По информации Госстата, промышленное производство в январе-июне 2018 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5%, объемы строительных работ – на 2,8%, производство сельскохозяйственной продукции – на 11,4%.
В то же время грузооборот сократился на 2,8%, перевозки грузов – на 2,4%.
1. Промышленность
По итогам января-июня умеренный рост зафиксирован и в добывающей (+1,6%), и в перерабатывающей (+2,5%), и в топливно-энергетическом комплексе (+4,3%). Несмотря на то, что лидером роста стал ТЭК, интерпретировать этот факт следует крайне осторожно: прирост достигнут на фоне прошлогоднего падения на 5,4%.
В целом же перерабатывающая промышленность в первом полугодии показала объемы производства, отстающие от аналогичного периода 2013 года на 14,7%, ТЭК – на 17,2%, а добывающая промышленность – на 28,7%.При нынешней динамике восстановления ТЭК выйдет на уровень, продемонстрированный в первом полугодии 2013 года, только в 2023 году, перерабатывающая промышленность – в 2025 году, а добывающая – на ранее 2040 года !
Недостача сырья и дефицит энергоресурсов станут тем рисковым фактором, который будет сдерживать рост перерабатывающих отраслей. Заместить недостающие внутренние ресурсы поставками из-за рубежа также будет проблематично – импорт и так растет более высокими темпами, чем экспорт, углубление этой динамики грозит дальнейшим увеличением негативного сальдо внешней торговли и усилением давления на гривну.
Сократилось промышленное производство в 11 из 25 регионах страны, т.е. практически в каждом втором. Наибольшее падение промпроизводства ожидаемо достигнуто в Луганской области – минус 23,0% по сравнению с первым полугодием 2017 года. Сокращались объемы выпуска промышленной продукции также в Ровенской (-11,1%), Хмельницкой (-6,6%), Черниговской (-5,7%), Одесской (-3,8%), Винницкой (-2,8%), Харьковской (-2,5%) областях, г. Киеве (-2,0%), Житомирской (-1,3%), Николаевской (-0,6%), Херсонской (-0,5%) областях. Лидером роста стала… Ивано-Франковская область (+17,2%), удельный вес которой в общеукраинском промышленном производстве всегда был незначительным.
Особо следует обратить внимание на Луганскую область. Этот регион всегда считался промышленно-ориентированным, но военный конфликт на востоке страны привел к практически тотальной деиндустриализации региона. В первом полугодии 2018 года промышленное производство там составляло всего 15,8% от уровня аналогичного периода 2013 года, а всего за последнее десятилетие – падение в промышленности составило 88,5%!
Рост показали 11 базовых отраслей , а в отдельных из них были достигнуты неплохие результаты (например, химическая промышленность - +39,5%, автомобилестроение - +19,1%).
Вместе с тем, сократились объемы производства отрасль электромашиностроения (-5,9%), резинотехническая (-2,2%), электронная, легкая и пищевая (по -2,1%), фармацевтическая (-1,6%), нефтегазодобывающая промышленность (-0,5%).
Невзирая на рост, пока не удалось и близко компенсировать прошлогодние падения в угольной и коксохимической промышленности. Первая дала прирост всего в 0,9% после падения -11,2% годом ранее. Аналогичная ситуация и в коксохиме – рост на 5,9% после прошлогоднего падения на 18,3%.
На обеих отраслях, безусловно, в первую очередь сказалась блокада ОРДЛО.
- Наиболее критичной стала потеря 100% добычи антрацита, приведшая к необходимости увеличивать импорт угля, а также переориентации блоков тепловых электростанций на угли газовой группы, что привело к образованию дефицита и по этой марке энергоресурсов.
- Образовавшийся дефицит энергетического угля приходится закрывать поставками из США и ЮАР, а также наращиванием импорта российского угля. Оказывается проще обеспечивать работой и зарплатой зарубежных шахтеров, чем развивать собственную угольную промышленность. Практически позабыта и брошена на произвол судьбы единственная строящаяся за годы Независимости шахта «Нововолынская №10», которая уже через год после ее ввода в строй могла бы выдавать на гора около 1 млн. тонн угля. Правительство вместо системной работы по поддержке угольной промышленности продолжает управленческие эксперименты по созданию единой государственной угледобывающей компании, видимо, призабыв, что такая попытка уже была, и по ее итогам НАК «Уголь Украины» была ликвидирована как неэффективная и достаточно коррупционная структура.
