ИНФЛЯЦИЯ В ФЕВРАЛЕ НЕСКОЛЬКО ЗАМЕДЛИЛАСЬ, ОДНАКО ВСЕ РАВНО ОСТАВАЛАСЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

По информации Госстата, за февраль 2018 г. (по сравнению с предыдущим месяцем) цены выросли на 0,9% (м/м). Инфляция в годовом выражении – к февралю 2017 г. – составила 14,0% (г/г). Сначала года ( к декабрю 2017 года) цены выросли уже на 2,4%.

15/03/2018
Моніторингові продукти
ИНФЛЯЦИЯ В ФЕВРАЛЕ НЕСКОЛЬКО ЗАМЕДЛИЛАСЬ, ОДНАКО ВСЕ РАВНО ОСТАВАЛАСЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

В феврале 2018 года цены продолжили расти:

- Помесячный темп роста цен несколько замедлился, однако все равно оставался высоким. В феврале цены выросли на 0,9% м/м (тогда как месяцем ранее – на 1,5% м/м). Таким образом, сначала года цены выросли на 2,4% (к декабрю 2017 г.).

- С такими темпами годовой прогноз инфляции НБУ/ правительства на 2018 г. (8,9 – 9%) будет достигнут уже вначале второго полугодия.

- Инфляция в годовом выражении оставалась на высоком двузначном уровне. В феврале уровень цен по отношению к аналогичному месяцу прошлого года составил 14% (г/г), средняя инфляция за январь – февраль (к аналогичному периоду 2017 г.) составила 14,1%. 

- По итогам февраля НБУ признал, что инфляция находится выше его прогнозных ожиданий, а инфляционное давление остается значительным. Причины – более высокий рост цен на продукты питания и топливо.   

Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в февральскую инфляцию обеспечил рост цен на продукты питания и транспортные услуги (см. табл. ниже):

 

Февраль2018, %

Абсолютный вклад, %

Февраль2018,%

Вес в потреб.

 

(м/м)

 (м/м)

(февраль2017,г/г)

корзине,%*

Индекс потребительски сцен (ИПЦ)

0,9

0,9

14

100

Продукты питания и безалкогольные напитки

1,0

0,4

17,3

42,6

Хлеб и хлебопродукты

1

0,1

9,6

7,8

мясо

-0,3

0,0

26,6

9,3

фрукты

6,8

0,2

43,8

2,9

овощи

1,5

0,1

19,4

3,4

Алкоголь и табак

1,4

0,1

20,2

8,3

Одежда и обувь

-2,8

-0,2

1,4

5,6

ЖК-услуги

0,4

0,0

10,9

6,1

Предметы домашнего потребления (мебель, бытовая техника и др.)

1,3

0,1

4,8

4,6

Медуслуги

1,1

0,1

8,7

6,7

Транспорт

1,5

0,2

16,5

11,8

ГСМ

2,2

0,1

21,9

3,9

Пассажирские перевозки

2,4

0,1

19,5

3

Связь

0,7

0,0

11,9

3,1

Отдых и культура

0,7

0,0

4,6

3,3

* - приведены основные товары и услуги, которые занимают более 3% в корзине потребления

Источник: Госстат, собственные расчеты

Продовольственная инфляцияпродолжила задавать темп роста цен на потребительские товары и услуги. За месяц цены на продукты питания выросли на 1,0% (м/м):

o В феврале 2018 по сравнению с январем зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки».  Упали цены на такие товары: сахар (-0,7% м/м), мясо (-0,3% м/м), яйца (-1,6% м/м).

o Рейтинг продуктов, которые быстрее всего прибавляли в цене, возглавляют фрукты (+6,8% м/м), рыба (+2,4% м/м), хлеб (+1,6% м/м), овощи (+1,5% м/м), макароны (+1,2% м/м), сыр (+1,0% м/м), подсолнечное масло (+0,7% м/м), молоко (+0,4% м/м), масло (+0,2% м/м). Наибольший вклад в февральскую продовольственную инфляцию внеслиовощи и фрукты, которые подорожали как из-за сезонного фактора, так и отложенного эффекта от девальвации гривны в предыдущие месяцы. 0,1 п.п. из 0,9 % месячной инфляции обеспечили хлеб и хлебопродукты. Как известно, стоимость муки увеличилась в конце 2017 г, выросли и другие составные – энергоносители и зарплата пекарей.

