Оценка перспектив заключения таможенного союза с ЕС

15 ноября Европарламент (ЕП) принял резолюцию – рекомендации к итоговой декларации саммита Восточно-европейского партнерства (ВЕП), который состоится 24 ноября в Брюсселе.

20/11/2017
Моніторингові продукти
Оценка перспектив заключения таможенного союза с ЕС
Среди прочего, в документе, предлагается перейти к разно - скоростным моделям ВЕП и запустить модель ВЕП+ (EAP+) для ассоциированных стран, которые достигли значительного прогресса в реформах по выполнению СА с ЕС, а именно для Украины, Молдовы, и Грузии. В рамках такой модели – для более глубокой интеграции – предлагается  возможность присоединения указанных стран к (1) таможенному союзу с ЕС, (2) энергетическому союзу с ЕС, (3) цифровому союзу с ЕС, (4) к соглашению о Шенгенской зоне, (5) к соглашению об отмене тарифов на мобильные роуминговые платежи. Кроме того, для этих стран предполагается также (6) создание трастового фонда для «частных и государственных инвестиций в экономическую и социальную инфраструктуру». Ранее с похожим набором инициатив по расширению интеграции с ЕС выступил Президент Украины П. Порошенко в своем обращении к парламенту.   
Резолюция ЕП имеет рекомендательный характер. Окончательное решение об изменении формата ВЕП со стороны ЕС принимает Еврокомиссия, Совет ЕС и Европейская служба внешних дел, которым и адресованы рекомендации ЕП. В силу разности позиций стран ЕС (а особенно , Германии, Франции как ядра принятия решений в ЕС, и негативной позиции Венгрии) окончательного понимания и консенсуса, что войдет в текст финальной декларации саммита ВЕП пока нет. Тем не менее, независимо от того, чем закончится саммит ВЕП, и какие конкретные шаги будут приняты, озвученные инициативы как «заменители» четкой перспективы членства в ЕС уже широко обсуждаются и вряд ли сойдут с политической повестки в ближайшем будущем. 
Центральной и наиболее спорной идеей в этом пакете стимулов является инициатива по возможному присоединению к Таможенному союзу (ТС) с ЕС. Ниже – суть, плюсы и минусы этой формы интеграции, перспективы (альтернативы) ее реализации и общая оценка ее эффективности в контексте Украины.    
1. Что такое Таможенный союз:
ТС  – это следующая форма экономической интеграции после создания зоны свободной торговли с ЕС (см. табл). В случае заключения полноценного ТС Украина: 
- полностью синхронизирует свое таможенное законодательство с ЕС , 
- полностью переходит на стандарты технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, 
- переходит на общие с ЕС правила происхождения товаров из 3-х стран и определения таможенной стоимости, 
- торговля с ЕС становится беспошлинной, 
- исчезает пограничный таможенный контроль во взаимной торговле, 
- в торговле с третьими странами Украина переходит на таможенные ставки, установленные для стран - членов ЕС

Стадии экономической интеграции между странами

Отсутствие внутренних торговых барьеров

Общий внешний таможенный тариф

Мобильность труда и капитала

Единая валюта

Общая экономическая политика

ЗСТ

Х

 

 

 

 

Таможенный Союз

Х

Х

 

 

 

Единый рынок

Х

Х

Х

 

 

Монетарный союз

Х

Х

Х

Х

 

Экономический союз

Х

Х

Х

Х

Х

 

Источник: https://econ2day.wordpress.com/economic-integration-and-eu/

2. Плюсы – минусы ТС 

Заключение ТС с ЕС будет иметь неоднозначные последствия для Украины в будущем: 

Плюсы:    

Можно ожидать роста взаимной торговли с ЕС (+увеличения доли ЕС в украинском экспорте/импорте). Однако, что еще более важно, - это потенциальное положительное влияние ТС на включение Украины в европейские (глобальные) цепочки по созданию добавленной стоимости (global value chains): производственные, сбытовые, логистические и т.д. Эти цепочки могут возникать на меж-отраслевом уровне, так и на уровне отдельных крупных компаний. Единые стандарты технического регулирования, отсутствие таможенного оформления и контроля, общая граница + относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила могут простимулировать приход европейских производителей  со всеми вытекающими результатами в виде  притока ПИИ, трансфера технологий, диверсификации и наращивании производства. При этом на практике инвесторы, конечно, будут брать во внимание не только и не столько гармонизированный таможенный режим, но общую политическую и экономическую ситуацию в стране (мир, защита прав собственности, уровень коррупции, макро-стабильность и т.д.). 

