ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
По информации Госстата, промышленное производство в январе-сентябре 2017 года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3%.
27/10/2017
Моніторингові продукти
За несколько дней до появления статистики, МЭРТ на своем сайте подвел итоги деятельности созданного год назад Национального комитета по промышленному развитию, который презентовали в октябре 2016 года, и который взялся возглавлять лично премьер-министр. По мнению МЭРТа , его работа была более чем успешной – формируется Стратегия промышленного развития (ее обещают подготовить до конца 2017 года), созданы тематические отраслевые группы, подготовлены несколько проектов актов КМУ, определены приоритеты на следующий год.
Оценку этой бюрократической работе и ее полезности выставил сам промышленный сектор, продолжающий демонстрировать падение – что сентябрь-2017 к сентябрю-2016, что сентябрь-2017 к предыдущему месяцу, что 9 месяцев 2017 к аналогичному периоду годом ранее.
Если же взять более дальнюю ретроспективу – показатели 2017 года составляют всего 78,8% от объема промышленного производства 2013 года, когда уже вовсю проявились последствия торговой войны с РФ, и 75,1% от уровня 2012 года – до ее начала (в сопоставимых параметрах – без учета аннексированного Крыма и зоны АТО).
Таким образом, кризис не только не преодолен – он продолжается, а по отдельным направлениям – даже углубляется.
Рост по итогам девяти месяцев перерабатывающей промышленности (на 3,6%) не перекрыл заметного падения в добывающей (-6,1%) и топливно-энергетическом комплексе (-5,7%). Еще пока рано говорить о возможном сырьевом и энергетическом кризисе, но в случае продолжения этой тенденции он потенциально возможен. Существенное падение добывающей отрасли переложится на перерабатывающую позже, с определенным временным лагом. Попытки компенсировать нехватку сырья зарубежными поставками чреваты усилением давления на гривну и ухудшения и так негативного сальдо внешней торговли. Не стоит забывать и о том, что весь ТЭК страны является, по сути, банкротом – там все должны всем (в том числе и государство), а суммы долгов измеряются миллиардами, и когда-нибудь эта долговая пирамида неминуемо приведет к череде банкротств со всеми вытекающими последствиями. Поэтому особо не стоит радоваться небольшому росту в перерабатывающем секторе.
Из отраслей промышленности самый высокий рост продемонстрировали автомобилестроение (+13,5%), меблепром (+8,7%), химпром (+8,7%), легпром (+7,2%) и машиностроение (+7,1%). Но только в мебельной промышленности такой результат является в какой-то мере результатом проактивного действия власти – рост производства стал возможным благодаря действию запрета на экспорт необработанной древесины, продавленный депутатами вопреки позиции правительства. Но сколько еще продляться такие благоприятные для отечественного меблепрома условия – неизвестно: под давлением со стороны ЕС уже несколько раз (правда, пока безуспешно) инициировался вопрос об отмене действующего моратория на экспорт леса. Во всех остальных «успешных» отраслях рост зафиксирован благодаря низкой базе сравнения: отрасли промышленности последние два года пытаются «отыграть» глубокие провалы и падения 2014-2015 годов.
Часть отраслей, год назад показывавших неплохие перспективы, на фоне увеличенной базы сравнения начали показывать меньшие темпы роста. Среди таких следует отметить электронную (+5,8% против прошлогодних +21,9%), резино-техническую (+6,7% против +9,4%), фармацевтическую (+1,5% против +6,5%) промышленность.
Вместе с тем, восстановление идет далеко не везде.
В 8 из 25 регионах страны промышленное производство продолжало падать. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Луганской (-27,0%) и Донецкой (-12,4%) областях. За последние годы активность в решении вопросов восстановления экономики подконтрольных частей этих регионов постепенно «сходит на нет». Уже почти не говорят о «Плане Маршалла для Украины» (если не считать инициативы Литвы, которая – уже можно констатировать – не нашла поддержки ни в самом ЕС, ни среди доноров). План был топовой темой в 2014-2015 годах и должен был аккумулировать миллиарды долларов США от иностранных доноров. После создания Министерства оккупированных территорий тематика восстановления Донбасса размылась между ним и Минрегионстроем, а по факту – оказалась фактически ничейной.
