ГОСБЮДЖЕТ В I-М КВАРТАЛЕ 2019 Г.: ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПО ДОХОДАМ ОБЩЕГО ФОНДА - ХУДШЕЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕВЯТЬ ЛЕТ

10/05/2019
Моніторингові продукти
ГОСБЮДЖЕТ В I-М КВАРТАЛЕ 2019 Г.: ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПО ДОХОДАМ ОБЩЕГО ФОНДА - ХУДШЕЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕВЯТЬ ЛЕТ
Доходы
Согласно отчету Госказначейства, в I квартале 2019 года в госбюджет поступило 210,6 млрд. грн. доходов, что на 8,8% или на 17,0 млрд. грн. больше, чем в январе-марте 2018 года. В то же время, недобор доходов по сравнению с планом на период составил 4,9% или 10,9 млрд. грн.

Реальную статистику выполнения госбюджета все еще маскируют незапланированно высокие поступления по специальному фонду, действие которых носит разовый характер и в последующие месяцы их эффект будет ослабевать (см. вставку ниже). 
Доходы спецфонда в 1-м квартале 2019 г.
? Всего за первый квартал 2019 года в спецфонд было получено 32,4 млрд. грн., что почти в 1,8 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и на 18,5% или на 5 млрд. грн. больше, чем план по спецфонду на период.
? Значительный прирост доходов по спецфонду носит разовый характер и не связан с активизацией экономической деятельности. Основной источник их увеличения – растаможка автомобилей на «еврономерах» (в первом квартале принесла 6,8 млрд. грн.; наиболее активно процесс легализации таких автомобилей происходил в январе-феврале текущего года в связи с льготным периодом для уплаты акцизного налога) и доходы от спецконфискации коррупционных активов (+1,5 млрд. грн. в первом квартале). В последующие месяцы вес этих факторов должен снижаться. 

Доходы спецфонда составляют всего порядка 1/10 от общих доходов бюджета-2019, и они могут быть использованы лишь на закрепленные законом о госбюджете программы. Поэтому гораздо большее значение имеет выполнение общего фонда, за счет доходов которого финансируются защищенные статьи расходов госбюджета .

