ЗА ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2017 Г. ГОСДОЛГ УКРАИНЫ В ДОЛЛАРАХ ВЫРОС НА 7,2% И ПРЕВЫСИЛ 46 ТЫС. ГРН. НА ЧЕЛОВЕКА

По данным Минфина, за первые 7 месяцев 2017 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 76,06 млрд. дол. (1971,15 млрд. грн.).

22/09/2017
Моніторингові продукти
ЗА ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2017 Г. ГОСДОЛГ УКРАИНЫ В ДОЛЛАРАХ ВЫРОС НА 7,2% И ПРЕВЫСИЛ  46 ТЫС. ГРН. НА ЧЕЛОВЕКА
В июле гривневый рост долга объяснялся докапитализацией Приватбанка. Государственный и гарантированный государством долг на конец июля 2017 года составил 1971,15 млрд грн или 76,06 млрд дол против 1957 млрд грн (+13,3 млрд грн) или 75,01 млрд дол (+1,05 млрд дол) месяцем ранее. Одна из основных причин роста – увеличение прямого внутреннего долга: прямой внутренний долг увеличился за месяц на 10,54 млрд грн. Как известно, в июле Приватбанк был докапитализирован на 22,5 млрд грн. Как следует из пресс-релиза НБУ «необходимость в докапитализации возникла из-за мошеннических действий предыдущего менеджмента накануне национализации и потребности создания резервов под портфель финансового лизинга, качество обслуживания которого связанными с бывшими владельцами лицами ухудшилось после перехода банка в собственность государства».  Таким образом, всего на докапитализацию банка правительство направило уже почти 6% ВВП (2016 года). Вторая причина – рост гарантированного долга на 4, 65 млрд. грн. до 291,69 млрд. грн. Как известно в июле ЕБРР решил выдать кредиты Укрзализнице. Более быстрый рост госдолга в июле в долларовом эквиваленте объяснялся эффектом курсовых переоценок (ревальвации официального курса гривны по отношению к доллару). 
Динамика задолженности в июле – продолжение тенденции стремительного роста госдолга. За первые семь месяцев 2017 г. сумма государственного и гарантированного государством долга выросла:
- в долларах: на 7,1%, или на 5,09 млрд. дол. (вначале года 70,97 млрд. дол), 
- в гривневом эквиваленте:  на 2,1%, или на 41,34 млрд. грн. (вначале года 1929,8 млрд грн). 
- госдолг в гривне на одного человека в течение января-июля 2017 года вырос с 45 317  грн. до 46 416 грн. (+2,4%).

Государственный и гарантированный государством долг Украины

 

общий долг

внешний долг

внутренний долг

 

млрд. грн.

?, млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

на 01.01.2010

316,9

 

 

211,8

 

105,1

 

на 01.01.2011

432,2

+ 115,4

+36.4%

276,7

+30.7%

155,5

+47.9%

на 01.01.2012

473,1

+ 40,9

+9.5%

299,4

+8.2%

173,7

+11.7%

на 01.01.2013

515,5

+ 42,4

+9.0%

309,0

+3.2%

206,5

+18.9%

на 01.01.2014

584,1

+ 68,6

+13.3%

300,0

-2.9%

284,1

+37.6%

на 01.01.2015

1100,6

+ 516,4

+88.4%

611,7

+103.9%

488,9

+72.1%

на 01.01.2016

1572,2

+ 471,2

+42.8%

1042,3

+70.4%

529,5

+8.3%

на 01.01.2017

1 929,8

+357,6

+22,7%

1 240,0

+18,9%

689,73

+30,2%

На 01.07.2017

1 957,7

27,9

+1,4%

1 259,1

+02%

698,6

+1,3%

На 01.08.2017

1 971,15

41,34

2,14%

1 261,95

1,8%

709,20

2,8%

Источник: Минфин

Динамика размера госдолга с начала 2017 г. года объясняется разнонаправленными факторами:

На увеличение госдолга:

- Рекапитализация госбанков. В феврале-июле 2017 года правительство направило 48,9 млрд грн  на увеличение уставного капитала банков, включая: докапитализацию Приватбанка (32,3 млрд. грн.), Ощадбанка (8,9 млрд грн.) и Укрэксимбанка (7,7 млрд грн.) . Операции были произведены путем обмена ОВГЗ эквивалентной суммы на акции дополнительной эмиссии госбанков. Таким образом государство в 2014-2017 гг за счет увеличения госдолга на докапитализацию Ощадбанка потратило 25,5 млрд грн, Укрэксимбанка – 22 млрд грн, Приватбанка – 139,3 млрд. грн.  Всего в 2017 году правительство имеет лимит на докапитализацию банков и поддержку Фонда гарантирования вкладов на 71,6 млрд. грн.

- Заимствованиями у МФО. Из наиболее крупных займов следует выделить займы у МВФ на общую сумму порядка 1 млрд дол США (367 млн специальных прав заимствований (СПЗ), 200 млн фунтов стерлингов, 146 млн евро и 92 млн дол. США ), и второй транш от ЕС в рамках макрофинансовой помощи в объеме 600 млн. евро.

На сдерживание роста госдолга:

- Недовыполнение плана внутренних заимствований. Правительство за семь месяцев 2017 года привлекло для финансирования государственного бюджета 73,6 млрд. грн. из расписанных планом 134,7 млрд грн. внутренних заимствований. Условно можно сказать, что снижение необходимости в заимствованиях на 2/3 обусловлено недовыполнением запланированных расходов бюджета (за январь-июль расходы общего фонда госбюджета были на 44,3 млрд. грн. меньше, чем установлено планом на период).

- Скачками курса валют. 31 июля 2017 года курс гривны по отношению к доллару составлял 25,91 грн/дол США, что на 4,7% ниже, чем по состоянию на 31 декабря 2016 года (27,19 грн/дол США). Соответственно, гривневый эквивалент внешнего долга только за счет укрепления курса гривны по отношению к доллару сократился на 58,38 млрд. грн.

Суммарная долговая нагрузка на экономику продолжает увеличиваться. С начала 2014 - 7 мес. 2017, величина госдолга в гривневом эквиваленте выросла почти в 3,37 раза. Текущий уровень долговой нагрузки на экономику  давно находится за порогом долговой устойчивости:

- Соотношение госдолга к ВВП – основной показатель, характеризующий устойчивость уровня госдолга и способность государства его обслуживать. По состоянию на начало 2017 года, уровень госдолга к ВВП достиг 81,0% ВВП. Это уже значительно выше безопасного уровня в 60% ВВП для развитых стран и в 2 раза выше потолка для развивающихся стран в  40% ВВП. 

- Расходы на обслуживание госдолга – превышают критический показатель. В 2017 г. расходы на обслуживание госдолга планируются на уровне 11,0 % сводного и 13,4% государственного бюджета. Это значительно выше, чем критическая нагрузка (для Украины не более 10% расходов бюджета). План расходов на погашение госдолга в 1,7 раза превышает плановый дефицит госбюджета в 2017 г. 

- В ближайшее время вопрос долговой нагрузки станет острее. Расходы на обслуживание внешнего госдолга Украины начинают  расти с середины 2017 года. Выплаты основной суммы (тела долга) и процентов по долгу в 2017 году составят 241,6 млрд. грн., что сопоставимо с 30% расходов госбюджета. Всего в 2018-2020 годах Украина должна погасить только по внешним долгам порядка 17,5 млрд. долл., а это практически нынешние резервы НБУ (18,035 млрд. дол. – на 1.09.2017).

- Выход Украины в сентябре 2017 года на международный рынок долговых обязательств был связан с намерением сократить расходы на погашение и обслуживание внешнего госдолга в  2019 и 2020 гг. (7,5 млрд. долл. США и 6,1 млрд. долл. США соответственно). Размещение  пятнадцатилетних еврооблигаций на сумму 3 млрд долларов поможет снизить «пиковые» долговые нагрузки (на 1,16 млрд. долл. США  в 2019 г. и на  415 млн. дол. в 2020 г.), но не решает вопрос высокой долговой нагрузки страны. Годовая доходность украинских ценных бумаг  высока - 7,375%, что отражает высокие страновые риски.   Она сравнима с доходностью при размещении гособлигаций другими странами с низким кредитным рейтингом, выпущенные в 2017 г. (Таджикистан – 7,125%, Гондурас – 6,25%). Размещение украинских еврооблигаций не снимает вопрос о необходимости получения средств от МВФ для обеспечения фискальной устойчивости страны.