Кроме Донбасса, промышленное производство сократилось также в Киеве (-5,0%), Черниговской (-4,0%), Закарпатской (-2,5%), Черкасской (-1,8%), Днепропетровской (-1,5%), Полтавской (-1,3%) областях.
Наибольший провал в работе в январе-сентябре 2017 года продемонстрировали коксохимическая (-17,1%) и угольная (-16,1%) отрасли. Добыча каменного угля сократилась на 15,2%, кокса – на 21,2%. На обеих отраслях, безусловно, сказалась организованная активистами и поддержанная властью блокада ОРДЛО, разрушившая сложившиеся производственные цепочки, обеспечивающая периодический дефицит сырья, усложнившая логистику. Три месяца простоял Авдеевский коксохим, который был обесточен в результате боевых действий. Он смог полноценно заработать лишь в мае после ввода в эксплуатацию новой высоковольтной линии, построенной на подконтрольной территории. С марта под т.н. «внешнее управление ДНР-ЛНР» ушли Енакиевский коксохим и Донецккокс (производившие кокс не только для местных металлургических комбинатов, но и для расположенных на подконтрольных территориях), ряд шахт, добывающих коксующие и энергетические угли. Наиболее критичной стала потеря 100% добычи антрацита, приведшая к необходимости увеличивать закупки угля в ЮАР и США, а также переориентации блоков тепловых электростанций на угли газовой группы, что привело к образованию в середине осени дефицита и по этой марке энергоресурсов.
На 7,2% сократилась добыча металлических руд, на 1,6% - выпуск металлургической продукции.
Выплавка стали в январе-сентябре сократилась на 5,2%, чугуна – на 18,4%, катанных и кованных полуфабрикатов – на 10,1%, полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем – на 22,0%, проката черного металла – на 10,7%, проводов стальных – на 1,9%... Поспособствовали этому уменьшение добычи сырья: на 2,3% сократилась добыча металлических руд, на 4,7% - железорудного неагломерированного концентрата, на 11,1% - агломерированного концентрата. С конца марта по третью декаду июля простоял Днепровский меткомбинат, который и до того работал на 25-30% своей мощности… Если еще четыре-пять лет назад Украина боролась и поочередно с Италией входила в десятку крупнейших производителей стали в мире, то по итогам сентября 2017 года наша страна опустилась на 13 место. В сегменте поддерживающей продукции «для металлургов» - тоже проблемы: производство прокатного оборудования сократилось на 44,4%, а конвертеров и литейных машин – на 56,5%!
Весомый вклад в неудовлетворительные результаты работы металлургов также внес разрыв отношений и потеря предприятий отечественных ФПГ в зоне АТО. Чтобы понять масштабы потерь, достаточно обратить внимание на то, сколько планировали произвести в 2017 году предприятия, не работающие ныне на экономику Украины, сколько они обеспечивали поступлений в бюджет и скольким людям давали рабочие места:
- ПАО «Енакиевскии? металлургический? завод» (6,7 тыс. сотрудников). На 2017г. было запланировано производство 2,4 млн. тонн стали, ожидаемая валютная выручка - 0,7 млрд. дол. США, уплата налогов в бюджет Украины в 2016 году - 372 млн. грн. (без НДС);
- ПАО «Алчевскии? металлургический? комбинат» (11,5 тыс. сотрудников), планировал. Произвести 2,8 млн. тонн стали, ожидаемая валютная выручка 0,82 млрд. дол. В 2016 году перечислил в бюджет 410 млн. грн. налогов (без НДС);
- Металлургический? комплекс ЧАО «Донецксталь – металлургический? завод» (4,5 тыс. человек). Ожидаемая валютная выручка в 2017 году 0,36 млрд. дол., оплата налогов в 2016 году - 160 млн. грн. (без НДС);
- Енакиевский коксохимический завод (1,2 тыс. сотрудников). В 2017 году планировал произвести 0,46 млн. тонн кокса. Оплата налогов в 2016 году - 92 млн. грн. (без НДС);
- ПАО «Краснодонуголь» (9,8 тыс. работающих). Планировал производство угольного концентрата (коксующиеся марки) в объеме 1,6 млн. тонн.; в 2016 году уплатил в бюджет Украины 435 млн. грн. налогов (без НДС);
- ПАО «Комсомольское рудоуправление» (1,8 тыс. сотрудников). Он производил около 40% флюсовых известняков в стране для отечественной металлургии, на 2017 год планировал объем 2,6 млн. тонн. В 2016 году заплатил 66 млн. грн. налогов (без НДС).