Выполнение общего фонда по доходам в первом квартале крайне неудовлетворительное:
? По сравнению с I кварталом 2018 г.,  поступления выросли всего на 2,7 млрд. грн. или на 1,5% (при том что инфляция за этот период составила 8,9%). С учетом того, что по итогам 2019 г. доходы общего фонда госбюджета должны вырасти на 11,4%, такие низкие тепы прироста доходов в первом квартале не могут не настораживать и создают риски выполнения бюджета по итогам года. 
? План поступления доходов в I квартале провален на 8,2% или почти 16 млрд. грн. Это худший показатель выполнения плана по доходам для первого квартала за последние девять лет. Для сравнения в 2018 г. план на первый квартал не выполнен на 4,7% или 8,7 млрд. грн., в 2011-2012 и 2014-2017 гг. план перевыполнялся , а в 2013 г. – не выполнен всего на 0,9%.  За последнюю 10-тилетку худший, чем в текущем году, результат был только в 2010 г. 
? Низкие показатели выполнения бюджета по доходам отмечаются на фоне замедления экономического роста. По оценкам МЭРТ, темпы роста реального ВВП в I квартале замедлились до 2,2% (против 3,3% в I квартале 2018 г. и в целом за прошлый год). Негативную динамику демонстрируют промышленность (-0,9% за первый квартал) и оптовая торговля (-5,5%). 
? В разрезе основных статей выполнение плана оставалось неравномерным. В I квартале план:
o Перевыполнен по НДФЛ (+6% или +1,4 млрд. грн. к плану), налогу на прибыль (+8,5% и +2,3 млрд. грн.), и неналоговым платежам (+72,2% и +3,8 млрд. грн.). 
o Не выполнен по рентным платежам (-6,3% или «минус»  0,8 млрд. грн. от плана на период), внутренним акцизам (-35% и 5,8 млрд. грн.), внутреннему НДС с учетом возмещения (-31,8% и 7,4 млрд. грн.), импортному НДС (- 11,7% и 8,9 млрд. грн.) и ввозной пошлине (-5,3% и 0,3 млрд. грн.).
? Основные причины невыполнения плана доходов по общему фонду:
o Замедление темпов роста импорта. По данным ГФС, за первые 3 месяца 2019 г. темпы роста импорта в денежном выражении замедлились до 8% (против +15% по итогам 2018 г. и прогнозных +9,1% на 2019 г.).  Среди товарных групп, необходимо выделить проседание по ввозному НДС на природный газ, закачка которого Нефтегазом в I квартале упала на 14,7%. Кроме того, замедление темпов роста импорта не в последнюю очередь связано с укреплением обменного курса гривны. В частности, на конец марта официальный курс гривны составлял 27,25 грн/дол, средний курс за первый квартал – 27,31 грн/дол, что значительно ниже целевых показателей бюджета - 2019 (29,4 грн/дол на конец года). На конец марта 2019 г. (по сравнению с началом года) официальный обменный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 1,6%, а к евро – на 3,6%. Как результат, недобор от плана по налогам, администрируемым Таможенными органами, за первые 3 месяца составил 7,9 млрд. грн. (9,5% от плана на период).
o Сокращение производства табачных изделий. За последние 2 года поступления от акцизов на табачные изделия снизились на 27%: с 8,9 млрд. грн. в январе - марте 2017 г. до 6,9 млрд. грн. в январе-феврале 2018 г. и 6,5 млрд. грн. в январе-марте 2019 г., что объясняется сокращением легального производства табачных изделий на фоне роста акцизов. Так, по дынным Госстата, производство табачных изделий в I квартале 2019 г. упало на 7,2% (против аналогичного периода предыдущего года) и на 35% против января – марта 2017 г. 
o Накопленные ранее проблемы с возмещением НДС. В январе-марте 2019 года возмещено НДС на сумму 45,4 млрд. грн, что на треть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как результат, задолженность государства перед предприятиями на начало марта уменьшилась до 20,1 млрд. грн., сократившись сначала года на 8,6 млрд. грн.  
o Рост налоговых долгов предприятий. Сумма налоговых долгов предприятий на 1 апреля 2019 г. превысила 108,2 млрд. грн. (101,5 млрд. грн. вначале 2019 года). При этом на конец квартала предприятиям было списано налоговых обязательств почти на 1,0 млрд грн. Наибольшими должниками остаются энергетические, государственные компании во главе с Укрнафтой.  
o Наличие на начало года переплаты по рентным платежам за добычу газа в сумме 0,6 млрд. грн. 


Доходы бюджета  в январе – апреле 2019 г. (предварительные данные)
По оперативным данным Минфина и Госказначейства, выполнения доходной части госбюджета в апреле немного улучшилось. В частности, за первые 4 месяца 2019 г., поступления доходов составили 95,2% от плана (против 95,1% в первом квартале), в том числе по о6щему фонду 93,3% (против 91,8% в 1-м квартале). Однако в абсолютных показателях недобор от плана продолжил увеличиваться, достигнув 16,1 млрд. грн. в целом по госбюджету и 20,4 млрд. грн. по общему фонду. Более того, за улучшением выполнения госбюджета в апреле стоит всего один фактор, который носит разовый характер, - это массированное перечисление прибыли НБУ. Если в апреле прошлого года Нацбанк перечислил первый транш прибыли в размере 15 млрд. грн. или 1/3 от годового показателя, то в апреле 2019 г. первый транш составил сразу 47,6 млрд. грн. или почти ? от годовой суммы прибыли, перечисляемой НБУ в бюджет. Отсюда рекордный рост остатка на счете в Госказначействе с 14,9 млрд. грн. на 1 апреля до 36,9 млрд. грн. на 1 мая. Это сделано для прохождения пиковых выплат по госдолгу в мае (необходимо выплатить 1 млрд. дол. по еврооблигациям под гарантии США). За счет остатка средств на ЕКС правительство купит у НБУ валюту, недостающую для проведения платежей, и уже на 1 июня остаток на ЕКС существенно уменьшится.   
Отчет Госказначейства по итогам первых 4-х месяцев 2019 г. будет доступен после 26 мая.