- В последний день весенней сессии ВР по инициативе депутатов были приняты изменения в бюджет, предусматривающие увеличение средств, направляемых на господдержку угольной отрасли, с 1,3 до 4,1 млрд. грн., но это и близко не стоит с показателями 2013 года, когда через разные инструменты объемы господдержки были доведены до 13 млрд. грн.
- На неудовлетворительных результатах работы коксохимической промышленности в первую очередь сказались потеря контроля над рядом предприятий, перешедших под «внешнее управление ДНР-ЛНР», в первую очередь Енакиевского коксохима и Донецккокса (производивших кокс не только для местных металлургических комбинатов, но и для расположенных на подконтрольных территориях), а также ряда шахт, добывающих коксующие угли.
Даже в тех отраслях, где формально достигнут рост – тоже далеко не все однозначно.
- В горно-металлургической промышленности(+1,9%) – на 1,1% сократилась добыча железных не агломерированных руд, на 0,9% - не агломерированных железорудных концентратов, на 5,4% - форм для производства бесшовных труб из нелегированной стали и на 16,0% - из легированной, на 21,3% - тонкостенных стальных труб и трубок, на 4,9% - железного и стального провода, на 4,1% - конструкций из листового металла , а также котлов центрального отопления.
- В химической промышленности(+39,5% ) – на 14,4% уменьшилось производство спирта этилового не денатурированного, на 2,8% - пластифицированного поливинилхлорида, на 6,2% - плит, пленок, фольги и ленты из полимеров этилена, на 3,2% - красок и эмалей на водной основе, на 14,1% - красок и эмалей на основе сложных полиэфиров, на 84,3% - туалетного мыла.
- В электромеханической отрасли и сельскохозяйственном машиностроении(+2,6% ) – на 1,3% сократилось производство обогревателей и радиаторов на газовом топливе, на 6,0% - погружных одноступенчатых насосов, на 31,2% - валов, на 19,2% - конвейеров и элеваторов (кроме горно-шахтных), на 51,0% - аппаратуры и оборудования для очистки воды, на 8,5% - деревообрабатывающих верстатов, на 3,3% - бетономешалок, на 24,8% - контейнеров, на 38,1% - тракторов, на 3,2% - плугов, на 32,8% - распушителей и культиваторов, на 40,3% - дисковых борон, на 35,0% - сеялок, на 26,6% - промышленного оборудования для переработки мяса птицы[1]и т.д..
- В целлюлозно-бумажной промышленности(+4,4%) – на 2,4% сократилось производство немелованной плотной бумаги и картона, на 4,6% - гофрированной бумаги и картона, на 4,6% -туалетной бумаги.
Еще хуже ситуация в отраслях, в целом сокративших объемы производства, где проблемных позиций еще больше.
- В нефтегазовой промышленности(-0,5%) – сократилась добыча и сырой нефти (на 0,1%), и газового конденсата (на 2,1%), и природного газа (на 0,3%). Производство топливного мазута уменьшилось на 19,6%, выпуск сжиженного пропана и бутана – на 7,0%.
- В пищевой промышленности(-2,1%, хотя по итогам первого квартала здесь был рост +2,9%) – на 1,5% сократилось производство мяса свежего и охлажденного говяжьего, на 10,0% - свежей и охлажденной свинины, на 0,5% - мороженной говядины, на 11,9% - мороженной свинины, на 21,6% - свежей и охлажденной курятины, на 15,2% - сока яблочного, на 13,3% - нерафинированного подсолнечного масла, на 0,4% - маргарина, на 8,1% - муки, на 9,8% - хлеба и хлебобулочных изделий, на 7,0% - кондитерских изделий, на 2,6% - карамели, на 1,7% - соусов, на 2,3% - молокосодержащих продуктов, на 2,7% - коньяков, на 10,6% - водки. Сокращение производства ожидаемо привело к продолжению роста цен на продукты питания. При таких тенденциях пищепром не только не сможет расширять присутствие на внешних рынках, но вскоре начнет терять и собственный внутренний…
- В легкой промышленности(-2,1%) – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 3,2%, одеял и пледов – на 0,2%, постельного белья – на 16,0%, нетканных материалов – на 7,0%, мужских костюмов и комплектов – на 2,9%, женских пальто и плащей – на 5,4%, женских жилетов и курток – на 47,2%, женских жакетов и блейзеров – на 11,9%, женских платьев – на 8,8%, колгот – на 12,9%, носков – на 2,1%, женской кожаной обуви – на 10,9%, домашней обуви и тапочек – на 5,3%.
