По информации Госстата, в ноябре 2018 г. по сравнению с предыдущим месяцем года цены выросли на 1,4% (м/м). Сначала года (к декабрю 2017 года) цены выросли на 8,9%. Инфляция в годовом выражении – к ноябрю 2017 г. – ускорилась с 9,5% до 10,0% (г/г).
В последние три месяца инфляционное давление заметно выросло:
- С началом осени инфляция начала набирать обороты. После нулевой инфляции в мае, июне и августе, а также дефляции на 0,7% в июле, в сентябре – ноябре 2018 г. цены на потребительские товары и услуги суммарно выросли на 5,1%, обеспечив 60% прироста инфляции с начала года.
Драйверы инфляциив ноябре2018 г. Наибольший вклад в ноябрьскую инфляцию внесли: - Продовольствие (+1,3%). В последний месяц осени 2018 г. больше всего подорожали овощи, стоимость которых по отношению к октябрю увеличилась на 9,1%. Среди топ-10 лидеров по росту цен также такие социально значимые продукты как молоко (+4,5%), хлеб (+3,3%), масло (+2,7%). - ЖКХ (+6,1%). Рост цен (тарифов) на услуги ЖКХ произошло преимущественно за счет повышения цен на природный газ (на 22,9%), а также тарифов на канализацию – на 2,5%, горячую воду и отопление – на 2,3%, водоснабжение – на 2,1%. - Алкоголь и табак (+1,1%). Алкоголь добавил в цене 0,8%, табак – 1,3%. - Транспорт (+0,5%).Несмотря на снижение цен на ГСМ (на 1,3%), транспортные услуги в целом подорожали на 3,1%. В частности, проезд в автодорожном транспорте подорожал на 3,5%. ТОП 10 позиций, которые подорожали в ноябре
Источник: Госслужба статистики |
- Годовая инфляция (инфляция за последние 12 месяцев) ускориласьс 8,9% в сентябре до 9,5% в октябре 2018 г. и до 10% в ноябре против аналогичного месяца 2017 г. (см. график ниже)
Источник: Госслужба статистики
- Показатель средней инфляции за период остается стабильно выше 10%:за январь-ноябрь 2018 г. цены по отношению к аналогичному периоду прошлого года прибавили 11,1%.
- Как результат, показатель кумулятивной инфляции с начала года (к декабрю) с начала осени увеличилась в 2,5 раза.В ноябре цены на потребительские товары и услуги (к декабрю 2017 г) выросли до 8,9% по сравнению с 3,6% в августе (см. вставку ниже).
Драйверы инфляциис начала 2018 г. Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в инфляциюс начала года (к декабрю 2017 г.)продолжают обеспечивать рост цен на продукты питания, алкоголь/табак, а также транспортные услуги и связь:
* - приведены основные товары и услуги, которые занимают более 3% в корзине потребления Источник: Госстат, собственные расчеты - С начала года (к декабрю 2017 г.) ценына продукты питания и безалкогольные напиткивыросли на 5,9%: o В ноябре 2018 г. (к декабрю 2017 г.) зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки». Упали цены на: фрукты (-16,5%), яйца (-8,5%), и сахар (-8,4%). o Наибольшими темпами с начала года подорожал хлеб (на 19,6% к декабрю 2017 г.), макаронные изделия (+12,4%), рыба и рыбопродукты (10,9%), овощи (9,7%), мясо и мясопродукты (9,2%). o Исходя из структуры индекса ИПЦ,основной вклад в продовольственную инфляцию с начала года продолжали обеспечивать 2 позиции – хлеб и мясо. - Продолжился рост цен наалкогольные и табачные изделия(на 16,7% к декабрю 2017 г.). - Значительно – на 26% с начала года – подорожалипассажирские транспортные услуги, в т.ч. автодорожные перевозки на 27,1% и ж/д перевозки – на 15,8%.