ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ 2018 Г.

15/03/2018
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЯНВАРЕ 2018 Г.

Доходы

- Поступило доходов (без трансфертов) 16,6 млрд. грн., что на 3,2 млрд. грн. (+24,2%) больше, чем в 2017 г. (см. приложение).

- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов, обеспечил более 2/3 прироста доходов (без трансфертов). В январе 2018 года подоходный налог принес в местные бюджеты 8,7 млрд. грн., что на 33,8% или на 2,2 млрд. грн. больше, чем в январе 2017 года. Кроме этого, еще 27,6% прироста поступлений обеспечил единый налог (+ 1,0 млрд. грн. или + 40,9% г/г).

Расходы

- Расходы местных бюджетов в январе 2018 года составили 28,6 млрд. грн., что на 0,2 млрд. грн. (+0,5%) больше, чем в 2017 г.

- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) в январе 2018 года занимали 89,1% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с январем 2017 г., сократились расходы на социальное обеспечение (-3,7 млрд. грн. или -24% г/г), что связано с меньшими выплатами по программе жилищных субсидий. Остальные расходы увеличились. Так, расходы на медицину выросли на 34% до 4,5 млрд. грн., на образование – на 24% (до 8,5 млрд. грн.), на культуру – на 26% до 0,9 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям –повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений.

Дефицит/профицит

Профицит местных бюджетов за январь 2018 г. составил 12,6 млрд. грн. (в 2017 г. в это время в местных бюджетах был профицит в 9,3 млрд. грн.). Всего остатки средств местных бюджетов с учетом сальдо на начало года достигли 62,3 млрд. грн. (55,8 млрд. грн. – на конец января 2017 года, 55,7 млрд. грн. – на начало 2018 года).

Оценка реформы межбюджетных отношений

Власти проводят пример роста доходов и профицита местных бюджетов как основное достижение реформы межбюджетных отношений (действует с 2015 г).Контраргументы, ставящие под сомнение успешность реформы:

Темпы роста доходов могли быть выше,если бы не произошло перераспределения доходов между местными бюджетами и госбюджетом. Объемы подоходного налога, который забрали на центральный уровень, оказались выше, чем доходы, которые были переданы во время реформы межбюджетных отношений[1].

Правительство продолжает перетягивать одеялои «отрывать» доходы от местных бюджетов

- В 2018 г в местные бюджеты сокращена доля перечисления доходов от экологического налога. Если в 2017 году  в местные бюджеты перечислялось 80% доходов от экологического налога. (поступления составили 3,0 млрд. грн), то в 2018 году в местные бюджеты будет перечисляться всего 55% экологического налога.

Фискальная автономия ухудшилась. Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете сократился с 23,6% в 2013 году до 22,6% в 2017 г.

Успехи децентрализации очень неравномерны.

- Из-за перераспределения в доходах между уровнями местных бюджетов, наибольший дополнительный ресурс пошел на откуп «богатых» городов областного значения и районов, тогда как области, города районного значения и поселки (а у последних двух забрали 25% НДФЛ), оказались на обочине реформы. Согласно последним данным, удельный вес доходов сводного бюджета, который поступил в 2016 году ( по сравнению с 2014 годом, т.е. до реформы децентрализации) в областные бюджеты сократился с 8,5% до 7,3%, в города республиканского и областного значения с 8,8% до 8,7%, города районного подчинения с 0,6% до 0,5%, поселковых бюджетов с 0,6% до 0,5%. В то же время, улучшилось положение районов и сел – тут удельный вес доходов сводного бюджета, перераспределяемый в пользу соответствующих местных бюджетов, увеличился на 0,4 (с 2,2 до 2,6%) и 0,2 (с 1,6 до 1,8%) п.п. соответственно.

-  Другой пример: в 2016-2017 гг. 85% депозитов местных бюджетов, за размещение которых местные власти получили 1,4 млрд. грн. доходов по итогам 2016 г и 1,9 млрд. грн. в 2017году, сосредоточено на счету менее 10% общин[2]. По состоянию на 1 февраля 2018 года[3]размер депозитов местных бюджетов составлял 6,0 млрд. грн. В лидерах по объемам депозитов на 01/02/2018 (данные ГКУ)  Донецкая область— (1,5 млрд. грн.), г Житомир (0,4 млрд. грн.), г Луцк (0,3 млрд. грн.),  г. Сумы — (0,2 млрд. грн.), г. Винница (0,2 млрд. грн.).

