УКРАИНА НАЧИНАЕТ ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ РАЗРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ САНЭПИДНАДЗОРА

После 76 случаев ботулизма и 8-ти смертей, и.о. Министра здравоохранения оптимистично заявила, что Украине в виде гуманитарную помощь дали 25 доз поливалентной сыворотки от ботулизма.

17/07/2017
Моніторингові продукти
УКРАИНА НАЧИНАЕТ ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ РАЗРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ САНЭПИДНАДЗОРА
- Заболеваемость ботулизмом в 2017 году превысила уровень аналогичного периода прошлого года и из «бытового» он превращается в «промышленный» - для цивилизованной страны это нонсенс.  
o За половину 2017 года наблюдается высокая интенсивность смертности от ботулизма – с начала года, по сообщениям СМИ (и подтверждается брифингом У. Супрун),  от ботулизма уже умерло 8 человек , тогда как в среднем за 2013 -2016 гг. такое количество умерших наблюдалось  за год.  

год

2013

2014

2015

2016

2017 июнь*

Количество потерпевших

172

178

141

110

76

Количество умерших

6

9

6

11

8

• - по данным СМИ
o Но самым опасным является тот факт, что за много десятилетий в Украине начали регистрироваться т.н. «промышленные случаи» . Из всех зарегистрированных случаев заболевания было выявлено 8 связанных одним источником Т.е. продукт (в данном случае рыба), ставший причиной болезни был произведен на промышленном предприятии и куплен в официальной торговой сети.  
- В Украине официально отсутствуют препараты для лечения и диагностики  ботулизма. 
o Самостоятельно выявить в рыбе ботулотоксин практически невозможно и при отсутствии лечения летальность составляет 80%. Т.е. заболеть может любой человек, который ел  потенциально рискованные продукты ( вяленую рыбу, консервы, колбасы, ветчину, т.е. те продукты, где есть условия (отсутствие кислорода) и накопления ботулотоксина. 
o Официально лекарств в стране нет. Сыворотки в стране не зарегистрированы уже 3 года. Ранее Украина использована российские препараты, сейчас политика МОЗ – от них отказаться. В результате родственники больных были вынуждены искать сыворотки  самостоятельно, теряя драгоценное время . 
o Стоимость препаратов на черном рынке достаточно велика (называются самые разные цены от 200  грн. до 5 тыс. грн. за ампулу), но самое главное, что на препараты, купленные «с рук», никто не дает гарантии качества и врачи боятся их применять, во всяком случае, официально, особенно для детей. К примеру, один из сайтов предлагает препарат за 2 613 грн. при условии доставки 1-2 дня, «Новой почтой».   Время и способ доставки неприемлемы для гарантированного лечения. Сообщается вообще о «диких» способах доставки препарата – через знакомого проводника «с холодильником». 
- Минздрав не справился с проблемой формирования запаса критических для жизни препаратов , в том числе для лечения ботулизма и сегодня пытается как-то оправдать свое бездействие. 
o И.о. Министра заявила, что у МОЗа нет возможности его спланировать  необходимый объём и закупить (?), а регистрации нет, потому, что на территории Росси нет возможности проверить качество производства. Такой подход не выдерживает никакой критики.
o Еще со времен СССР, не взирая ни на какие обстоятельства, в стране всегда был т.н. неснижаемый запас жизненно важных препаратов, в том числе для лечения и ботулизма.  Количество препаратов планировалось исходя из уровня заболеваемости прошлых лет с резервом. Система профилактики и лечения ботулизма работала так. Для предупреждения промышленных случаев СЕС контролировала соблюдение санитарно-гигиенических требований на пищевых предприятиях,  а те заболевания, что возникали в быту от потребления самодельных колбас, рыбы, консервов, лечились препаратами из неснижаемого запаса. Каждый бытовой случай детально расследовался СЕС с целью не пропустить его возможную связь с промышленностью. Цель – быстро выявить источник, изолировать продукт и как можно скорее пролечить больного. 
o Дождавшись 8 смертей МОЗ отчитался, что от ПРООН получена  канадская сыворотка в виде гуманитарной помощи. Цена 25 доз (эквивалент лечения 25 человек) составляет 2,5 млн. грн. (100 тыс. грн. 1 доза). Стандартные Российские моно валентные сыворотки (А, В, Е – 5 ампул) в России стоит в переводе на гривну от  270 до 477грн.  В МОЗе заявили, что будут на следующий год формировать госпрограмму под закупку жизненно критических препаратов. Вопрос, об их стоимости исходя из вышесказанного, остаётся открытым. 
o Кроме того, имеющиеся препараты планируется хранить централизованно в Киеве (когда запас был сформирован – это был уровень областей и городов). Естественно возникает вопрос с транспортировкой и временем доставки. К примеру, в Закарпатье (Ужгород) лекарство сможет доехать минимум за 10 часов. В наших реалиях – это будут сутки при наличии автотранспорта и бензина (авиасообщения нет). Даже если лекарство и доедет, то может быть уже поздно.
o И последнее, если человек заболеет этой болезнью, то учитывая общее состояние нашей стационарной медпомощи и тяжесть заболевания, его родным и близким придётся заплатить  значительные суммы на лечение. По данным из СМИ родственники сообщают, что для лечения больного им приходилось платить по 10 тыс. грн. в день.  Если пациент малообеспеченный, то исход болезни предугадать не сложно.
- Ситуация с ботулизмом в Украине - это «вершина  айсберга» того, что происходит в Украине с инфекционной заболеваемостью. 