Расходы
В первом квартале 2019 года расходы госбюджета росли темпами, которые опережали доходы. В частности, за январь-март 2019 г. расходы госбюджета составили 237,4 млрд. грн., что на 23,1 млрд. грн. (+10,8%) больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 
В год выборов почти половина прироста расходов пошла на «социалку», а именно на индексацию пенсий
Из абсолютного прироста расходов в 23,1 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на социальное обеспечение (преимущественно , это финансирование дефицита Пенсионного фонда) - 45% или + 16,3 млрд. грн., обеспечение общественного порядка - 17% или + 6,0 млрд. грн., здравоохранение (что связано с переходом на централизованное финансирование медицинских услуг) – 13% или +4,5 млрд. грн., оборону - 16% или +5,7 млрд. грн. При этом на финансирование образования выделено дополнительно всего 4,0% от прироста расходов, а межбюджетные трансферты сократились на 12,8 млрд. грн. или на 35%. Последнее связано с сокращением ЖК – субсидий.

Несмотря на высокие темпы роста расходов по сравнению с прошлым годом, плановые расходы в значительной мере недофинансировались. 
Согласно казначейской отчетности за январь-март 2019 г., расходы бюджета общего фонда госбюджета профинансированы на 8,9% или на 21,1 млрд. грн. меньше, чем предусмотрено планом на период. Недофинансирование расходов – это скрытый дефицит бюджета. Расходы отставали от плана по всем функциональным группам расходов общего фонда госбюджета. Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как поддержка экономики (план недовыполнен на 51,1% или на 3,1 млрд. грн.), культура (-24,7% или на 0,5 млрд. грн.), образование (-15% или на 1,3 млрд. грн.), оборона (-11,1% или на 1,2 млрд. грн.), здравоохранение (-15,2% или на 1,0 млрд. грн.). Кроме того, отставало от плана перечисление местным бюджетам трансфертов (-6% или на 4,1 млрд. грн.), которые идут в первую очередь на финансирование услуг образования, создания местной инфраструктуры.

Гораздо тревожней выглядит ситуация при более детальном рассмотрении выполнения бюджета в разрезе финансирования отдельных бюджетных программ. Так по 42 бюджетным программам (порядка десятой части программ, по которым предусмотрено финансирование) в январе-марте не было освоено ни копейки. Финансирование еще 72 программ не превышало 50% от плана на период. 

Задержки с финансированием и его перенесение на более поздние сроки, снижают эффективность публичных услуг, которые предоставляются за счет таких расходов. Финансирование по таким статьям в конечном итоге выбирается не полностью, в последний момент и зачастую с нарушениями. Более того, от своевременного финансирования бюджетных программ, как напр., в случае расходов на здравоохранение, зависит главное – здоровье населения и человеческие жизни.   

В первом квартале 2019 г. финансирование целого ряда социально-значимых программ существенно отставала от плана на период 

В социальной сфере правительство экономило на:
? Детях. Не израсходовано ни копейки от плана на меры по реабилитации детей больных ДЦП, а также на реализацию госполитики по вопросам молодёжи и поддержке детских ГО.  Оздоровление детей, которые требуют особенного внимания, профинансировано всего на 64% от плана.
? Инвалидах. Значительно менее чем наполовину профинансированы плановые расходы на период по поддержке ГО организаций инвалидов, а также реабилитации лиц с инвалидностью. 
? Ветеранах. На финансовую поддержку ГО ветеранов, мероприятия по посещению воинских захоронений и воинских памятников выделено всего четверть от запланированного на квартал. 
? Здоровье населения. Уже традиционно отстают от плана расходы по программе закупок медпрепаратов, осуществляемых международными организациями. За первые три месяца не выделено ни копейки из запланированных на период 377,5 млн. грн., что связано с  растянутостью во времени процедур таких закупок и приводит к значительным лагам в поставках критически важных препаратов, в т.ч. вакцин, препаратов для лечения онко-заболеваний, туберкулеза и т.д. Кроме того, только на 53% профинансирована программа лечения украинцев за рубежом.
? Отдельных уязвимых категориях населения, включая женщин, детей, семьи, соответствующая программа по которым профинансирована только на 3%. 

