАИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА

По информации Госстата, промышленное производство в январе-июне 2019 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,5%, производство сельскохозяйственной продукции – на 5,8%.

07/08/2019
Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ УКРАИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА

В целом за последние пять лет 2019 год стал едва ли не самым оптимистичным для реального сектора экономики. Выросли макропоказатели, оценивающие его работу, чему в немалой мере поспособствовали макроэкономическая стабилизация, меньшие чем в 2014-15 году валютные колебания, сохраняющаяся пока благоприятная конъюнктура на внешних рынках, и отсутствие – вопреки многим прогнозам – влияния почти полугодичного избирательного марафона, который практически не сгенерировал ожидаемую политическую турбулентность. Проходящая ныне полная перезагрузка власти (Президента, парламента, правительства) идет достаточно спокойно, практически не влияя на базовые отрасли национальной экономики в связи с отсутствием (пока) каких либо радикальных решений, например налогового, финансового или иного другого характера.   

Вместе с тем, следует констатировать факт, что общие темпы роста украинской экономики остаются достаточно низкими, системных точек для рывка, который бы помог сократить отставание в уровне развития с нашими ближайшими соседями, пока нет. Никаких креативных мыслей для решения этой задачи уходящей властью так и не было наработано.    

Ниже остановимся на наиболее проблемных моментах в работе украинской промышленности и сельского хозяйства за первое полугодие 2019 года.

Промышленность. На сегодняшний день – самый проблемный сектор украинской экономики.По итогам января-июня умеренный рост зафиксирован только в добывающей промышленности ( +3,0%),в то время как перерабатывающая и топливно-энергетический комплекс сократили объемы производства – соответственно на 0,1% и 1,5%.Это достаточно тревожный сигнал – добывающая промышленность дает самый малый прирост добавленной стоимости, который провоцирует продолжение скатывания Украину в нишу сырьевого придатка, зарабатывающего в основном на содержании своих недр.

Общие объемы промышленного производства в первом полугодии 2019 года – это всего 81,8% от того, что было произведено в промышленности за аналогичный период 2013 года( в сопоставимых величинах, без Крыма и зоны АТО), и лишь 77,7% от уровня 2012 года, когда начали проявляться первые признаки промышленного кризиса как отголоска начала торговой войны с РФ.

Темпы восстановления в 2019 году упали по сравнению с прошлогодними в 6 раз – с +3,0% до +0,5%.

При нынешних темпах роста промышленного производства выйти на уровень 2013 году удастся только в 2060 году (!!!), и то при условии сохранения сегодняшней благоприятной для Украины конъюнктуры на внешних рынках.

Даже при сохранении сегодняшнего темпа роста в единственном демонстрирующем пока положительную динамику добывающем секторе ему для выхода на позиции 2013 года понадобится не менее следующих восьми лет.

Более-менее заслуживающий внимания двузначный рост зафиксирован только в Винницкой (+20,0%) и Ровенской (+16,8%) областях – далеко не самых «индустриальных» регионах страны.

Тревогу вызывают крайне низкие темпы восстановления промышленности в Донецкой и Луганской областях - +2,6% и +1,0% соответственно. По итогам первого полугодия объемы промышленного производства в этих регионах составили всего 45,1% и 16,0% от уровня аналогичного периода 2013 года.

Промышленное производство сократилось в 11 из 25 регионов страны. Наибольшие темпы падения промышленного производства зафиксированы в Хмельницкой (-14,2%), Житомирской (-8,8%), Черниговской (-5,3%), Волынской (-4,6%), Запорожской (-4,4%), Львовской (-4,1%) областях.

Рост показали 11 базовых подотраслей промышленности, но лишь в фармацевтической (+10,7%) и производстве компьютеров и электроники (+7,1%) его масштабы можно было бы посчитать хорошим результатом, но ни в первой, ни во второй Украина не относится к клубу влиятельных игроков на мировом рынке, закрывая по возможности кое-как хотя бы собственные потребности.

