По информации Госстата, в мае 2018 г. по сравнению с предыдущим месяцем года цены не изменились. Инфляция в годовом выражении – к маю 2017 г. – составила 11,7% (г/г). Сначала года (к декабрю 2017 года) цены выросли на 4,4%.
Инфляционное давление остается высоким:
- Снижение помесячных темпов роста цен до 0,0% в мае 2018 г. (с 0,8% в апреле, 1,1% в марте, 0,9% - в феврале, 1,5% - в январе) несколько замедлило годовую инфляцию, однако она все равно осталасьна высоком двузначном уровне.
- По данным Госстата, в мае 2018 г. по отношению к маю 2017 г. цены на потребительские товары и услуги выросли на 11,7% г/г. (см. график ниже). Средняя инфляция за январь – май (к аналогичному периоду 2017 г.) составила 13,2%.
- Украина сохраняет лидерство среди европейских стран по уровню инфляции последние 12 месяцев( см. график ниже)[1]. Если в мае 2018 г. ( против мая 2017 г.) цены в Украине выросли на 11,7%, то в среднем по странам ЕС – на 2%, в т.ч. в Польше – на 1,7%, Чехии – 2,2%, Венгрии – 2,8%, Литве – 2,9%, Румынии – 5,4%, а по странам СНГ, в РФ – 2,4%, Молдове – 2,8%, в РБ – 4,4%. Выше инфляция была только в Турции -12,15%.
НБУ продолжает надеяться на замедление роста цен и выход на прогнозную инфляцию к концу года на уровне 8,9%. Однако:
- С начала нынешнего года (к декабрю 2017 г.) – цены выросли на 4,4%. Это половина от официального прогнозного показателя инфляции на год (9%), достигнутая за 5 месяцев. С такими темпами сохраняется высокая вероятность, что инфляционный прогноз власти будет превышен, а двузначная инфляция останется в 2018 г. и составит не менее 12%. Инфляция замедлится в летние месяцы, однако ускорится осенью и в декабре (более детально - см. инфляционные риски).
- Не поддерживают прогноз НБУ и МФО. В последнем макро-прогнозе Всемирного банка также предупреждается, что инфляция в Украине в 2018 году может вновь превысить официальные прогнозы на фоне повышения расходов на оплату труда.[2]Двузначную среднегодовую инфляции в Украине по итогам года на уровне 11% ожидают и в МВФ.
Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в инфляциюс начала года (к декабрю 2017 г.)обеспечил рост цен на продукты питания и транспортные услуги (см. табл. ниже):
Май 2018 (к апрелю 2018), % | Май 2018 (к маю 2017 г.),% | Май 2018 (к декабрю 2017), % | Абсолютный вклад (к декабрю 2017), % | Вес в потреб. корзине,%* | |
Индекс потребительски цен (ИПЦ) | 0 | 11,7 | 4,4 | 4,4 | 100 |
Продукты питания и безалкогольные напитки | -0,7 | 13,7 | 4,6 | 2,0 | 42,6 |
Хлеб и хлебопродукты | 0,2 | 8,4 | 3,4 | 0,3 | 7,8 |
мясо | -0,2 | 22,3 | 4 | 0,4 | 9,3 |
фрукты | -1,1 | 15,7 | 15,7 | 0,5 | 2,9 |
овощи | -2,9 | 2,4 | 20,9 | 0,7 | 3,4 |
Алкоголь и табак | 1,8 | 19,4 | 7,3 | 0,6 | 8,3 |
Одежда и обувь | -0,4 | 2,4 | 4,1 | 0,2 | 5,6 |
ЖК-услуги | 0,1 | 4,9 | 1,4 | 0,1 | 6,1 |
Предметы домашнего потребления (мебель, бытовая техника и др.) | 0,6 | 6,1 | 4,1 | 0,2 | 4,6 |
Медуслуги | 0,6 | 9,2 | 4,6 | 0,3 | 6,7 |
Транспорт | 0,6 | 13,7 | 4,7 | 0,6 | 11,8 |
ГСМ | 0,8 | 16,5 | 4,1 | 0,2 | 3,9 |
Пассажирские перевозки | 0,7 | 18,8 | 9,4 | 0,3 | 3 |
Связь | 0,4 | 8,7 | 5,9 | 0,2 | 3,1 |
Отдых и культура | -0,6 | 4,3 | 2,4 | 0,1 | 3,3 |
* - приведены основные товары и услуги, которые занимают более 3% в корзине потребления
Источник: Госстат, собственные расчеты
- Продовольственная инфляциязадавала темпы роста цен на потребительские товары и услуги.С начала года(к декабрю 2017 г.) цены на продукты питания выросли на 4,6%:
o Продовольственная инфляция объясняет почти половину суммарного роста цен потребительские товары и услуги с начала года.