Далеко не все подотрасли промышленности, пережившей значительное падение, смогли даже с учетом низкой базы сравнения показать позитивную динамику.
- Сохраняются проблемы в химической отрасли. По сравнению с январем-сентябрем 2016 года на 7,4% сократилось производство серной кислоты – на 8,6%, на 5,8% - спирта неденатурированного, на 2,0% - моющих средств. Из-за непродуманной правительственной политики более трех месяцев простояли без дела отечественные производители минеральных удобрений – «Ровноазот», Черкасский и Северодонецкий «Азоты». Как едва живое оценивается состояние Одесского припортового завода, на который правительство анонсировало приход в результате прозрачного конкурса с участием глобальных химических компаний стратегического инвестора. По факту – два конкурса провалились из-за отсутствия претендентов, даже снижение стартовой цены вдвое (с 500 до 250 млн. дол. США) не повысило интерес к ОПЗ. Предприятие попробовало в марте запуститься по давальческой схеме, но не продержалось и четыре месяца: 11 июля завод стал на неопределенное время по той же причине, что уже останавливался не раз (цена на производимый ОПЗ аммиак и карбамид продолжает дешеветь, а основное сырье – газ – дорожать). Тем временем долги предприятия только перед шестью основными контрагентами на начало второго полугодия уже превышали 9,2 млрд. грн. (для сравнения - весь целостный имущественный комплекс ОПЗ оценен Правительством в 5,2 млрд. грн.).
- На трех авиазаводах страны – продолжается прошлогодние затишье и застой. Как большое достижение расценена сборка и продажа в Казахстан Ан-74. Это уже и не удивляет – и в прошлом году общими усилиями выпустили за саудовское финансирование также всего один (демонстрационный) образец Ан-132, который теперь вместе с более давними наработками Ан-148 и Ан-158 возят по авиасалонам как «перспективные проекты». Практически спрятан под сукно проект АН-70, который десятилетия назад представляли как самый конкурентоспособный военно-грузовой самолет в мире. Потихоньку запылилась и озвученная идея о достройке второго АН-225 «Мрия», представленная год назад на 70-тилетнем юбилее АНКТ «Антонов».
- Некогда мощная судостроительная отрасль постепенно превратилась в судоремонтную и судо-покрасочную, но и в этих незамысловатых видах деятельности провалов больше, чем успехов – флагман отечественных ВМС «Гетман Сагайдачный» поломался буквально через неделю после выхода из ремонта, проект строительства серии корветов нового поколения третий год как заморожен, а готовый на 95% бывший тяжелый ракетный крейсер «Украина» решено не достраивать, а распродать раздельно как корпус, ходовая и комплектующие.
Единичные реализуемые проекты (вроде испытанного на днях композитного автономного плавучего дока производства Херсонского завода «Паллада») – ничто по сравнению с потенциалом отрасли, доставшейся от бывшего СССР (в 1991 году Украина унаследовала 30% судостроительных мощностей СССР, 65% из которых входили в военно-промышленный комплекс. Украина была способна производить все типы судов и осуществляла ремонт до 70% гражданского и военного флота СССР. Перед распадом СССР ежегодно украинские судостроители сдавали заказчикам 50-60 гражданских судов и 10-12 военных кораблей).
- Даже в тех отраслях, где формально достигнут рост – тоже далеко не все однозначно.
