ЗА ПЕРВЫЕ 4 МЕСЯЦА 2017 Г. ГОСДОЛГ УКРАИНЫ В ДОЛЛАРАХ ВЫРОС НА 4.7%

Минфин опубликовал статистику о состоянии государственного и гарантированного долга на конец апреля 2017 года .

13/06/2017
Моніторингові продукти
ЗА ПЕРВЫЕ 4 МЕСЯЦА 2017 Г. ГОСДОЛГ УКРАИНЫ В ДОЛЛАРАХ ВЫРОС НА 4.7%
По итогам первых четырех месяцев 2017 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 74,31 млрд. дол. (1972,97 млрд грн).
В 2017 г. рост государственного долга продолжается. За первые четыре месяца 2017 г. сумма государственного и гарантированного государством долга выросла:
- в долларах: на 4,7%, или на 3,3млрд. дол. (вначале года 70,97 млрд. дол), 
- в гривневом эквиваленте:  на 2,2%, или на 43,16 млрд. грн. (вначале года 1929,8 млрд грн). 
- госдолг в гривне на одного человека в течение января-апреля 2017 года вырос с 45 213  грн. до 46 205 грн. (+2,2%).

Государственный и гарантированный государством долг Украины

 

общий долг

внешний долг

внутренний долг

 

млрд. грн.

?, млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

млрд. грн.

?,%

на 01.01.2010

316,9

 

 

211,8

 

105,1

 

на 01.01.2011

432,2

+ 115,4

+36.4%

276,7

+30.7%

155,5

+47.9%

на 01.01.2012

473,1

+ 40,9

+9.5%

299,4

+8.2%

173,7

+11.7%

на 01.01.2013

515,5

+ 42,4

+9.0%

309,0

+3.2%

206,5

+18.9%

на 01.01.2014

584,1

+ 68,6

+13.3%

300,0

-2.9%

284,1

+37.6%

на 01.01.2015

1100,6

+ 516,4

+88.4%

611,7

+103.9%

488,9

+72.1%

на 01.01.2016

1572,2

+ 471,2

+42.8%

1042,3

+70.4%

529,5

+8.3%

на 01.01.2017

1 929,8

+357,6

+22,7%

1 240,0

+18,9%

689,73

+30,2%

На 01.05.2017

1 972,97

43,16

+2,2%

1 261,51

+1,7%

711,46

+3,2%

Источник: Минфин

Динамика размера госдолга с начала 2017 г. года объясняется разнонаправленными факторами:

На увеличение госдолга:

- Рекапитализация госбанков. В феврале-марте 2017 года правительство направило 26,4 млрд грн на увеличение уставного капитала банков, включая: докапитализацию Привата (9,8 млрд. грн.), Ощадбанка (8,9 млрд грн.) и Укрэксимбанка (7,7 млрд грн.) . Операции были произведены путем обмена ОВГЗ эквивалентной суммы на акции дополнительной эмиссии госбанков. Таким образом государство в 2014-2017 гг за счет увеличения госдолга на докапитализацию Ощадбанка потратило 25,5 млрд грн, Укрэксиманка – 22 млрд грн, Привата – 116,8 млрд.грн.  

- Заимствованиями у МФО. Из наиболее крупных займов следует выделить займы у МВФ на общую сумму порядка 1 млрд дол США (367 млн специальных прав заимствований (СПЗ), 200 млн фунтов стерлингов, 146 млн евро и 92 млн дол. США), и второй транш от ЕС в рамках макрофинансовой помощи в объеме 600 млн. евро. 

На сдерживание роста госдолга:

- Недовыполнение плана внутренних заимствований. Правительство за 4 месяца 2017 года привлекло для финансирования государственного бюджета 38,9 млрд. грн. из расписанных планом 64,1 млрд грн. внутренних заимствований. 

- Скачками курса валют. 31 апреля 2017 года курс гривны по отношению к доллару составлял 26,35 грн/дол США, что на 3,1% ниже, чем по состоянию на 31 декабря 2016 года (27,19 грн/дол США). Соответственно, гривневый эквивалент внешнего долга только за счет укрепления курса гривны по отношению к доллару сократился на 38,3 млрд. грн.