o По данным МОЗ за 2016 год отмечен рост инфекционной заболеваемости на 17,8% по сравнению с предыдущим. По отдельным нозологиям (% роста 2015/2016): сальмонеллёзные инфекции – 7,08, дизентерия Зонне – 12,04, ОКИ с неустановленными возбудителями – 5,54, лептоспироз – 7,31, коклюш – 29,1, вирусный менингит – 8,99,  гепатит А – 21,97, мононуклеоз – 12,51, аскаридоз- 8,66, острые инфекции верхних дыхательных путей – 17,99, пневмококковый менингит 89,47 и другие бактериальные менингиты – 4,15. Данные цифры это своеобразный «рекорд» за последние 5лет. К примеру, динамика уровня инфекционной заболеваемости 2012/2013 гг. была «+»6,75%, 2013/2014 гг. «-» 16,7%, 2014/2015гг. «+» 1,95% .
o Растет количество вспышек острых кишечных инфекций (ОКИ). За І полугодие 2017 года по предварительным данным зарегистрировано 84 вспышки ОКИ с числом пострадавших  1219 человек из них 901 ребенок. Начиная с 2014 года, отмечается значительный рост количества вспышек ОКИ. Так за период 2004 -2013 годы среднегодовое количество вспышек ОКИ составляло 43 (макс. 47). В 2014 году их было уже - 67, в 2015г. - 101, в 2016г. - 142. 
- Начиная с 2014 года, в Украине целенаправленно разрушается система санэпиднадзора. 
o После ликвидации правительством А.Яценюка в 2014 году санэпидслужбы, единая организационная цепочка принятия решений по ходу эпидемического процесса  была разрушена и система перестала работать. 
o Если ранее весь санэпиднадзор обеспечивала СЕС, что обеспечивало скорость действий и персональную ответственность Главных государственных санитарных врачей территории за организацию расследования, локализацию и ликвидацию массовых  инфекционных заболеваний, то теперь нет ни скорости, ни ответственных, поскольку построены межведомственные барьеры. 
o После разделения функций СЕС между Госпродпотребслужбой, которая функционирует «под зонтиком» МинАП и  Центром общественного здоровья МОЗ  (ЦОЗ МОЗ) уже 4 года нет слаженной и продуктивной работы. Вначале 2 года создавались новые службы. На сегодня процесс по ЦОЗ МОЗ еще не завершен. После судебного решения о незаконности решения правительства про реорганизацию СЕС , КМУ не аннулировал признанный незаконным акт, а принял новый «О ликвидации СЕС», чем еще более усугубил запутанную ситуацию со статусом ЦОЗ МОЗ. Т.е. любые его действия и выводы могут быть легко оспорены в суде.
- Качество санэпиднадзора упало в разы, служб много, а ответственных за последствия нет. 
o Реалии сегодня таковы. Случай инфекции фиксирует и лечит лечебная сеть без наличия медикаментов, эпидрасследование ведет ЦОЗ МОЗ с непонятным статусом и исключительно по «просьбе» субъекта хозяйствования, а меры по результатам расследования принимает Госпродпотребслужба, поскольку только она имеет право применять санкции (изымать продукцию, закрывать объекты). 
o Ни одного документа, который бы регламентировал процесс  такого межведомственного взаимодействия, за 3 года в стране не появилось. Вероятность, что в скором времени он появятся надежды мало. Причина в том, что в «новой» системе МОЗ должен разрабатывать нормативные документы в части санэпиднадзора для Госпродпотребслужбы.  Как показывает многолетняя практика, такая система не работает.
- Ситуация усугублялась еще и тем, что в последние годы в рамках дерегуляции  принимались непродуманные решения относительно  проверок предприятий пищевой отрасли.
o Был принят мораторий на плановые проверки бизнеса (только с 2017 г. из-под него вывели проверки Госветфитослужбой качества и безопасности пищевых продуктов). Ситуация доходила до абсурда. Эпидемиологи, фиксируя эпидосложнения, должны были обращаться к собственнику объекта для получения от него  разрешения для расследования и права выхода на объект. Т.е. надо было обратиться к потенциальному виновнику (он последний кто был заинтересован в расследовании) или в КМУ, и месяц заниматься перепиской вместо реальной работы по ликвидации заболеваний.
o Такие эксперименты привели к тому, что помимо инфекций возросло количество отравлений. В прошлом году больше 70 украинцев погибло из-за употребления некачественного алкоголя. 
- Удорожание энергоносителей, поднятие минимальной зарплаты, введение обязательно ЕСВ для ФОПов, не получающих доходы, т.е. повышение затрат на производство так же внесло свою лепту в ухудшение эпидситуации в стране.  
o Предприятия, работающие официально, пытаются пересматривать ассортимент и удешевлять продукцию, как правило, это делается за счет снижения качества, а значит и безопасности. Отсутствие госнадзора ослабляет ведомственный контроль.
o Еще хуже, когда пищевые предприятия уходят в тень. Если даже их находят и закрывают, то перед этим они успевают выпустить продукцию на рынок, где отследить ее очень сложно. 
- За непродуманные решения новой власти в конечном итоге расплачивается население, как здоровьем,  так и деньгами. 
o Невзирая на постоянный пиар  на медицине,  новая власть не слишком заботится о том, как предупреждать и лечить инфекционные болезни. Если рассматривать абсолютные цифры, то в 2016 году количество  инфекционных больных увеличилось на 1,23 млн. человек, а общее число случаев составило 8,15 млн.
o Риски заболеть инфекционной болезнью с каждым годом увеличиваются. Этому способствует: провал вакцинации (имеющийся охват около 40% при  норме 95%), провал госзакупок для лечения социально опасных болезней (СПИД, туберкулез, гепатит С), отсутствие медикаментов в лечебных учреждениях (8% от потребности), дороговизна антибиотиков, снижение уровня эпиднадзора и бедность населения (60% населения живет за чертой бедности). В то же время, стоимость лечения для населения постоянно возрастает.  День лечения может стоить от 200 до 10 тыс. грн. при среднем пребывании на койке около 5 дней.  

