В НОЯБРЕ ГОДОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ УСКОРИЛАСЬ ДО 10%

По информации Госстата, в ноябре 2018 г. по сравнению с предыдущим месяцем года цены выросли на 1,4% (м/м). Сначала года (к декабрю 2017 года) цены выросли на 8,9%. Инфляция в годовом выражении – к ноябрю 2017 г. – ускорилась с 9,5% до 10,0% (г/г).

30/11/2018
Моніторингові продукти
В НОЯБРЕ ГОДОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ УСКОРИЛАСЬ ДО 10%

В последние три месяца инфляционное давление заметно выросло:

С началом осени инфляция начала набирать обороты. После нулевой инфляции в мае, июне и августе, а также дефляции на 0,7% в июле, в сентябре – ноябре 2018 г. цены на потребительские товары и услуги суммарно выросли на 5,1%, обеспечив 60% прироста инфляции с начала года.

Драйверы инфляциив ноябре2018 г.

Наибольший вклад в ноябрьскую инфляцию внесли:

Продовольствие (+1,3%). В последний месяц осени 2018 г. больше всего подорожали овощи, стоимость которых по отношению к октябрю увеличилась на 9,1%. Среди топ-10 лидеров по росту цен также такие социально значимые продукты как молоко (+4,5%), хлеб (+3,3%), масло (+2,7%).

ЖКХ (+6,1%). Рост цен (тарифов) на услуги ЖКХ произошло преимущественно за счет повышения цен на природный газ (на 22,9%), а также тарифов на канализацию – на 2,5%, горячую воду и отопление – на 2,3%, водоснабжение – на 2,1%.

Алкоголь и табак (+1,1%). Алкоголь добавил в цене 0,8%, табак – 1,3%.

Транспорт (+0,5%).Несмотря на снижение цен на ГСМ (на 1,3%), транспортные услуги в целом подорожали на 3,1%. В частности, проезд в автодорожном транспорте подорожал на 3,5%.

ТОП 10 позиций, которые подорожали в ноябре

  

Ноябрь 2018 к октябрю 2018

1

Природный газ

22,9

2

Овощи

9,1

3

Молоко

4,5

4

Автотранспорт

3,5

5

Хлеб

3,3

6

Масло

2,7

7

Канализация

2,5

8

Сыр и творог

2,3

9

Горячая вода и отопление

2,3

10

Водоснабжение

2,1

Источник: Госслужба статистики

Годовая инфляция (инфляция за последние 12 месяцев) ускориласьс 8,9% в сентябре до 9,5% в октябре 2018 г. и до 10% в ноябре против аналогичного месяца 2017 г. (см. график ниже)

Источник: Госслужба статистики

Показатель средней инфляции за период остается стабильно выше 10%:за январь-ноябрь 2018 г. цены по отношению к аналогичному периоду прошлого года прибавили 11,1%. 

Как результат, показатель кумулятивной  инфляции с начала года (к декабрю) с начала осени увеличилась в 2,5 раза.В ноябре цены на потребительские товары и услуги (к декабрю 2017 г) выросли до 8,9% по сравнению с 3,6% в августе (см. вставку ниже).

Драйверы инфляциис начала 2018 г.

Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в инфляциюс начала года (к декабрю 2017 г.)продолжают обеспечивать рост цен на продукты питания, алкоголь/табак, а также транспортные услуги и связь:

 

ноябрь 2018 (к октябрю 2018), %

ноябрь 2018 (к ноябрю 2017), %

ноябрь 2018 (к декабрю 2018), %

Абсолютный вклад (к декабрю 2017), %

Вес в потреб. корзине,%*

Индекс потребительски цен (ИПЦ)

1,4

10

8,9

        8,9     

100

Продукты питания и безалкогольные напитки

1,3

7,5

5,9

        2,5     

42,6

Хлеб и хлебопродукты

2,1

13,9

12,8

        1,0     

7,8

мясо

0,1

9,8

9,2

        0,9     

9,3

фрукты

-4,5

-14,8

-16,5

-      0,5     

2,9

овощи

9,1

17,5

9,7

        0,3     

3,4

Алкоголь и табак

1,1

17,4

16,7

        1,4     

8,3

Одежда и обувь

-0,6

2,1

4,6

        0,3     

5,6

ЖК-услуги

6,1

10,2

9,9

        0,6     

6,1

Предметы домашнего потребления (мебель, бытовая техника и др.)