- В легкой промышленности – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 28,0%, костюмов, пиджаков, юбок, брюк, комбинезонов женских – на 8,0%, мужских пиджаков и блейзеров – на 3,1%, женских пальто и плащей – на 4,7%, свитеров и пуловеров – на 1,6%.
- В пищевой промышленности – на 7,8% сократилось производство мяса свежего и охлажденного крупного рогатого скота, на 5,4% - свинины, на 21,1% - мороженого мяса птицы, на 7,3% - смесей соков фруктовых и овощных, на 4,2% - свежего сыра неферментированного, на 4,8% - йогуртов и сквашенного молока, на 1,4% - муки, на 7,1% - хлеба, на 18,6% - сахара, на 4,7% - кондитерских изделий не содержащих какао, на 21,4% - спредов и жировых смесей, на 0,5% - молокосодержащих продуктов, на 17,2% - коньяков, на 16,5% - водки, на 3,0% - пива. При таких тенденциях пищепром не только не сможет расширять присутствие на внешних рынках, но вскоре начнет терять и собственный внутренний…
- Хватает проблем в отрасли стройматериалов: добыча известняка и известнякового камня (для изготовления цемента и извести) в январе-сентябре уменьшилась на 18,2%, производство негашеной извести – на 10,1%, элементов строительных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня – на 8,4%, блоков из цемента и бетона и кирпича – на 2,3%, сухих строительных смесей – на 0,7%, паркета – на 17,2%.
- В фармацевтической отрасли на 15,2% упало производство лекарственных средств, содержащих антибиотики.
- Падение продолжается в электронной, электромеханической и механической отрасли. По сравнению с январем-сентябрем прошлого года на 50,7% сократился выпуск полупроводниковых изделий, на 10,6% - контрольно-измерительной аппаратуры, на 17,9% - низкомощных электродвигателей постоянного тока, на 19,1% - среднемощных электродвигателей переменног тока, на 31,5% преобразователей и катушек индуктивности, на 52,1% - панелей цифрового управления, на 11,5% - изолированного провода, на 8,7% - кнопочных включателей-переключателей, на 13,8% - патронов для ламп, на 22,1% - стиральных и сушильных машин, на 9,7% - дренажных и канализационных насосов, на 55,8% - карданных и коленчатых валов, на 32,7% - контрольно-кассовых, маркировочных и билетных аппаратов, на 26,9% - аппаратуры и оборудования для очистки воды, на 3,9% - верстатов, на 11,7% - плугов, на 6,2% - разпушителей и культиваторов, на 3,7% - машинного оборудования для сортировки, просеивания, промывания, дробления, на 4,4% - прицепов и полуприцепов и т.д..
Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!
И это не предел – над отечественной промышленностью дамокловым мечом висит ожидаемое повышение тарифов на железнодорожные перевозки (на них приходится почти 60% от всех объемов грузооборота), которое несколько раз в зависимости от длины производственной цепочки ляжет в себестоимость конечной продукции, а выпуск части из нее – сделает нерентабельным. Отраслевые объединения промышленников призвали Правительство, «Укрзализныцю» и Мининфраструктуры к взвешенному подходу при формировании тарифной политики, которая должна учитывать возможности и реалии нынешней «экономики производства» в базовых отраслях. Адекватной реакции и конструктивного диалога пока не наблюдается…
Не способствует восстановлению и развитию промышленности и регулярное повышение тарифов на газ. НАК «Нефтегаз Украины» уже объявил, что с 1 ноября минимальная цена на газ для промышленных потребителей увеличатся еще на 7,8% - с 8165 до 8806 грн. за тысячу кубометров.
В целом следует отметить – у последних трех Правительств нет четкого комплексного видения перспектив отечественной промышленности, первоочередных приоритетов, эффективных инструментов поддержки высоко- (пока еще) конкурентных сегментов промышленности. За последние 4 года новые власти так и не смогли наработать комплексную среднесрочную программу развития промышленности. Вместо программы с конкретными мероприятиями, уже больше года пишется некая «Стратегия», которая – даже если будет представлена, как обещано, до конца 2017 года – как минимум весь 2018 год останется без финансирования, поскольку к тому времени уже будет утвержден Государственный бюджет на 2018 год!
