ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА

10/10/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2018 Г: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ОТСТАВАТЬ ОТ ПЛАНА

Доходы

По данным Госказначейства, за январь-август 2018 г. в госбюджет поступило 607,6 млрд. грн., что на 80.0 млрд. грн. (+15,2%) больше, чем в январе-августе 2017 года. При этомплан доходовобщего фондагосбюджета по итогам первых 8 месяцев года недовыполнен на 3,0% или на 17,0 млрд. грн.

Темпы наполнения доходной части бюджета с начала года остаются ниже плановых:

При том, что в 2018 г. запланированные доходы госбюджета (с учетом изменений) должны вырасти на 17,6% по сравнению с фактом за 2017 г., фактические поступления за 8 мес. 2018 г. опережали прошлогодние показатели за аналогичный период только на 15,2%.

На динамику доходов в 2018 г. оказывают влияние ряд разнонаправленных факторов:
Поступления с начала 2018 г. стабильно отстают от плана на период. План по доходам общего фонда госбюджета в 2018 г. систематически не выполняется.По итогам первого квартала текущего года план по доходам общего фонда госбюджета был не выполнен на 3,1%, первого полугодия – на 3,5%, за 8 месяцев – 3%. По оперативным данным Госказначейства, значительный недобор сохранился и по итогам января – сентября: по общему фонду госбюджет недополучил 17,2 млрд. грн. или 2,7% от запланированных доходов.

А. Наприростдоходов в январе - августе 2018 г. (против аналогичного периода прошлого года) повлияли в большей мере факторы, связанные с использованием административных/ нерегулярных источников доходов,таких как увеличение трансфертов от НБУ, поступлений от платы за лицензии 4G (последние, вопреки рекомендациям МВФ учитываются Минфином в доходах, а не в части финансирования дефицита бюджета), повышение минимальной зарплаты и др.:  

(I) Доходы от НБУ. В первые восемь месяцев 2018 г. в госбюджет перечислено 44,6 млрд. грн. поступлений  от превышений доходов над расходами НБУ.[1]В аналогичном периоде прошлого года такие перечисление были в 1,5 раза меньше и составляли 30 млрд. грн. Тем не менее, следует отметить, чтобольше поступлений от НБУ в бюджет в 2018 г. не предполагается: НБУ перечислил всю сумму, которая утвержденарешением Совета НБУ.[2]При этомЗаконом о госбюджете на 2018 г.по-прежнему предусмотрены поступления от НБУ в сумме 50,549 млрд. грн.

(II) Доходы от продажи лицензий. В январе-августе 2018 года Украина получила плату за лицензии 4G в размере 8 млрд. грн. Больше таких доходов в 2018 году не планируется.

(III) Доходы от налога на прибыль.Доходы госбюджета от налога на прибыль за январь - август 2018 года увеличились в 1,5 раз до 72,5 млрд. грн.  Отчасти это связано с инфляционным увеличением доходов предприятий в 2017 г., однако основная причина – это рост отчислений от НАК Нефтегаз, уплатившей в отчетном периоде налог с рекордной прибыли , полученной в прошлом году.[3]

(IV) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от НДФЛ (+22,8% против аналогичного периода прошлого года). В результате в январе-августе 2018  года госбюджет получил 58,1 млрд. грн. соответствующих доходов. Причина – сохраняющиеся высокие темпы роста номинальной зарплаты (+26,0% в январе - августе 2018 г. против аналогичного периода 2017 г.), что в т.ч. связано с административным увеличением минимальной зарплаты (МЗП), которая выросла на 16,3% за указанный период (большинство работников получают зарплаты в пределах 1–2 МЗП).

(V) Рост задолженности по возмещению НДС.В январе - августе 2018 г. возмещено НДС на сумму 85,2 млрд. грн. против 77,9 млрд. грн. в аналогичном периоде прошлого года. В то же время,  задолженность по возмещение НДС с начала года начала расти. Если на 1 января 2018 г. она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 сентября 2018 года – 17,4 млрд. грн.[4]

Можно также отметить рост отдельных доходов от импорта, темпы прироста которых против аналогичного периода прошлого года, хотя и снизились, все же оставались выше среднего:

- НДС с импортных товаров в январе-августе 2018 года вырос на 16,9% до 182 млрд. грн.;

- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 16,8% до 30,3 млрд. грн.

Динамика таких доходов объясняется приростом номинальных объёмов импорта, которые по данным таможни, составили +15% (8 мес. 2018 г./8 мес. 2017 г.)[5], а также снижением на 10% курса гривны по отношению к евро,[6]к которому привязаны ставки акцизов с импортированных товаров.

