ИТОГИ РЕФОРМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2019

Опубликован отчет Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) о выполнении договоров о медобслуживании населения по программе медгосгарантий за 4-й квартал 2018 года

11/01/2019
Аналітичні звіти
ИТОГИ РЕФОРМЫ В  ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2019

2018 год должен был финализировать преобразования «первички» и дать старт реформам в других видах медпомощи. На практике этого не произошло, комплексная оценка результатов качественных изменений в отрасли не проведена, а значит, следующий этап не подготовлен.

НСЗУ продолжает отчитываться о работе чиновников, не показывая результатов для населения и медиков, что позволяет предположить – особых достижений в этой части не было и не предвидится на 2019 год.

- МОЗ заявляет, что  реформа идет успешно, поскольку служба (НСЗУ) создана, электронная система eHealth запущена, договора подписываются, пациенты к врачам прикрепляются. Однако, не смотря на оптимизм МОЗ в рейтинге Porsperity Pillar Украина в 2018 году заняла одно из самых низких мест в сфере здравоохранения (128 из 149).

- В то же время по данным опроса Института социологии НАН Украины и Фонда "Демократические инициативы" (проведен в августе 2018 г) количество людей, которые назвали изменения в медицинском обслуживании негативными, выросла с 41% до 45,5%.

- Представленный отчет за 4-й квартал – это уже вторая попытка[1]аргументировать успехи реформы на первичном уровне медпомощи. Несмотря на критику предыдущего отчета из-за его малоинформативности для общества, НСЗУ опять представил «голые» цифры по «трем волнам» админпроцесса подписания договоров с медучреждениями «первички». В отчете нет каких-либо оценок того, как новые условия финансирования повлияли (улучшили/ухудшили) медицинское обслуживание пациентов (им обещали гарантированный бесплатный пакет медпомощи и снижение финансового бремени) и условия труда медиков (им обещали повышение зарплаты и нормальные условия труда).

При этом, согласно представленного отчета, даже процесс административного управления нельзя назвать успешным.Процесс идет с опозданием, он слабо подготовлен, качество договоров низкое, просматривается давление на медучреждения. Кроме этого он не поддерживается большинством медиков, поскольку данные им обещания не выполняется.

o Основные документы для подготовки договоров принимались поздно, не давая медучреждениям провести должную подготовку. Спешка привела к тому, что большая часть договоров 1-й и 2-й волны составлены не по форме и с ошибками, что нивелирует их ценность как основного юридического документа. Помимо этого часть договоров заключались с сомнительными провайдерами, что усиливает и так высокую коррупционную составляющую работы НСЗУ.

o Ситуация возможно повторится в 2019 г. Так, основой документ для расчета цены договоров на 2019 год был принят 18 декабря, т.е. за 2 дня до окончания приема заявок (20 декабря 2018г.) Т.е. 3-я волна, стартовавшая 26 ноября 2018 г., проводилась без четких исходников для формирования цены и нагрузок на врачей. Для внесения  правок и проверок оставалось 2 дня.  Вероятнее всего вследствие этого  НСЗУ (читай МОЗ) не публикует подписанные договора (первые 410 должны были быть опубликованы 07.01.2019), нарушая свои же нормативы[2]. Вопрос о том, как медучреждения будут финансироваться в январе остается открытым.

o Нет анализа (в открытых источниках) почему некоторые медучреждения не перезаключили договора, таких как минимум 5 (2 коммунальных неприбыльных предприятия (далее-КНП), 2 приватных предприятия (далее-ПП) и 1 ФОП). НСЗУ не указывает, по каким причинам договора не перезаключались (ликвидированы, не захотели работать с НСЗУ, нет кадров, оборудования…) и может ли такая ситуация получить развитие в дальнейшем.

Кроме сбоев первых месяцев в 2019 году могут быть проблемы с финансированием у трети медучреждений «первички».

o На 2019 год НСЗУ (читай МОЗ) объявила о том, что будет финансировать только те медучреждения, которые заключили договора. Представленные данные говорят о том, что процент медучреждений подавших заявки в 3-й волне (от общего количества  зарегистрированных  в eHealth на 09.01.2019) составляет 69% (1 207 из 1 737). Если учитывать всех потенциальных провайдеров (в т.ч. и незарегистрированных в eHealth), которых насчитывается порядка 2 300, то число медучреждений попадающих в зону риска (закрытия, увольнения вследствие отсутствия средств) увеличивается до 52%.

o По состоянию на 27.12.2018 подано 1 207 заявок для подписания договоров на 2019 год, из них 618 медучреждений перезаключают договора и 589 заключают новые.