o В мае 2018 г. (к декабрю 2017 г.) зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки». Упали цены только на следующие товары: яйца (-11,2%), сахар (-5,6%), молоко (-2,2%).
o Наибольшими темпами с начала года подорожали овощи (на 20,9% к декабрю 2017 г.), фрукты (15,7%), рыба и рыбопродукты (7,0%), хлеб (6,5%).
o Исходя из структуры индекса ИПЦ, почти 3/4 всей продовольственной инфляции с начала года обеспечили 3 позиции – мясо, овощи и фрукты.
- Продолжился рост цен на алкогольные и табачные изделия (на 7,3% к декабрю 2017 г.). Только в мае цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 1,8% м/м, в т.ч. табачные изделия – на 2,4% м/м, алкогольные напитки – на 1% м/м.
- Заметно подорожала одежда и обувь.За 5 месяцевс начала года стоимость одежды и обуви выросла на 4,1% (к декабрю 2017 г.) под влиянием роста производственных издержек и отложенного эффекта девальвации под конец прошлого - начало нынешнего года, когда завозились импортные поставки.
- Значительно – на 9,4% с начала года – подорожали пассажирские транспортные услуги, в т.ч. автодорожные перевозки на 9,7% и ж/д перевозки – на 6,4%.Основные причины–повышение зарплат и предшествующий рост цен на ГСМ. Стоимость ГСМ в мае снова увеличилась. В конце мая 2018 г стоимость заправки для легкового авто с баком 48 литров была на 22,56 грн. дороже, чем в конце апреля 2018 года. А сначала года ГСМ подорожали на 4,1% (к декабрю 2017 г.). В результате, заправить полный бак легковушки на 48 литров (А-95) 31 мая 2018 г дороже, чем 29 декабря 2017, в среднем на 61,44 грн.[3]
- Продолжался ползучий рост цен на ЖК - услуги, хотя в целом их вклад в инфляцию с начала года был незначительным.Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,1% (м/м), по данным Укрстата, произошел главным образом за счет повышения тарифов на водоснабжение на 2,2%, канализацию – на 1,8%, содержание домов и придомовых территорий – на 1,2%.
- Следует также выделить удорожание с начала года услуг связи (+5,9% к декабрю 2017 г.) и продолжающееся удорожание медуслуг (+4,6%), в т.ч. амбулаторных услуг - на 6,8%, что снижает их и без того их низкую доступность для населения.
Первые 5 месяцев 2018 г. показали, что в Украине сохраняется высокое инфляционное давление. Фундаментальные причины остаются прежними:
1. Отмена государственного ценового регулирования на социально-значимые товары.
Под конец 2016 г. правительство отменило государственное регулирование цен на социально-значимые продукты,не предложив взамен никаких других альтернативных регулирующих механизмов(напр., сниженный НДС на социально значимые товары, адресные субсидии на товары первой необходимости малоимущим). В результате, в Украине наблюдается стремительный рост цен на эту группу товаров. Сегодня 50-90% из корзины базовых продуктов питания в Украине сопоставимы с ценами в странах Восточной и Центральной Европы, а подчас и выше[4].
2. Неподкрепленное ростом экономики повышение минимальной зарплаты.
Это признает и сама власть. Как отмечают в НБУ, «при повышении выплат, должна расти производительность труда - иначе это негативно повлияет на инфляцию, ужесточение монетарной политики и замедлит темпы экономического роста». А в Украине наблюдается как раз такая картина:
- За 2017 – май 2018 гг. минимальная зарплата (МЗП) выросла почти в 2,3 раза (по сравнению с 2016 годом), тогда как цены за это время увеличились на 18,7%. Таким образом, в реальном выражении МЗП увеличилась за это время более чем в 2 раза.