Невзирая на то, что угледобывающий сектор увеличил объемы производства на 4,8%, нефтегазовый – на 5,0% - достигнутые темпы не позволяют в ближайшее время приблизиться к решению задачи достижения «энергетической независимости». В ближайшие годы мы будем вынуждены платить миллиарды долларов за импортные поставки природного газа, угля, нефти и нефтепродуктов, сохраняя высоким негативное сальдо внешней торговли. Буквально на днях это подтвердил и «Нефтегаз Украины», констатировав то, что для экспертов было очевидно уже давно – реализовать поставленную В.Гройсманом задачу «20/20» (достичь добычи 20 млрд. кубометров газа в год к 2020 году) без помощи государства нереально, даже невзирая на потраченные на эти цели в последнюю пятилетку почти 40 млрд. грн. инвестиций группы «Нефтегаз». Государство от самим собой поставленной задачи самоустранилось – ему прощеежегодноплатить за импортные энергоносителимиллиарды долларов США, потративза последние 5 летна развитие собственной минерально-сырьевой базы всего0,5 млрд. гривен

Нынешняя власть продолжает игнорировать системные проблемы углепрома, невзирая на то, что уголь до последнего времени (до блокады Донбасса) оставался единственным энергоносителем, по которым у нас была обеспечена энергонезависимость от импорта. Добыча угля на государственных шахтах в первом полугодии отстает от регулярно понижаемого плана на 6%, объемы государственной поддержки развития отрасли сокращены в разы по сравнению с 2013 годом, углепром сегодня – в числе лидеров по зарплатным долгам, которые на 1 июня превысили 600 млн. грн., увеличившись с начала года на 25,3%, но это в уходящем правительстве мало кого волновало. Практически позабыта и брошена на произвол судьбы единственная строящаяся за годы Независимости шахта «Нововолынская №10», которая уже через год после ее ввода в эксплуатацию могла бы выдавать на гора около 1 млн. тонн угля…

Почти не удивляет сокращение объемов производства электрического оборудования– на 16,8% по сравнению с январем-июнем 2018 года. Этой отрасли уже давно предрекали скорую смерть из-за катастрофически низкой конкурентоспособности ее продукции и неготовности стремиться соответствовать современным требованиям к ней. 

Тревожный момент – сокращение на целых 10,5% объемов производства в легкой промышленности. Эта отрасль не требует ни крупных инвестиций, ни обладания какими-то уникальными технологиями. Украине досталось в наследство более 600 предприятий легпрома, которые до независимости практически полностью удовлетворяли спрос потребителей. Часть из них (как, например, один из крупнейших в свое время в мире Херсонский хлопчатобумажный комбинат) – не дожили до наших дней, часть – превратились в пошивщиков «no name» продукции для мировых брендов, но темпы падения производства в легпроме всего за последние 12 календарных месяцев просто шокируют.

На 7,2% сократились объемы производства в автомобильной промышленности. Это и неудивительно – отрасль давно стоит в очереди на вымирание. В I полугодии 2019 года производство легковых автомобилей сократилось на 24,4%, грузовых – на 80,7%. Все «легковушки» собраны на закарпатском «Еврокаре». Некогда крупнейший производитель легковых авто – АвтоЗАЗ сейчас распродается по цехам и участкам, собрав по ходу ликвидации в июне целых ЧЕТЫРЕ автобуса. За шесть месяцев в стране собран 21 грузовой автомобиль (19 из них – на «Черкасском автобусе») – столько грузовиков «Volvo» или «Man» уходят со своих сборочных мощностей за несколько минут…

Традиционный застой наблюдается в авиа- и судостроении.

Пятый год три авиазавода страны не собрали серийно ни одного самолета. Причина банально-проста – запчасти российского производства закончились несколько лет назад, новых поставок нет и не предвидится. Их можно было бы попытаться заменить отечественными или западными, но после этого предстоит полная пересертификация Ан-148, Ан-158, а это миллионы долларов и несколько лет кропотливого труда. А главное – зачем всем этим заниматься, если заказов хотя бы на 15-20 самолетов нет даже на горизонте? Глубина финансового кризиса в авиастроении настолько велика, что из-за отсутствия средств в этом году Украина впервые не привезла на 53 международный авиакосмический салон в Ле Бурже ни одного самолета, ограничившись лишь их макетами.