Суммарная долговая нагрузка на экономику продолжает увеличиваться. За 2014 - 4 мес. 2017, величина госдолга в гривневом эквиваленте выросла почти в 3,4 раза. Текущий уровень долговой нагрузки на экономику зашкаливает и уже давно находится за порогом долговой устойчивости:

- Соотношение госдолга к ВВП – основной показатель, характеризующий устойчивость уровня госдолга и способность государства его обслуживать. По состоянию на начало 2017 года, уровень госдолга к ВВП достиг 81,0% ВВП. Это уже значительно выше безопасного уровня в 60% ВВП для развитых стран и в 2 раза выше потолка для развивающихся стран в  40% ВВП. 

- Расходы на обслуживание госдолга – превышают критический показатель. В 2017 г. расходы на обслуживание госдолга планируются на уровне 11,3 % сводного и 13,8% государственного бюджета. Это значительно выше, чем критическая нагрузка (для Украины не более 10% расходов бюджета). План расходов на обслуживание госдолга в 1,4 раза превышает плановый дефицит госбюджета в 2017 г. 

- В ближайшее время вопрос долговой нагрузки станет острее. Расходы на обслуживание внешнего госдолга Украины начнут расти с середины 2017 года. Выплаты основной суммы (тела долга) и процентов по долгу только в 2017 году составят 240,9 млрд. грн., что сопоставимо с 30% расходов госбюджета. Всего в 2017-2019 годах Украина должна погасить по внешним долгам порядка 14 млрд. долл., а это практически нынешние резервы НБУ (17,6 млрд. дол.). Пики выплат по кредитам МВФ наступят в 2018 году, а по реструктуризированным еврооблигациям - в 2019-м.

- При этом правительство и дальше намерено жить на широкую ногу, наращивая госдолг. Согласно прогнозам МВФ, за 2017 г. государственный долг увеличится более чем на четверть до 2,456 трлн. грн. (?около 90 млрд. дол.), что будет составлять 89,8% ВВП. 

На этом фоне правительство пытается снизить пиковые нагрузки в 2017-2018 гг. за счет реструктуризации части внутреннего госдолга. В апреле 2017 года правительство одобрило так называемый «репрофайлинг» — реструктуризацию выплат по обслуживанию и погашению ОВГЗ, которые находятся в портфеле НБУ на сумму 229 млрд грн.  Речь идет о выпуске новых ОВГЗ с более длительным сроком обращения (максимум до 30 лет) и плавающей процентной ставкой, привязанной к инфляции. За счет этого правительство намерено достичь таких основных целей:
- Снижение пиковых нагрузок по обслуживанию долга. В 2017-2020 годах Минфин должен обеспечить погашение свыше 50% ОВГЗ, которые находятся в собственности НБУ. В том числе, в 2017 году – 46,4 млрд грн, в 2018-58,5 млрд грн в 2019 – 78 млрд грн, в 2020 – 47,9 млрд грн (обслуживание 10 млрд грн в 2017 году, 5 млрд грн в 2018 году. и еще 20 млрд грн погашение). 
- Удлинение займов. Новые ОВГЗ начнут погашаться в период с 2025 по 2047 годы.
- Освобождение ресурсов в 35 млрд. грн в 2017 году (10 млрд грн а выплате процентов и еще 25 млрд грн. на погашении), которые якобы будут направлены на инвестиции в инфраструктуру (строительство дорог).
Риски подобных операций с госдолгом:
- Заявленная экономия – на самом деле условна. В долгосрочном периоде долги никто не сокращал, и по облигациям необходимо будет уплатить долги в более позднем периоде. Выплаты переносятся на потом: на следующие правительства и следующее поколение работающих. 
- В долгосрочном периоде стоимость обслуживания долга может увеличиться. Ставка процентного дохода привязана к инфляции. Она будет определяться по формуле: годовая инфляция +1,5%, которая фиксируется не более, чем за два месяца до даты выплаты процентного дохода. Если инфляция окажется выше годового прогноза, расходы на обслуживание этих бумаг увеличатся.
- Репрофайлинг – очень «скользкий» инструмент, который, по сути, сигнализирует о неспособности государства обслуживать свой внутренний долг. Это будет подрывать доверие как внутренних, так и внешних кредиторов. Примечательно, что более 20 млрд. грн ОВГЗ со сроком погашения в 2019 году, которые попали под процедуру репрфайлинга, были выпущены как результат аналогичной реструктуризации конца 2014 года. 
Государственный долг продолжает расти высокими темпами и в абсолютных цифрах, и в процентах к ВВП, и на душу населения. За первые 4 месяца 2017 г. госдолг в долларовом выражении уже вырос на 4,7%, а на конец года достигнет почти 90% ВВП, давно выйдя далеко за пределы долговой безопасности. 

НоСЭП