Минусы:  

Существуют значительные риски того, что влияние ТС на общие объемы внешней торговли (экспорта) может оказаться отрицательным. Данные риски можно разделить на те, которые относятся к торговле с ЕС, и те, которые относятся к торговле с 3-ми странами.

Торговля с ЕС:

- Наличие исключений из режима ТС, прежде всего, по агро-продукции. На сегодня единственным релевантным для Украины примером ТС с ЕС является Турция.  ТС между Турцией и ЕС действует с 1995 г., и в целом в Турции признают его положительное влияние на внешнюю торговлю (объемы внешней торговли за это время выросли в 4 раза) и темпы роста экономики. Однако режим ТС с Турцией не является полноценным, в частности из него исключена торговля аграрной продукцией и услугами. В последние несколько лет идут переговоры о расширении режима ТС на эти рынки, которые пока ни к чему не привели в силу значительного уровня защиты сх рынков в ЕС. На сегодня нет оснований полагать, что Украина получит условия ТС лучшие за Турцию. А это означает, что для аграрной продукции (товарные группы 1-24), с которой Украина наиболее конкурентоспособна в Европе и от которой она может получить наибольшую отдачу, и далее будут действовать препятствия в экспорте в виде более высоких таможенных ставок, низких квот на беспошлинный ввоз, необходимости таможенного оформления и контроля. 

- Вхождение в ТС не исключает возможности применения ЕС антидемпинговых расследований против Украины, что будет, в первую очередь, сдерживать экспорт по второй наиболее весомой группе товаров – металлопродукции. Возможны и другие «законные» инструменты установления нетарифных барьеров, напр., в части ограничения допуска к госзакупкам, устанавливая требования к наличию уникальных технологий.   

Торговля с 3-ми странами:

- Отсутствие автоматического присоединения к режимам свободной торговли с третьими странами, у которых есть режим ЗСТ с ЕС. В качестве одного из плюсов вступления в ТС часто преподноситься возможность автоматически присоединяться к ЗСТ с другими странами, у которых есть этот торговый режим с ЕС, и получать выгоды от свободной торговли. Напр., на данный момент ЕС заключила ЗСТ c более чем 60 странами на индивидуальной или групповой основе (в т.ч. с Мексикой, Южной Кореей, Японией, Египтом, Чили, странами ЕАСТ и т.д.). Однако кейс Турции это не подтверждает: автоматического двустороннего открытия рынков на условиях, которые действуют для ЕС, не происходит. Как правило, Турции необходимо проводить дополнительные переговоры с этими третьими странами и перезаключать с ними соглашения, прежде всего, в вопросах допуска на их рынки. Особенно если это перспективные и емкие рынки. Это хорошо демонстрирует пример с ЗСТ с Мексикой (см. бокс ниже). 

ЗСТ между Турцией и Мексикой

Турция, присоединившаяся к ЗСТ с Мексикой, снизила/ обнулила тарифы и открыла свой рынок для мексиканского импорта на таких же условиях как и ЕС, однако Мексика не открыла свой рынок для турецкого экспорта на условиях как для ЕС. Причина в том, что соглашение о ЗСТ между ЕС и Мексикой не содержат юридически обязывающих норм в отношении третьих стран (в данном случае - Турции). При этом соглашение о ТС с ЕС юридически обязывает Турцию применять общий тарифный режим в отношении стран, с которыми у Евросоюза действует ЗСТ либо другие режимы преференционной торговли. В случае Мексики, попытки Турции урегулировать этот вопрос как самостоятельно, так и с подключением ЕС,  пока ни к чему не привели.