Основные причины роста цен на перевозки–повышение зарплат и рост цен на ГСМ (последние, по данным Госслужбы статистики, подорожали на 16,1% с начала года). - Ускорился рост ценнаЖК услуги (+9,9%) -главным образом, за счет повышения тарифов на газ (+22,9%), содержание домов и придомовых территорий на 22,9% (к декабрю 2017 г.), платы за услуги водоотвода (на 20,3%), водоснабжение (+19,2%), содержание и ремонт жилья (+10,5%). - На 13,3% сначала года увеличиласьстоимость услуг образования. Хотя удельный вес в потребительской корзине невелик, абсолютный вклад этой сферы в общий уровень инфляции оказался ощутимым и составил порядка 0,4 п.п. из 8,9%. - Следует также выделить удорожание с начала годауслуг связи(+13,8% к декабрю 2017 г.) и продолжающееся удорожаниемедуслуг(+8,1%), в т.ч. амбулаторных услуг - на 12,3% и лекарств на 6,7% , что снижает их и без того их низкую доступность для населения. |
Без учета Турции, Украина сохраняет лидирующие позиции среди европейских стран по уровню инфляции последние 12 месяцев(см. график ниже)[1]. Если в ноябре 2018 г. ( против ноября 2017 г.) цены в Украине выросли на 10%, то по странам ЕС, в Польше – на 1,2%, Чехии – 2%, Литве – 2,5%, Венгрии – 3,1%, Румынии – 3,4%, а по странам СНГ, в РФ – 3,8%, Молдове – 0,9%, в РБ – 5,0%. Выше инфляция была только в Турции -21,6%.
Исходя из текущих тенденций, итоговая инфляция в 2018 г., наиболее вероятно останется 5-й год подряд на двузначном уровне и составит 10-10,5%, выйдя за рамки изначальных прогнозов власти:
- Несмотря на проведение жесткой монетарной политики для сдерживания роста цен[2], в октябре НБУ ухудшил прогноз инфляции на текущий год с 8,9% до 10,1%.[3]Этот же прогноз до конца года Нацбанк подтвердил и в комментарии к инфляции по итогам ноября.
- Для того чтобы инфляция по итогам 2018 г. составила 10%, в последнем месяце года цены должны вырасти на 1% (в последние 3 месяца цены росли в среднем на 1,7% в месяц), что представляется более чем реалистичным (см. риски ниже).
- Безотносительно итоговой цифры уже очевидно, что второй год подряд НБУ не достигнет цели по инфляции, определенной в основах денежно-кредитной политики на 2017-2018 гг.
- Цель на 2017 г. – 8% (+/-2%) – по факту 13,7%.
- Цель на 2018 г. – 6% (+/-2%) по факту будет 10-10,5%.
- При этом по оценкам НБУ, инфляционные ожидания бизнеса, банков и финансовых аналитиков остаются значительными и существенно превышают инфляционные цели НБУ.[4]Как результат, в НБУ рассчитывают достигнуть цели по инфляции только в 2020 г., что будет обуславливать продолжение жесткой монетарной политики, угнетающей экономический рост, на протяжении всего 2019 г.
Основные про-инфляционные факторы остаются неизменными:
- Сохраняется действие фундаментальных про-инфляционных факторов, связанных с ростом издержек предприятий на оплату труда в условиях низкой производительности экономики и на этом фоне усилением давления на цены со стороны потребительского спроса.[5]
- В то же время, основные инфляционные риски до конца года связаны с:
- Традиционным ускорением девальвации гривны под конец года.С начала августа гривна находится под девальвационным прессингом из-за ухудшающегося сальдо внешней торговли, достигшего рекордного дефицита после кризиса с 2013 г.[6]и растущих выплат по внешним долгам.[7]В сентябре 2018 г. среднемесячный официальный курс гривны по отношению к доллару составлял 28,19 грн./дол., снизившись по сравнению с августом на 2,6%, а по сравнению с июлем – на 6,8%. И хотя в октябре - ноябре обменный курс несколько стабилизировался ( средний курс за октябрь - ноябрь 28,03 грн/дол) под конец года темпы девальвации традиционно ускорятся под влиянием бюджетных выплат, увеличения ликвидности банковской системы, сезонного наращивания импорта и ухудшения валютных ожиданий[8], которые могут легко обостряться на фоне негативного новостного фона, что и показали первые дни после введения военного положения.
