Доходы
По оперативным данным государственной казначейской службы, за январь 2018 года в государственный бюджет поступило 55,2 млрд. грн.,что на 4,3 млрд. грн. (-7,2%) меньше чем в январе2017 года.При этом план доходов общего фонда госбюджета по итогам месяца перевыполнен на 1,1% или на 0,5 млрд. грн.
На снижение показателей выполнения доходов бюджетапо сравнению с предыдущим годомповлияли:
- Большие объемы возмещения НДС.В январе 2017 года ГФС блокировала возмещение НДС и свела его практически до нуля. В то же время, в январе 2018 года из бюджета возмещено 12 млрд. грн. НДС. Впрочем, задолженность по НДС с начала года сократилась ненамного. В то время как на 1 января она составляла 15,3 млрд. грн., то на 1 февраля 2018 года – 14,9 млрд. грн.
- Отсутствие авансовых платежей за пользование недрами со стороны Укргаздобычи.В январе 2017 г. Укргаздобыча внесла авансовую плату за пользование недрами в размере 4.8 млрд. грн. В январе 2018 г. таких платежей не было. Как результат, суммарные поступления от рентной платы упали с 5,26 млрд. грн. в январе 2017 г. до 1,38 млрд. грн. в январе 2018 г.
По остальным основным источникам доходов наблюдалась положительная динамика, однако такой рост не является прямым результатом активизации экономической деятельности либо улучшения налогового администрирования. Факторы роста доходов в январе 2018 г. связаны с ростом импорта, административным повышением минимальной зарплаты, увеличением переплат по налогу на прибыль:
(I) Рост импорта и нестабильность курса обмена валют.Наибольшими темпами увеличивались доходы от налогов уплачиваемых на импортные товары:
- НДС с импортных товаров в январе 2018 года вырос на 44,1% г/г до 6,7 млрд. грн.;
- Импортная пошлина выросла по сравнению с прошлым годом на 42,9% до 0,6 млрд. грн.;
- Акцизный налог с импортных товаров увеличился на 41,3% до 0,9 млрд. грн.
Во-первых, подобное увеличение это отражение ситуации с обменным курсом валют. В среднем курс доллара в январе 2018 года составлял 28,43 грн. /дол, в то время как год назад - 27,15 грн./дол. Во-вторых, продолжался рост импорта. Согласно данным таможенной статистики импорт в январе 2018 года был на 31% выше, чем год назад.[1]Продолжал дорожать энергетический импорт,[2]на 44% вырос импорт химической промышленности, почти на треть - продукции машиностроения.
(II) Административное увеличение минимальной зарплаты.Высокими темпами выросли и доходы от подоходного налога +28,7% г/г. В результате в январе 2018 года госбюджет получил 5,9 млрд. грн. соответствующих доходов. Следует отметить, что дата уплаты подходного налога за декабрь 2017 года приходятся на январь 2018. Поскольку темпы роста минимальной зарплаты в 2018 году меньше, чем в 2017 году, то уже в ближайший месяц ожидается снижение темпов роста доходов от подоходного налога.
(III) Перенаправление доходов местных бюджетов в государственный бюджет.Правительство опять снизило часть экологического налога, которое передается в местный бюджет. В результате государственный бюджет в январе 2018 года получил 2 млрд. грн. экологического налога, который в прошлом году был засчитан в местные бюджеты.
(IV) Увеличение переплат по налогу на прибыль.В январе 2018 года госбюджет получил доходов от налога на прибыль в объеме 1,5 млрд. грн., что в 3,5 раза больше чем в прошлом году. Подобное увеличение произошло несмотря на отсутствие граничных сроков уплаты налога на прибыль в январе и объясняется ростом авансовых платежей по этому налогу на 1,5 млрд. грн.
Расходы
Больше всего расходы выросли в силовом секторе. В январе 2018 года расходы госбюджета составили 46,9 млрд. грн., что на 4,0 млрд. грн. (+9,3%) больше, чем в 2016 г. Из этого прироста расходов в 4 млрд. грн., в абсолютном выражении больше денег было направлено на финансирование общественного порядка (41% из 4,0 млрд. грн.), обороны (11,7%), общегосударственных функций (16,4%). На финансирование здравоохранения, образования, социального обеспечения было выделено дополнительно 1,9%, 6,4% и 1,6 % из выше обозначенных 4 млрд. грн.