0,6

7

6,8

        0,3     

4,6

Медуслуги

0,9

8,9

8,1

        0,5     

6,7

Транспорт

0,5

16,8

14,7

        1,7     

11,8

ГСМ

-1,3

19

16,1

        0,6     

3,9

Пассажирские перевозки

3,1

27,8

26

        0,8     

3

Связь

1,7

14,5

13,8

        0,4     

3,1

Отдых и культура

0,3

4,7

4,6

        0,2     

3,3

Образование

0,1

13,3

13,3

        0,2     

1,5

* - приведены основные товары и услуги, которые занимают более 3% в корзине потребления

Источник: Госстат, собственные расчеты

- С начала года (к декабрю 2017 г.) ценына продукты питания и безалкогольные напиткивыросли на 5,9%:

o В ноябре 2018 г. (к декабрю 2017 г.) зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки». Упали цены на: фрукты (-16,5%), яйца (-8,5%), и сахар (-8,4%).

Наибольшими темпами с начала года подорожал хлеб (на 19,6% к декабрю 2017 г.), макаронные изделия (+12,4%), рыба и рыбопродукты (10,9%), овощи (9,7%), мясо и мясопродукты  (9,2%).

o Исходя из структуры индекса ИПЦ,основной вклад в продовольственную инфляцию с начала года продолжали обеспечивать 2 позиции – хлеб и мясо.

- Продолжился рост цен наалкогольные и табачные изделия(на 16,7% к декабрю 2017 г.).

- Значительно – на 26% с начала года – подорожалипассажирские транспортные услуги, в т.ч. автодорожные перевозки на 27,1% и ж/д перевозки – на 15,8%.Основные причины роста цен на перевозкиповышение зарплат и рост цен на ГСМ (последние, по данным Госслужбы статистики, подорожали на 16,1% с начала года).

- Ускорился рост ценнаЖК услуги (+9,9%) -главным образом, за счет повышения тарифов на газ (+22,9%), содержание домов и придомовых территорий на 22,9% (к декабрю 2017 г.), платы за услуги водоотвода (на 20,3%), водоснабжение (+19,2%), содержание и ремонт жилья (+10,5%).

- На 13,3% сначала года увеличиласьстоимость услуг образования. Хотя удельный вес в потребительской корзине невелик, абсолютный вклад этой сферы в общий уровень инфляции оказался ощутимым и составил порядка 0,4 п.п. из 8,9%.

- Следует также выделить удорожание с начала годауслуг связи(+13,8% к декабрю 2017 г.) и продолжающееся удорожаниемедуслуг(+8,1%), в т.ч.  амбулаторных услуг - на 12,3% и лекарств на 6,7% , что снижает их и без того их низкую доступность для населения.

Без учета Турции, Украина сохраняет лидирующие позиции среди европейских стран по уровню инфляции последние 12 месяцев(см. график ниже)[1]. Если в ноябре 2018 г. ( против ноября 2017 г.) цены в Украине выросли на 10%, то по странам ЕС, в Польше – на 1,2%, Чехии – 2%, Литве – 2,5%, Венгрии – 3,1%, Румынии – 3,4%, а по странам СНГ, в РФ – 3,8%, Молдове – 0,9%, в РБ – 5,0%. Выше инфляция была только в Турции -21,6%.

Исходя из текущих тенденций, итоговая инфляция в 2018 г., наиболее вероятно останется 5-й год подряд на двузначном уровне и составит  10-10,5%, выйдя за рамки изначальных прогнозов власти:

- Несмотря на проведение жесткой монетарной политики для сдерживания роста цен[2], в октябре НБУ ухудшил прогноз инфляции на текущий год с 8,9% до 10,1%.[3]Этот же прогноз до конца года Нацбанк подтвердил и в комментарии к инфляции по итогам ноября. 