- При этом по итогам 2017 г ВВП вырос всего на 2,5%; промпроизводство сократилось на 0,1%; спад в АПК составил «минус» 2,7%. Безработица держится на около-рекордных уровнях близким к 10% (9,5% среди населения 15-70 лет и 9,9% среди населения трудоспособного возраста). Задолженность по зарплатам за 2017 год выросла на 32,2% или на 576,9 млн. грн. до рекордных 2,37 млрд. грн. (без учета зоны АТО), при этом за январь-апрель 2018 года задолженность еще выросла на 4,4%, достигнув 2,47 млрд. грн.
В условиях слабой экономической динамики политика правительства по разогреванию зарплат (в 2017 г темпы роста реальной, т.е. с учетом инфляции, средней зарплаты стабильно держались около отметки +18-20%, а в январе-апреле 2018 г. +10-12,5%) – это прямой путь к раскручиванию инфляции спроса со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.
3. Ухудшение положения аграриев, вылившееся в увеличение себестоимости и сокращение производства аграрной продукции:
- Ограничение господдержки.С 2017 г. власти отменили спецрежим НДС для с/х производителей, предусмотрев прямые дотации на производство продуктов питания. В результате такого перехода объем господдержки аграриев сократился в 3-4 раза. Господдержка, заложенная в бюджет-2018 (как и прошлогодняя) не покрывает потерь от ликвидации спецрежима по НДС. В номинальном выражении она хоть и вырастет с 5,38 млрд. грн. в 2017 г. до 6,32 млрд. грн. в 2018 г., но это далеко не те 15-20 млрд. грн. оборотных средств, остававшихся в распоряжении аграриев еще три года назад. При этом 50% этой суммы могут получить производители всего одной сферы -птицеводства.Трехкратное сокращение господдержки не могло не сказаться на том, что в 2017 году сократили объемы производства и в растениеводстве (на 3,6%) и в животноводстве (на 0,4%). Спад в АПК продолжается и в нынешнем году: в январе – апреле 2018 г. против аналогичного периода 2017 г. производство с/х продукции упало на 0,5%.
- Рост расходов.Расходы на производство продукции растительного происхождения за 2017 год выросли на 23,1%, а животного – на 18,2%. Расходы на производство сельскохозяйственной продукции в Украине в 2017 году выросли на 21,8% по сравнению с 2016 годом.[5]По данным Госстата, расходы на производство сельскохозяйственной продукции в Украине в январе-апреле т.г. выросли на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. В частности, совокупные расходы на производство растениеводческой продукции за отчетный период увеличились на 12,2%, животноводческой – на 16,5%.[6]
В дополнение к ним сохранится влияние и других факторов, которые будут давить на рост потребительских цен в 2018 г.:
- Рост цен производителей. С середины 2016 г. продолжает оставаться инфляционный навес за счет опережающего роста цен производителей. В мае 2018 г. рост цен производителей существенно ускорился и составил +16,5 % (к маю 2017 г.) против 11,7% г/г на потребительские товары и услуги – см. рис. ниже. Это отложенная инфляция со стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом переносится на стоимость потребительских товаров и услуг.
- Дальнейший рост административно регулируемых тарифов, прежде всего на услуги ЖКХ.
- Кабмин на заседании 30 маяпродлил специальные обязательства компании НАК "Нафтогаз"[7]по поставкам газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго без изменения цены до 1 августа. Таким образом, пока цены на газ для населения остались на прежнем уровне.
- Тем не менее, пересмотр цены на газ до уровня импортного паритета заложен в Меморандум о сотрудничестве с Фондом в рамках программы EFF. Несмотря на голосование закона по АКС, который еще требует экспертизы МВФ, требование Фонда повысить цену на газ для населения и уровнять ее до уровня c промышленностью остается.[8][9]В НБУ ожидают приезд миссии МВФ уже после принятия решения о пересмотре цены на газ, что позволит оценить необходимость в корректировке показателя дефицита бюджета.