Значительно – на 1,4% за месяц – подорожали транспортные услуги.Хотя начиная со второй декады февраля оформился тренд на снижение цен на автомобильное топливо, в среднем в феврале цены на ГСМ были на +2,1% выше чем в январе. Февральское падение также оказалось недостаточным для того, чтобы отыграть январское подорожаниеДля инфо:. Заправить полный бак легковушки на 48 литров (А-95) 28 февраля 2018 дешевле, чем 31 января на 51,4 грн, однако дороже, чем 29 декабря 2017, в среднем на 51,4 грн.[1]Повышение зарплат и предшествующий рост цен на ГСМ в свою очередь привели к очередному росту цен на автомобильный пассажирский транспорт на 2,4% (м/м).

Продолжался ползучий рост цен на услуги ЖК, хотя в целом их вклад в февральскую инфляцию был незначительным.Повышение цен на «коммуналку» на 0,4% (м/м) произошло в первую очередь за счет повышения тарифов на содержание домов и придомовых территорий на 2,2%. Также, на 2,1% выросли тарифы на поставку воды, канализацию +1,7% м/м, содержание и ремонт жилья 1,4% м/м.

- Следует также выделить удорожание за месяц услуг связи (+0,7% м/м) и продолжающееся удорожание медуслуг (+1,1% м/м), в т.ч.  амбулаторных услуг - на 1,6%, что снижает их и без того их низкую доступность для населения.

Начало 2018 г. показало, что в Украине сохраняется высокое инфляционное давление. Фундаментальные причины остаются прежними:

1. Высокие темпы пересмотра минимальной зарплаты и на этом фоне сохранение двузначных темпов роста реальной зарплаты, что обуславливает инфляцию как со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.

- По сравнению с прошлым годом, темпы повышения минимальной зарплаты замедлились, однако остаются высокими (+16,3%), поддерживая сохранение двузначных темпов роста реальной зарплаты в целом по экономике (в январе 2018 г. – 12,3%) . Такой рост зарплат не подкреплен повышением производительности и экономическим ростом. 

- В целом за 2017 – февраль 2018 гг. минимальная зарплата (МЗП) выросла почти в 2,6 раза (по сравнению с 2016 годом), тогда как цены за это время увеличились на 26,5%, т.е. в реальном выражении МЗП увеличилась за это время более чем в 2 раза.

- При этом по итогам 2017 г., по предварительным оценкам, ВВП вырос всего на 2,1%; промпроизводство  сократилось на 0,1%; спад в АПК составил «минус» 2,7%. Безработица держится на около-рекордных уровнях близким к 10% (9,7% за три квартала 2017 г.). Задолженность по зарплатам за 2017 год выросла на 32,2% или на 576,9 млн. грн. до рекордных 2368,4 млн. грн. (без учета зоны АТО).

В условиях экономической стагнации политика правительства по разогреванию зарплат (в 2017 г темпы роста реальной, т.е. с учетом инфляции, зарплаты стабильно держались около отметки +18-20%) – это прямой путь к раскручиванию инфляции спроса со стороны потребительских расходов, так и производственных издержек.

1. Ухудшение положения аграриев, вылившееся в увеличение себестоимости и сокращение производства аграрной продукции:

Ограничение господдержки.С 2017 г. власти отменили спецрежим НДС для с/х производителей, предусмотрев прямые дотации на производство продуктов питания. В результате такого перехода объем господдержки аграриев сократился в 3-4 раза.  Господдержка, заложенная в бюджет-2018 (как и прошлогодняя) не покрывает потерь от ликвидации спецрежима по НДС. В номинальном выражении она хоть и вырастет с 5,38 до 6,32 млрд. грн., но это далеко не те 15-20 млрд. грн. оборотных средств, остававшихся в распоряжении аграриев еще три года назад. При этом 50% этой суммы могут получить производители всего одной сферы -птицеводства.Трехкратное сокращение господдержки не могло не сказаться на том, что в 2017 году сократили объемы производства и в растениеводстве (на 3,6%) и в животноводстве (на 0,4%).