- Для того чтобы инфляция по итогам 2018 г. составила 10%,  в последнем месяце года цены должны вырасти на 1% (в последние 3 месяца цены росли в среднем на 1,7% в месяц), что представляется более чем реалистичным (см. риски ниже). 

- Безотносительно итоговой цифры уже очевидно, что второй год подряд НБУ не достигнет цели по инфляции, определенной в основах денежно-кредитной политики на 2017-2018 гг.

- Цель на 2017 г. – 8% (+/-2%) – по  факту 13,7%.

- Цель на 2018 г. – 6% (+/-2%)  по факту будет 10-10,5%.

- При этом по оценкам НБУ, инфляционные ожидания бизнеса, банков и финансовых аналитиков остаются значительными и существенно превышают инфляционные цели НБУ.[4]Как результат, в НБУ рассчитывают достигнуть цели по инфляции только в 2020 г., что будет обуславливать продолжение жесткой монетарной политики, угнетающей экономический рост, на протяжении всего 2019 г. 

Основные про-инфляционные факторы остаются неизменными:

- Сохраняется действие фундаментальных про-инфляционных факторов, связанных с ростом издержек предприятий на оплату труда в условиях низкой производительности экономики и на этом фоне усилением давления на цены со стороны потребительского спроса.[5] 

- В то же время, основные инфляционные риски до конца года связаны с:

Традиционным ускорением девальвации гривны под конец года.С начала августа гривна находится под девальвационным прессингом из-за ухудшающегося сальдо внешней торговли, достигшего рекордного дефицита после кризиса с 2013 г.[6]и растущих выплат по внешним долгам.[7]В сентябре 2018 г. среднемесячный официальный курс гривны по отношению к доллару составлял 28,19 грн./дол., снизившись по сравнению с августом на 2,6%, а по сравнению с июлем – на 6,8%. И хотя в октябре - ноябре обменный курс несколько стабилизировался ( средний курс за октябрь - ноябрь 28,03 грн/дол) под конец года темпы девальвации традиционно ускорятся под влиянием бюджетных выплат, увеличения ликвидности банковской системы, сезонного наращивания импорта и ухудшения валютных ожиданий[8], которые могут легко обостряться на фоне негативного новостного фона, что и показали первые дни после введения военного положения.

Продолжением повышения административно регулируемых ЖК-тарифов.19 октября Кабмин принял решение о повышении цен на газ для населения на 23,5% до 8550 грн/тыс м3с 1.11.2018[9], что уже нашло свое отражение в ноябрьской инфляции (ЖК-тарифы суммарно выросли на 6,1%). В декабре продолжится ползучий рост цен на ЖК-тарифы. Рост цен на газ потянет за собой рост цен, прежде всего, на центральное отопление (в структуре тарифа газ занимает ? 64%) и горячую воду (? 58%). Исходя из решений НКРЭКУ, для большей части городов новые повышенные тарифы вступят в силу уже с 1 января 2019 г. (по данным НКРЭКУ, тариф на тепловую энергию для населения вырастет в среднем на 17,1%). В то же время, по отдельным городам, как напр. в Павлограде[10], местные исполкомы приняли решения о корректировке тарифов на отопление с декабря этого года. 

Рост цен существенно ускорился в осенние месяцы, обеспечив 60% прироста всей инфляции с начала года под влиянием девальвации, повышения ЖК-тарифов и давления со стороны потребительского спроса.

Итоговая инфляция в 2018 г. немного замедлится по сравнению с 2017 г. (13,7%), однако вероятней всего превысит 10%.

В 2018 г. Украина сохранит лидерство в Европе (без Турции) по уровню годовой инфляции, которая почти в 4,5 раза превышает средний показатель по странам в ЕС. 