- Продолжением повышения административно регулируемых ЖК-тарифов.19 октября Кабмин принял решение о повышении цен на газ для населения на 23,5% до 8550 грн/тыс м3с 1.11.2018[9], что уже нашло свое отражение в ноябрьской инфляции (ЖК-тарифы суммарно выросли на 6,1%). В декабре продолжится ползучий рост цен на ЖК-тарифы. Рост цен на газ потянет за собой рост цен, прежде всего, на центральное отопление (в структуре тарифа газ занимает ? 64%) и горячую воду (? 58%). Исходя из решений НКРЭКУ, для большей части городов новые повышенные тарифы вступят в силу уже с 1 января 2019 г. (по данным НКРЭКУ, тариф на тепловую энергию для населения вырастет в среднем на 17,1%). В то же время, по отдельным городам, как напр. в Павлограде[10], местные исполкомы приняли решения о корректировке тарифов на отопление с декабря этого года.
Рост цен существенно ускорился в осенние месяцы, обеспечив 60% прироста всей инфляции с начала года под влиянием девальвации, повышения ЖК-тарифов и давления со стороны потребительского спроса.
Итоговая инфляция в 2018 г. немного замедлится по сравнению с 2017 г. (13,7%), однако вероятней всего превысит 10%.
В 2018 г. Украина сохранит лидерство в Европе (без Турции) по уровню годовой инфляции, которая почти в 4,5 раза превышает средний показатель по странам в ЕС.
госбюджет -2018 ПРОДОЛЖАЕТ НЕ ВЫПОЛНЯТЬСЯ – 5 ноября
Доходы
По данным Госказначейства, за январь-октябрь 2018 г. в госбюджет поступило 747,4 млрд. грн., что на 99,9 млрд. грн. (+15,4%) больше, чем в январе-октябре 2017 года. При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первых 10 месяцев года недовыполнен на 2,1% или на 14,3 млрд. грн. Всего (по общему и спецфонду), за этот период госбюджет недовыполнен по доходам на 2,3% или на 17,5 млрд. грн.
Темпы наполнения доходной части бюджета все время с начала года остаются ниже плановых:
- При том, что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета (с учетом изменений) должны вырасти на 18,0% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 10 мес. 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 15,4%.
- Поступления с начала 2018 г. стабильно отстают от плана на период, хотя в последние месяцы это отставание несколько сократилось.План по доходам общего фонда госбюджета в 2018 г. систематически не выполняется.По итогам первого квартала текущего года план по доходам общего фонда госбюджета был не выполнен на 3,1%, первого полугодия – на 3,5%, за три квартала – 2,7%, 10 месяцев – 2,3%. Пооперативнымданным Госказначейства, недобор сохранился и по итогам января – ноября: по общему фонду госбюджет недополучил 11,3 млрд. грн. или 1,5% от запланированных доходов, всего ( по общему и спецфонду) – 16,2 млрд. грн. или 1,9%.
На динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:
А. Наприростдоходов в январе - октябре 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.:
(I) Доходы от НБУ. В первые десять месяцев 2018 г. в госбюджет перечислено 44,6 млрд. грн. поступлений от превышений доходов над расходами НБУ. В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были в 1,3 раза меньше и составляли 35 млрд. грн.Больше поступлений от НБУ в бюджет в 2018 г. не предполагается: Нацбанк перечислил всю сумму, которая утвержденарешением Совета НБУ.[11]При этомЗаконом о госбюджете на 2018 г.по-прежнему предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,5 млрд. грн.
(II) Доходы от продажи лицензий. В январе-октябре 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.