- В фармацевтической отрасли(-1,6%) – на 9,6% упало производство фасованных других лекарственных средств.
- Хватает проблем в отрасли стройматериалов: добыча известняка сократилась на 19,8%, строительных и глинистых песков – на 17,9%, производство плитки и плит керамических сократилось на 4,2%, не огнеупорного кирпича – на 9,4%, портланд-цемента – на 3,5%, цементных блоков и кирпича – на 13,2%, элементов строительных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня – на 17,3%, бетонных растворов – на 7,4%, асфальтного и битумного материала - на 11,4%. Помимо этого, на 49% сократилось производство бетономешалок и растворо-смесителей.
- В электронной (-2,1%) и электромеханической (-5,9%) отрасли– на 16,4% сократился выпуск приемо-передающего коммутационного оборудования, на 18,3% - счетчиков электроэнергии, на 16,9% - аппаратуры автоматического регулирования и управления, на 8,9% - однофазных электродвигателей, на 7,4% - многофазных электродвигателей, на 32,7% низковольтных автоматических выключателей, на 3,1% автомобильных свинцовых аккумуляторов, на 23,1% - изоляционного провода, на 47,2% - патронов для ламп
Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!
Украина постепенно смирилась с медленным вымираниемавиационной отрасли(в последние годы устойчиво производящей на трех своих заводах по одному, максимум два самолета, а за последние четыре года – не имеющие ни одного серийного заказа),судостроения(а по факту и результатам деятельности – скорее судоремонта и судопокраски),автомобилестроения(в которой более-менее работает один, временами два завода из семи, остальные с каждым месяцем все ближе и ближе к банкротству),ракетно-космического комплекса(в которой из более полусотни предприятий – только три прибыльны, а некогда флагманы отрасли заводы «Южмаш» и «Арсенал» сидят по уши в убытках).
2. Сельское хозяйство
Этот сектор по итогам первого полугодия продемонстрировал невиданные, на первый взгляд, темпы роста - +11,4% (хотя прирост в январе-мае 2018 года составлял всего 0,2%).
Увеличили объемы производства и сельскохозяйственные предприятия (+24,7%), и хозяйства населения (правда, последние – значительно скромнее, всего на 1,3%).
Локомотивом роста оказалась подотрасль растениеводства, где зафиксирован рост объемов производства на 81,9%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях – на 314,1% (!), в хозяйствах населения – на 16,3%.
Но вышеупомянутые оптимистические темпы роста не должны вводить в заблуждение.
Растениеводство начинает попадать в сельскохозяйственную статистику только с июня месяца (до этого там учитываются исключительно показатели животноводства). Так вот – благодаря крайне благоприятным погодным условиям весной 2018 года урожай созрел раньше, чем в прошлом году, уборку его начали соответственно раньше, и собрали на конец июня – естественно больше, чем в 2017 году.
Так, на конец первого полугодия зерновых и зернобобовых культур убрано с площади 1227,5 тыс. га – в 4,6 раза большей, чем годом ранее – а по отдельным культурам наблюдались еще более высокие темпы. Например, собрано пшеницы с площади, в 9,5 раза превышающей прошлогоднюю, ячменя – в 2,8 раза, гороха – в 4,8 раза, рапса – почти в 19 раз.
В результате, на 1.07.2018 уже собрано 37,3 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, в том числе 19,6 млн. тонн пшеницы, 16,6 млн. тонн ячменя, что в 8,8 и 2,6 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Но на этом позитивные моменты для хозяйств, занимающихся растениеводством, заканчиваются.
Во-первых, стоит отметить, что заметно снизилась урожайность с 1 гектара. В целом по зерновым и зернобобовым она была меньше прошлогодней на 10,3%, в т. ч. по пшенице – на 7,5% меньше, по ячменю – на 6,8% меньше, по гороху – на 46,6% меньше, по картофелю – на 1,7%.