госбюджет -2018 ПРОДОЛЖАЕТ НЕ ВЫПОЛНЯТЬСЯ – 5 ноября

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-октябрь 2018 г. в госбюджет поступило 747,4 млрд. грн., что на 99,9 млрд. грн. (+15,4%) больше, чем в январе-октябре 2017 года. При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первых 10 месяцев года недовыполнен на 2,1% или на 14,3 млрд. грн. Всего (по общему и спецфонду), за этот период госбюджет недовыполнен по доходам на 2,3% или на 17,5 млрд. грн.

Темпы наполнения доходной части бюджета все время с начала года остаются ниже плановых:

При том, что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета (с учетом изменений) должны вырасти на 18,0% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 10 мес. 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 15,4%.

Поступления с начала 2018 г. стабильно отстают от плана на период, хотя в последние месяцы это отставание несколько сократилось.План по доходам общего фонда госбюджета в 2018 г. систематически не выполняется.По итогам первого квартала текущего года план по доходам общего фонда госбюджета был не выполнен на 3,1%, первого полугодия – на 3,5%, за три квартала – 2,7%, 10 месяцев – 2,3%. Пооперативнымданным Госказначейства, недобор сохранился и по итогам января – ноября: по общему фонду госбюджет недополучил 11,3 млрд. грн. или 1,5% от запланированных доходов, всего ( по общему и спецфонду) – 16,2 млрд. грн. или 1,9%.

На динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:

А. Наприростдоходов в январе - октябре 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.:  

(I) Доходы от НБУ. В первые десять месяцев 2018 г. в госбюджет перечислено 44,6 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ. В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были в 1,3 раза меньше и составляли 35 млрд. грн.Больше поступлений от НБУ в бюджет в 2018 г. не предполагается: Нацбанк перечислил всю сумму, которая утвержденарешением Совета НБУ.[11]При этомЗаконом о госбюджете на 2018 г.по-прежнему предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,5 млрд. грн.

(II) Доходы от продажи лицензий. В январе-октябре 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.

(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль за январь - октябрь 2018 года увеличились более чем в 1,5 раз до 75,9 млрд. грн.  Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий , однако основная причина – это рост отчислений от НАК Нефтегаз, уплатившей в отчетном периоде налог с рекордной прибыли, полученной в 2017 г.[12]

(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ (+22,3% против аналогичного периода прошлого года). В результате в январе-октябре 2018 года госбюджет получил 73,5 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+25,6% в январе - октябре 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

(V) Рост задолженности по возмещению НДС.В январе - октябре 2018 г. возмещено НДС на сумму 108 млрд. грн. против 97,3 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года.В то же время,  задолженность по возмещение НДС с начала года начала расти. Если на 1 января 2018 г. она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 ноября 2018 года – 21,0 млрд. грн.[13]

Можно также отметить рост отдельных доходов от импорта, темпы прироста которых против аналогичного периода прошлого года, хотя и снизились, все же оставались выше среднего:

- НДС с импортных товаров в январе-октябре 2018 года вырос на 19,5% до 239,6 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 16,0% до 39,4 млрд. грн.

Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным таможни, составили +16% (10 мес. 2018 г./10 мес. 2017 г.)[14], а также снижением на 9% курса гривны по отношению к евро,[15]к которому привязаны ставки акцизов с импортированных товаров.

Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета в январе - октябре 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли:

Уменьшение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-октябре 2018 г. в госбюджет поступило 30,6 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 81,5% от доходов аналогичного периода 2017 г. (37,5 млрд. грн.). Частично подобная динамика доходов госбюджета объясняется зачислением 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты. Однако основная причина снижение доходов сегодня – использование схем взаимозачетов в прошлом. Предприятия вместо того, чтобы наполнять бюджет продолжают сокращать налоговые обязательства за счет переплат, которые образовались за предыдущий год.