(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль за январь - октябрь 2018 года увеличились более чем в 1,5 раз до 75,9 млрд. грн. Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий , однако основная причина – это рост отчислений от НАК Нефтегаз, уплатившей в отчетном периоде налог с рекордной прибыли, полученной в 2017 г.[12]
(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ (+22,3% против аналогичного периода прошлого года). В результате в январе-октябре 2018 года госбюджет получил 73,5 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+25,6% в январе - октябре 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).
(V) Рост задолженности по возмещению НДС.В январе - октябре 2018 г. возмещено НДС на сумму 108 млрд. грн. против 97,3 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года.В то же время, задолженность по возмещение НДС с начала года начала расти. Если на 1 января 2018 г. она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 ноября 2018 года – 21,0 млрд. грн.[13]
Можно также отметить рост отдельных доходов от импорта, темпы прироста которых против аналогичного периода прошлого года, хотя и снизились, все же оставались выше среднего:
- НДС с импортных товаров в январе-октябре 2018 года вырос на 19,5% до 239,6 млрд. грн.;
- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 16,0% до 39,4 млрд. грн.
Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным таможни, составили +16% (10 мес. 2018 г./10 мес. 2017 г.)[14], а также снижением на 9% курса гривны по отношению к евро,[15]к которому привязаны ставки акцизов с импортированных товаров.
Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета в январе - октябре 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли:
- Уменьшение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-октябре 2018 г. в госбюджет поступило 30,6 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 81,5% от доходов аналогичного периода 2017 г. (37,5 млрд. грн.). Частично подобная динамика доходов госбюджета объясняется зачислением 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты. Однако основная причина снижение доходов сегодня – использование схем взаимозачетов в прошлом. Предприятия вместо того, чтобы наполнять бюджет продолжают сокращать налоговые обязательства за счет переплат, которые образовались за предыдущий год.
- Сокращение объемов производства табачных изделий.Увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 30% не привело к пропорциональному росту доходов госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары. В частности, в январе-октябре 2018 г. доходы от акциза на произведенные в Украине табачные изделия составили 32,6 млрд. грн., сократившись на 0,4 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине упало на 11,5 % за январь - октябрь 2018 года.[16]
- Недополучение части чистой прибыли/ дивидендов от госпредприятий.Доходы от государственных предприятий в январе-октябре 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 1,9% (-0,5 млрд. грн. ) до 22,5 млрд. грн. при плане на год 36,3 млрд. грн. Основная причина недовыполнения - неплатежи НАК «Нефтегаз Украины», который получил рассрочку до конца текущего года на перечисление второй половины дивидендов.[17]
- Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 ноября 2018 г. превысила 99,8 млрд. грн., увеличившись на 8,4 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (14,1 млрд. грн.).[18]
Расходы
В январе-октябре 2018 года расходы госбюджета увеличивались несколько более высокими темпами, чем доходы.В частности, за первые 10 месяцев 2018 г. расходы госбюджета составили 753,0 млрд. грн., что на 106,7 млрд. грн. (+16,5%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.
На какие статьи пошел прирост расходов? Из этого прироста расходов в 106,7 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на межбюджетные трансферты (+26.2% или 27,9 млрд. грн.), финансирование дефицита Пенсионного фонда (30,4% или + 25,2 млрд. грн.), общественного порядка (19,4% или + 20.7 млрд. грн.), на оборону (+14,1% или 15,1 млрд. грн.).На финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего по 1,9% и 2,7% соответственно от прироста расходов. |
При этом план расходов на текущий год не выполняется в гораздо большем объеме, чем план по доходам.План расходов общего фонда на январь-октябрь 2018 г. был недовыполнен на 8,0% или на 60,2 млрд. грн.(тогда как план по доходам не выполнен на 2,1% или 14,3 млрд. грн.). Недофинансирование расходов – скрытый дефицит бюджета.
Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение ( планнедовыполненна 37%или на 6,5 млрд. грн.), поддержка экономики (-27,7% или на 8,9 млрд. грн.), духовное и физическое развитие (-30% или на 2,6 млрд. грн.), охрана окружающей среды (-23,5% или 0,7 млрд. грн.), образование (-7,3% или на 1,8 млрд. грн.).
За 2 месяца до окончания бюджетного года по ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):
- Не профинансирован ряд важных социальных статей.По-прежнему не выделяются средства на реконструкцию и расширение Национального института рака, меры по реабилитации больных ДЦП, предоставление господдержки на строительство доступного жилья Поддержка ветеранских организаций профинансирована – на 5% отплана на первые десять месяцев. Скудное финансирование в первые десять месяцев 2018 г. остается и на программы защиты и реабилитации инвалидов. Так, за январь - октябрь программа реабилитации детей-инвалидов профинансирована на 23,7% от плана на период. На 2/3 от плана профинансированы меры по социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов, а также расходы Фонда соцзащиты инвалидов.
Финансирование отдельных социальных статей в январе-октябре 2018 г. (план на 10 мес - по общему фонду госбюджета), млн. грн.
план на 2018 | план 10 мес 2018 | факт 10 мес 2018 | |
Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч | 14,15 | 11,8 | 0 |
Реконструкція і розширення Національного інституту раку | 168,65 | 84,3 | 0 |
Надання державної підтримки для будівництва доступного житла | 100,00 | 100,00 | 0 |
Фінансова підтримка ГО ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників та з відзначення святкових, пам’ятних та історичних дат | 20,9 | 17,6 | 0,9 |
Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації інвалідів | 1585,4 | 1115,3 | 748,7 |
Фонд соціального захисту інвалідів | 1726,0 | 1233,3 | 849,7 |
Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення | 100,9 | 72,2 | 26,4 |
Реабілітація дітей-інвалідів | 4,7 | 4,7 | 1,1 |
Источник: Госказначейство Украины
- Не финансируется часть субвенций и расходов развития для местных бюджетов. Продолжает оставаться без финансовой поддержки программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области. По субвенции на реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины выделено всего 4,5% средств от плана на период. За первые десять месяцев 2018 г, субвенция на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины профинансирована на 41,4% от плана на этот период. Всего на 37,3% от плана на период профинансирована субвенция на социально-экономическое развитие территорий. Фонд регионального развития получил менее половины суммы финансирования запланированного на период.
Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с низким финансированием от плана в январе-октябре 2018 г (по общему фонду госбюджета) , млн. грн.
план на 2018 | план 10 мес 2018 | факт 10 мес 2018 | |
Субвенція на підтримку територій, що зазнали негативного впливу внаслідок збройного конфлікту на сході України | 34,00 | 26,4 | 10,6 |
Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області | 80,0 | 43,5 | 0,0 |
Субвенція на соціально-економічний розвиток територій | 5 000,0 | 3847,5 | 1436,3 |
Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України | 500,00 | 275,0 | 15,3 |
Державний фонд регіонального розвитку | 6 000,00 | 3 700,00 | 1739,4 |
Источник: Госказначейство Украины
- Не финансируются вообще либо существенно недофинансируются десятки статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК, повышению энергоэффективности).Несмотря на наличие бюджетных планов в январе-октябре 2018 г, ни одной гривны выделено на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, финансирование торговых представительств за рубежом, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, поддержку технологических инноваций промышленности, фонда развития инноваций и т.д. (см. табл. ниже). На 2% (от плана на период) профинансированы расходы поддержке развития фермерских хозяйств, 44,% - расходы по удешевлению кредитов для АПК. На фоне очередного повышения ЖК тарифов, функционирование фонда энергоэффективности профинансировано на 73,6% от плана на период.
Отдельные статьи на поддержку экономики с низким финансированием в январе-октябре 2018 г. (по общему фонду госбюджета), млн. грн.