- Решения "газового вопроса" от Украины ждут в ближайшие недели. Согласно НКРЭКУ, цена газа для населения после приведения ее до рыночного уровня может вырасти на 60-70%.[10]По данным СМИ, в правительство уже зарегистрирован (но не опубликован) проект постановления с прописанной формулой повышения тарифов, согласно которому 1 тыс. кубометров потребленного газа может стоить украинцам 11 тыс. грн. (+58% от нынешней стоимости).[11][12]
- Ускорение роста цен на ГСМ. В середине мая цены на нефть взлетели до 80 дол за баррель. Хотя с того времени цены несколько снизились, говорить о большом снижении не приходится. Сегодня рынок живет в ожидании намеченного на конец июня саммита ОПЕК+.
- Рост цен на транспортные услуги. Местные власти повышают тарифы на коммунальный транспорт. В Киеве проезд в метро с 15 июля будет стоить 8 грн., за ним не замедлит подтянуться стоимость маршруток.
- Смягчение бюджетной политики на фоне старта предвыборной президентской компании (осенью 2018 г.)иускорение/увеличение социальных выплат(повышение мзп до 4100 грн., проведение еще одного раунда осовременивания пенсий, повышения пенсий военным и работникам сельского хозяйства и т.д.), что будет увеличивать дефицит бюджета, стимулировать потребительский спрос и раскручивать инфляцию.
В то же время, на сдерживание роста цен в 2018 г. могут повлиять:
- Относительно лучшие перспективы по урожаю, в т.ч. фруктов и овощей, на фоне более оптимальных погодных условий.
- Проведение жесткой монетарной политики НБУ по поддержанию на высоком уровне положительных реальных процентных ставок. За этот год ставка рефинансирования была увеличена уже дважды. Так, 25 января НБУ повысил свою основную учетную ставку на 1,5 п.п. до 16%. Со 2 марта учетная ставка НБУ была увеличена еще на 1,0 п.п. до 17%, что соответствует порядка 5-6% реальной процентной ставки (номинальная ставка за вычетом прогнозной инфляции). Обратная сторона медали такой политики – удорожание стоимости денег и замедление и без того невысоких темпов экономического роста.[13]
- Очередные изменения в расчете индекса потребительских цен (ИПЦ). Методика расчета ИПЦ не претерпела таких кардинальных изменения как годом ранее: сам набор потребительских товаров и услуг остался прежним, но их веса поменялись (см. приложение 1). Наибольшие изменения затронули уменьшения веса в структуре потребления ЖК-услуг с 7,5% до 6,1% и ГСМ с 5% до 3,9%. По обеим статьям предполагается ускорение инфляции в 2018 г. Поэтому снижение их веса в ИПЦ означает уменьшение вклада в инфляцию со стороны цен на коммуналку и топливо.
Тренд на укрепление гривны, начавшийся в конце января[14], во многом усиленный краткосрочным притоком спекулятивного капитала нерезидентов под покупку ОВГЗ и поддерживаемый благоприятными условиями торговли, также будет влиять на сдерживание инфляции в ближайшие месяцы. Однако фундаментальные факторы давления на гривну остаются. Сохраняются высокие девальвационные ожидания[15]на фонезначительных выплат по внешним долгам и сохранением неопределенности с дальнейшим кредитованием от МВФ (под конец 2018 г. и в 2019 г, когда программа EFFзакончится).Следует также отметить, что у МВФ есть негласное правило не давать кредиты менее чем за полгода до выборов.Давление в сторону девальвации гривны усилится осенью 2018 г., обусловив ускорение инфляции в последние 4 месяца года.
Прогноз на 2018 г.
С высокой вероятностью можно ожидать, что по итогам 2018 г. в стране пятый год подряд сохранится высокая двузначная инфляция и соответственно НБУ не достигнет свой цели по инфляции (8,9%), а правительство – прогноза по инфляции (9%). По нашим оценкам, инфляция составит около 12%.
1. В Украине сохраняется высокое инфляционное давление. Страна остается в числе лидеров среди европейских государств по уровню инфляции за последние 12 месяцев (11,7%), что почти в 10 раз больше чем в среднем по странам ЕС.
