По информации Госстата, уровень цен на потребительском рынке в декабре 2017 года увеличился на 13,7% по отношению к декабрю 2016 года. Всего в январе-декабре 2017 года цены были в среднем выше на 14,4% по отношению к январю-декабрю 2016 года.
Вставка. Изменение методологии расчета индекса
потребительских цен С 1 января 2017 года в
статистическую практику внедрена новая методология расчетов индексов
потребительских цен. В частности, (1) введен новый потребительский набор
товаров и услуг – 328 позиций вместо 335; (2) используется новая структура
удельного веса потреблений, которая якобы базируется на данных национальных
счетов относительно расходов домохозяйств на конечное потребление на уровне
агрегированных показателей – разделов, групп и классов. По заявлениям Госстата,
изменения методологии расчетов ИПЦ соответствует п. 33 Стратегии
развития государственной статистики на период до 2017 г. "проведение
расчетов ИПЦ с учетом весовых коэффициентов, определенных по данным
национальных счетов согласно стандартам ЕС". Следует отметить, что в ЕС
подобный переход объяснялся введением евро вместо национальных валют и
использованием индекса в качестве инструмента таргетирования цен. Однако для
условий Украины эти цели пока не подходят. Вместо этого изменения приведут к
следующим результатам: § Снижение точности оценок. При высоких темпах роста цен и меньшем количестве позиций потребительской
корзины точность и надежность измерения инфляции снижается. В новой
потребительской корзине количество позиций снижено с 335 до 328. Согласно МВФ[1],
в Италии потребительская корзина включает 1148 позиций товаров и услуг,
Венгрии — 906, Литве — 858, Чехии — 710, Словакии — 709, Великобритании —
650. § Занижение темпов роста
цен. Переход от весов на базе
денежных расходов домохозяйств к расходам по нацсчетам снижает удельный вес
расходов на питание с 50,8% до 41,8%. Изменение удельного веса позиций в
корзине потребления не соответствует действительности. В Национальных счетах
(2015)[2],
удельный вес категории «жилье и энергозатраты» составляет 12,17%, а категории
«алкоголь, табак» - 7,17%. В то же время, новая весовая структура
предполагает, что удельный вес расходов на ЖКХ составляет всего 7,5%, что
даже меньше, чем расходы на спиртные напитки и табак - 7,90%. Поскольку,
продукты питания (при среднеукраинских доходах ) – наиболее весомый элемент
расходов, а счета на услуги ЖКХ уже превысили все допустимые рамки, то произведенные изменения с индексом
потребительских цен будут вести к его занижению. |
Высокая двузначная инфляция
сохраняется в Украине 4-й год подряд – за это время страна поставила несколько
инфляционных антирекордов:
§ Инфляция за 2017 г. стала самой высокой среди 43
стран Европы.[1]
§ Всего за 4 года (2014-2017 гг.) цены выросли в
2,3 раза. По данным МВФ, это один из худших результатов в мире (после Венесуэлы,
Южного Судана и Судана). Не удивительно, что именно высокая инфляция была
названа самым главным барьером для ведения бизнеса в последнем рейтинге
ВЭФ.
Опережающими темпами росли
цены на товары и услуги, которые занимают в потребительской корзине больший
удельный вес (продукты питания, транспорт, отдельные услуги ЖКХ)
В 2017 г. на первый план вышла продовольственная инфляция, что ударило в
первую очередь по граждан с низкими доходами, в структуре потребления которых
еда занимает более весомую долю.
В целом за год цены на продукты питания выросли на 18,3%. В 2017 г. росли в цене все группы в корзине
потребления, кроме сахара. Рейтинг продуктов, которые быстрее всего прибавляли
в цене, возглавляют фрукты (+34,5%), мясо (+29,4%), овощи (+24,7%), молоко
(+23,1%), яйца (+21,2%), масло
(+20,6%), хлеб (+20,1%), сыр и творог (+19,8%). Также высокими
темпами увеличивались цены
на алкоголь и табак (+20,7%)
Более
детально оценить ценовую динамику на продовольственном рынке позволяет мониторинг
цен на «социально значимые продукты», который ведет Госстат. По данным
мониторинга, в корзинке «социальных» продуктов питания за период 1 января до 28 декабря 2017 г. цены выросли на 21 позицию из 23
за исключением сахара и гречки (данные мониторинга цен Госстата – см.