- Необходимость денонсации ранее заключенных соглашений о ЗСТ с третьими странами, в первую очередь, со странами СНГ. Присоединяясь к ТС, Украина сможет иметь ЗСТ только со странами/ объединениями стран, которые имеют зону свободной торговли с ЕС (на таких же либо индивидуальных условиях, см. кейс «Турция – Мексика»). На сегодня, кроме ЗСТ с ЕС, в Украине действуют аналогичные соглашения с СНГ, странами ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия), Канадой, Грузией, Македонией, Черногорией , идут переговоры с Израилем, Турцией, Сингапуром. Из этой выборки стран, у ЕС нет зоны свободной торговли только со странами СНГ (кроме Молдовы) , и соответственно Украина должна будет выйти из соглашения о зоне ЗСТ с СНГ, потеряв преимущества (более низкие/ обнуленные пошлины) в торговле с РБ, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном и другими странами Центральной Азии. По состоянию на сейчас, эти потери не коснутся РФ, которая в 2016 г. приостановила для Украины действие договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ и ввела ряд других торговых ограничений (торговое эмбарго, запрет на транзитные перевозки). По данным Госстата, за 9 месяцев 2017 г. экспорт в страны СНГ от общего экспорта составлял 16,1% (включая РФ) и 6,7% (без РФ), в денежном выражении в 2017 г. экспорт оценочно составит 6,8 и 2,8 млрд. дол. соответственно.  
- Увеличение средней тарифной ставки в торговле с третьими странами, с которыми нет преференционных режимов торговли.  В торговле с остальным миром, с которым у ЕС нет зон свободной торговли (на сегодня, напр., это Китай, Индия, США, те же страны СНГ), Украина также будет вынуждена перейти на тарифные ставки, установленные для стран - членов ЕС. Это те ставки, которые применяются в рамках так называемого режима наибольшего благоприятствования одинаково ко всем странам, с которыми нет преференционных режимов торговли. Данные ставки и их общий уровень фиксируются при вступлении в ВТО (с возможностью последующего небольшого пересмотра). Общая средняя ставка импортного тарифа, так и ставки по отдельным группам товаров, в Украине меньше, чем в ЕС (см. табл.). Средний импортный тариф на все группы товаров в Украине составляет 4,5%, тогда как в ЕС 5,2%,  и это достаточно весомая разница. Переходя на уровень импортных тарифов ЕС, Украине придется провести двусторонние переговоры со всеми странами ВТО, которые в свою очередь в качестве компенсации могут выставить встречные требования к Украине, в т.ч. по разрешению спорных торговых ситуаций в рамках ВТО, а также выставить требования к ЕС о снижении их среднего импортного тарифа ( по крайней мере, так было с Турцией). Повышение средней ставки импортного тарифа, как правило, оказывает негативное влияние на объемы двусторонней торговли, особенно со странами, с которыми эти объемы были на достаточно высоком уровне. 
Средний таможенный тариф (в рамках режима наибольшего благоприятствования) в Украине  и ЕС  в 2016 г., %

 

Украина

ЕС

Агро-продукция

9,2

11,1

Промышленные товары

3,7

4,2

Средний тариф по всем группам

4,5

5,2

             

Источник: WTO

Анализируя «плюсы – минусы» любого ТС, следует отметить следующее. Его потенциал срабатывает в большей мере, если:

- ТС для присоединяющейся стороны является не просто наибольшим, а доминирующим торговым партнером (занимая 75-80% в экспорте). В отношении Украины это не так. ЕС действительно является крупнейшим торговым партнером Украины, на долю которого приходиться порядка 40% нашего экспорта, но не доминирующим (см. табл. ниже)

Направления украинского экспорта, январь – сентябрь 2017 г.

 

Млрд. дол.