план на 2018 | план 10 мес 2018 | факт 10 мес 2018 | |
Фонд розвитку інновацій | 50,0 | 23,1 | 0 |
Офіс із залучення та підтримки інвестицій | 50,0 | 34,0 | 11,7 |
Функціонування торгових представництв за кордоном | 28,1 | 0 | 0 |
Формування статутного капіталу «Експортно-кредитного агентства» | 200,0 | 102,0 | 0 |
Функціонування інституції з підтримки та просування експорту | 50,0 | 34,7 | 0 |
Державна підтримка технологічних інновацій для розвитку промисловості | 300,0 | 250,0 | 0 |
Функціонування Фонду енергоефективності | 1 600,0 | 945,1 | 695,9 |
Фінансова підтримка заходів в АПК шляхом здешевлення кредитів | 66,0 | 66,0 | 29,4 |
Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств | 1 000,0 | 632,1 | 12,6 |
Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі | 87,3 | 87,0 | 25,5 |
Источник: Госказначейство Украины
Дефицит/профицит
На конец октября госбюджет сведен с дефицитом в 6,2 млрд. грн. (против 1,4 млрд. грн. профицита за аналогичный период прошлого года).При этом дефицит общего фонда госбюджета составил 11,4 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 57,4 млрд. грн. Лучший (по сравнению с планом) показатель сальдо бюджета – результатнедовыполнения плана по расходам и плана по финансированию дефицита бюджета в части поступлений от приватизации[19]и привлечения долгового финансирования[20], что сдерживало рост расходов.
По итогам 10 месяцев 2018 г. бюджет не выполняется ни по доходам, ни по расходам:
- Темпы роста доходов бюджета отстают от плана(в том числе по общему фонду на 14,3 млрд. грн. или 2,1%).
- Расходы недофинансированына 8,0% или на 60,2 млрд. грн. от плана на первые 10 месяцев. По целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года.
- С учетом значительного недофинансирования расходов в сумме 60,2 млрд. грн., более низкий (по сравнению с плановым )дефицит госбюджетапо итогам 10 месяцев существует только на бумаге: в реальности за этот период разрыв (дефицит) между фактическими доходами и плановыми расходами составляет минимум 75,6 млрд. грн.
Исходя из текущих тенденций, уже очевидно, что по итогам года госбюджет также не будет выполнен:
- По доходам недовыполнение составит 1,5-2% (15-20 млрд. грн.), прежде всего, за счет недополучения неналоговых поступлений (ренты от Нефтегаза и части прибыли НБУ)
- Финансирование расходов ускорится в последние 2 месяца, что связано как с завершением бюджетного года, так и привлечением основной части внешнего долгового финансирования в ноябре - декабре[21], тем не менее, разрыв с планом сохранится и на конец года составит не менее 4% или 40 млрд. грн.Помимо отдельных социальных статей, недофинансированы в первую очередь будут капитальные расходы, а также расходы на поддержку экономической деятельности в части новых финансовых инструментов стимулирования экспорта, инвестиций и инноваций, что будет тормозить и без того слабое восстановление экономики.
Как уже о свершившемся риске можно также говорить об увеличении дефицита Пенсионного фонда в 2018 г.
- Декабрьскими изменениями в бюджет-2018 трансферт Пенсионному фонду увеличен на 10,7 млрд. грн.до рекордных 150,1 млрд. грн.для погашения текущей задолженности пред Госказначейством и обеспечения выплаты пенсий до конца текущего года.
- По сравнению с 2017 г. трансферт ПФ вырастет на 16,6 млрд. грн. или на 12,4%, что опережает прогнозную инфляцию на 2018 г. (10,5%).
- Такие тенденции свидетельствуют о негативных результатах эксперимента по снижению ЕСВ (с 38% до 22% в 2016 г.) и детенизации зарплат.Власти рассчитывали, что снижение ЕСВ даст стимул для бизнеса повысить заработные платы и вывести их из тени, что уже в среднесрочной перспективе позволит сбалансировать Пенсионный фонд и сделать его бездефицитным. По факту ПФ остался глубоко дефицитным: если в 2015 г. (до реформы) трансферт из госбюджета составлял 35,6% всех доходов ПФ, то в 2018 г. – 41,2%. По последним оценкам правительства, выйти на бездефицитный бюджет ПФ удастся не ранее 2025 г.
