ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2018 Г.

03/08/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2018 Г.

Доходы

Темпы прироста доходов местных бюджетов снижаются. Прирост доходов вначале этого года уже не +40% и не +35% как это было в прошлых годах, а в два раза меньше.

- Поступило доходов (без трансфертов) - 122,2 млрд. грн., что на 17,9 млрд. грн. (+17,2%) больше, чем в январе-июне 2017 г. (см. приложение).

- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов,обеспечив 74% прироста доходов(без трансфертов). В январе-июне 2018 года подоходный налог принес в местные бюджеты 63,3 млрд. грн., что на 26,5% или на 13,3 млрд. грн. больше, чем в январе-июне 2017 года. Кроме этого, еще 16,2% прироста поступлений обеспечил единый налог (+ 2,9 млрд. грн. или + 28,1%).

Расходы

- Расходы местных бюджетов в январе-июне 2018 года составили 271,6 млрд. грн., что на 53,8 млрд. грн. (+24,7%) больше, чем в первом полугодии 2017 г.

- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) в январе-июне 2018 года занимали 82,7% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с январем-июнем 2017 г., все основные направления расходов увеличились. Так, расходы на медицину выросли на 19% до 42,6 млрд. грн., на образование – на 23% (до 83,1 млрд. грн.), на культуру – на 20% до 8,2 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений.

Дефицит/профицит

Профицит местных бюджетов за январь-июнь 2018 г. составил 20,2 млрд. грн. (в 2017 г. в это время в местных бюджетах был профицит в 23,1 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 61,9 млрд. грн. (58,7 млрд. грн. – на конец июня 2017 года, 55,7 млрд. грн. – на начало 2018 года).

Оценка реформы межбюджетных отношений(действует с 2015 г.)  не поменялась: несмотря на рост доходов и профицита местных бюджетов их реальная фискальная автономия осталась низкой, при этом местные бюджеты столкнулись с выросшими  непрофинансированными делегированными расходами:

Фискальная автономия местных бюджетов ухудшилась. Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете остается стабильно ниже, чем до реформы межбюджетных отношений. В частности по итогам первой половины 2018 г. доля таких доходов составила 21,5% против 23,3% в первом полугодии 2013 г. (см. табл. ниже).

 

2013

2014

2015

2016

2017

6 мес. 2013

6 мес. 2018

Доходы местных бюджетов, % от сводного

(без трансфертов)

23,6

22,1

18,5

21,8

22,6

23,3

21,5

 Источник: Госказначейство Украины

Темпы роста доходов могли быть выше,если бы не произошло перераспределения доходов между местными бюджетами и госбюджетом. Объемы подоходного налога, который забрали на центральный уровень, оказались выше, чем доходы, которые были переданы во время реформы межбюджетных отношений[1].

Правительство продолжает «перетягивать одеяло»и отрывать доходы от местных бюджетов

-  В 2018 г в местные бюджеты сокращена доля перечисления доходов от экологического налога. Если в 2017 году в местные бюджеты перечислялось 80% доходов от экологического налога. (поступления составили 3,0 млрд. грн), то в 2018 году в местные бюджеты будет перечисляться всего 55% экологического налога.

-  Из-за изменений в Налоговый кодекс местные бюджеты недополучат значительные средства от платы за землю. Имеется в виду поправка, согласно которой вместо того чтобы уплачивать 100% платы за землю в местные бюджеты, Укрзализныця и горнодобывающие компании уплачивают лишь 25%. При этом компенсации для местных бюджетов не предусмотрено.[2]

-  Правительство под видом улучшения администрирования забрала на центральный уровень администрирование акциза на топливо. Правительство пообещало компенсатор, однако этот компенсатор (1) предоставляется с опозданием в лучшем случае в конце года), (2) является расчетным и не соответствует фактической цифре налога собранного с соответствующей территории.

Правительство продолжает недофинансировать делегированные полномочия. Так , по оценкам Ассоциации городов Украины, в 2018 г., несмотря на оптимизацию школьной сети,образовательная субвенция для городов областного значения и ОТГ недофинансирована на 4,4 млрд. грн. 76% громад, входящих в ассоциацию заявили о недофинансировании субвенции, в т.ч. в Киеве на 51%.[3]Выделенной в бюджете образовательной субвенции в лучшем случае хватит на выплату зарплат учителям до начала ноября.

Приложение 2

Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь-июнь 2017 – 2018 гг., млрд. грн.

Доходы

Расходы

 

2018

2017

Рост %

 

2018

2017

Рост %

Подоходный налог

63,3

50,1

26,5%

Зарплата+ЕСВ

80,9

66,9

20,8%

Налог на прибыль

4,9

3,2

54,5%

Соцобеспечение

86,2

69,1

24,8%

Акцизы

6,4

6,2

3,8%

Капрасходы

22,9

16,6

38,1%

Налог на недвижимость

1,6

0,9

70,5%

    

Земельный налог

12,6

12,4

2,2%

    

Единый налог

13,2

10,3

28,1%

    

Без трансфертов

122,2

104,2

17,2%

    

Трансферты

169,8

136,8

24,1%

    

Всего

292,0

241,0

21,1%

Всего

271,6

217,8

24,7%



НоСЭП

[1]За январь-июнь 2018 г. в госбюджет получено 42,3 млрд. грн. подоходного налога. Если исключить из этой суммы военный сбор ( 8,5 млрд. грн.), налог на процентный доход с депозитов (2,6 млрд. грн.), а также 40% отчислений от НДФЛ из бюджета Киева, которые ранее – до реформы межбюджетных отношений – уплачивались в госбюджет (около 8 млрд. грн. - доходы г Киев в январе-июне 2018 года), то госбюджет получил дополнительный доход от расщепления НДФЛ (25% + увеличенный до 60% норматив для Киева) - оценочно в 28млрд. грн. Для сравнения за этот же период в местные бюджеты поступили новые доходыв меньшем объеме: акциз (6,4 млрд. грн.), налог на прибыль (4,9 млрд. грн.), плата за предоставление административных услуг (1,8 млрд. грн.), доходы от налога на недвижимость 1,6 млрд. грн. (или 1,3% собственных доходов местных бюджетов), плата за пользование недрами (1,4 млрд. грн. ) и др. мелкие по суммам налоги. Итого порядка 18,2 млрд. грн.

[2]https://kurs.if.ua/news/cherez_zminy_do_podatkovogo_kodeksu_mistsevi_byudzhety_nedootrymuyut_koshty_vid_platy_za_zemlyu__fedyshyna_65700.html

[3]https://www.auc.org.ua/novyna/sekciya-amu-z-pytan-osvity-pracyuye-u-lucku