Самым крупным заемщиком для Украины остается МВФ (см. кейс ниже). 

Украина и МВФ

За 2014-2077 гг Украина успела взять у МВФ 12,9 млрд дол (эквивалент 9,2 млрд СДР). Это 43% от всей суммы, которую Украина получила от МВФ за весь период независимости: 

- В апреле 2014 года после «Революции достоинства» и прихода новой власти в Украине, МВФ утвердил предоставление Украине нового кредита Stand by в объеме 16,5 млрд дол США (10,976 млрд СДР). В рамках этой программы Украина получила два транша объемом в 3 млрд дол (2058 СДР) и 1,3 млрд дол США (914,7 млн СДР). Но уже летом 2014 года стало понятно, что правительство не выполнит взятые обязательства. 

- Вследствие чего, 11 марта 2015 года МВФ заменил программу Stand by на четырёхлетнюю программу «Механизм Расширенного Финансирования» (Extended Fund Facility) с более жесткими требованиями. Первый транш объемом в 5 млрд дол США по новой программе было получено Киевом сразу после ее утверждения. Предоставление второго транша объемом 1,7 млрд дол США было утверждено 31 июля 2015 года.   Еще по одному траншу по 1 млрд дол США было передано Украине в 16 сентября 2016  и в 5 апреля 2017 гг. 

Подобные деньги Украине никто не дарил и их придется отдавать. 4 августа Украина выплатила Международному валютному фонду $450 млн по программе Stand by от 2014 года. Следующая большая выплата приходится на 3 ноября. Всего за август-декабрь 2017 года необходимо будет погасить более 1 млрд дол. тела долга с процентами . Однако это еще не предел. Еще большие пики платежей приходятся на 2018-2019 гг. На эти года запланированы выплаты МВФ в 2,4 и 1,9 млрд дол соответственно.  Всего до конца 2021 года правительство должно выплатить порядка 5,7 млрд SDR (эквивалент 8,1 млрд дол США) долга с процентами. Эта цифра, помимо возрастающей бюджетной нагрузки говорит о двух вещах: (1) для того чтобы погасить долг перед МВФ необходимо «ополовинить» резервы НБУ и (2) ни о каком перенаправлении кредитов МВФ на развитие и речи быть не может. Украина в самом лучшем случае сможет получить от МВФ (согласно подписанной программе EEF) еще 6,9 СПЗ (9,7 млрд дол), чего едва-едва хватит на выплату уже полученного долга с процентами.


График погашения обязательств перед МВФ, млрд.дол. 


2017

2018

2019

2020

2021

ВСЕГО

Погашение тела долга

885,2

2092,4

1623,1

1109,3

1363,5

7073,6

Выплата процентов

171,0

296,0

228,7

185,7

131,3

1012,8

Всего обслуживание

1056,2

2388,4

1851,8

1295,0

1494,8

8086,3


Источник:http://www.imf.org/external/np/fin/tad/exfin2.aspx?memberKey1=993&date1key=2017-07-29http://minfin.com.ua/currency/nbu/xdr/

- Правительство и дальше намерено жить в долг. Согласно прогнозам МВФ, за 2017 г. государственный долг увеличится более чем на четверть до 2,456 трлн. грн. (?около 90 млрд. дол.), что будет составлять 89,8% ВВП.

В ближайшее время правительству придется увеличить ресурсы, которые направляются на обслуживание долга. В этой ситуации стратегия накопления новых кредитов недопустима - на конец года уровень госдолга достигнет почти 90% ВВП, что уже давно за пределами долговой безопасности. Единственный разумный выход в этой ситуации - привлечение иностранных инвестиций и развитие экономики. 



НоСЭП