Приложение 1
Основные показатели выполнения госбюджета за январь-октябрь 2017-2018 гг., млрд. грн. | |||||||
Доходы | Расходы | ||||||
2017 | 2018 | 2018/ 2017 | 2017 | 2018 | 2018/ 2017 | ||
Факт | факт | факт | факт | ||||
Подоходный налог | 60,1 | 73,5 | 22,3% | Оборона +правопорядок | 115,6 | 152,0 | 31,6% |
Налог на прибыль | 49,6 | 75,9 | 52,9% | Здравоохранение | 11,5 | 13,5 | 17,3% |
НДС возмещение | -97,3 | -108,0 | 11,0% | Образование | 31,5 | 34,4 | 9,2% |
НДС импорт | 200,5 | 239,6 | 19,5% | Соцобеспечение | 105,7 | 126,9 | 20,1% |
Акциз (внутр. +импорт) | 88,2 | 95,6 | 8,3% | Обслуживание долга | 100,5 | 92,1 | -8,3% |
Рентная плата (недра) | 37,5 | 30,6 | -18,5% | Трансферты МБ | 218,5 | 246,5 | 12,8% |
Всего | 647,5 | 747,4 | 15,4% | Всего | 646,2 | 753,0 | 16,5% |
Источник: Госказначейство Украины
3. Выполнение местных бюджетов в январе - окТЯБРЕ 2018 г. – 6 ноября
Доходы
- За первые 10 месяцев в местные бюджеты поступило доходов (без трансфертов) - 246,5 млрд. грн., что на 29,7 млрд. грн. (+16,3%) больше, чем в январе-октябре 2017 г. (см. приложение 2).
- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов,обеспечив 75% прироста доходов(без трансфертов). В январе-октябре 2018 г. подоходный налог принес в местные бюджеты 110,3 млрд. грн., что на 25,4% или на 22,3 млрд. грн. больше, чем в аналогичном периоде 2017 г. Еще 18% прироста поступлений обеспечил единый налог (+ 5,2 млрд. грн. или + 27%), ставки которого привязаны к минимальной зарплате.
Расходы
- Расходы местных бюджетов в январе-октябре 2018 года составили 437,2 млрд. грн., что на 66,8 млрд. грн. (+18%) больше, чем в первые 10 месяцев 2017 г.
- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) в январе-октябре 2018 года занимали 77% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с январем-октябрем 2017 г., все основные направления расходов увеличились. Так, расходы на медицину выросли на 13% до 71,7 млрд. грн., на образование – на 23% (до 128,3 млрд. грн.), на культуру – на 18% до 14,3 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений.
Дефицит/профицит
Профицит местных бюджетов за январь-октябрь 2018 г. составил 20,6 млрд. грн. (в 2017 г. в это время в местных бюджетах был профицит в 29,8 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 64,9 млрд. грн. (55,7 млрд. грн. – на начало 2018 года).
Приложение 2
Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь-октябрь 2017 – 2018 гг., млрд. грн. | |||||||
Доходы | Расходы | ||||||
2018 | 2017 | Рост % | 2018 | 2017 | Рост % | ||
Подоходный налог | 110 | 88 | 25,4% | Зарплата+ЕСВ | 124 | 103 | 20,71% |
Налог на прибыль | 7 | 5 | 45,9% | Соцобеспечение | 113 | 108 | 4,28% |
Акцизы | 11 | 11 | 5,4% | Капрасходы | 56 | 42 | 31,91% |
Налог на недвижимость | 3 | 2 | 51,1% | ||||
Земельный налог | 23 | 22 | 2,8% | ||||
Единый налог | 25 | 19 | 26,8% | ||||
Без трансфертов | 212 | 182 | 16,3% | ||||
Трансферты | 246 | 219 | 12,8% | ||||
Всего | 458 | 400 | 14,4% | Всего | 437 | 370 | 18,04% |
Источник: Госказначейство Украины
[1]Данные для Боснии и Герцеговины, Словакии, Великобритании, ЕС, Австрии, Хорватии, Мальты, Финляндии, Ирландии приведены за октябрь 2018 г. (к октябрю 2017 г. ).