Примерно такая же ситуация в судостроении. В 90-е годы три судостроительных завода-гиганта в Николаеве (не говоря о десятке других судостроительно-судоремонтных заводах) ежегодно спускали на воду 30-35 гражданских и военных судов среднего и крупного класса. Украина могла производить всю линейку судов – от легких буксиров до тяжелых авианесущих крейсеров. Ныне большая часть предприятий просто простаивает или занимается судоремонтом, меньшая – выжывает за счет разовых заказов. Полтора года назад Правительство В.Гройсмана дало судостроителям лучик надежды, помпезно возобновив программу строительства современных корветов для ВМС Украины. Но надежде не суждено было реализоваться – за все время на проект не выделено ни копейки, и недостроенный первый корабль этой серии в плачевном состоянии отметит через год свой первый 10-тилетний юбилей на стапеле завода. Еще более печальная судьба у практически готового на ДЕВЯНОСТО ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ бывшего крейсера «Украина», который уже 25 лет пребывает в таком неизменном состоянии. Все эти годы Минобороны всячески открещивалось от корабля (протолкнув в том числе позорное решение отобрать у него имя «Украина»), заявляя, что он флоту не нужен, что на нем устаревшее оборудование, что он годится только для решения боевых задач океанского масштаба (и в упор не замечая, что флагман Черноморского флота РФ крейсер «Москва» – этот полный «близнец» нашего недостроенного крейсера из проекта 1164, и он вполне применим в Черноморском бассейне). Потеряв в результате аннексии Крыма почти 90% военно-морского флота, но сохранив тысячи километров морской границы и побережья, которое нужно охранять, Правительство и бывший уже Президент упорно делали вид, что решить эту задачу можно легкими речными бронированными катерами от «Ленинской кузни»…

Яркой характеристикой реального положения дел вракетно-космической отраслистал эпизод, когда новый Президент Украины В.Зеленский пытался в режиме онлайн «выбить» из городского главы Киева деньги за ЕДИНСТВЕННЫЙ трамвай, собранный для Киева совместным предприятием, учредителем которого является «Южмаш».

Если в прошлые годы трендом было сворачивание производства высокотехнологической продукции с высокой долей добавленной стоимости (продукции судо-, автомобиле-, авиа-строения, локомотиво-вагоно-строения, ракетно-космической отрасли), то тренд нынешнего года – сокращение катастрофическими темпами производства даже элементарнейшей продукции. По сравнению с первым полугодием минувшего года добыча песка сократилась на 15,4%, производство переработанных овощей – на 20,9%, кондитерских изделий, содержащих какао – на 22,6%, нетканных материалов – на 20,9%, футболок и маек – на 24,1%, мужской кожаной обуви – на 48,8%, обоев – на 37,5%, туалетного мыла – на 30,4%, свинцовых аккумуляторов – на 45,3%. 

Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!

При этом у уходящей власти так и не нашлось времени, чтобы разобраться, почему умирает отечественная промышленность. Три года назад В.Гройсман создал и возглавил Национальный комитет по возрождению промышленности, перед которым стояла ключевая задача – подготовить и воплотить в жизнь Индустриальную стратегию Украины. Ее обещали представить еще в 2017 году, последний драфт был вывешен на сайте МЭРТ в марте 2018 года, где стратегия… благополучно и «умерла».

В условиях отсутствия стратегического видения роли и места промышленности, приоритетов тех или иных секторов в ней неудивительно, что Украина все быстрее переходит от стадии «отложенного банкротства» (когда де-факто предприятия уже нет, или оно «лежит», но де-юре – считается «экономически активным») к стадии «реального банкротства». Первое полугодие 2019 года запомниться выставленными наконец на продажу «на металлолом» некогда знаковыми предприятиями - «Запорожский автомобильный завод», Шосткинское ПО «Свема». И ныне только вопрос времени, когда список «навсегда ушедших в историю» пополнят бывшие гиганты авиа-, судо-, автомобилестроения и многих других отраслей. 

Сельское хозяйство. Этот сектор по итогам первого полугодия продемонстрировал неплохие темпы роста - +5,8% (хотя это и вдвое меньше, чем годом ранее). Правда, нужно понимать, что ведущий сектор сельского хозяйства (растениеводство), демонстрирующий высокий прогресс, включается в общую статистику только с июня, что дает высокие проценты, которые со временем проседают, а затем приобретают плавную динамику.

Увеличили объемы производства сельскохозяйственные предприятия (+13,2%), в то же время хозяйства населения показали проседание (- 1,1%).

Локомотивом роста традиционно оказалась подотрасльрастениеводства, где зафиксирован рост объемов производства на 19,1%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях – на 34,3%, в хозяйствах населения – на 3,7%.

В этом сегменте нарастили объемы производства аграрии 15 из 24 регионов страны.

Наиболее высокие темпы зафиксированы в Харьковской (+124,5%), Луганской (+106,8%), Донецкой (+81,9%), Запорожской (+60,0%) и Днепропетровской (+59,3%) областях.

