Доходы
После провального января, когда план по доходам по общему фонду был не выполнен на 19%, а в целом по бюджету - более чем на 10%, правительству удалось подтянуть сбор доходов в феврале. Однако это удалось сделать в основном за счет разовых источников на стороне спецфонда, прежде всего за счет активизации растаможки автомобилей на евро-номерах. Действие этого фактора носило краткосрочный характер, связанный с завершением 22 февраля льготного периода для растаможки таких автомобилей. По оперативным данным Госказначейства, уже в марте 2019 г. план по доходам оказался снова недовыполненным на 10%, а по итогам первого квартала на 4,9% (или более чем на 10,9 млрд. грн.).
- По данным Минфина, за первые два месяца бюджет по доходам по общему и специальному фонду выполнен на 99% от плана на период (недобор составил 1,3 млрд. грн.).Доходы госбюджета правительству удалось «подтянуть» под план благодаря перевыполнению специального фонда. В частности за первые два месяца 2019 года в специальный фонд госбюджета (доходы привязаны к определенным задачам) получено 23,9 млрд. грн, что почти в 1,8 раза больше плана на период и в 2,1 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.§ По данным Госказначейства за январь-февраль 2019 года в государственный бюджет поступило 124,8 млрд. грн., что на 12% (13,3 млрд. грн.) больше аналогичного показателя прошлого года.Отчет Госказначейства по I кварталу будет доступен 26 апреля, пока же приводим анализ выполнения госбюджета по итогам первых 2-х месяцев года:
- Рост доходов специального фонда госбюджета в первые два месяца 2019 года удалось обеспечить благодаря двум источникам – «евробляхам» и «спецкофискации», которые мало связаны с экономическим ростом и имеют нерегулярный характер:
o Растаможка «евроблях».Дополнительные доходы от акцизов, импортного НДС, импортной пошлины на транспортные средства, которые были ввезены в Украину в таможенном режиме транзита либо временного ввоза в период с 1 января 2015 года до дня вступления в силу Закона от 8/11/2018, в январе-феврале 2019 г. составили 6,8 млрд. грн.
o Доходы от «спецконфискации».В январе – феврале 2019 года в спецфонд госбюджета (фонд обеспечения обороны и безопасности государства) было зачислено 1,5 млрд. грн «коррупционных» доходов.
- При этом значительное отставание от плана по общему фонду сохранилось.По общему фонду в госбюджет поступило 100,8 млрд. грн. доходов, что всего на 0,1 млрд. грн. больше чем в январе-феврале 2018года и на 10,3% или 11,5 млрд. грн меньше, чем план общего фонда на первые 2 месяца (112,4 млрд. грн.).Выполнениепланадоходов пообщему фондубыло неравномерным:
o В разрезе основных статей план оказалсяперевыполненпо НДФЛ (+5,6% или +0,8 млрд. грн. к плану), налогу на прибыль (+70,8% и +3,25 млрд. грн.), что связано с продолжающимся ростом зарплат и неналоговым платежам (+30,9% и +1,1 млрд. грн.).
o Планне выполненпо рентным платежам (-7,5% или «минус» 0,7 млрд. грн. от плана на период), внутренним акцизам (-42,7% и 4,6 млрд. грн.), внутреннему НДС с учетом возмещения (-38,7% и 5,7 млрд. грн.), импортному НДС (- 12,2% и 5,9 млрд. грн.) и ввозной пошлине (-9,5% и 0,35 млрд. грн.).
o Основныепричины невыполнения плана доходов по общему фонду:
- Сокращение производства табачных изделий. План по табачным акцизам выполнен всего на 42% от плана (недобор составил 4,3 млрд. грн.). За последние 2 года поступления от акцизов на табачные изделия снизились на 45%: с 5,8 млрд. грн. в январе - феврале 2017 г. до 4,4 млрд. грн. в январе-феврале 2018 г. и 3,2 млрд. грн. в январе-феврале 2019 г. Причина – сокращение внутреннего производства табачных изделий на фоне роста акцизов. Последнее приводит к удорожанию сигаретной продукции и снижению ее потребления, развитию нелегального рынка (импорта контрабанды) и переходу на электронные сигареты. По данным Госстата, производство табачных изделий в 2018 г. упало на 8%, в январе – феврале 2019 г. обвалилось на 26% (против аналогичного периода предыдущего года).
- Замедление темпов роста импорта. По данным таможенной статистики, за первые 2 месяца 2019 года темпы роста импорта в денежном выражении замедлились до 5% (против +15% по итогам 2018 г. и прогнозных +9,1% на 2019 г.). Кроме того, на конец февраля 2019 г. (по сравнению с началом года) официальный обменный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 2,5%, а к евро – на 3,1%. Как результат, недобор от плана по налогам, администрируемым Таможенными органами, за первые 2 месяца составил 5 млрд. грн.
- Накопленные ранее проблемы с возмещением НДС. В январе-феврале 2019 года возмещено НДС на сумму 32,8 млрд. грн, что в 1,4 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это позволило сократить с начала года на 7,5 млрд. грн. задолженность государства по возмещению НДС, которая на начало марта составляла 21,2 млрд. грн.[1]
Расходы
В первые два месяца 2019 года расходы госбюджета росли с темпами, значительно превышающими темпы роста доходов. В частности, за январь-февраль 2019 г. расходы госбюджета составили 138,5 млрд. грн., что на 25,3 млрд. грн. (+22,3%) больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Напомним, доходы выросли на 12%.