Финансирование отдельных социальных статей в январе-марте 2019 г., млн. грн.
План
на 2019
План на январь-март Выполнено 
за январь-
март Отклонение от плана Выполнение плана, %
Фінансова підтримка ГО осіб з інвалідністю, які мають статус всеукраїнських 89,4 22,3 8,6 -13,7 38%
Здійснення заходів державної політики з питань молоді та держпідтримка молодіжних та дитячих ГО 63,4 1,7 0 -1,7 0%
Забезпечення медичних заходів окремих держпрограм та комплексних заходів програмного характеру 6 575 377,5 0 -377, 5 0%
Оздоровлення і відпочинок дітей, які потребують особливої уваги та підтримки 217,2 41,1 26,5 -14,6 64%
Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення 95,6 36,7 1 -35,7 3%
Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації осіб з інвалідністю 1335,6 341,4 157,8 -183,6 46%
Лікування громадян України за кордоном 689,9 345 183,1 -161,9 53%
Фінансова підтримка ГО ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників 22,5 5,7 1,5 -4,2 26%
Реабілітація дітей з інвалідністю внаслідок дитячого церебрального паралічу 130 13 0 -13 0%

Межбюджетные трансферты:
? Не финансируются в полном объёме субвенции местным бюджетам. В частности ни гривны от плана не выделено по 4-м субвенциям – на улучшение качества образования, на приобретение жилья для детей - сирот и поддержку детских домов семейного типа, на проведение природоохранных мер на объектах коммунальной собственности, реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины. Не полностью профинансированы субвенции на предоставление льгот и субсидий на опплату ЖК – услуг, помощь детям – сиротам, семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам и т.д. Напр., субвенция на приобретение твердого печного топлива и сжиженного газа профинансирована всего на 20% от плана. 
? Кроме того, по еще 18 субвенциям, которые финансируется из общего фонда госбюджета, в т.ч. на поддержку территорий, пострадавших от военного конфликта на Донбассе, обновление мат-тех базы ПТУ, развитие сельского здравоохранения, формирование инфраструктуры ОТГ и т.д., расходы на первый квартал не предусматривались и соответственно не проводились. Смещение этих расходов на вторую половину года (ближе к ее концу) увеличивает риски их неэффективного использования. Традиционно неэффективный график уготован и финансированию проектов из Фонда регионального развития, на которые в I квартале 2019 г. не было запланировано ни гривны.   

Финансирование отдельных межбюджетных трансфертов  в январе-феврале 2019 г, млн. грн. 
План на 2019 План на январь-март Выполнено за январь-март Отклонение от плана Выполнения плана
Субвенція на здійснення природоохоронних заходів на об’єктах комунальної власності 579, 7 87,9 0 -87,9 0%
Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України 500 6,6 0 -6,6 0%
Субвенція на реалізацію заходів, спрямованих на підвищення якості освіти 1500 100 0 -100 0%
Субвенція на проектні, будівельно-ремонтні роботи, придбання житла та приміщень для розвитку сімейних форм виховання,  забезпечення житлом дітей-сиріт, дітей, позбавлених батьківського піклування 717,7 20,9 0 -20,9 0%
Субвенція на надання пільг та житлових субсидій населенню на придбання твердого та рідкого пічного побутового палива і скрапленого газу 2951,7 737,9 145,4 -435,7 19,7%
Субвенція на надання пільг та житлових субсидій населенню 35095,6 19000 16499 -2501 86,8%
Субвенція на виплату державної соціальної допомоги на дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування. 997,1 237,4 212,3 -25,1 89,4%
Субвенція на виплату допомоги сім`ям з дітьми, малозабезпеченим сім`ям, особам, які не мають права на пенсію, особам з інвалідністю, дітям з інвалідністю, тимчасової державної допомоги дітям 63004,5 13776 13096 -680 95,1%

Поддержка экономики
? За первые 3 месяца 2019 г. полностью провален план финансирования по целому ряду экономических программ поддержки сельского хозяйства (поддержка фермерства, сельхозпроизводителей), мероприятий по созданию экспортно-кредитного агентства, на функционирование Фонда инноваций, на реализацию государственной космической программы и др. Менее чем на 20% от плана профинансирована поддержка фундаментальных исследований и НИОКР , менее чем на треть – меры по реструктуризации угольной отрасли и т.д.