[2]За 2018 НБУ в четырежды повышал процентную ставку с 14,5% до 18%.
[3]https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=80181210&cat_id=55838
[4]https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=80181210&cat_id=55838
[5]В условиях низких темпов роста ВВП и производительности двузначный рост реальных зарплат (в 2017 г реальная зарплата выросла на 19,1%, в октябре 2018 г. – на 14,2% г/г) – стимулирует как инфляцию спроса со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.
[6]По данным НБУ, за 10 мес. 2018 г. дефицит внешнеторгового сальдо (по товарам и услугам) достиг 10 млрд. дол, увеличившись в полтора раза против аналогичного периода прошлого года. Дефицит счета текущих операций вырос еще большими темпами: с 1,7 до 4,6 млрд. дол. (за аналогичный период).
[7]Украина входит в период пиковых выплат внешних долгов. В 2019-2021 гг. Украине придется выплатить (амортизация и погашение) 11 млрд. дол. по евробондам и 4,7 млрд. дол. МВФ, в т.ч. 5,6 млрд. дол. в 2019 г.
[8]По оценкам НБУ, в 3-м квартале 2018 г. доля предприятий, ожидающих дальнейшую девальвацию гривны в ближайшие 12 месяцев увеличилась до 90,3 % ( во II квартале -78,3%). Почти 2/3 предприятий считали, что обменный курс превысит 29 грн./дол, а согласно средним ожиданиям - курс составит 29,6 грн./дол.
[9]Оставшееся повышение до импортного паритета планируется провести поэтапно до конца следующего года.
[10]https://pavlogradmrada.dp.gov.ua/vikonkom-2/rishennya-vikonkomu/pro-koriguvannya-tarifiv-na-teplovu-energiyu-ta-poslugi-centralizovanogo-opalennya-kp-pavlogradteploenergo-2.html
[11]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html
[12]По итогам 2017 г. прибыль до налогообложения составила 51,3 млрд. грн.
http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&
[13]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/354458.html
[14]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html Согласно данным ГФС, в январе-октябре 2017 импорт товаров в Украину составил 39,9, млрд дол США, а за 10 месяцев 2018 года – 46,4 млрд дол США.
[15]В среднем курс евро в январе-октябре 2018 г. составлял 32,22 грн/евро, в то время как в первые 10 месяцев прошлого года - 29,62 грн/евро
[16]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році
[17]Розпорядження Кабміну «Питання діяльності публічного акціонерного товариства НАК «Нафтогаз України» від 26.07.2018 № 535-р
[18]http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/pereliki-/296361.html http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/355346.html
[19]Из 10,7 млрд. грн. запланированных доходов от приватизации в первые 10 месяцев в госбюджет поступило в 80 раз меньше (0,1 млрд. грн.). Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г. не будет выполнен.
[20]План финансирования дефицита бюджета в январе – октябре 2018 г. предусматривал нетто-привлечение (за вычетом погашения) 50,9 млрд. грн. нового госдолга, в то время как по факту правительство погасило на 22,3 млрд. грн. больше, чем заимствовало.
[21]Имеется в виду нетто-размещение еврооблигаций в начале ноября на сумму 1,275 млрд. дол. (2 новых выпуска на сумму 2 млрд. дол. за минусом погашения 725 млн. дол. бридж-кредита, размещенного в августе 2018 г.) и выделение первого транша макро-финансовой помощи ЕС, в сумме 500 млн. евро, который должен поступить в бюджет в середине декабря 2018 г.