%, от общего

ЕС

12,597

40,2

СНГ

5,050

16,1

в т.ч. РФ

2,938

9,4

Остальной мир

13,680

43,7

Всего

31,327

100

Источник: Госстат


- Присоединяющаяся к ТС страна переходит на более низкий средний таможенный тариф. В отношении Украины это не так: она будет вынуждена перейти на более высокий средний импортный тариф, что, как правило, отрицательно влияет на объемы торговли с 3-ми странами. 
- Страна одновременно стает членом таможенного и экономического союза ( как напр., в 2004 г. страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Прибалтийские государства и т.д. ), которые проводят общую экономическую политику и пользуются выгодами ТС без исключений. Примечательно, что власти Великобритании, инициировавшие по итогам референдума выход из ЕС, инициируют также выход из Таможенного союза с ЕС, приводя в качестве аргумента возможность установления самостоятельно более либеральных режимов торговли с третьими странами. 
3. Перспективы заключения ТС
Такой масштабный «проект» как присоединение к ТС будет требовать времени (займет как минимум одно десятилетие), финансовых ресурсов и политической воли, способной гарантировать неизменность этого курса, как со стороны Украины, так и ЕС.   
Время
Следует иметь в виду, что даже в случае получения Украиной возможности членства в ТС по итогам саммита ВЕП, это крайне далекая перспектива, которая в лучшем случае займет не меньше времени, чем заключение ЗСТ с ЕС , т.е. как минимум 10 лет. 
Представители украинской власти называют оптимистичные сроки от 5 до 7 лет, что вряд ли соответствует действительности. Присоединение к ТС предполагает, что Украина полностью выполнит ЗСТ с ЕС и либерализирует свою торговлю по «стандартам» ЕС, в т.ч. в вопросах санитарного, фитосанитарного контроля и технического регулирования. Кроме того , нынешняя ЗСТ предполагает значительные переходные периоды для обнуления импортных пошлин: по отдельным товарным группам сроком от 7 до 10 лет, а по специальным исключениям (автомобильная отрасль) – вплоть до 15 лет. Эти периоды, в принципе, могут быть пересмотрены и приближены: однако нет гарантий, что ЕС на это согласиться, не говоря уже о рисках ускоренного открытия отдельных рынков для Украины. Примечательно, что  Турция подала заявку на вхождение в Европейский экономический союз – тогдашний прообраз ЕС – в далеком 1961 г. В соответствии  с разработанным планом страна вначале должна была стать членом ТС. Предполагалось, что на это уйдет  12 лет (1973 г.), а по факту вышло 34 года (1995 г.).     
Финансы
Потребуются инвестиции в объеме десятков млрд. дол., как со стороны бизнеса, так и так и государства. Для бизнеса основные затраты будут сазаны с обязательным переходом на стандарты ЕС. Это выгодно в долгосрочной перспективе, но будут затраты в кратко- и среднесрочном периоде. Для государства, помимо стандартизации, это обустройство границ и усиление таможни по периметру границы не со странами ЕС. Нет оснований полагать, что большая часть этих затрат будет профинансирована со стороны ЕС.     
Политическая воля
ЕС. Исходя из усиления евро-скептических настроений в ЕС, нельзя исключать еще большего охлаждения интереса к углублению интеграции с Украиной в ближайшие десять лет и подвешивания заключения ТС на неопределенное время.
Украина. Помимо вышесказанного, за эти 10 лет Украина должна будет продемонстрировать прогресс еще по 2 вопросам:
- Разрешение конфликта на Донбассе, что включает вопрос с границами (между Украиной и «ДНР-ЛНР» и между «ДНР-ЛНР» и РФ), и соответственно возможность страны контролировать потоки товаров и бороться с контрабандой на этих участках границы. 
- Борьба с коррупцией, в т.ч. в борьба с контрабандой. Требования к этому компоненту со стороны ЕС будут гораздо выше, чем сейчас, когда на откровенные украинские провалы в борьбе с коррупцией в Брюсселе смотрят сквозь пальцы. 
Отсутствие реального прогресса по этим вопросам будет наверняка торпедировать/ отстрачивать заключение ТС на неопределенное время.   
4. Альтернатива ТС
Наиболее реальной и очевидной альтернативой является продолжение, более глубокое и полноценное выполнение ЗСТ с ЕС. Плюс к ней:
- заключение/ выполнение соглашений о ЗСТ со странами «европейского соседства», у которых есть ЗСТ с ЕС (напр., со странами EFTA, CEFTA, Турция)
- необходимо использовать все доступные инструменты выхода на рынки 3-х стран, используя преимущества ЗСТ+ с Европейским союзом, в т.ч. через присоединение к Региональной конвенции о пан-евро-средиземноморских преференционных правилах происхождения товаров   (PEM “Pan – Euro – Mediterranean”). Участниками Конвенции на сегодня являются 42 страны и присоединение к ней, как раз, и про-стимулирует  включение Украины в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, что является основной практической выгодой ТС.  Украина последние несколько лет вела переговоры по этому вопросу и, наконец, 16 мая 2017 г. получила официальное предложение присоединиться к Конвенции. Правила конвенции должны заработать в 2018 г. (соответствующий закон 8 ноября принят парламентом и на момент написания статьи находился на подписи у Президента)
5. Общий вывод
Очевидно, что заключение ТС с ЕС будет продвигаться властями как следующий основной шаг в углублении интеграции с ЕС. В отличии от идеи полноценного выполнения ЗСТ и использования уже имеющихся инструментов внешне-торговой интеграции на европейском направлении, которые вряд ли можно назвать свежими и привлекательными, идея таможенного союза с ЕС вместе с другими «широкими» инициативами (отмена платы за роуминг, ассоциация с Шенгеном) более понятна и «продаваема» на внутренней арене. Однако существуют значительные риски, что общее влияние ТС на объемы внешней торговли (экспорта) может оказаться отрицательным, а положительные моменты, связанные с включением Украины в европейские цепочки создания добавленной стоимости, не реализуются из-за плохого качества институциональной среды, бизнес-климата, отсутствия мира на Донбассе и незакрытого конфликта с РФ. Перед началом переговоров о присоединении к ТС необходимы переговоры с бизнесом (отраслевыми организациями) и тщательные расчеты, что власти пока не сделали, но при этом уже говорят о сроках вхождения Украины в ТС. 

НоСЭП