Вопреки прогнозам МОЗ население не слишком спешит подписывать декларации с участковыми врачами и для успешности реформы не хватает полноты прикрепления пациентов к участковым врачам.

o В 2018 году была сделана попытка ввести договорные отношения с количеством прикрепившегося населения на уровне 50%. Практически с этими же показателями договорной процесс входит и в 2019 год.

o В 2018 году договорами было охвачено 23 млн. человек, из них 12,1 млн. человек которые подписали декларации с участковыми врачами. На момент окончания срока подачи заявлений на 2019 год 23,55 млн. человек подписали декларации с участковыми врачами (55,5% населения[3]). 

- Низкий уровень прикрепленного населения вынудил правительство в 2018 году принять решение, разрешающее оплачивать медучреждениям договора по 2-м спискам пациентов при различной их стоимости. «Зеленый» список - пациенты с декларациями и капитационной ставкой 370 грн.+ возрастные коэффициенты от 1 до 4 в зависимости от возраста и «красный список» - статистическая численность населения на территории обслуживания медучреждения со ставкой 240 грн.

- Таким способом планировалось решить 2 проблемы: не допустить недофинансирования и стимулировать медучреждения «привлекать» пациентов. Первый вопрос был частично решен, а второй нет, поскольку медучреждения слабо  влияют на желание/нежелание пациента идти к врачу.

- В 2018 году выиграли те медучреждения (т.е. получили увеличенное финансирование[4]), где был высокий процент прикрепленного населения. Там, где прикрепившихся было мало, недостаток средств компенсировал «красный» список. Однако, ситуация по стране в целом очень неравномерна. По состоянию на 9 января 2019 г, согласно поданных в НСЗУ заявок на заключения договоров 2019 г, удельный вес населения с декларациями ( от общей численности населения) колеблется от 18% до 74%), а тех, кто с декларациями попал в договора от 6% до 70%.

Планируемый стимул по привлечению пациентов не сработал, хотя ресурсы  медучреждений на это были потрачены. Мало того на 2019 год концепция «стимулирования» радикально изменилась. Если в 2018 году разница в цене «красного» и «зеленого» списков должна была симулировать привлечение пациентов на участок, то в 2019 г вводится новое правило, при котором «перебор» пациентов на участке свыше норматива (900, 1800 и 2000 пациентов на участкового врача в зависимости от специальности) снижает стоимость каждого следующего пациента. Если «перебор» более 150 %+1 от норматива, то такие пациенты уже не оплачиваются.

- В 2019 году в зону особого риска могут попасть те медучреждения, где высокий дефицит кадров и перегрузки на участках неизбежны.

o В целом по стране дефицит кадров на «первичке» оставляет порядка 25% (есть регионы, где он доходит почти до половины). Более-менее безболезненно это правило можно приметить только в нескольких регионах, где нет дефицита, и то не во всех населенных медучреждениях.

o В своем отчете НСЗУ дает данные о том, сколько врачей работает в рамках норматива – это 20% от общего числа врачей «первички» (24%, 22%,8% - педиатры, семейные врачи и терапевты соответственно). Диапазон колебаний составляет от 8% до 31%. Но при этом НСЗУ не указывает, что происходит у остальных 80%  врачей (таких порядка 17 тыс.) перегружены они или недогружены.

o Даже очень приблизительный расчет (без разбивки по специальностям врачей) показывает, что треть регионов будет работать с перегрузками, 2 (Донецкая и Луганская) – с очень значительными, а значит и их объём финансирования будет снижен по сравнению с 2018 годом ( табл. 1)

Табл.1 Сверх- нормативная нагрузка, (пациентов на 1 врача)

Нагрузка

Регион (область)

Нагрузка

Регион (область)

Нагрузка

Регион (область)

1438

Ив.-Франковская.

1779

Запорожская

2011

Черкасская

1545

Львовская

1849

Ровенская

2015

Херсонская

1569

Тернопольская.

1849

Винницкая

2037

Днепропетровская.

1580

Черновицкая

1879

Волынская

2065

Украина

1628

Житомирская

1881

Харьковская

2133

Кировоград.