Вместе с тем, растениеводы Хмельницкой области сократили производство на 57,3%, Винницкой – на 20,7%, Львовской – на 18,1%, Ивано-Франковской – на 13,6%, Закарпатской – на 11,9%.

Достаточно благоприятные погодные условия позволили в обычном режиме провести посевную кампанию, и в таком же плановом режиме начать уборку урожая.

По состоянию на 24 июля украинские аграрии собрали ранних зерновых и зернобобовых культур с площади 7,2 млн. га или 74% от прогноза. Так, намолочено 26,1 млн. тонн зерна нового урожая, из которых собрано:

• пшеницы – 18,9 млн. тонн с площади 4,9 млн. га при урожайности 38,5 ц / га;

• ячменя – 6,5 млн. тонн с площади 2,0 млн. га при урожайности 32,8 ц / га;

• гороха - 553 тыс. тонн с площади 244 тыс. га при урожайности 22,7 ц / га;

• ржи - 71 тыс. тонн с площади 27 тыс. га при урожайности 25,8 ц / га;

• овса - 39 тыс. тонн с площади 17 тыс. га при урожайности 23,6 ц / га.

Кроме того, озимого рапса собрано 2,8 млн. тонн с площади 1,1 млн. га при урожайности 24,4 ц / га.

Аграрный 2018/2019 маркетинговый год войдет в новейшую историю Украины как год самого большого экспорта за все годы независимости.

На внешние рынки поставлено 50,4 млн. тонн зерновых, зернобобовых и муки, что на 9,5 млн. тонн больше чем в прошлом маркетинговом году, когда экспорт составил 40,9 млн. тонн.

Всего зерновых и зернобобовых экспортировано 49,995 млн. тонн, из которых: пшеница и смесь пшеницы и ржи – 15,579 млн. тонн; ячмень – 3,692 млн. тонн; рожь - 87,8 тыс. тонн; кукуруза – 29,822 млн. тонн; другие зерновые и зернобобовые - 815 тыс. тонн.;  мука - 301 тыс. тонн.

Неплохие темпы на внешних рынках аграрии взяли и с начала нынешнего года

По итогам января-июня 2019 года экспорт продукции аграрного сектора составил 10,3 млрд дол. США, что на 1,6 млрд. долл. США (или на 18,6%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Внешнеторговый оборот продукции агропромышленного комплекса достиг 13,1 млрд. дол. США или 25,1% всего внешнеторгового оборота Украины. Объемы экспорта продукции растениеводства выросли на 1,5 млрд. дол. США (на 19,3%), достигнув 9,5 млрд долл. США. Ключевые позиции экспорта - зерновые культуры (44,2%), масло (22,9%) и семена масличных культур (6%).

Экспорт кукурузы вырос на 66,3%; жмыха и других твердых отходов, полученных при добыче подсолнечного масла - на 19,7%; жмыха и других твердых отходов соевого масла - в 2 раза; масла соевого - на 55,3%; сока - на 96,1%; молока сгущенного - на 61,2%; семян подсолнечника - в 2,7 раза.

Сохранение подобной тенденции позволяет рассчитывать, что прошлогодний рекорд по поставкам украинской аграрной продукции на внешние рынки будет уверенно перекрыт. Этому, безусловно, поспособствует шаг вперед в отношениях с основным импортером украинской аграрной продукции – Китайской Народной Республикой, которая решила упростить и значительно ускорить процедуры вывода на свой рынок украинской агропродукции, и рассматривает нашу страну как ключевого партнера в обеспечении продовольственной безопасности Китая. По итогам 6 месяцев 2019 года в КНР отправиться продукции отечественного АПК почти на 1 млрд. дол. США… 

Традиционно все сложно в подотраслиживотноводства. В ней зафиксировано повышение объемов производства всего на 1,9%. Сельскохозяйственные предприятия показали рост на 6,7%, хозяйства населения – падение на 2,5%.

В региональном разрезе – 14 областей увеличили объемы производства. Наиболее высокими темпами – в Винницкой (+17,0%), Харьковской (+7,2%), Львовской (+6,6%) областях.

Вместе с тем, животноводы Херсонской области сократили объемы производства на 11,3%, Запорожской области – на 7,2%, Одесской области – на 5,0%, Киевской области – на 4,2%.