Рост расходов.Расходы на производство продукции растительного происхождения за 2017 год выросли на 23,1%, а животного – на 18,2%. Расходы на производство сельскохозяйственной продукции в Украине в 2017 году выросли на 21,8% по сравнению с 2016 годом.[2]За первый месяц 2018 года (январь 2018 - январь 2017 года) совокупность затрат на производство растениеводческой продукции возросла на 18,8%, а животноводческой - на 19,2%.

В дополнение к ним сохранится влияние и других факторов, которые будут давить на рост потребительских цен в 2018 г.:

Рост цен производителей. В Украине с середины 2016 г/ продолжает оставаться инфляционный навес за счет опережающего роста цен производителей. В феврале 2018 г. рост цен производителей составил +19.6% (к февралю 2017 г.) против 14,0% г/г на потребительские товары и услуги – см. рисунок ниже. Это отложенная инфляция со стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом переносится на стоимость потребительских товаров и услуг.

Дальнейший рост административно регулируемых тарифов, прежде всего на услуги ЖКХ.

В рамках нового меморандума с МВФ украинские власти взяли обязательство автоматически раз в полгода пересматривать тарифы на газ и центральное отопление в случае их отклонения на 10% и более процентов от уровня себестоимости, рассчитанного на основе паритета с импортной ценой газа. Тарифы должны увеличиваться автоматически при росте импортной цены газа и девальвации гривны. В этом контексте повышение стоимости газа весной 2018 г. представляется неизбежным на фоне выросших нефтяных котировок и природного газа на мировых рынках. В соответствии с формулой одобренной МВФ,цены на газ должны были вырасти еще осенью 2017-го– на 17%. Тогда Кабмин отказался от выполнения этого требования, подвесив пересмотр программы МВФ и получение очередного транша. Однако ситуация поменялась в конце января 2018 г. после Давоского форума, по итогам которого, исходя из сигналов от власти, скорее всего была достигнута договоренность о возобновлении программы ЕFF.Выделение транша МВФ (до 2 млрд. дол. в резервы НБУ) может состояться до мая текущего года. В обмен украинские власти готовы пойти, в том числе на повышение цен на газ для населения. На сколько конкретно, и в рамках какой формулы вырастут тарифы – предмет обсуждений с Фондом. Озвучиваются разные ориентиры роста тарифов после завершения текущего отопительного сезона:  от 8% (позиция правительства)[3], 30% (позиция МВФ)[4]и до 62% (в проекте финансового плана НАК "Нафтогаз).[5]

Смягчение бюджетной политики на фоне старта предвыборной президентской компании (осенью 2018 г.)иускорение/увеличение социальных выплат(повышение мзп до 4100 грн., возможное проведение еще одного раунда осовременивания пенсий, повышения пенсий военным и работникам сельского хозяйства и т.д.), что будет увеличивать дефицит бюджета и раскручивать потребительскую инфляцию.

В то же время, на сдерживание роста цен в 2018 г. могут повлиять:

- Относительно лучшие перспективы по урожаю, в т.ч. фруктов и овощей

- Проведение жесткой монетарной политики НБУ по поддержанию на высоком уровне положительных реальных процентных ставок. 25 января НБУ повысил свою основную учетную ставку на 1,5 п.п. до 16%. Со 2 марта учетная ставка НБУ была увеличена еще на 1,0 п.п. до 17%, что соответствует порядка 5-6% реальной процентной ставки ( номинальная ставка за вычетом прогнозной инфляции). Обратная сторона медали такой политики – удорожание стоимости денег и замедление и без того невысоких темпов экономического роста.

