МИНЭНЕРГОУГЛЯ ОПУБЛИКОВАЛО ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ДО 2035 Г.

Министерство и энергетики и угольной промышленности на своей веб-странице опубликовало доработанный проект Энергетической стратегии Украины до 2035 г.

06/06/2017
Моніторингові продукти
МИНЭНЕРГОУГЛЯ ОПУБЛИКОВАЛО ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ДО 2035 Г.
Предыдущая Энергетическая стратегия Украины до 2030 г. разрабатывалась в 2011-2012 г. Глубокие структурные изменения в стране, вызванные потерей Крыма и части Донбасса, а также экономической депрессией 2014-2015 гг. обуславливают необходимость кардинального обновления документа. К сожалению, профессиональный уровень документа, подготовленного Минэнергоугля, не отвечает нынешним вызовам. Документ получился рамочным, не содержащим конкретики и выглядит как пустышка, завернутая в красивую обертку:
- Проект был доработан в сравнении с опубликованным в декабре документом после шквала критики в его адрес. В нем учтены взятые Украиной обязательства при подписании Соглашения о Ассоциации с ЕС.  В тоже время, выполнение записанных планов требует огромных инвестиций (сотни миллиардов долларов), точный объем которых авторы документа даже не потрудились оценить. 
- Авторы не учли звучавшую со стороны ЕС, Всемирного Банка и Посольства США критику в адрес действующей Энергетической стратегии до 2030 г. Как и все предыдущие стратегии, проект базируется на советском подходе моделирования предложения энергоргоресурсов, в то время как современная стратегия должна исходить из эффективного спроса. Т.е. сначала моделируется энергоэффективный спрос по секторам экономики, и только после этого ставятся задачи как удовлетворить этот спрос наиболее эффективным образом. В представленном общественности документе вообще отсутствует моделирование конечного потребления энергоресурсов по секторам, а только приводится прогнозное совокупное первичное предложение энергии (СППЭ). 
- СППЭ в 2035 г. не учитывает имеющийся у Украины огромный потенциал энергосбережения. Авторы не приводят расчетов и предположений, почему предложение первичной энергии должно вырасти c 90 до 96 тонн нефтяного эквивалента. Дания, будучи гораздо более энергоэффективной страной, чем Украина, смогла увеличить ВВП в 2 раза без увеличения энергопотребления.
- В стратегии отсутствует график по выводу из эксплуатации давно отработавших свой ресурс угольных ТЭС и отсутствует прогноз по их установленной мощности в 2035 г. Это может косвенно свидетельствовать о том, что на период действия стратегии каких-то значительных инвестиций в модернизацию ТЭС не планируется. Эту гипотезу подтверждают и крайне низкие запланированные показатели трансформации энергии на ТЭС, уступающие европейским угольным станциям 40 летней давности. Неэффективность и потери в секторе будут и дальше перекладываться через тариф на конечного потребителя, ведь для производства киловатта электроэнергии на ТЭС сегодня тратиться в полтора раза больше угля, чем на современных угольных станциях. 
Документ, по-прежнему, содержит огромное количество нестыковок и противоречий в количественных показателях:
- Минэнергоугля прогнозирует полную потерю транзита российского газа после 2019 г. Даже по оптимистическому сценарию Министерства , транзит сократится до 15-40 млрд. кубометров и то только до введения в действие «Турецкого потока» в 2019 г. В тоже время, в документе расписана красивая картина о привлечении оператора по управлению ГТС и переносе точек приема газа на восточную границу Украины, оборудование на восточной границе станций дорогостоящими приборами учета качественных характеристик газа, присоединение украинской ГТС к европейской и т.д.
- В документе по-прежнему отсутствуют источники использованных данных. Энергоемкость ВВП (СППЭ/ВВП) согласно документа составила 0,24 тонны нефтяного эквивалента (ТНЭ) на тыс. дол. США с учетом паритета покупательной способности (ППС) в 2015 г. В тоже время исходя из данных Всемирного Банка, которые используют все авторитетные организации, и СППЭ в стратегии она была на 17% выше – 0,28 ТНЭ/1000 дол. США ППС.
- Особенно большие расхождения бросаются в глаза при взгляде на прогноз предложения угля и генерации электроэнергии на ТЭС. В прогнозе Минэнергоугля совокупное первичное предложение угля составит 12 млн. тонн нефтяного эквивалента. Даже при рекордном низком производстве стали в 2015 г. потреблении угля в металлургии и доменных печах составило 8,4 млн. тонн нефтяного эквивалента. Генерация электроэнергии на ТЭС/ТЭЦ согласно стратегии, в 2035 г. составит 63 млрд. кВтч. Исходя из генерации электроэнергии на ТЭЦ в 2015 г. и прогнозируемого удельного показателя генерации на ТЭС 334 грамм условного топлива/ кВтч потребление энергетического угля должно составить 12,1 млн. тонн нефтяного эквивалента в 2035 г. То есть даже при нынешнем рекордно низком производстве стали потребность в угле занижена в 1,7 раза. Такие очевидные ошибки ставят под сомнение все остальные ключевые показатели в стратегии, такие как первичное предложение энергоресурсов или энергоемкость ВВП.
Правительственный проект энергетической стратегии нуждается в кардинальной переработке. Он должен базироваться на детальной оценке эффективного спроса на энергоресурсы по секторам экономики, которая полностью отсутствуют в представленном документе. Правительство подписалось под полной потерей транзита российского газа после 2019 г. и не пытается переломить ситуацию. Ошибки в ключевых количественных показателях ставят под сомнение достоверность заложенного в документ сценария развития энергосектора на ближайшие 20 лет. 

НоСЭП