приложение):[2]
§ Мясо. В 2017 году среди мясных продуктов больше всего прибавило в цене сало. Так,
килограмм сала стал дороже на 27,25 грн./кг (+67%) а его цена выросла до 67,86
грн./кг. Килограмм свинины за год стал дороже на 28,32 грн (+39%) – до 101,11
грн./кг. На конец года килограмм говядины стоил 115,65 грн., что на 28,89
(+33%) больше, чем вначале января. Мясо птицы за год подорожало на 11,61 грн/кг (+28%) – до 53,65 грн./кг.
Вареные колбасы добавили в цене 15,41 грн./кг (+25%) – до 76,16 грн./кг.
§ Яйца. В 2017 году цена на яйца выросла
почти на четверть (+24%) до 26,04 грн,
что на 5,09 грн. дороже, чем год тому назад.
§ Хлеб. Цена на социальный черный
хлеб в течении 2017 г. показала устойчивый рост. Стоимость буханки ржаного
хлеба за год выросла на 2,39 грн.(+23%)
– до 13,01 грн. Цена пшеничного хлеба в 2017 году увеличилась на 2,47
грн (+23%) до 13,30 грн.
§ Молочные продукты. В 2017 г. дорожали все молочные продукты. Молоко и сметана в конце года
стоили 18,57 и 49,40 грн. соответственно, что на 3,25 грн (+21%) и 10,05 грн.
(+26%) больше, чем в конце предыдущего года. Килограмм масла сливочного
прибавил в цене 27,67 грн. (+21%) до 162,44 грн. Мягкий сыр вырос в цене на 21%,
что для среднестатистического потребителя обернется в дополнительных расходах в
20,98 грн при покупке килограмма продукции по цене в 102,19 грн.
§ Овощи. Несмотря на сезонный
«откат» цен, к концу декабря стало ясно, что большинство овощей борщового
набора за год подорожало на 1/5. В частности, капуста на конец декабря была на 70
коп. (+18%) дороже, чем год назад и стоила 4,50 грн./кг. Картофель подорожал на
89 коп. (+17%) до 6,14 грн./кг. В конце декабря
лук стоил 5,38 грн./кг, что на 99 коп. дороже, чем вначале года (+23%). А вот
морковь выросла в цене за год в 1,6 раза (+2,46 грн) до 6,54 грн. Еще быстрее
росла в цене свекла, которая за год подорожала на 73% (+2,76 грн) до 6,52 грн.
§ Сахар и гречка. Только эти два продукта из социальной корзины мониторинга цен
подешевели в 2017 году. Так, сахар упал в цене на 5% до 12,61 грн/кг. Гречка
подешевела на 36% до 18,06 грн/кг.
Высоким был рост цен на транспорт. Повышение зарплат и рост цен на ГСМ привело к
увеличению цен на автомобильный пассажирский транспорт на 24,9%. На ? до 26,03 грн подорожал литр дизтоплива.
Цена на бензин А-95 увеличилась на 4,7 грн до 28,32
а подчас и вовсе превышало 30 грн. Заправить
полный бак легковушки на 48 литров 28 декабря дороже, чем 1 января, в среднем на 225,6 грн.
Галопирующими темпами росла
стоимость отдельных коммунальных услуг. Повышение цен на жилье, воду, электроэнергию, газ, содержание домов и др.
на 10,6% за год произошло в первую очередь за счет повышения тарифов на
содержание домов и придомовых территорий на 47,5%, роста цен на электроэнергию
на 28,1%. Также, на 1/5 выросли тарифы на поставку воду.
Стоимость услуг образования выросла сначала года на 14,9%, на столько же
подорожали амбулаторные услуги, что снижает их и без того низкую доступность
для населения.