Во-вторых, посевные площади под урожай-2018 оказались почти такими же, как годом ранее, а по отдельным культурам – и вовсе меньшими, чем в 2017 году.В целом по сравнению с прошлым годом общая площадь, засеянная сельскохозяйственными культурами, увеличилась всего на 0,2%. Но, к примеру, под ячменем она уменьшилась на 0,4%, под житом – на 12,9%, под овсом – на 0,1%, под гречкой – на 42,6%, под сорго – на 40,8%, под просом – на 9,5%, под фасолью – на 2,6%.
Аналогичная картина наблюдается и по техническим, и по овощным культурам. Площадь, отведенная под сою, уменьшилась на 14,5%, под лен – на 32,3%, под сахарную свеклу – на 11,7%, под картофель – на 0,3%, под капусту – на 6,8%, под огурцы – на 2,2%, под баклажаны – на 8,4%, под помидоры – на 2,2%, под лук – на 5,0%, под морковь – на 0,8%, под арбузы – на 8,5%, под дыни – на 3,0%.
На 5,0% уменьшились площади под кормовыми культурами.
Поэтому уже в ближайший месяц-два эффект «более высокой скорости уборки урожая» будет заметно нивелирован, а на результатах работы растениеводческой отрасли отразятся и меньшая площадь посевов, и более низкая по сравнению с прошлым годом урожайность. Плюс к этому – дадут знать о себе изменившиеся погодные условия и июльские заливные дожди, которые тоже привнесут свой вклад в результаты работы аграриев.
Поэтому темп роста в +81,9% не стоит воспринимать всерьез.
Традиционно все сложно в подотраслиживотноводства. В ней зафиксирован прирост объемов производства всего на 0,1%. Сельскохозяйственные предприятия показали рост на 2,8%, хозяйства населения – падение на 2,2%.
Производство мяса сократилось на 0,6%, молока – на 1,8%, шерсти – на 1,0%.
Лидерами падения по производству мяса (в живом весе) стали Луганская (-46,4%), Харьковская (-12,5%), Полтавская (-10,3%), Запорожская (-7,5%) и Черниговская (-5,6%) области.
Производство молока в Запорожской области уменьшилось на 6,9%, в Днепропетровской – на 5,4%, в Ивано-Франковской и Львовской – на 5,0%, в Одесской – на 4,9%, в Волынской – на 4,4%, в Херсонской – на 4,3%.
Незначительно выросло по сравнению с прошлым годом производство яиц (на 2,8%). Вместе с тем, в Луганской области – оно сократилось на 26,1%, в Одесской – на 16,3%, в Хмельницкой – на 12,2%, в Черкасской – на 7,3%, в Винницкой – на 5,8%.
На 5,3% сократилось выращивание в живом виде крупного рогатого скота, на 4,0% - свиней, на 7,2% - овец и коз.
На 4,8% уменьшилась реализаций на забой крупного рогатого скота, на 7,9% - свиней.
Продолжает сокращаться поголовье всех видов сельскохозяйственных животных (за исключением домашней птицы, количество которой увеличилось на 4,7%).
Поголовье крупного рогатого скота всего за год сократилось на 4,6%, в т. ч. в Николаевской области – на 19,2%, в Запорожской – на 8,6%, в Днепропетровской – на 8,5%, в Одесской – на 7,3%.
Количество свиней на 1.07.2018 году в целом по стране уменьшилось на 5,3% (в т.ч. в Одесской области – на 24,8%, в Луганской – на 20,3%, в Николаевской – на 15,6%, в Херсонской – на 12,6%, в Тернопольской – на 11,9%, в Днепропетровской – на 10,4%, в Волынской – на 9,1%).
На 4,1% сократилось поголовье овец и коз ( в т.ч. в Николаевской области – на 24,2%, в Закарпатской – на 10,0%, в Черниговской – на 7,6%).
Все это привело к тому, что цены реализации продукции животноводства увеличились по сравнению с первой половиной прошлого года на 20,3% (при общем уровне инфляции – 12,6%).
Тенденция вырезания домашнего скота не меняется уже 27 лет!За годы независимости поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 6,2 раза (с 24623,4 до 3979,6 тыс. голов), в т.ч. коров – в 4,1 раза (с 8378,2 до 2035,4 тыс. голов), свиней – в 3 раза (с 19426,9 до 6455,5 тыс. голов), овец и коз – в 5,2 раза ( с 8418,7 до 1632,9 тыс. голов).