В целом с начала года продукция выращивания в живой массе сельскохозяйственных животных увеличилась на 8,1% (в т.ч. свиней – на 7,2%, овец и коз – на 15,2%, птицы – на 9,4%), реализация на забой – на 9,3%.

Незначительно увеличилось производство яиц – на 1,1%.

В то же время производство молока – упало на 2,0%.

В регионах фиксируется неоднородная картина по объемам производства продукции животноводства.

Реализация животных на забой в Луганской области выросла на 40,0%, Винницкой – на 25,3%, Харьковской – на 13,6%, в то же время в Киевской области она сократилась на 9,8%, Одесской – на 8,9%, Николаевской – на 8,6%.

Производство яиц увеличилось в Черкасской области на 33,9%, в Донецкой – на 27,5%, в Кировоградской – на 22,8%, но в Херсонской области оно сократилось на 31,2%, в Одесской – на 15,6%.

Производство молока увеличилось всего в 5 регионах страны (в частности, в Хмельницкой области – на 2,8%, в Тернопольской – на 2,0%), но в тоже время в Запорожской области оно сократилось на 9,9%, в Киевской – на 8,6%, в Винницкой – на 7,8%, в Николаевской – на 7,7%.

Продолжает оставаться острой проблема сокращения поголовья всех видов домашнего скота.

Численность крупного рогатого скота по сравнению с 1 июля 2018 года сократилось на 4,1% (в Запорожской области – на 10,1%, в Херсонской – на 8,2%, в Кировоградской – на 7,8%, во Львовской – на 7,7%), в том  числе поголовье коров уменьшилось на 4,4% (в Запорожской области – на 10,7%, в Николаевской – на 9,8%, во Львовской – на 9,1%). Не спасает пока ситуацию и специальная бюджетная дотация физическим лицам за выращивание молодняка крупного рогатого скота, в рамках которой, по состоянию на 1 мая текущего года, 130,7 тысячам физических лиц за выращивание 214,9 тыс. голов крупного рогатого скота начислено 323,6 млн. грн.

Количество свиней сократилось на 0,4% (в т.ч. в Одесской области – на 23,8%, в Херсонской – на 21,7%, в Запорожской – на 8,7%, в Тернопольской – на 8,4%).

Поголовье овец и коз уменьшилось на 3,5% (в т.ч. во Львовской области – на 15,4%, Херсонской – на 13,0%, Днепропетровской – на 8,6%.

Тенденция вырезания домашнего скота не меняется уже 27 лет. За годы независимости поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 6,6 раза ( с 24623,4 до 3741,9 тыс. голов), в т.ч. коров – в 4,4 раза (с 8378,2 до 1920,8 тыс. голов), свиней – в 3 раза (с 19426,9 до 6413,7 тыс. голов), овец и коз – в 5,3 раза (с 8418,7 до 1575,2 тыс. голов).

Результаты работы аграриев могли бы быть значительно лучше, не отмени непродуманно уходящая власть в свое время специальный режим по НДС, действовавший с незначительными изменениями практически с 1998 года и позволивший вывести стагнировавшую первые годы независимости отрасль в лидеры национальной экономики, в распоряжении которой ежегодно оставалось 20-25 млрд. грн. дополнительных оборотных средств. Нынешние многочисленные бюджетные программы поддержки сельхозтоваропроизводителей по факту почти втрое меньше того ресурса, который оставался ранее у аграриев в виде оборотных средств при действии специального режима по НДС. Помимо этого, программа дотаций оказалась не совсем справедливой в отношении равномерности распределения средств, и ее основными пользователями стали в основном крупные птицеводческие агрохолдинги и компании-лидеры на рынке свинины, перетягивающие на себя почти половину от общей бюджетной поддержки, в то время как мелкие и частные хозяйства либо лишены доступа к ней, либо ограничены мизерными почти несущественными для ведения бизнеса суммами.

Невзирая на то, что и промышленность и сельское хозяйство по итогам работы в первом полугодии продемонстрировали статистический рост – его нельзя считать крупной победой или достижением уходящей власти.

При нынешних темпах роста промышленного производства выйти на уровень 2013 года удастся не ранее 2060 года. 

Неоднозначная картина фиксируется и в сельском хозяйстве, которое не первый год подряд вытягивает растениеводство, в то время как животноводство продолжает пребывать в яме, постоянно сокращая поголовью сельскохозяйственных животных, невзирая на широко разрекламированные программы государственной поддержки.