2. За январь-май 2018 г. цены увеличились на 4,4% (к декабрю 2017 г.). С учетом такой динамики есть все предпосылки ожидать, что высокая двузначная инфляция сохранится 5-й год подряд и составит порядка 12%.
3. В 2018 году рост цен в стране практически наполовину объясняется ростом продовольственных товаров. Это бьет по наименее социально защищенным категориям граждан, в структуре потребления которых продовольствие занимает большую долю.
4. Фундаментальные причины роста цен не изменились: отмена государственного ценового регулирования на социально-значимые товары (без какой – либо альтернативы по поддержке малоимущих граждан), неподкрепленное ростом экономики административное повышение зарплат, снижение господдержки аграриев и рост себестоимости производства сх продукции. Более того, сохраняются высокие инфляционные риски, связанные с дальнейшим ростом тарифов ЖКХ, растущими издержками производителей, высокими девальвационными ожиданиями и т.д.
5. Власть раскрутила маховик инфляции и не может его остановить. Если за 2010-2013 гг. суммарная инфляция составила 14,5%, то за 2014-2017 гг. – 139%.
6. Сохранение высокой двузначной инфляции съедает увеличение минимальных социальных стандартов, темп роста которых за последние годы в разы отстает от темпа роста цен в магазинах и на рынках. Если в 2014 – мае 2018 г. цены выросли в 2,4 раза, то минимальная пенсия на 53%.
7. Высокая постоянная инфляция оказывает негативное влияние на экономический рост, де-стимулируя инвестиции, в т.ч. из-за высоких кредитных ставок, большей непредсказуемости экономической среды, и снижая в конечном итоге реальное благосостояние граждан и их покупательную способность.
Приложение 1
Изменение методологии расчета индекса потребительских цен
С 1 января 2017 года в статистическую практику внедрена новая методология расчета индекса потребительских цен. В частности, (1) введен новый потребительский набор товаров и услуг – 328 позиций вместо 335; (2) используется новая структура удельного веса потреблений этих товаров и услуг, которая базируется на данных национальных счетов относительно расходов домохозяйств на конечное потребление за последний доступный год (в 2017 г. использовались нацсчета за 2015 г.).
По заявлениям Госстата, изменения методологии расчетов ИПЦ соответствует п. 33 Стратегии развития государственной статистики на период до 2017 г. "проведение расчетов ИПЦ с учетом весовых коэффициентов, определенных по данным национальных счетов согласно стандартам ЕС". Следует отметить, что в ЕС подобный переход объяснялся введением евро вместо национальных валют и использованием индекса в качестве инструмента таргетирования цен. Однако для условий Украины эти цели пока не подходят. Вместо этого изменения приведут к следующим результатам:
- Снижение точности оценок.При высоких темпах роста цен и меньшем количестве позиций потребительской корзины точность и надежность измерения инфляции снижается. В новой потребительской корзине количество позиций снижено с 335 до 328. Согласно МВФ[16], в Италии потребительская корзина включает 1148 позиций товаров и услуг, Венгрии — 906, Литве — 858, Чехии — 710, Словакии — 709, Великобритании — 650.
- Занижение темпов роста цен.Для расчета ИПЦ Укрстатслужба осуществила переход от весов на базе денежных расходов домохозяйств к расходам по нацсчетам. Переход привел к таким нереалистичным результатам как снижение удельного веса расходов на питание с 50,8% до 41,8%, а ЖКХ – с 11,3% до 7,5%. Поскольку продукты питания и ЖК-услуги – основные статьи, которые давали наибольший вклад в инфляцию в последние годы , то произведенные изменения с их весами в ИПЦ, привели к занижению инфляции.
В 2018 г. методика расчета ИПЦ не претерпела таких кардинальных изменений как годом ранее: сам набор товаров и услуг остался прежним, но их веса поменялись (исходя из нацсчетов за 2016 г.). При чем, наибольшие изменения коснулись уменьшения веса в структуре потребления ЖК-услуг с 7,5% до 6,1% и ГСМ с 5% до 3,9% (см. табл. ниже). По обеим статьям предполагается ускорение инфляции в 2018 г . Поэтому снижение их веса в ИПЦ означает уменьшение вклада в инфляцию со стороны цен на коммуналку и топливо.