1632

Хмельницкая

1923

Киевская

2368

Николаевск.

1695

Сумская

1987

Черниговская

5832

Донецкая

1742

Полтавская

1989

Одесская

8011

Луганская

1751

Закарпатская

1997

г. Киев

  

С введением нового правила медучреждения попадают в очень сложную ситуацию, что не прибавляет стабильности всей системе здравоохранения.Во-первых «первичка» не может отказать в прикреплении сверхнормативному пациенту, хотя медучреждению за него и не заплатят, а значит, теоретически его надо лечить за счет внутренних резервов – это перерасход и, соответственно, уменьшение средств на другие нужды (например, зарплату). Во-вторых, в 2019 году стоимость «красного» списка снижается вдвое (с 240 грн. до 120грн.) и, если участки уже укомплектованы за счет статистических данных, финансирование в целом опять-таки снизится.

Спорные и непродуманные управленческие решения негативно отражается на доступности и качестве первичной медпомощи и подрывает доверие пациентов к реформам.

- Население пока не воспринимает реформы «первички» с большим позитивом. Уровень удовлетворенности своим участковым врачам с 2017 года изменился очень незначительно (согласно опроса фонда "Возрождение"- с 73% в 2017 г до 76% в 2018), но есть регионы, где значительная часть населения участковыми недовольна (Сумская 72%, Кировоградская 46%).

- В 2018 г впервые была сделана попытка предоставить населению четко очерченный гарантированный бесплатный пакет медуслуг на первичном уровне медпомощи. Однако обещанное массовое снижение финансового бремени не произошло.

- Сам по себе пакет получился очень скудный, плюс население потеряло даже те услуги, которые ранее были обязательно бесплатными (например, вызов врача на дом или приезд «неотложки»). Такой подход особенно в педиатрии вызвал множество жалоб.

- Но, даже этот «обрезанный» бесплатный пакет полностью не покрывался имеющимся финансированием, в первую очередь это касалось лабораторных инструментальных исследований. Установленная капитационная ставка или тариф (370 грн. и 240 грн.) не покрывала всех расходов. Причина простая – МОЗ рассчитывал тариф на 2018 год не по Закону, который предусматривает наличие методики с жесткими вводными, в т.ч. по уровню зарплат (250% от средней по экономике), а исходя из объёма имеющихся бюджетных средств, т.е. сколько было, столько и дали, поделив на все население.

- Фактически «первичка» полноценно не заработала[5]и пациенты продолжают обращаться в больницы на прямую. МОЗ и НСЗУ не дает анализа ситуации по финансовой доступности медпомощи, но по данным опроса, организованного Международным фондом "Возрождение", КМИС и Школы здравоохранения Национального университета "Киево - Могилянская академия" ситуация за последние годы резко ухудшилась и размеры теневых платежей возросли. Так, средний размер расходов на госпитализацию вырос в 2018 г два раза по сравнению с 2017-м годом: 2018-й – 4 813 грн., 2017-й – 2 469 грн.  Средняя сумма средств, которую гражданам пришлось одалживать для лечения, резко возросла и составила: 2018 год – 14 183 грн. (2017 год – 6 760 грн., 2016 год – 4 865 грн.). Среди пациентов, которые оплачивал госпитализацию, половина деньги одалживала.

В 2019 году проблема низкой доступности медпомощи не улучшится и может усугубиться.

- На первичном уровне сложностей добавят новые правила – снижение финансирования из-за перебора норматива пациентов. Есть высокая вероятность, что медучреждения будут любыми способами отказываться от сверхнормативных пациентов, а значит те либо будут искать, где- то свободного бесплатного врача или платить частному.

- Возможен и другой риск, который может повлиять на качество. В медучреждениях, где на участках высокий «недобор», в коллективах начнется «драка» за пациентов. В установленных реалиях (максимальные полномочия у руководителя, ликвидация штатного расписания, вынужденная экономия, отсутствие контроля со стороны местных властей[6]) нет никакой гарантии, что останутся работать лучшие медики. В условиях свободного выбора врача у «хороших» врачей может случиться превышение норматива, и он также вынужден будет отказывать в прикреплении.