Инфекционная заболеваемость в Украине растет и эпидемическая ситуация ухудшается, а текущая вспышка ботулизма является наглядным этому подтверждением. Если не принимать срочных мер, Украина рискует через несколько лет скатиться по уровню инфекционной заболеваемости к странам 3-го мира.

Это последствия не продуманных решений власти за последние 3 года – ликвидация СЕС, эксперименты с дерегуляцией в сфере эпиднадзора, плюс мораторий на проведение проверок для даже по эпидпоказаниям ( действовавший до 2017 г.) 

Непродуманное соединение функций привело к отсутствию эффективного взаимодействия между новым контролером (Госпродпотребслужбой) и МОЗом. Это стало причиной разрыва целостности санэпиднадзора, а именно удлинению цепи принятия решений от момента выявления заболевания до принятия мер для локализации инфекции. 

Упразднение института главных государственных санитарных врачей привело к ликвидации персональной ответственности за качество санэпиднадзора и ее «размыванию» между несколькими службами. В результате – теперь за своевременность локализации и ликвидации вспышки инфекционного заболевания по факту никто не отвечает. 

В профилактике инфекционных заболеваний за последние годы очень слабо применяется такой мощный метод как иммунопрофилактика. Это следствие провала госзакупок вакцин за госсредства через международные организации. 

Все затраты по лечению лежаться на больных их родственников. Экономия на лечении - это не только ухудшение здоровья, но и риски заражения проживающих или работающих рядом с больным людей. Может формироваться носительство инфекций, что является одной из самых  частых причин массовых заболеваний. 

НоСЭП