Основные изменения в весовой структуре для расчета ИПЦ по классификации индивидуального потребления по целям (весь ИПЦ = 100%)
Категория | Вес в 2017 году, % | Вес с 2018 года,% | Изменение |
Продукты питания, в т.ч. | 40,25 | 40,32 | 0,07 |
Молоко, сыр и яйца | 5,56 | 5,42 | -0,14 |
Яйца | 1,20 | 0,97 | -0,23 |
Фрукты | 2,70 | 2,89 | 0,19 |
Овощи | 3,29 | 3,35 | 0,06 |
Корнеплоды, лук и грибы | 0,81 | 0,77 | -0,04 |
Безалкогольные напитки | 1,55 | 2,25 | 0,70 |
Алкогольные напитки, табачные изделия | 7,90 | 8,30 | 0,40 |
Одежда и обувь | 5,40 | 5,60 | 0,20 |
Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива | 7,50 | 6,14 | -1,36 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника, текущее содержание жилья | 4,74 | 4,61 | -0,14 |
Транспорт, в т.ч. | 12,12 | 11,83 | -0,29 |
ГСМ | 5,04 | 3,90 | -1,14 |
Отдых и культура | 3,20 | 3,33 | 0,13 |
Образование | 1,59 | 1,51 | -0,08 |
Рестораны и отели | 2,21 | 2,51 | 0,31 |
[1]Данные для Боснии и Герцеговине приведены за апрель 2018 г. (по отношению к апрелю 2017 г.).
[2]https://politeka.net/news/632900-ukraintsev-predupredili-o-rezkom-skachke-tsen/
[3]Данные https://index.minfin.com.ua/markets/fuel/a95
[4]https://www.youtube.com/watch?v=F6yQHwVikE0
[5]https://www.apk-inform.com/ru/news/1096156#.Wx5uc4pgGUk
[6]https://www.apk-inform.com/ru/news/1097140#.Wx5vNopgGUk
[7]http://gordonua.com/news/money/kabmin-ukrainy-reshil-ne-podnimat-ceny-na-gaz-dlya-naseleniya-do-1-avgusta-248690.html
[8]https://ru.tsn.ua/ukrayina/trebovanie-mvf-podnyat-cenu-na-gaz-ostaetsya-groysman-1168470.html
[9]Согласно Минэкономики, средняятаможеннаяцена импортного газа для предприятий, расположенных в Украине, в апреле 2018 года равнялась 8099,76 грн. за тысячу кубометров или 309,9 долларов
[10]https://ru.tsn.ua/groshi/gaz-dlya-naseleniya-mozhet-podorozhat-bolee-chem-v-poltora-raza-predsedatel-nkreku-1161147.html
[11]С 1 апреля 2017 года в Украине для населения и предприятий теплокоммунэнерго установлена цена на газ в 6957,9 грн за 1 тыс м? (с НДС, затратами на транспортировку, поставку и распределение газа).
[12]http://www.aif.ua/society/social/kabmin_prigotovil_formulu_s_rostom_tarifa_na_gaz_do_11_griven_za_kubometr#id=14351593
[13]https://index.minfin.com.ua/ua/banks/nbu/refinance/
[14]По данным НБУ, по состоянию на 31 мая 2018 г. официальный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 9,5% по сравнению с его пиковым значением 25 января 2018 г (26,18 против 28,86 грн./дол).
[15]Согласно последнему исследованию деловых ожиданий НБУ, в ближайшие 12 месяцев (I квартал 2018 г. – I квартал 2019 г.) 86,3% предприятий ожидали обесценивания гривны, а 81,3% предприятий считали девальвацию гривны основной причиной инфляции. При этом, предприятия ожидали, что в ближайшие 12 месяцев курс гривны просядет до 29,53 грн/дол. (и это при том, что на момент проведения опроса средневзвешенный курс на межбанке в среднем составлял 26,93 грн/дол). Негативные ожидания подогреваются правительственными прогнозами девальвации гривны до 30,1 грн./дол на конец 2018 г.
[16]International Financial Statistics Country Notes