Финансирование отдельных расходов развития в январе-феврале 2019 г., млн. грн.
План на 2019 План на январь-февраль Выполнено за январь-февраль Отклонение от плана Выполнения плана
Заходи із створення та організації функціонування експортно-кредитного агентства в Україні 79,3 4,8 0,0 -4,8 0%
Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств 800,0 68,6 0,0 -68,0 0%
Фінансова підтримка сільгосптоваровиробників 881,8 92 0,0 -92,0 0%
Забезпечення функціонування Фонду розвитку інновацій 50,0 10,9 0,0 -10,9 0%
Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі 78,5 19,6 0,0 -19,6 0%
Забезпечення діяльності Національного фонду досліджень та Держфонду фундаментальних досліджень, грантова підтримка НДДКР 262,4 4,7 0,9 -3,8 19,1%
Реструктуризація вугільної галузі 1630 1630 530 1100 32,5%
Державна підтримка будівництва шахти №10 "Нововолинська" 25,0 15,0 10,0 -10,0 66,7%
Дефицит/профицит
В первом квартале 2019 года госбюджет сведен с дефицитом в 26,2 млрд. грн. (против 20,6 млрд. грн. дефицита за аналогичный период прошлого года), в т.ч. по общему фонду дефицит составил 39,3 млрд. грн., специальный фонд сведен с профицитом в 13,1 млрд. грн. Несмотря на почти двукратное увеличение дефицита в марте, по итогам I квартала общий фактический дефицит в целом находится в рамках запланированных показателей, составляя 30% от плана на год. В то же время, с учетом недофинансирования расходной части, реальный дефицит бюджета выше и превышает 47 млрд. грн. или примерно половину от запланированного дефицита на 2019 г.     

Выводы
Выполнение бюджета  в первом квартале 2019 г. остается неудовлетворительным: 
? Доходы общего фонда недовыполняются. Согласно казначейской отчетности за январь-март, доходы общего фонда госбюджета составили 178,2 млрд грн, что на 8,9% или на 16 млрд. грн. меньше от плана на период. 
? Расходы недофинансированы. Расходы общего фонда госбюджета в I квартале недовыполнены на 9% или на 21,1 млрд. грн. от плана на период. Несколько десятков бюджетных программ не получили и половины финансирования, запланированных на период. В результате не выполняется ряд программ социальной поддержки, централизованной закупки лекарств, поддержки экономики, развития регионов. 
Исходя из тенденций первого квартала, Счетная Палата уже заявила о нарастании рисков выполнения бюджета по итогам года.  

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-март 2018-2019 гг., млрд. грн.
  Доходы Расходы
2018 2019 2019/  2018 2018 2019 2019/  2018 
Факт факт факт факт
Подоходный налог 19,7 24,1 +22,4% Оборона +правопорядок 34,5 46,2 +33,95%
Налог на прибыль 29,2 29,0 -0,6% Здравоохранение 1,9 6,5 +233,93%
НДС возмещение -33,6 -45,4 +34,8% Образование 9,5 10,9 +14,21%
НДС импорт 65,4 69,6 +6,5% Соцобеспечение 37,3 53,6 +43,57%
Акциз (внутр. +импорт) 23,2 27,5 +19,0% Обслуживание долга 30,3 32,0 +5,82%
Рентная плата (недра) 7,6 11,2 +46,7% Трансферты МБ 83,9 71,1 -15,23%
Всего 193,6 210,6 +8,8% Всего 214,3 237,4 +10,79%
Источник: Госказначейство Украины