- Надо отметить, что со второй половины 2019 года МОЗ хочет запустить программу бесплатной диагностики, на которую предусмотрено 2 млрд. грн. в Госбюджете 2019. (более 50 диагностических услуг: анализы, несколько видов рентгенов и маммография, несколько видов УЗИ и эхокардиография сердца, исследования новообразований, а также эндоскопические операции одного дня). Цены на услуги уже есть в проекте документа. Уровень цен в диапазоне 30 грн. – 2 000 грн.  Планируется так же и пилотный проект в Полтавской области на вторичном уровне (объём финансирования 1 млрд. грн.). Но ни один из этих проектов тщательно не подготовлен. В первую очередь, это касается объективных тарифов. Пока не появится методика их расчета, они будет устанавливаться по принципу «сколько есть», а не «сколько надо». Есть подозрения, что МОЗ умышленно второй год затягивает с разработкой этого документа, боясь реальной стоимости услуг. Если тарифы сравнивать с минимальными ценами в частных клиниках, то они как минимум вдвое ниже.

Как и в 2018 году, в 2019 пациентам и врачам не следует ожидать кардинальных улучшений, а достаточность/не достаточность объёма средств, выделенных в 2018 г и предусмотренных на 2019 г на все пилотные программы, никто не оценивал.

- Установленный тариф на 2018 год для «первички», как показали простые расчеты (макс. 370 грн.), не покрывал реальной потребности первичной медпомощи, включая полный гарантированный  пакет медуслуг, повышение зарплат, модернизацию сети и пр. Например, если бы поднять зарплаты до обещанных 18-20 тыс.грн. и обеспечить даже «обрезанный» гарантированный пакет медуслуг, то для обновления матетхбазы средств не остается (остаток в тарифе не более 5%, хотя по самым скромным оценкам более 50% сети «первички» требуют кардинального обновления, включая ремонты, реконструкцию и комплектацию оборудованием).

- На 2019 год тариф в 370 грн. по зеленому списку даже не индексируется на инфляцию, а по «красному» списку урезается вдвое (120 грн. против 240грн.)

В 2018 году медики не получили обещанного повышения зарплат, а врачи на  реформированной «первичке», за редким исключением, выплат на уровне 20 тыс. грн.

o В целом по здравоохранению средняя зарплата в ноябре 2018 г составила 5 997грн.

o Согласно отчета под договора за ІІ полугодие 2018 г было выплачено 3,34 млрд. грн., а значит расчетный уровень зарплат на «первичке», участвующей в договорах 2018 года – составлял порядка 9-10 тыс. грн.

o Но при этом наросла задолженность по выплате зарплат по отрасли. На 1 декабря 2018 рост задолженности с начала года составил 106%.

В 2018 году медики не получили и справедливое распределение полученных средств

o Принцип «зарплата медика - по нагрузке» не был реализован. Дело в том, что цена договора формировалась от количества прикрепленных пациентов (по «зеленому» и «красному» спискам), но решение вопроса кому, сколько платить, фактически решал руководитель медучреждения. После преобразования медучреджений в КНП, медучреждениям не была предложена методика выплат по объёму и качеству работы. МОЗ рекомендовал заключать (пересматривать) коллективные договора, но без методики и четких критериев этот документ мало чем поможет в установлении справедливой оплаты труда медикам.

o По факту в 2018 г: кто-то платил премии за хорошую работу (хотя критериев оценки хорошая/плохая нет), кто-то всем платил одинаково, а кто-то не платил надбавки за нагрузки вообще. С недовольными «разговор короткий», т.к. вопрос увольнений тоже полностью лежит на руководителе – нормативные штаты ликвидированы.

o Пока МОЗ не урегулирует этот вопрос неразбериха и непрозрачные оплаты продолжаться в 2019году, нагнетая нездоровую атмосферу в коллективах.

Помимо реформы финансовых отношений на первичном уровне, изменения коснулись и других разделов работы сферы здравоохранения - результаты пока не слишком утешительные.

Проблемы в системе закупок медицинских препаратов из Госбюджета остались не решенными.

o Госзакупки и поставки лекарств, как и в прежние годы, идут с лагом в год-полтора. От профинансированного количества лекарств за средства 2017 г.,  поставлено в регионы 77%, в т.ч.: закупленных через  ЮНИСЕФ - 88%,  CROWN AGENTS: -40%, ПРООН - 78%.

o В 2018 году госзакупки должны были перейти к национальному закупщику с одновременным введением прозрачного механизма использования средств, но этого не произошло. Несмотря на то, что к госзакупкам через международные организации  была масса претензий, как по срокам поставок, так и по качеству медикаментов, в новом меморандуме с МВФ на 2019 год закреплено требование оставить  в качестве закупщиков международные организации, а Верховная Рада вместе с бюджетом на 2019 г продлила этот механизм еще на год ( изначально срок был до 31 марта 2019 г).

o Весь год отрасль сотрясали скандалы из-за срыва программы «лечение граждан за рубежом».