Успехи в формировании объединённых территориальных громад (ОТГ) сомнительны. Объединение громад – в целом шаг в правильном направлении, однако утверждать, что ОТГ от этого существенного выиграли, пока будет преувеличением:

Объединение громад недостаточно быстрое.Успех децентрализации зависит от того насколько быстро будут объединяться громады. Однако процесс идет не так быстро. После выборов в апреле 2018 г. будет создано 705 громад[4]. В ОТГ объединились лишь 29%  административных единиц из необходимого количества, в ОТГ проживает всего 14,2% населения Украины.[5]

ОТГ мельчают. В то время как средний размер ОТГ в 2015 году составлял 8805 человек, в 2015-216 гг – 8470. При этом исследования говорят о сильной зависимости уровня дотационности ОТГ от численности населения (чем меньше жителей, тем выше уровень дотаций).[6]

Три из четырех ОТГ - дотационные.В 2017 году дотацию из бюджета получали бюджеты 293 ОТГ, в 2018 году планируется предоставлять дотацию 498 бюджетам ОТГ.[7]Таким образом, дотационность ОТГ составляет порядка 75%.

Приложение2

Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь 2017 – 2018 гг., млрд. грн.

Доходы

Расходы

 

2018

2017

Рост %

 

2018

2017

Рост %

Подоходный налог

8,7

6,5

+33,8%

Зарплата+ЕСВ

9,3

8,4

+11,0%

Налог на прибыль

0,18

0,06

+212,3%

Соцобеспечение

11,1

15,0

-25,7%

Акцизы

0,5

1,2

-54,0%

Капрасходы

0,5

0,3

+53,2%

Налог на недвижимость

0,4

0,2

+83,3%

    

Земельный налог

1,9

1,7

+10,9%

    

Единый налог

3,1

2,2

+40,9%

    

Без трансфертов

16,6

13,4

+24,2%

    

Трансферты

24,6

24,3

+1,2%

    

Всего

41,3

37,7

+9,4%

Всего

28,6

28,5

+0,5%



[1]За январь 2018г в госбюджет получено 5,9 млрд. грн. подоходного налога. Если исключить из этой суммы военный сбор (1,2 млрд. грн.), налог на процентный доход с депозитов (0,5 млрд. грн.), а также 40% отчислений от НДФЛ из бюджета Киева, которые ранее – до реформы межбюджетных отношений – уплачивались в госбюджет (0,8 млрд. грн. доходы г Киев в январе 2018 года), то госбюджет получил дополнительный доход от расщепления НДФЛ ( 25% + увеличенный до 60% норматив для Киева) оценочно3,9 млрд. грн. Для сравнения за этот же период в местные бюджеты поступили новые доходы в меньшем объеме : акциз (0,5 млрд. грн.), налог на прибыль (0,2 млрд. грн.), плата за предоставление административных услуг (0,3 млрд. грн.), доходы от налога на недвижимость 0,4 млрд. грн. (или 3% собственных доходов местных бюджетов), остальные новые доходы (госпошлина, 5% от ренты на добычу углеводородов) в январе не превысили 10 млн. грн.Всего: 1,4 млрд. грн.

Следует также отметить, что в 2018 г. закончилось действие эксперимента по перечислению 50% превышения плана по таможенным поступлениям в обл. бюджеты и бюджет Киева, которые направлялись на ремонт и строительство дорог общего пользования местного значения. Источником финансирования этих расходов в бюджете 2018 г. предусмотрен Дорожный фонд, 35% расходов которого будет идти на дороги местного значения.     

[2]Из них четверть принадлежит местным бюджетам Днепропетровской области. Еще четверть общей суммы депозитов разместили Запорожская, Полтавская, Черкасская и Винницкая области.

[3]Последние доступные данные.

 https://auc.org.ua/novyna/v-ukrayini-bude-705-obyednanyh-terytorialnyh-gromad-cvk-pryznachyla-pershi-vybory-u-40-otg[4][4] http://decentralization.gov.ua/gromada

[5]https://www.slideshare.net/oleksandrvirnyk/2017-84019312

[6]https://www.kmu.gov.ua/storage/app/media/reforms/53-rezultati-finansovogo-monitoringu-366-otg-za-1pivrichchya-2017-roku-stvorenikh-u-2015-ta-2016-rokakh.pdf

[7]http://decentralization.gov.ua/news/7991