В то же время, динамика поступлений налогов и платежей от импортаотставала от плановых показателей. По данным Госказначейства, таможенные органы не выполнили план по доходам общего фонда на январь-август 2018 г. на 1,9%, недобрав 4,0 млрд. грн.[7]

Б.На снижениепоказателей выполнения доходов бюджета повлияли:

Уменьшение поступлений от рентной платы за пользование недрами.В январе-августе 2018 г. в госбюджет поступило 23,5 млрд. грн. доходов от рентной платы за пользование недрами. Это составляет всего 73,6% от доходов аналогичного периода 2017 г. (31,9 млрд. грн.). Частично подобная динамика доходов госбюджета объясняется зачислением 5% ренты за добычу нефти и газа в местные бюджеты. Однако основная причина снижение доходов сегодня – использование схем взаимозачетов в прошлом. Сейчас предприятия вместо того, чтобы наполнять бюджет сокращают налоговые обязательства за счет переплат, которые образовались за предыдущий год.

Сокращение объемов производства табачных изделий.Увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 30% не привело к пропорциональному росту доходов госбюджета от акцизов на произведенные в Украине товары. В частности, в январе-августе 2018 г. доходы от акциза на табачные изделия составили 23,8 млрд. грн., сократившись почти на 1,3 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – сокращение объёмов производства табачных изделий. Согласно данным Укрстата, производство табачных изделий в Украине упало на 11,5 % за январь - август 2018 года.[8]

Недополучение части чистой прибыли/ дивидендов от госпредприятий.Доходы от государственных предприятий в январе-августе 2018 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6% (-1,7 млрд. грн.) до 21 млрд. грн. Основной причиной недовыполнения называют отсрочку даты перечисления второй половины дивидендов от НАК «Нефтегаз Украины» в размере 17,7 млрд. грн. до конца этого года.[9]Эти деньги компания должна перечислить с компенсации, присужденной, но пока не взысканной с Газпрома, по итогам решения Стокгольмского арбитража[10].

Налоговые долги предприятий.Сумма налоговых долгов предприятий по состоянию на 1 сентября 2018 г. превысила 97,4 млрд. грн., увеличившись на 5,9 млрд. грн. с начала года. Наибольшими должниками являются энергетические, в том числе угольные, государственные компании во главе с Укрнафтой (11 млрд. грн.).[11]

Расходы

В январе-августе 2018 года расходы госбюджета увеличивались более высокими темпами, чем доходы.В частности, за первые 8 месяцев 2018 г. расходы госбюджета составили 595,2 млрд. грн., что на 106,1 млрд. грн. (+21,7%) больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.

На какие статьи пошел прирост расходов?

Из этого прироста расходов в 106,1 млрд. грн., в абсолютном выражении больше всего денег было направлено на межбюджетные трансферты (+28% или 29,3  млрд. грн.), финансирование дефицита Пенсионного фонда (22% или + 23,0 млрд. грн.),  общественного порядка (17% или + 17,7 млрд. грн.), на оборону (+12% или 12,7 млрд. грн.).На финансирование здравоохранения и образования было выделено дополнительно всего по 1% и 2% соответственно из выше обозначенных 106,1 млрд. грн.

Несмотря на высокие темпы роста расходов по сравнению с прошлым годом, план расходов на текущий год систематически не выполняется.План расходов общего фонда на январь-август 2018 г. был недовыполнен на 8,5% или на 51,1 млрд. грн.Наименьший уровень выполнения плана отмечается по таким сферам как здравоохранение ( планнедовыполненна 47,5% или на 6,3 млрд. грн.), поддержка экономики (-35,6% или на 9,1 млрд. грн.), духовное и физическое развитие (-31,3% или на 2,1 млрд. грн.), охрана окружающей среды (-19,8% или 0,47 млрд. грн.), образование (-7,9% или на 1,57 млрд. грн.).

По ряду направлений не выделено ни гривны либо финансирование составляет несколько процентов от плана на период (ниже приводятся цифры пообщему фондубюджета):

Не профинансирован ряд социальных статей.По-прежнему не выделяются средства на реконструкцию и расширение Национального института рака, меры по реабилитации больных ДЦП. Поддержка ветеранских организаций профинансирована – на 3,6% отплана на первые восемь месяцев. Скудное финансирование в первые восемь месяцев 2018 г. остается и на программы защиты и реабилитации инвалидов. Так, за январь - август меры по социальной, трудовой, профессиональной реабилитации инвалидов профинансированы всего на 26,3% от плана на период, расходы Фонда социальной защиты инвалидов - на 31%, реабилитация детей-инвалидов – на 6,2%.