Эпидемическая ситуация в стране продолжает оставаться напряженной с негативным прогнозом по инфекционной заболеваемости на следующий год.

o Система госсанэпиднадзора разрушена, а обещанная на замену система общественного здоровья так и не выстроена. Согласно отчету о выполнении Соглашения об ассоциации за 2014-2018 гг., выполнение условий создания системы общественного здоровья оценено как «0».

o После реорганизации в 2014 году Госсанэпидслужбы и полной ее ликвидации в 2017 г. адекватной альтернативы нет. Центр общественного здоровья, который должен был стать координатором профилактического направления медицины, не обеспечен инструментом реализации возложенных на него функций.[7]Созданная в Минагрополитики Госпродпотребслужба ( с частью функций бывшей СЕС) фактически ограничивает свою деятельность только контролем за соблюдением санитарного законодательства. Работа этих служб (как и других «осколков» бывшей СЕС ) не скоординирована.  Как и в прошлом году,  в 2018 не было предпринято никаких мер для координации работы служб, призванных заниматься профилактической медициной.

o Для Украины последствия уже приобрели катастрофический характер – эпидемическая ситуация крайне напряжённая. Второй год в Украине идет эпидемия кори (В течении 2018 года в Украине было зафиксировано 54 481 случаев заражения корью, от осложнений этой болезни умерли 16 человек.). Растет вирусный менингит (рост на 61,7%), краснуха + 55,5%, эпидпаротит +4,7%, болезнь Лайма + 39,5%, группа вирусных гепатитов + 1,7%, в т.ч. хронический гепатит В +4,8% (данные 10 мес. 2017/10 мес. 2018г). Зарегистрировано 4 случая столбняка, 9 случаев дифтерии. Свою лепту в рост заболеваемости внесли срывы поставок вакцин и программ вакцинации. Общий уровень вакцинации в Украине чуть более 50% от необходимого по плану. Срывы поставок вакцины БЦЖ в комбинации с отсутствием препаратов для лечения туберкулёза вывели Украину в европейские лидеры по распространению устойчивого к медикаментам туберкулеза и росту заболеваемости среди детского населения.

Реформа в медицине идет со сбоями и сопровождается не просчитанными и противоречивыми решениями, что нивелирует те позитивные цели, которые она ставит (доступность, в первую очередь   финансовая, качество медпомощи, акцент на профилактику и пр.)

МОЗ за 3 года подготовки и внедрения реформы, так и не дала серьезного анализа ситуации в здравоохранении в целом, хотя национальные и международные рейтинги говорят о серьезных проблемах отрасли, ухудшении качества и доступности медпомощи.

Ошибки, допущенные в 2018 году, будут нарастать, если не принимать срочных корректирующих мер. Все просчеты с тарифами и достаточностью финансирования, кадровые проблемы, отсутствие обещанного роста зарплат, неудачные стимулы и пр. усилятся на первичном уровне т.к. возрос объём договоров, и перейдут в пилотные проекты на вторичном уровне, что грозит их провалом, а значит, пострадает население.


НоСЭП

[1]Первый – отчет за 3-й квартал

[2]По состоянию на 11 января ни один договор не опубликован.

[3]От численности наявного населения  по данным Госкомстата на 01.01.2018.

[4]МОЗ приводит единичные случаи удвоенного финансирования, но не дает агрегированных данных в целом по первичному уровню медпомощи.

[5]Первичный уровень должен закрывать 80% обращений.

[6]Согласно О государственных финансовые гарантии медицинского обслуживания населения полномочия контроля исполнения договоров переданы НСЗУ, а местные власти фактически отстранены от этого процесса.

[7]ВОЗ определил для такой структуры 10 операционных функций общественного здоровья: это защита здоровья, включая обеспечение безопасности окружающей среды, труда, пищевых продуктов и др. Эти функции сосредоточены вокруг трех основных направлений оказания услуг: защиты здоровья, профилактики болезней и укреплении здоровья.