Сокращение объемов производства табачных изделий.Увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 30% не привело к пропорциональному росту доходов госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары. В частности, в январе-октябре 2018 г. доходы от акциза на произведенные в Украине табачные изделия составили 32,6 млрд. грн., сократившись на 0,4 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине упало на 11,5 % за январь - октябрь 2018 года.[16]

Недополучение части чистой прибыли/ дивидендов от госпредприятий.Доходы от государственных предприятий в январе-октябре 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 1,9% (-0,5 млрд. грн. ) до 22,5 млрд. грн. при плане на год 36,3 млрд. грн. Основная причина недовыполнения - неплатежи НАК «Нефтегаз Украины», который получил рассрочку до конца текущего года на перечисление второй половины дивидендов.[17]

Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 ноября 2018 г. превысила 99,8 млрд. грн., увеличившись на 8,4 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (14,1 млрд. грн.).[18]

Расходы

В январе-октябре 2018 года расходы госбюджета увеличивались несколько более высокими темпами, чем доходы.В частности, за первые 10 месяцев 2018 г. расходы госбюджета составили 753,0 млрд. грн., что на 106,7 млрд. грн. (+16,5%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 106,7 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на межбюджетные трансферты (+26.2% или 27,9 млрд. грн.), финансирование дефицита Пенсионного фонда (30,4% или + 25,2 млрд. грн.), общественного порядка (19,4% или + 20.7 млрд. грн.), на оборону (+14,1% или 15,1 млрд. грн.).На финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего по 1,9% и 2,7% соответственно от прироста расходов.

При этом план расходов на текущий год не выполняется в гораздо большем  объеме, чем план по доходам.План расходов общего фонда на январь-октябрь 2018 г. был недовыполнен на 8,0% или на 60,2 млрд. грн.(тогда как план по доходам не выполнен на 2,1% или 14,3 млрд. грн.). Недофинансирование расходов – скрытый дефицит бюджета. 

Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение ( планнедовыполненна 37%или на 6,5 млрд. грн.), поддержка экономики (-27,7% или на 8,9 млрд. грн.), духовное и физическое развитие (-30% или на 2,6 млрд. грн.), охрана окружающей среды (-23,5% или 0,7 млрд. грн.), образование (-7,3% или на 1,8 млрд. грн.).

За 2 месяца до окончания бюджетного года по ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):

Не профинансирован ряд важных социальных статей.По-прежнему не выделяются средства на реконструкцию и расширение Национального института рака, меры по реабилитации больных ДЦП, предоставление господдержки на строительство доступного жилья Поддержка ветеранских организаций профинансирована – на 5% отплана на первые десять месяцев. Скудное финансирование в первые десять месяцев 2018 г. остается и на программы защиты и реабилитации инвалидов. Так, за январь - октябрь программа реабилитации детей-инвалидов профинансирована на 23,7% от плана на период. На 2/3 от плана профинансированы меры по  социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов, а также расходы Фонда соцзащиты инвалидов.

Финансирование отдельных социальных статей в январе-октябре 2018 г. (план на 10 мес - по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план

 10 мес 2018

факт

10 мес 2018

Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч

14,15

11,8

0

Реконструкція і розширення Національного інституту раку

168,65

84,3

0

Надання державної підтримки для будівництва доступного житла

100,00

100,00

0

Фінансова підтримка ГО ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників та з відзначення святкових, пам’ятних та історичних дат

20,9

17,6

0,9

Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації інвалідів

1585,4

1115,3

748,7

Фонд соціального захисту інвалідів

1726,0

1233,3

849,7

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

100,9

72,2

26,4

Реабілітація дітей-інвалідів

4,7

4,7

1,1

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируется часть субвенций и расходов развития для местных бюджетов. Продолжает оставаться без финансовой поддержки программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области. По субвенции на реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины выделено всего 4,5% средств от плана на период. За первые десять месяцев 2018 г, субвенция на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины профинансирована на 41,4% от плана на этот период. Всего на 37,3% от плана на период профинансирована  субвенция на социально-экономическое развитие территорий. Фонд регионального развития получил менее половины суммы финансирования запланированного на период.

Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с низким финансированием от плана в январе-октябре 2018 г (по общему фонду госбюджета) , млн. грн.