- Очередные изменения в расчете индекса потребительских цен (ИПЦ). Методика расчета ИПЦ не претерпела таких кардинальных изменения как годом ранее: сам набор потребительских товаров и услуг остался прежним, но их веса поменялись (см. приложение 1). Наибольшие изменения затронули уменьшения веса в структуре потребления ЖК-услуг с 7,5% до 6,1% и ГСМ с 5% до 3,9%. По обеим статьям предполагается ускорение инфляции в 2018 г. Поэтому снижение их веса в ИПЦ означает уменьшение вклада в инфляцию со стороны цен на коммуналку и топливо.    

Тренд на укрепление гривны, начавшийся в конце января[6]и во многом усиленный краткосрочным притоком спекулятивного капитала нерезидентов под покупку ОВГЗ, также будет влиять на сдерживание инфляции в ближайшие месяцы. Однако фундаментальные факторы давления на гривну остаются. Сохраняются высокие девальвационные ожидания[7]на фонезначительных выплат по внешним долгам и неопределенность с дальнейшим кредитованием от МВФ. Давление в сторону девальвации гривны усилиться осенью 2018 г., обусловив ускорение инфляции в последние 4 месяца года.

Прогноз на 2018 г.

С высокой вероятностью можно ожидать, что по итогам 2018 г. в стране пятый год подряд сохранится высокая двузначная инфляция и соответственно НБУ не достигнет свой цели по инфляции (8,9%), а правительство – прогноза по инфляции (9%). По нашим оценкам, инфляция составит около 13%. 

1. В феврале рост цен продолжился. Такое начало нового года дает еще больше предпосылок ожидать, что высокая двузначная инфляция сохранится 5-й год подряд.

2. Складывается ситуация, при которой приоритетная цель НБУ по снижению потребительской инфляции до 6 ± 2 п. п. в текущем году (как это определено Основными принципами денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу), или хотя бы 8,9% (последний прогноз НБУ от января 2018 г.) скорее всего, достигнута не будет.

3. Высокая постоянная инфляция оказывает негативное влияние на экономический рост, де-стимулируя инвестиции, в т.ч. из-за высоких кредитных ставок, большей непредсказуемости экономической среды, и снижая в конечном итоге реальное благосостояние граждан и их покупательную способность.  

Приложение 1

 Изменение методологии расчета индекса потребительских цен

С 1 января 2017 года в статистическую практику внедрена новая методология расчета индекса потребительских цен. В частности, (1) введен новый потребительский набор товаров и услуг – 328 позиций вместо 335; (2) используется новая структура удельного веса потреблений этих товаров и услуг, которая  базируется на данных национальных счетов относительно расходов домохозяйств на конечное потребление за последний доступный год (в 2017 г. использовались нацсчета за 2015 г.).

По заявлениям Госстата, изменения методологии расчетов ИПЦ соответствует п. 33 Стратегии развития государственной статистики на период до 2017 г. "проведение расчетов ИПЦ с учетом весовых коэффициентов, определенных по данным национальных счетов согласно стандартам ЕС". Следует отметить, что в ЕС подобный переход объяснялся введением евро вместо национальных валют и использованием индекса в качестве инструмента таргетирования цен. Однако для условий Украины эти цели пока не подходят. Вместо этого изменения приведут к следующим результатам:

Снижение точности оценок.При высоких темпах роста цен и меньшем количестве позиций потребительской корзины точность и надежность измерения инфляции снижается. В новой потребительской корзине количество позиций снижено с 335 до 328. Согласно МВФ[8], в Италии потребительская корзина включает 1148 позиций товаров и услуг, Венгрии — 906, Литве — 858, Чехии — 710, Словакии — 709, Великобритании — 650.

Занижение темпов роста цен.Для расчета ИПЦ Укрстатслужба осуществила переход от весов на базе денежных расходов домохозяйств к расходам по нацсчетам. Переход привел к таким нереалистичным результатам как снижение удельного веса расходов на питание с 50,8% до 41,8%, а ЖКХ – с 11,3% до 7,5%. Поскольку продукты питания и ЖК-услуги – основные статьи, которые давали наибольший вклад в инфляцию в последние годы , то произведенные изменения с их весами в ИПЦ, привели к занижению инфляции.