Основные причины высоких
темпов роста цен в 2017 г.:
Причины высокой инфляции в 2017 г. несколько видоизменились. Если в прошлые годы основными
про-инфляционными факторами выступали девальвация и рост тарифов ЖКХ, то в 2017
г. вклад этих факторов снизился, а на первое место вышла продовольственная
инфляция, вызванная разогреванием потребительского спроса и ростом
производственных издержек на фоне:
(1) роста номинальных средних зарплат и пенсий с
темпами около 40%, простимулированное двукратным повышением минимальной
зарплаты и осовремениванием пенсий;
(2) сокращения ? в 3 раза объёмов бюджетной поддержки агро
- производителей и роста себестоимости продукции (в т.ч. полная отмена спец. режима
НДС для с/х производителей) [3];
(3) худшего урожая в
растениеводстве из-за погодных условий и продолжения сокращения производства в
животноводстве (при этом, по сравнению с прошлым годом Украина нарастила
экспортные поставки агро-продукции почти на 20%[4]).
Инфляция в 2018 г.
останется на двузначном уровне. По нашим оценкам , в 2018 г. рост цен составит минимум 12% (при прогнозе правительства
– 9%, инфляционной цели НБУ – 6% (+/-2%).[5]
Основные про-инфляционные факторы в 2018 г.
§ Сохранение высоких темпов роста номинальных доходов населения на фоне начала
предвыборной гонки и ускорения социальных выплат (обещания повышения мзп до 4200
грн., возможного проведения еще одного раунда осовременивания пенсий, повышения
пенсий военным и т.д.), что будет подогревать инфляцию как со стороны
потребительского спроса, так и производственных издержек.
§ Накопленный ранее инфляционный навес производственных
издержек. В 2017 г. рост цен производителей стабильно опережал потребительскую
инфляцию. Цены производителей выросли в среднем на 26,4%, тогда как
потребительские – на 14,4%. Это отложенная инфляция со
стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом
переносится на стоимость потребительских товаров и услуг.
§ Сохраняющиеся высокие
девальвационные ожидания, что хорошо видно по концу 2017 г.- началу 2018 г. Только за последние 6 недель
курс гривны снизился на 5,8% с 27,1 (11 декабря) до 28,66 грн/дол. (на 18
января 2018). Негативные ожидания подогреваются
правительственными прогнозами девальвации гривны до 30,1 грн./дол на конец 2018
г. В последнем отчете индекса деловых ожиданий НБУ (за 4 квартал 2018 г.),
бизнес назвал девальвацию основным драйвером инфляции в ближайшие 12 месяцев.
§
Дальнейший рост административно регулируемых тарифов, прежде всего на
услуги ЖКХ.
В рамках нового меморандума с МВФ
украинские власти взяли обязательство автоматически раз в полгода пересматривать
тарифы на газ и центральное отопление в случае их отклонения на 10% и более
процентов от уровня себестоимости, рассчитанного на основе паритета с импортной
ценой газа. Тарифы будут увеличиваться автоматически при росте импортной цены
газа и девальвации гривны. Повышение стоимости газа весной 2018 г.
представляется неизбежным на фоне девальвации и растущих нефтяных котировок.
[1]
https://tradingeconomics.com/country-list/inflation-rate?continent=europe
[2] Далее цены по состоянию на 28 декабря 2017 года
сопоставляются с ценами по состоянию на 1 января 2017 года согласно мониторингу
цен и тарифов на потребительском рынке Госстата.
[3] С 2017 года правительство
отменило спецрежим НДС для с/х производителей. Вместо этого предусмотрены
дотации на производство продуктов питания всего на 4,8 млрд. грн. (с учетом
последних изменений в бюджет). При этом 50% этой суммы могут получить
производители всего одной сферы - птицеводства.
[4]
По группам 1-24 (11 мес. 2017 г.).
[5]
Новая цель будет озвучена 25 января
2018 г. на заседании Правления НБУ.
[1] International
Financial Statistics Country Notes
[2] Год, который взят за основу для определения весов
в корзине потребления