Финансирование отдельных социальных статей в январе-августе 2018 г. по общему фонду госбюджета, млн. грн.

 

план на 2018

план

 8 мес 2018

факт

8 мес 2018

Заходи із реабілітації хворих на дитячий церебральний параліч

14,15

9,4

0

Реконструкція і розширення Національного інституту раку

168,65

42,2

0

Надання державної підтримки для будівництва доступного житла

100,00

97,00

0

Фінансова підтримка ГО ветеранів, заходи з відвідування військових поховань і військових пам’ятників та з відзначення святкових, пам’ятних та історичних дат

20,9

14,2

0,5

Заходи із соціальної, трудової та професійної реабілітації інвалідів

1333,36

901,1

237,3

Фонд соціального захисту інвалідів

1469,8

996,5

312,8

Заходи із соціального захисту дітей, сімей, жінок та інших найбільш вразливих категорій населення

100,8

60,9

25,4

Реабілітація дітей-інвалідів

4,7

4,7

0,3

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируется часть субвенций и расходов развития для местных бюджетов. За первые восемь месяцев 2018 г, нулевое финансирование зафиксировано по субвенции на реализацию мер по развитию сельской медицины, субвенции на осуществление мер по поддержке территорий, пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины. Продолжает оставаться без финансовой поддержки программа создания рабочих мест для восстановления и развития инфраструктуры Донецкой области. Лишь на четверть от плана на период профинансирована  субвенция на социально-экономическое развитие территорий. Фонд регионального развития получил всего 31% от суммы финансирования запланированного на период (966,1 млн. грн. из запланированных на январь-август 3,2 млрд. грн.).

Отдельные статьи на поддержку местных бюджетов с нулевым или близким к нулевому финансированием от плана в январе-августе 2018 г (по общему фонду госбюджета) , млн. грн.

 

план на 2018

план 8 мес 2018

факт 8 мес 2018

Субвенція на підтримку територій, що зазнали негативного впливу внаслідок збройного конфлікту на сході України

34,00

18,9

0,00

Фінансова підтримка створення робочих місць для відтворення та розвитку інфраструктури Донецької області

80,0

23,0

0,0

Субвенція на розвиток системи охорони здоров'я у сільській місцевості

1 000,00

875,0

0,00

Субвенція на соціально-економічний розвиток територій

5 000,0

2746,2

707,8

Субвенція на реалізацію проектів в рамках Надзвичайної кредитної програми для відновлення України

500,00

275,0

15,3

Державний фонд регіонального розвитку

4 000,00

3 200,00

966,1

Источник: Госказначейство Украины

Не финансируются значительное число статей расходов развития (по поддержке промышленности, экспорта, инноваций, АПК, повышению энергоэффективности).Несмотря на наличие бюджетных планов в январе-августе 2018 г, ноль гривен выделено по новой программе функционирования фонда поддержки инноваций, на формирование капитала экспортно-кредитного агентства, функционирование институций по поддержке и продвижению экспорта, пополнение уставного капитала инновационного финансово-кредитного учреждения, поддержку технологических инноваций промышленности, функционирование фонда энергоэффективности и т.д. (см. табл. ниже)

Отдельные статьи на поддержку экономики с нулевым финансированием от плана в январе-августе 2018 г. (по общему фонду госбюджета), млн. грн.

 

план на 2018

план 8 мес 2018

факт 8 мес 2018

Фонд розвитку інновацій

50,0

15,4

0

Офіс із залучення та підтримки інвестицій

50,0

21,0

4,0

Функціонування торгових представництв за кордоном

28,1

14,0

0

Формування статутного капіталу «Експортно-кредитного агентства»

200,0

53,0

0

Функціонування інституції з підтримки та просування експорту

50,0

22,7

0

Поповнення статутного капіталу державної інноваційної фінансово-кредитної установи

100,0

100,0

0

Державна підтримка технологічних інновацій для розвитку промисловості

300,0

225,0

0

Функціонування Фонду енергоефективності

1 600,00

471,6

0

Фінансова підтримка заходів в АПК шляхом здешевлення кредитів

66,00

46,0

15,3

Фінансова підтримка розвитку фермерських господарств

1 000,00

392,4

1,6

Виконання робіт за державними цільовими програмами і державним замовленням у сфері космічної галузі

87,00

80,6

25,3

Источник: Госказначейство Украины

Дефицит/профицит

На конец августа госбюджет сведен с профицитом в 11,8 млрд. грн. (против 38,5 млрд. грн. профицита за аналогичный период прошлого года).При этом профицит общего фонда госбюджета составил 7,4 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 27,1 млрд. грн. Следует обратить внимание, что лучший (по сравнению с планом) показатель сальдо бюджета – результатнедовыполнения плана по расходам и плана по внешнему финансированию дефицита бюджета,завязанного на получение траншей МВФ.