Аграрии пока так и не отошли от негативных последствий отмены действия специального режима по НДС, действовавшего с незначительными изменениями практически с 1998 года и позволившего вывести стагнировавшую первые годы независимости отрасль в лидеры национальной экономики, оставляя ежегодно в распоряжении аграриев 20-25 млрд. грн. дополнительных оборотных средств. Предусмотренная новая бюджетная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей (в совокупности с рядом более мелких программ) по факту почти втрое меньше того ресурса, который оставался ранее у аграриев в виде оборотных средств при действии специального режима по НДС. Помимо этого, программа дотаций оказалась не совсем справедливой в отношении равномерности распределения средств, и ее основными пользователями стали в основном крупные птицеводческие агрохолдинги и компании-лидеры на рынке свинины, перетягивающие на себя почти половину от общей бюджетной поддержки, в то время как мелкие и частные хозяйства либо лишены доступа к ней , либо ограничены мизерными почти несущественными для ведения бизнеса суммами.
Да и выборка средств господдержки со стороны аграриев оставляет желать лучшего. За первое полугодие освоено всего около 10% средств[2].
3. Строительство
Строительный сектор является одним из наиболее проблемных в экономике Украины. Он деградировал (за исключением всего нескольких непродолжительных периодов) все годы независимости Украины. За 26,5 года страна пришла к тому, что в 2017 году строительные работы составляли всего 8,3% от объемов 1990 года, а из знаковых объектов можно выделить лишь длительную достройку постсоветского наследия (в 2002 году – нефтепровода Одесса – Броды, в 2004 году – атомных энергоблоков Х2/Р4, сооружение которых началось в 80-е годы минувшего столетия) да пару объектов к Евро-2012!
Первое полугодие 2017 года задало чрезвычайно высокие темпы роста (+29,2%), поэтому достигнутый в 2018 году дополнительный прирост еще на 2,8% можно расценивать как заметный успех.
Роста удалось достичь благодаря увеличению объемов строительства инженерных сооружений на 7,5%, что важно для недопущения дальнейшей деиндустриализации страны. Сложнее обстояли дела в жилищном строительстве : объемы в нежилом сегменте сохранились на уровне первого полугодия 2017 года, в жилом – сократились на 2,3%.
Лидерами роста стали Ивано-Франковская (+41,5%), Одесская (+33,8%), Черновицкая (+22,4%), Ровенская (+18,9%), Днепропетровская (+16,5%) области.
Вместе с тем, в 15 из 25, или в почти 2/3 регионов страны объемы строительства упали. Наиболее заметно – в Луганской (-53,5%), Сумской (-22,2%), Кировоградской (-21,0%), Закарпатской (-16,0%), Житомирской (-12,8%), Волынской (-10,5%), Полтавской (-10,3%) областях.
Сохраняются и существенные перекосы в объемах строительства. На Киев (11212,7 млн. грн.), Одесскую (5720,2 млн. грн.), Днепропетровскую (5025,0 млн. грн.) и Харьковскую (5019,4 млн. грн.) области пришлось более 56% от общих объемов строительства по стране. В одной только столице произведено работвдвоебольше , чем в вместе взятых Луганской, Херсонской, Закарпатской, Черниговской, Сумской, Волынской, Кировоградской, Черкасской, Житомирской, Черновицкой, Тернопольской областях.
Всего в странеза полгода произведено строительных работ на 48,0 млрд. грн. В долларовом эквиваленте – это менее 1,8 млрд. дол. США, т.е. в среднем всего около 72 млн. дол. на каждый регион Украины. При таких мизерных суммах не приходится рассчитывать на возможность строительства какого-либо крупного или знакового объекта.
Строительство жилья сократилось по сравнению с первым полугодием 2017 года на 2,3%. Причины очевидны : рынок недвижимости продолжает прощупывать все новое и новое дно, покупательная способность украинцев не увеличивается (даже несмотря на широко рекламируемый правительством рост зарплат), себестоимость строительства растет за счет увеличения цен на стройматериалы и строительные работы, и уже практически сравнялось с ценой реализации. В этой ситуации способствовать надуванию очередного мыльного пузыря было бы крайне неразумно.
Невзирая на это, жилищное строительство по-прежнему остается главным направлением ведения работ в стране. На него приходится почти 27% от общих объемов выполненных работ.