 

план на 2018

план 10 мес 2018

факт 10 мес 2018

Субвенція на підтримку територій, що зазнали негативного впливу внаслідок збройного конфлікту на сході України

34,00

26,4

10,6

Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області

80,0

43,5

0,0

Субвенція на соціально-економічний розвиток територій

5 000,0

3847,5

1436,3

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

500,00

275,0

15,3

Державний фонд регіонального розвитку

6 000,00

3 700,00

1739,4

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируются вообще либо существенно недофинансируются десятки статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК, повышению энергоэффективности).Несмотря на наличие бюджетных планов в январе-октябре 2018 г, ни одной гривны выделено на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, финансирование торговых представительств за рубежом, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, поддержку технологических инноваций промышленности,  фонда развития инноваций и т.д. (см. табл. ниже). На 2% (от плана на период) профинансированы расходы поддержке развития фермерских хозяйств, 44,% - расходы по удешевлению кредитов для АПК. На фоне очередного повышения ЖК тарифов, функционирование фонда энергоэффективности профинансировано на 73,6% от плана на период.

Отдельные статьи на поддержку экономики с низким финансированием в январе-октябре 2018 г. (по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 10 мес 2018

факт 10 мес 2018

Фонд розвитку інновацій

50,0

23,1

0

Офіс із залучення та підтримки інвестицій

50,0

34,0

11,7

Функціонування торгових представництв за кордоном

28,1

0

0

Формування статутного капіталу «Експортно-кредитного агентства»

200,0

102,0

0

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

50,0

34,7

0

Державна підтримка технологічних інновацій для розвитку промисловості

300,0

250,0

0

Функціонування Фонду енергоефективності

1 600,0

945,1

695,9

Фінансова підтримка заходів в АПК шляхом здешевлення кредитів

66,0

66,0

29,4

Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств

1 000,0

632,1

12,6

Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі

87,3

87,0

25,5

Источник: Госказначейство Украины

Дефицит/профицит

На конец октября госбюджет сведен с дефицитом в 6,2 млрд. грн. (против 1,4 млрд. грн. профицита за аналогичный период прошлого года).При этом дефицит общего фонда госбюджета составил 11,4 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 57,4 млрд. грн. Лучший (по сравнению с планом) показатель сальдо бюджета – результатнедовыполнения плана по расходам и плана по финансированию дефицита бюджета в части поступлений от приватизации[19]и привлечения долгового финансирования[20], что сдерживало рост расходов.

По итогам 10 месяцев 2018 г. бюджет не выполняется ни по доходам, ни по расходам:

- Темпы роста доходов бюджета отстают от плана(в том числе по общему фонду на 14,3 млрд. грн. или 2,1%).

Расходы недофинансированына 8,0% или на 60,2 млрд. грн. от плана на первые 10 месяцев. По целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года.

- С учетом значительного недофинансирования расходов  в сумме 60,2 млрд. грн., более низкий (по сравнению с плановым )дефицит госбюджетапо итогам 10 месяцев существует только на бумаге: в реальности за этот период разрыв (дефицит) между фактическими доходами и плановыми расходами составляет минимум 75,6 млрд. грн.

Исходя из текущих тенденций, уже очевидно, что по итогам года госбюджет также не будет выполнен:

- По доходам недовыполнение составит 1,5-2% (15-20 млрд. грн.), прежде всего, за счет недополучения неналоговых поступлений (ренты от Нефтегаза и части прибыли НБУ)

- Финансирование расходов ускорится в последние 2 месяца, что связано как с завершением бюджетного года, так и привлечением основной части внешнего долгового  финансирования в ноябре - декабре[21], тем не менее, разрыв с планом сохранится и на конец года составит не менее 4% или 40 млрд. грн.Помимо отдельных социальных статей, недофинансированы в первую очередь будут капитальные расходы, а также расходы на поддержку экономической деятельности в части новых финансовых инструментов стимулирования экспорта, инвестиций и инноваций, что будет тормозить и без того слабое восстановление экономики.

Как уже о свершившемся риске можно также говорить об увеличении дефицита Пенсионного фонда в 2018 г.