Риски выполнения бюджета в 2018 г.

Дестабилизирующие факторы

Поддерживающие факторы

Невыполнение плана по приватизации.Как и в 2014-2017 гг, план приватизации в 2018 г., скорее всего, не будет выполнен. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 г. доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн. Из 10,7 млрд. грн.  запланированных доходов от приватизации в первые 8 месяцев в госбюджет поступило в 142 раза меньше (0,08 млрд. грн.).

Наполнению бюджета будут способствоватьускорение инфляции и девальвация гривнык концу года

Невыполнение плана по перечислению прибыли НБУ. В апреле 2018 г., на основе аудиторского вывода, Совет НБУ зафиксировал  прибыль к перечислению в бюджет 2018 г. в размере 44,6 млрд. грн., в то время как при принятии бюджета этот показатель определили в сумме 50,5 млрд. грн. Т.е. НБУ перечислит в бюджет на 5,9 млрд. грн. меньше, чем запланировано.

 

Увеличение дефицита Пенсионного фонда.Главная причина - отсутствие в полном объеме средств на повышение пенсий военным пенсионерам. По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн. Частично перерасчет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения МЗП и роста зарплат по экономике, однако всей суммы нет – необходим трансферт из госбюджета. По информации СМИ ,фонду не хватает около 12 млрд. грн., чтобы профинансировать пенсионные выплаты в 2018 г.[12]Это косвенно подтверждается динамикой растущей текущей задолженности ПФ перед Госказначейством, которая с начала 2018 г. выросла с 1,5 млрд. грн. на конец I квартала 2018 г. до 11,7 млрд. грн. на конец III квартала 2018 г.[13] 

 

Недополучение доходов от госпредприятий. Согласно плану в 2018 году в госбюджет должно поступить 36,3 млрд. грн. доходов в виде дивидендов и чистой прибыли госпредприятий. За первые 8 месяцев перечислено 21,0 млрд. грн. Остаток ожидается от НАК Нефтегаз, который получил рассрочку до конца года. Однако всех средств для выплаты оставшейся части дивидендов у НАК нет:  средства, на которые претендует бюджет - это виртуальные доходы, существующие только согласно решения Стокгольмского арбитража, но де-факто не уплаченные Газпромом.[14]

 

Неполучение траншей МВФ, макро-финансовой помощи ЕС и как результат, худшие/ неприемлемые условия на размещение еврооблигаций ?невыполнение плана по внешнему финансированию дефицита бюджета. За первые 8 мес. 2018 г. план привлечения внешнего финансирования по общему фонду на 56,0 млрд. грн. выполнен чуть более чем на треть. 

 

Выводы

По итогам 8 месяцев 2018 г. бюджет не выполняется ни по доходам, ни по расходам:

Темпы роста доходов бюджета отстают от плана(в том числе по общему фонду на 17,0 млрд. грн. или 3,0%).

Расходы недофинансированына 8,5% или на 51,1 млрд. грн. от плана на первые 8 месяцев. По целому ряду статей расходов развития и социальной поддержки населения финансирование даже не было открыто, что создает риски эффективного использования этих средств до конца года.

Велики риски с финансированием дефицита бюджета. Скорее всего, в 2018 г. будет традиционно не выполнен план по приватизации. В то же время, основной риск состоит в возможности привлечения внешнего финансирования. Бюджет на 2018 г. предполагает внешние займы на сумму 108,2 млрд. грн. В то же время, за первые 8 месяцев Украина привлекла только 23,9 млрд. грн. или 22% от годового плана заимствований. За последнее время условия выхода на рынок еврооблигаций ухудшились. При этом, как и ранее, размещение евробондов во многом будет зависеть от продолжения программы МВФ – вопроса, которой пока остается подвешенным. Без МВФ правительство вряд ли сможет рассчитывать на приемлемые условия заимствования по ставке ниже 9,5-10% годовых. В конце августа 2018 г. правительству уже пришлось  взять короткий полугодичный бридж-кредит на сумму 725 млн. дол. у частных внешних кредиторов по крайне высокой ставке в 9,1%, чтобы иметь возможность пройти ближайшие выплаты по обслуживанию внешнего госдолга.

- Опережение кумулятивных темпов расходов над доходами в условиях ограниченного финансирования создает предпосылки для (1) обострения рисков ликвидности и задержек в социальных выплатах, в т.ч. пенсиях; (2) дальнейшего роста непрофинансированных расходов, перекладываемых из госбюджета на местный уровень.