На втором месте – нежилое жилищное строительство – 24,7% от общего объема (11,9 млрд. грн.), из которых промышленные здания составляют всего 7,5% (экв. 135 млн. дол. США). Инвесторы по-прежнему предпочитают вкладывать не в отрасли реального сектора экономики, позволяющие на получение в дальнейшем дополнительных объемов производства и реализации промышленной продукции, а в торгово-развлекательные центры…
Правительство уже второй год заявляет об активном строительстве дорог, рапортуя о рекордных уровнях дорожного строительства. Вместе с тем, в первом полугодии 2018 года было выполнено дорожных работ всего на 5,4 млрд. грн. (11,3% от общих объемов строительства). Это крайне мало с учетом того, что правительством неоднократно заявлялось, что в 2018 году на строительство и ремонт дорог будут выделены рекордные 46,7 млрд. грн. (не считая того, что еще часть средств должна быть выделена из местных бюджетов). За полгода в строительство дорог вложено эквивалент всего 200 млн. дол. США, или в среднем 8 млн. дол. на один регион страны. Что можно построить за такие деньги – вопрос риторический.
Его же можно задать и в отношении промышленного строительства. На горнопромышленных и добывающих предприятиях было произведено работ по всей стране на 226,2 млн. дол. США, на предприятиях энергетики – на 90 млн. дол. США. Вряд ли стоит удивляться тому, что стареющие и хиреющие объекты этих секторов показывают отрицательную динамику промышленного производства, и с учетом нынешних объемов строительных работ – будут деградировать и дальше.
На объектах металлургии выполнено строительных работ на 43,1 млн. дол. США, на объектах химической промышленности – на 4,8 млн. дол. США. Это создает серьезную угрозу деиндустриализации в этих отраслях, наряду с аграриями – являющихся основными производителями экспортной продукции, обеспечивающей приток в страну валюты.
4. Транспорт
В транспортной отрасли после прошлогоднего восстановления, когда темпы роста достигали двузначного уровня, в январе-июне 2018 года зафиксировано падение практически всех показателей.
В пассажирском сегменте достигнут рост по пассажирообороту (на 5,3%), в том числе на железнодорожном транспорте – на 5,1%, авиационном – на 22,1%. В то же время пассажирооборот на автомобильном транспорте сократился на 1,6%, на водном – на 4,8%.
Хуже обстояли дела с количеством перевезенных пассажиров.
В целом количество перевезенных пассажиров по сравнению с первым полугодием 2017 года сократилось на 1,7%, в т.ч. на автомобильном транспорте – на 5,0%, железнодорожном – на 5,2%.
Над последней цифрой не лишне было бы задуматься руководству «Укрзализныци», запланировавшему на 2018 год двухэтапное повышение цен на билеты. Такая политика вряд ли поспособствует росту количества перевезенных пассажиров…
Уменьшение количества перевезенных на автомобильном транспорте пассажиров – также яркий маркер уровня падения покупательной способности населения на фоне ползучего роста стоимости проезда.
В целом по сравнению с началом января железнодорожные перевозки подорожали на 17,5%, автомобильные – на 10,5%. При этом сервис положительных изменений не претерпел: устаревшие вагоны, опаздывающие поезда, разваливающиеся на ходу маршрутки, регулярно устраивающие и попадающие в ДТП…
Рост перевозок пассажиров зафиксирован на водном (на 8,6%) и авиационном (на 16,4%) транспорте. Но сами по себе эти цифры мало свидетельствуют о «победе». На сегмент водных пассажирских перевозок приходится всего 0,009% от их общего объема (это всего 200 тыс. пассажиров за полугодие). Увеличение пассажирских авиационных перевозок можно было бы приветствовать, однако отечественная авиация оказалась не в состоянии обслужить растущий спрос в этом сегменте. Массовые отмены, переносы, задержки рейсов, тысячи туристов, застрявших в отечественных и зарубежных аэропортах, непонятные «технические проблемы» с самолетами у авиаперевозчиков, авральные компании по эвакуации туристов – все это по полной программе проявилось с началом лета, когда украинцы массово пошли в отпуска, поставив сегмент чартерных авиа перевозок на грань транспортного коллапса.
В грузовом сегменте ситуация значительно хуже. Грузооборот по сравнению с первым полугодием 2017 года сократился на 2,8%, объемы перевезенных грузов – на 2,4%. Роста удалось достичь только в автомобильном и авиационном транспорте, на которые приходится всего 12,6% грузооборота и 28,9% перевозки грузов.