В 2018 г. методика расчета ИПЦ не претерпела таких кардинальных изменений как годом ранее: сам набор товаров и услуг остался прежним, но их веса поменялись (исходя из нацсчетов за 2016 г.). При чем, наибольшие изменения коснулись уменьшения веса в структуре потребления ЖК-услуг с 7,5% до 6,1% и ГСМ с 5% до 3,9% (см. табл. ниже). По обеим статьям предполагается ускорение инфляции в 2018 г . Поэтому снижение их веса в ИПЦ означает уменьшение вклада в инфляцию со стороны цен на коммуналку и топливо.

Основные изменения в весовой структуре для расчета ИПЦ по классификации индивидуального потребления по целям (весь ИПЦ = 100%)

Категория

Вес в 2017 году, %

Вес с 2018 года,%

Изменение

Продукты питания, в т.ч.

40,25

40,32

0,07

Молоко, сыр и яйца

5,56

5,42

-0,14

Яйца

1,20

0,97

-0,23

Фрукты

2,70

2,89

0,19

Овощи

3,29

3,35

0,06

Корнеплоды, лук и грибы

0,81

0,77

-0,04

Безалкогольные напитки

1,55

2,25

0,70

Алкогольные напитки, табачные изделия

7,90

8,30

0,40

Одежда и обувь

5,40

5,60

0,20

Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива

7,50

6,14

-1,36

Предметы домашнего обихода, бытовая техника, текущее содержание жилья

4,74

4,61

-0,14

Транспорт, в т.ч.

12,12

11,83

-0,29

ГСМ

5,04

3,90

-1,14

Отдых и культура

3,20

3,33

0,13

Образование

1,59

1,51

-0,08

Рестораны и отели

2,21

2,51

0,31





НоСЭП

[1]Данные https://index.minfin.com.ua/markets/fuel/a95

[2]http://infoindustria.com.ua/rashodyi-na-proizvodstvo-selskohozyaystvennoy-produktsii-v-ukraine-v-2017-godu-vyirosli-na-21-8/, http://www.unn.com.ua/ru/news/1718830-za-misyats-vitrati-na-virobnitstvo-silgospproduktsiyi-v-ukrayini-zrosli-na-4-5

[3]https://economy.apostrophe.ua/article/jenergetika/2018-02-08/gaz-dlya-ukraintsev-podorojaet-v-etom-godu-nazvanyi-realnyie-tsifryi/16834

[4]https://daily.rbc.ua/rus/show/dva-puti-vlasti-dogovoritsya-ukraina-mvf-1519016706.html

[5]в соответствии с проектом финансового плана НАК "Нафтогаз", тарифы для населения могут вырасти на 62% с 1 апреля и на 73% (по сравнению с сегодняшней стоимостью) - с 1 октября 2018 года. То есть, сначала газ может подорожать до 8 030 грн за тысячу кубов, а осенью – до 8 530 грн. Сейчас установленная цена составляет 4 942 грн. https://www.segodnya.ua/economics/gkh/ukraincam-grozit-rost-cen-na-gaz-kak-izmenyatsya-summy-v-platezhkah-1111466.html

[6]По состоянию на 13 марта 2018 г. официальный курс гривны по отношению к доллару укрепился на 7,6%.

[7]Согласно последнему исследованию деловых ожиданий НБУ, в ближайшие 12 месяцев (IV квартал 2017 г. – IV квартал 2018 г.) 88,9% предприятий ожидали обесценивания гривны, а 77,9% предприятий считали девальвацию гривны основной причиной инфляции. При этом, предприятия ожидали, что в ближайшие 12 месяцев курс гривны просядет до 29,3 грн/дол. (и это при том, что на момент проведения опроса средневзвешенный курс на межбанке в среднем составлял 26,76 грн/дол). Негативные ожидания подогреваются правительственными прогнозами девальвации гривны до 30,1 грн./дол на конец 2018 г.

[8]International Financial Statistics Country Notes