С учетом недофинансирования расходов  в сумме 51,1 млрд. грн., профицит госбюджета по итогам 8 месяцев существует только на бумаге: в реальности за этот период разрыв (дефицит) между доходами и плановыми расходами составляет порядка 40 млрд. грн.

Приложение 1

Основные показатели выполнения госбюджета за январь-август 2017-2018 гг., млрд. грн.

 

Доходы

Расходы

 

2017

2018 

 2018/  2017 

 

2017

2018

 2018/  2017 

Факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

47,3

58,1

22,8%

Оборона +правопорядок

87,8

118,1

34,5%

Налог на прибыль

47,4

72,5

53,1%

Здравоохранение

6,8

8,4

22,8%

НДС возмещение

-77,9

-85,2

9,3%

Образование

24,8

27,4

10,3%

НДС импорт

155,7

182,0

16,9%

Соцобеспечение

79,6

102,8

29,2%

Акциз (внутр. +импорт)

68,1

72,7

6,8%

Обслуживание долга

67,3

67,0

-0,5%

Рентная плата (недра)

31,9

23,5

-26,4%

Трансферты МБ

175,7

205,0

16,7%

Всего

527,6

607,6

15,2%

Всего

489,1

595,2

21,7%

Источник: Госказначейство Украины

Приложение 2

Вхідне сальдо ЄКР у 2010-2018 роках (станом на початок місяця), млн. грн. 

Показник

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

січень

1 055

2 724

2 062

458

1 739

3 008

9 017

14 258

5 099

лютий

1 835

6 036

4 255

4 047

4 721

8 792

16 718

34 869

20 105

березень

1 334

7 755

4 703

2 773

3 590

14 615

16 826

34 115

9 853

квітень

5 412

6 158

5 726

3 579

4 209

26 674

21 049

32 812

8 309

травень

6 312

9 441

5 640

3 766

3 811

23 560

16 245

31 071

5 546

червень

5 478

17 182

7 878

4 108

8 053

27 746

18 413

43 872

11 489

липень

7 352

7 797

5 632

3 754

3 729

25 446

17 996

45 145

9 388

серпень

8 713

8 180

3 644

3 925

6 570

33 271

10 997

44 069

1 995

вересень

13 806

11 053

6 608

3 990

13 412

45 853

23 763

63 151

27 085

жовтень

8 751

6 307

2 311

4 073

10 055

47 128

13 472

60 031

21 388

листопад

5 749

5 332

1 762

410

8 476

43 624

15 865

48 564

 

грудень

10 926

6 217

8 834

1 197

6 767

47 957

27 564

54 104

 

Источник: Госказначейство Украины


НоСЭП

[1]https://lb.ua/economics/2018/08/08/404629_nbu_perechislil_gosbyudzhet.html

[2]https://interfax.com.ua/news/economic/499293.html

[3]По итогам 2017 г. прибыль до налогообложения составила 51,3 млрд. грн.

http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/2E5FC6B69F38A444C225827A003F721A?OpenDocument&year=2018&month=04&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&

[4]http://sfs.gov.ua/diyalnist-/vidshkoduvannya-pdchv/informatsiya-pro-obsyagi-vidshkoduvannya/351503.html

[5]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html Согласно данным ГФС, в январе-августе 2017 импорт товаров в Украину составил 31.0, млрд дол США, а за 8 месяцев  2018 года – 35,6 млрд дол США.

[6]В среднем курс евро в январе-августе 2018 г. составлял 32,14 грн/евро, в то время как в первые восемь месяцев прошлого года  -  29,21 грн/евро

[7]http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/category/415338;jsessionid=1EFD0BF33D79109ECCD8E224AC56B0CD

[8]Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році

[9]Розпорядження Кабміну «Питання діяльності публічного акціонерного товариства НАК «Нафтогаз України» від 26.07.2018 № 535-р

[10]https://daily.rbc.ua/rus/show/poiskah-dohodov-chemu-privedut-problemy-kabmina-1524516097.html

[11]https://news.finance.ua/ru/news/-/435747/ukrnafta-pogasila-1-1-mlrd-grn-nalogovogo-dolga  http://www.sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/dinamika-podatkovogo-borg/352006.html

[12]https://daily.rbc.ua/rus/show/tsena-populizma-hvatit-pensionnomu-fondu-1532877580.html

[13]Без учета ранее накопленной задолженности в 48 млрд. грн. за 2007-2014 гг.

[14]https://daily.rbc.ua/rus/show/poiskah-dohodov-chemu-privedut-problemy-kabmina-1524516097.html