Грузооборот на железнодорожном транспорте (56,8% от общего объема) сократился на 2,8%, объемы перевозки грузов – на 5,7%. Хронические перебои с поставкой вагонов предприятиям базовых отраслей экономики стали в последние пару лет обыденностью в работе «Укрзализныци» , не забывающей регулярно требовать и добиваться повышения тарифов при неизменно низком качестве работы. Перевозки зерна и продуктов перемола сократились на 16,9% (что естественно при снижении объемов последнего урожая), угля – на 12,2% (сказывается действие блокады Донбасса ), нефти и нефтепродуктов – на 8,8% (неудивительно с учетом того, что в стране худо-бедно работает лишь один НПЗ из шести), цемента – на 4,9%, леса и древесины – на 4,9%, стройматериалов – на 4,1%.
Неудачным стало первое полугодие и для трубопроводного транспорта. Грузооборот в нем упал на 5,4%, объемы транспортировки грузов – на 4,0%. Перекачка газа сократилась на 4,6%, нефти – на 4,8%, транзит газа и нефти уменьшился на 7,0% и 6,5% соответственно.
Продолжает медленно умирать водный транспорт. Грузооборот в нем сократился на 24,1%, объемы перевозки грузов – на 6,8%. В более-менее живом состоянии водный транспорт поддерживает энтузиазм компании «Нибулон», развивающее и пропагандирующее перевозку своей продукции по воде, строящее частные терминалы и суда. Вместе с тем, на Днепр приходится меньше 1% перевозок, в то время как на ключевые водные артерии Европы приходится 15-18% от общего объема перевалки грузов. Государство как собственник не уделяет никакого внимания развитию портов, доставшихся нам в наследство от СССР и постепенно приходящих в упадок.
Проблемы транспортного сектора проявляются все острее и острее, не получая должной реакции профильного министерства. Возглавляющий его министр В.Омелян представил в 2018 году новую Транспортную стратегию, которая была оценена экспертами как мало реалистичная, а то и утопичная. Непонятно зачем Украине предлагается запустить в работу 50 аэропортов, хотя ныне из имеющихся трех десятков регулярно работают и обслуживают полеты не более семи-восьми (остальные – практически в состоянии клинической смерти). В стране должны появиться 10 современных автобанов (хотя при нынешних объемах и качестве дорожных работ не хватит и полстолетия, чтобы привести в порядок полуразрушенные дороги). Мало верится в то, что «Укрзализныця» уже в 2030 году войдет в пятерку лучших железнодорожных компаний планеты, и для этого заменит все вагоны и локомотивы. Ну и совсем глубоким космосом выглядит утвержденная правительством задача – провести через Украину 5 из 11 глобальных веток Гиперлупа…
Реальный сектор экономики все еще далек от преодоления кризиса. Лишь кое-где по отдельным направлениям можно усмотреть первые признаки «оздоровления ситуации», но и они еще очень хрупки и нестойки.
- По итогам года промышленность покажет рост в пределах 2,5-3%, что явно недостаточно для преломления тенденций де-индустриализации после падения на 20% в 2014-2017 гг. С ежегодными темпами роста в 3% промпроизводство достигнет докризисного уровня только к 2025 г.
- Сдерживать рост в промышленности будет в т.ч. транспортная отрасль, которая демонстрирует падение в сегменте грузоперевозок на фоне снижения транспортировки и перекачки газа, а также падения перевозки грузов железной дорогой.
- Двузначный рост в с/х, достигнутый благодаря более раннему сбору зерновых, затормозится в последующие месяцы в т.ч . из-за худшей урожайности и продолжающейся стагнации в животноводстве.
- Рост в строительстве будет оставаться низким на фоне продолжающегося падения в сегменте жилищного строительства.
[1]Вышеупомянутые шесть последних позиций – тревожный сигнал для отечественных аграриев: сокращение производства отечественной аграрной техники вынудит прибегнуть к увеличению ее экспорта со всеми ожидаемыми негативными составляющими – удорожанием себестоимости сельскохозяйственной продукции, созданием дополнительной нагрузки на гривну и т.д.
[2]https://www.epravda.com.ua/publications/2018/07/25/638991/