- Декабрьскими изменениями в бюджет-2018 трансферт Пенсионному фонду увеличен на 10,7 млрд. грн.до рекордных 150,1 млрд. грн.для погашения текущей задолженности пред Госказначейством и обеспечения выплаты пенсий до конца текущего года.

- По сравнению с 2017 г. трансферт ПФ вырастет на 16,6 млрд. грн. или на 12,4%, что опережает прогнозную инфляцию на 2018 г. (10,5%).

Такие тенденции свидетельствуют о негативных результатах эксперимента по снижению ЕСВ (с 38% до 22% в 2016 г.) и детенизации зарплат.Власти рассчитывали, что снижение ЕСВ даст стимул для бизнеса повысить заработные платы и вывести их из тени, что уже в среднесрочной перспективе  позволит сбалансировать Пенсионный фонд и сделать его бездефицитным. По факту ПФ остался глубоко дефицитным: если в 2015 г. (до реформы) трансферт из госбюджета составлял 35,6% всех доходов ПФ, то в 2018 г. – 41,2%. По последним оценкам правительства, выйти на бездефицитный бюджет ПФ удастся не ранее 2025 г.

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-октябрь 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

Факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

60,1

73,5

22,3%

Оборона +правопорядок

115,6

152,0

31,6%

Налог на прибыль

49,6

75,9

52,9%

Здравоохранение

11,5

13,5

17,3%

НДС возмещение

-97,3

-108,0

11,0%

Образование

31,5

34,4

9,2%

НДС импорт

200,5

239,6

19,5%

Соцобеспечение

105,7

126,9

20,1%

Акциз (внутр. +импорт)

88,2

95,6

8,3%

Обслуживание долга

100,5

92,1

-8,3%

Рентная плата (недра)

37,5

30,6

-18,5%

Трансферты МБ

218,5

246,5

12,8%

Всего

647,5

747,4

15,4%

Всего

646,2

753,0

16,5%

Источник: Госказначейство Украины

3. Выполнение местных бюджетов в январе - окТЯБРЕ 2018 г. – 6 ноября

Доходы

- За первые 10 месяцев в местные бюджеты поступило доходов (без трансфертов) - 246,5 млрд. грн., что на 29,7 млрд. грн. (+16,3%) больше, чем в январе-октябре 2017 г. (см. приложение 2).

- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов,обеспечив 75% прироста доходов(без трансфертов). В январе-октябре 2018 г. подоходный налог принес в местные бюджеты 110,3 млрд. грн., что на 25,4% или на 22,3 млрд. грн. больше, чем в аналогичном периоде 2017 г. Еще 18% прироста поступлений обеспечил единый налог (+ 5,2 млрд. грн. или + 27%), ставки которого привязаны к минимальной зарплате.

Расходы

- Расходы местных бюджетов в январе-октябре 2018 года составили 437,2 млрд. грн., что на 66,8 млрд. грн. (+18%) больше, чем в первые 10 месяцев 2017 г.

- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) в январе-октябре 2018 года занимали 77% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с январем-октябрем 2017 г., все основные направления расходов увеличились. Так, расходы на медицину выросли на 13% до 71,7 млрд. грн., на образование – на 23% (до 128,3 млрд. грн.), на культуру – на 18% до 14,3 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений.

Дефицит/профицит

Профицит местных бюджетов за январь-октябрь 2018 г. составил 20,6 млрд. грн. (в 2017 г. в это время в местных бюджетах был профицит в 29,8 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 64,9 млрд. грн. (55,7 млрд. грн. – на начало 2018 года).

Приложение 2

Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь-октябрь 2017 – 2018 гг., млрд. грн.