В год выборов основной прирост расходов пошел на «социалку», а именно, на индексацию пенсий
В отличие от прошлого года, в котором большая часть прироста расходов, приходилась на силовиков и госуправление, в 2019 г в приоритетах дополнительного бюджетного финансирования заметен больший крен в сторону социальных расходов, что связано с двойными выборами в текущем году.
В частности, из прироста расходов в 25,3 млрд. грн. по итогам января - февраля, в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на социальное обеспечение (преимущественно это финансирование дефицита Пенсионного фонда) - 69% или + 17,3 млрд. грн., обеспечение общественного порядка - 15% или + 3,7 млрд. грн., здравоохранение (что связано с переходом на централизованное финансирование медицинских услуг) – 10% или +2,9 млрд .грн., и на оборону - +10% или 2,5 млрд. грн. При этом на финансирование образования было выделено дополнительно всего 4,0% от прироста расходов, а межбюджетные трансферты сократились на 3 млрд. грн.
Согласно казначейской отчетности за январь-февраль, расходы бюджета общего фонда госбюджетанедовыполнены на 8,5% или на 12,1 млрд. грн от плана на период. Недофинансирование расходов – это скрытый дефицит бюджета. Отставание от плана наблюдалось по всем функциональным группам расходов общего фонда госбюджета.Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам какподдержка экономики(планнедовыполненна 39,9% или на 1,2 млрд. грн.)культура(-25,5% или на 0,3 млрд. грн.),образование(-17,4% или на 0,9 млрд. грн.), оборона (-17,0% или на 2,1 млрд. грн.),здравоохранение(-13,1% или на 0,6 млрд. грн.). Кроме того, отставали от плана расходы насоциальную защиту и обеспечение(- 1,5% или на 0,4 млрд. грн.), из них в наибольшей мере недофинансировались расходы на случай временной потери трудоспособности (план недовыполнен на 76,8% или более чем на 0,2 млрд. грн.) из-за чего возникли задержки с выплатами по больничным и декретным. Отмечались отставания сперечислением местным бюджетам трансфертов(-2,8% или на 1,3 млрд. грн.), которые идут в первую очередь на финансирование услуг образования, создания местной инфраструктуры, предоставления льгот и субсидий нуждающимся.Несмотря на высокие темпы роста расходов по сравнению с прошлым годом, плановые расходы в значительной мере недофинансировались.
Гораздо тревожней выглядит ситуация при более детальном рассмотрении выполнения бюджета в разрезе финансирования отдельных бюджетных программ. Так по 57 бюджетным программам (порядка 10% программ по которым предусмотрено финансирование из госбюджета в 2019 г.) в январе-феврале не было освоено ни копейки. Финансирование еще 61 программы не превышало 50% от плана на период.
Задержки с финансированием и его перенесение на более поздние сроки, снижают эффективность публичных услуг, которые предоставляются за счет таких расходов. Финансирование по таким статьям в конечном итоге выбирается не полностью, в последний момент и зачастую с нарушениями. Более того, от своевременного финансирования бюджетных программ, как напр., в случае расходов на здравоохранение, зависит главное – здоровье населения и человеческие жизни.
Дефицит/профицит
На начало марта 2019 года госбюджет сведен с дефицитом в 13,7 млрд. грн. (против 1,6 млрд. грн. дефицита за аналогичный период прошлого года), в т.ч. по общему фонду дефицит составил 28,7 млрд. грн., специальный фонд сведен с профицитом в 15 млрд. грн. Пока что можно констатировать, что по итогам 2-х месяцев фактический дефицит находится в рамках запланированных показателей. В то же время, с учетом недофинансирования расходной части, реальный дефицит бюджета выше и превышает 25 млрд. грн.
Выводы
Выполнение бюджета 2019 за первые два месяца неудовлетворительно:
- Доходы общего фонда недовыполняются. Согласно казначейской отчетности за январь-февраль, доходы общего фонда госбюджета составили 100,8 млрд грн, что на 10,3% или на 11,5 млрд грн меньше от плана на период.
- Расходы недофинансированы. Согласно казначейской отчетности за январь-февраль, расходы общего фонда госбюджета недовыполнены на 8,5% или на 12,1 млрд грн от плана на период. Около 20% бюджетных программ не получили и половины финансирования, запланированных на период. В результате не выполняется ряд программ социальной поддержки, централизованной закупки лекарств, поддержки экономики, развития регионов.
Приложение 1
Основные показатели выполнения госбюджета за январь-февраль 2018-2019 гг., млрд. грн. | |||||||
Доходы | Расходы | ||||||
2018 | 2019 | 2019/ 2018 | 2018 | 2019 | 2019/ 2018 | ||
Факт | факт | факт | факт | ||||
Подоходный налог | 12,6 | 15,4 | 21,8% | Оборона +правопорядок | 20,6 | 26,9 | 30,3% |
Налог на прибыль | 7,4 | 7,9 | 5,7% | Здравоохранение | 1,0 | 3,9 | 293,4% |
НДС возмещение | -23,6 | -32,8 | 39,1% | Образование | 5,7 | 6,6 | 15,7% |
НДС импорт | 43,5 | 44,8 | 2,9% | Соцобеспечение | 12,9 | 30,3 | 134,0% |
Акциз (внутр. +импорт) | 15,2 | 18,7 | 22,8% | Обслуживание долга | 11,7 | 12,1 | 3,4% |
Рентная плата (недра) | 3,5 | 7,8 | 121,9% | Трансферты МБ | 51,6 | 48,6 | -5,8% |
Всего | 111,4 | 124,8 | 12,0% | Всего | 113,2 | 138,5 | 22,3% |
Источник: Госказначейство Украины
[1]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/372658.html