План расходов в январе 2018 года традиционно не выполняется. План расходов общего фонда на январь 2018 года был недовыполнен на 15,4% или на 8,2 млрд. грн. Наименьшими темпами выполнения плана расходов «отличились» такие сферы как здравоохранение (-54%), социальное обеспечение (-53%), культура (-41%), экономика (-32%), образование (-23%), оборона (-23%).
Одна из основных причин – медлительность правительства в оформлении формальностей необходимых для осуществления расходов. Так, например, на середину февраля 2018 года было утверждено лишь 46,2% паспортов бюджетных программ.[3]
Дефицит/профицит
На конец января профицит госбюджета составил7,87 млрд. грн. При этом профицит общего фонда госбюджета составил 4,085 млрд. грн. вместо запланированного дефицита в 4,668 млрд. грн. Следует обратить внимание, что подобные показатели –результат недовыполнения расходов.
Риски выполнения бюджета в 2018 г.
Риски выполнения бюджета 2018 | Компенсаторы |
Невыполнение плана по приватизации. Из года в год план приватизации срывается, а соответственно и не выполняется план финансирования дефицита. В 2017 г. от приватизации получено 3,4 млрд. грн., при плане – 17 млрд. грн. На 2018 год доходы от приватизации запланированы на уровне 21,3 млрд. грн. | Наполнению бюджета будут способствовать ускорение инфляции и девальвация национальной валюты |
Перерасчет пенсий военным пенсионерам.По расчетам Минсоцполитики на это необходимо 35 млрд. грн.Частично перерасчет будет профинансирован за счет дополнительных доходов ПФ от повышения минимальной зарплаты, однако всей суммы не будет – понадобиться трансферт из госбюджета. | |
Увеличение минимальной зарплаты до 4100 грн.Ввиду начала предвыборной гонки правительство после 1-го квартала предложит пересмотреть бюджет 2018 с целью увеличения минимальной зарплаты, что в свою очередь увеличит не сколько доходы от подоходного налога, сколько расходы бюджета. | |
Недополучение поступлений поприбыли/ дивидендам госпредприятий, прежде всего от Нефтегаза (сумма возможных недопоступлений оценивается в 20 млрд. грн.), хотя в свете выигранного арбитража с Газпромом этот риск может быть нивелирован. | |
Неполучение траншей МВФ и макро-финансовой помощи ЕС.Из-за стагнации реформ и начавшейся предвыборной гонки у Украины есть серьезные риски потерять транши МВФ. В то же время на 2018 год приходится пик выплат по долговым обязательствам. |
Приложение 1
Основные показатели выполнения госбюджета за январь 2017-2018 гг., млрд. грн. | |||||||
Доходы | Расходы | ||||||
2017 | 2018 | 2018/ 2017 | 2017 | 2018 | 2018/ 2017 | ||
факт | факт | факт | факт | ||||
Подоходный налог | 4,56 | 5,86 | +28,67% | Оборона +правопорядок | 6,8 | 8,87 | +30,9% |
Налог на прибыль | 0,43 | 1,53 | +251,18% | Здравоохранение | 0,36 | 0,37 | +2,8% |
НДС возмещение | -0,03 | -12,01 | Образование | 2,23 | 2,55 | +14,1% | |
НДС импорт | 15,29 | 22,03 | +44,09% | Соцобеспечение | 0,39 | 0,45 | +16,6% |
Акциз | 6,83 | 8,22 | +20,20% | Обслуживание долга | 5,68 | 5,80 | +2,0% |
Рентная плата (недра) | 5,26 | 1,38 | -73,75% | Трансферты МБ | 24,35 | 24,64 | +1,2% |
Всего | 59,45 | 55,19 | -7,17% | Всего | 42,89 | 46,88 | +9,3% |
[1]http://sfs.gov.ua/mytna_statystyka/express-dovidky/305638.html
[2]Так в январе 2018 года стоимость импортного газа в национальной валюте составила 7784 грн/тыс м3, что на 29% больше чем в январе 2017 года.
[3]https://www.minfin.gov.ua/news/view/informatsiia-shchodo-stanu-podannia-pasportiv-biudzhetnykh-prohram-na--rik-na-?category=bjudzhet&subcategory=pasporty-biudzhetnykh-prohram