Доходы

Расходы

 

2018

2017

Рост %

 

2018

2017

Рост %

Подоходный налог

110

88

25,4%

Зарплата+ЕСВ

124

103

20,71%

Налог на прибыль

7

5

45,9%

Соцобеспечение

113

108

4,28%

Акцизы

11

11

5,4%

Капрасходы

56

42

31,91%

Налог на недвижимость

3

2

51,1%

    

Земельный налог

23

22

2,8%

    

Единый налог

25

19

26,8%

    

Без трансфертов

212

182

16,3%

    

Трансферты

246

219

12,8%

    

Всего

458

400

14,4%

Всего

437

370

18,04%

Источник: Госказначейство Украины



[1]Данные для Боснии и Герцеговины, Словакии, Великобритании, ЕС, Австрии, Хорватии, Мальты, Финляндии, Ирландии приведены за октябрь 2018 г. (к октябрю 2017 г. ).

[2]За 2018 НБУ в четырежды повышал процентную ставку с 14,5% до 18%.

[3]https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=80181210&cat_id=55838

[4]https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=80181210&cat_id=55838

[5]В условиях низких темпов роста ВВП и производительности двузначный рост реальных зарплат (в 2017 г реальная зарплата выросла на 19,1%, в октябре 2018 г. – на 14,2% г/г) – стимулирует как инфляцию спроса со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.

[6]По данным НБУ, за 10 мес. 2018 г. дефицит внешнеторгового сальдо (по товарам и услугам) достиг 10 млрд. дол, увеличившись в полтора раза против аналогичного периода прошлого года. Дефицит счета текущих операций вырос еще большими темпами: с 1,7 до 4,6 млрд. дол. (за аналогичный период).

[7]Украина входит в период пиковых выплат внешних долгов. В 2019-2021 гг. Украине придется выплатить  (амортизация и погашение) 11 млрд. дол. по евробондам и 4,7 млрд. дол. МВФ, в т.ч. 5,6 млрд. дол. в 2019 г.

[8]По оценкам НБУ, в 3-м квартале 2018 г. доля предприятий, ожидающих дальнейшую девальвацию гривны в ближайшие 12 месяцев увеличилась до 90,3 % ( во II квартале -78,3%). Почти 2/3 предприятий считали, что обменный курс превысит 29 грн./дол, а согласно средним ожиданиям - курс составит 29,6 грн./дол.

[9]Оставшееся повышение до импортного паритета планируется провести поэтапно до конца следующего года.

[10]https://pavlogradmrada.dp.gov.ua/vikonkom-2/rishennya-vikonkomu/pro-koriguvannya-tarifiv-na-teplovu-energiyu-ta-poslugi-centralizovanogo-opalennya-kp-pavlogradteploenergo-2.html

[11]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html

[12]По итогам 2017 г. прибыль до налогообложения составила 51,3 млрд. грн.

http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&

[13]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/354458.html

[14]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html Согласно данным ГФС, в январе-октябре 2017 импорт товаров в Украину составил 39,9, млрд дол США, а за 10 месяцев  2018 года – 46,4 млрд дол США.

[15]В среднем курс евро в январе-октябре 2018 г. составлял 32,22 грн/евро, в то время как в первые 10 месяцев прошлого года  -  29,62 грн/евро

[16]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році

[17]Розпорядження Кабміну «Питання діяльності публічного акціонерного товариства НАК «Нафтогаз України» від 26.07.2018 № 535-р

[18]http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/pereliki-/296361.html  http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/355346.html

[19]Из 10,7 млрд. грн.  запланированных доходов от приватизации в первые 10 месяцев в госбюджет поступило в 80 раз меньше (0,1 млрд. грн.). Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г. не будет выполнен.

[20]План финансирования дефицита бюджета в январе – октябре 2018 г. предусматривал нетто-привлечение (за вычетом погашения) 50,9 млрд. грн. нового госдолга, в то время как по факту правительство погасило на 22,3 млрд. грн. больше, чем заимствовало.

[21]Имеется в виду нетто-размещение еврооблигаций в начале ноября на сумму 1,275 млрд. дол. (2 новых выпуска на сумму 2 млрд. дол. за минусом погашения 725 млн. дол. бридж-кредита, размещенного в августе 2018 г.) и выделение первого транша макро-финансовой помощи ЕС, в сумме 500 млн. евро, который должен поступить в бюджет в середине декабря 2018 г.