В результате в последние годы вместо промышленной политики наблюдается броуновское движение с характерными шараханиями и метаниями. То Правительство берется заканчивать и вводить в эксплуатацию единственную строящуюся за годы независимости шахту «Нововолынская №10», то снимает с нее финансирование и перебрасывает на погашение долгов по зарплате. Время от времени демонстрируются испытания новых образцов ракетной техники, при этом основные надежды на «Южмаше» возлагаются на ежегодные бюджетные подачки для погашения долгов по электроэнергии и зарплатам. То анонсируются программы возрождения отечественного флота (в первую очередь его военной компоненты), и масштабные работы по возобновлению судоходства на Днепре, Дунае, Днестре и т.д., но все заканчивается постройкой парой небольших речных бронированных катеров.
Со стороны Правительства идут постоянные заявления о государственной поддержке отечественного машиностроения. Инструменты поддержки известны давно, они не являются какими-то уникальными – недорогие и желательно «длинные» кредиты, помощь в расширении рынков сбыта и продвижении продукции, государственный / муниципальный заказ. Но в практической плоскости не делается ровным счетом ничего.
- Создание экспортно-кредитного агентства отложено (в лучшем случае) до 2018 года.
- При кредитах под 20% годовых украинские промышленники будут на порядок менее конкурентоспособнее, чем, к примеру, их французские коллеги. Этот тезис неоднократно публично озвучивался и политиками, и крупными представителями реального сектора экономики, но более чем за год работы Национального комитета по промышленному развитию под председательством В.Гройсмана в этом направлении подвижек также нет.
- Госзаказы даже в такой важной сфере как оборона (не говоря уже обо всех остальных) финансируются не полностью, со значительным отставанием и завершаются гораздо чаще коррупционными скандалами и «левыми» тендерами, а не успешной реализацией.
Государство, совершенно не справляющееся с функцией эффективного управления госсектором в базовых отраслях промышленности (где каждое второе предприятие – потенциальный банкрот), с помощью прокуратуры и судов возвращает себе все новые и новые объекты. За последние время в госсобственность переведен Одесский НПЗ, «Днипроавиа» вместе с Днепровским аэропортом. На очереди – арестованные имущество и 99% акций Черноморского судостроительного завода, разнообразные залоговые в национализированном «Приватбанке» целостные имущественные комплексы, решение суда первой инстанции о возврате в госсобственность акций «Укртелекома». И процесс продолжает набирать обороты…
Что может дать государство этим «старым-новым» активам? Абсолютно ничего. У него нет ни 2,8 млн. тонн нефти, чтобы запустить в работу нефтепереработку в Одессе, ни дополнительного пассажиропотока, чтобы повысить эффективность и улучшить результаты работы Днепровского аэропорта, ничего в плане госзаказа для николаевских корабелов, никаких инструментов и возможностей для развития телекоммуникационных систем, разработки и внедрения новых видов услуг от «Укртелекома». У государства нечего предложить даже в части эффективного менеджмента, который смог бы придать новое дыхание и внедрить современные управленческие технологии на эти и многие другие предприятия… Попытки нанимать для управления госактивами экспатов с высокими зарплатами также выявились абсолютно провальными – «Укрзализныця» как была, так и остается насквозь коррумпированной структурой с горой проблем, «Укравтодор» не в состоянии не только быстро строить новые дороги европейского качества, но хотя бы оперативно латать старые, «Укрпочта» - по-прежнему мало чем отличается по уровню сервиса от своего советского прошлого и все больше проигрывает конкуренцию своему коммерческому визави «Новой почте».
Способ, которым активы переходят из частной собственности (пусть и не всегда такой эффективной собственности, как хотелось бы) в государственную, на многие годы вперед делают малореальным повторную приватизацию и приход эффективного стратегического инвестора. Как показывает прошлогодний опыт ОПЗ, ни одна уважающая себя компания не придет (даже за сравнительно низкую цену) на «токсичный актив», который грозит втянуть ее в многолетние судебные споры с предыдущим / предыдущими владельцами.
НоСЭП