АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2017 Г.

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за январь-апрель 2017 г.

30/05/2017
Моніторингові продукти
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2017 Г.
1. Доходы
По оперативным данным государственной казначейской службы, за январь-апрель 2017 года в государственный бюджет поступило 259,8 млрд грн, что на 87,8 млрд грн (+51,1%) больше, чем в январе-апреле 2016 года. По сравнению с предыдущим месяцем темпы роста доходов госбюджета увеличились (в январе темпы роста доходов госбюджета составляли +100,6% год к году, за два месяца 2017 года госбюджет увеличился на +58,7% год к году, за первый квартал +35,3%). 
Высокие темпы роста доходов обеспечены, в первую очередь, нерегулярными источниками. Значительное ускорения темпов наполнения государственного бюджета произошло благодаря перечислению в апреле в бюджет нерегулярных источников доходов: 10 млрд. грн прибыли НБУ и 29,7 млрд грн доходов от реализации коррупционного имущества. Эти два источника объясняют 40% прироста доходов за период. 
Динамика поступления постоянных источников доходов указывает на нисходящий тренд. Если не учитывать доходы от нерегулярных источников, то доходы госбюджета за первые четыре месяца составили бы 220,1 млрд грн, что на 48,2 млрд грн больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, в январе-апреле 2017 года, темпы роста доходов из постоянных источников сократились с +35,3% в первом квартале до 28,0%.

Замедление темпов наполнения госбюджета было ожидаемым явлением в виду:
- Изменения администрирования налога на прибыль. Если из результирующего платежа за 2015 год (платился вначале 2016 года) вычитались авансовые платежи в размере как 1/12 прибыли 2014 года, то из результирующего платежа за 2016 год (платился вначале 2017 года) – квартальные платежи по налогу на прибыль, рассчитанные из фактических объемов полученной прибыли в 2016 году. 
- Накопления налогового долга. Сумма налогового долга по налогам и сборам в государственный бюджет к концу апреля выросла до 73,3 млрд грн. 

В первые четыре месяца 2017 основными определяющими для наполнения бюджета были такие факторы:
а) Рост импорта, в т.ч на фоне небольшой девальвации. 
- В январе-апреле 2017 года НДС с импортных товаров объясняет 22,3% прироста доходов. За первые четыре месяца доходы от НДС с импортных товаров увеличились на 40,4% до 76,2 млрд. грн. При этом импорт, по данным Укрстата, за первый квартал  вырос на 27,3%. Позитивно на объемы платежей повлияла и небольшая девальвация гривны (в среднем официальный курс гривны по отношению к доллару снизился на 5,3% в январе-апреле 2017/ январь-апрель 2016 г.).

б) Увеличение налогового давления. 
- Повышение минимальной зарплаты. За первые 4 месяца 2017 г. в госбюджет от подоходного налога поступило 22,1 млрд. грн, что на 25,8% больше чем в прошлом году. При этом, темпы роста подоходного налога без учета доходов от процентов и военного сбора составили 37,1%. С февраля работникам начали выплачивать заработную плату с учетом «реформы» оплаты труда принятой накануне 2017 г. Повышение минимальной зарплаты несколько увеличило темпы роста зарплат в экономике, а отказ поднять прожиточный минимум до уровня минимальной зарплаты значительно сузил круг лиц, которые имеют право на налоговую скидку по подоходному налогу.
- С января 2017 года был полностью ликвидирован льготный режим по НДС для аграриев.
- В январе-апреле 2017 года акциз на внутренние товары вырос на 26,7% до 20,6 млрд грн. Во время утверждения изменений к налоговому законодательству, которые были поданы в бюджетном пакете 2017, были в очередной раз повышены ставки акцизов (ликероводочные изделия на 40%, пиво на 12%, сигареты на 40%).

в) Уплата доходов в счет будущих периодов
- Невозмещение НДС. Правительство ускорило возмещение НДС. В результате задолженность по возмещению НДС сократилась с 24,1 млрд грн на конец января до 13,9 млрд грн на начало мая. Тем не менее, уровень задолженности оставался на 1,7 млрд грн выше, чем в начале года (12,2 млрд грн). Накопление задолженности по возмещению НДС объясняет 3,5% прироста доходов госбюджета сначала года.
- Перенос даты платежей на более ранний период. С 1 января 2017 года отменена нулевая ставка НДС на импорт газа. Украина в январе-апреле 2017 года увеличила импорт природного газа на 64,7% г/г (на 1 млрд 870,8 млн куб. м) до 4 млрд 762,6 млн куб. м.  Поскольку Нафтогаз не является конечным потребителем газа, отмена нулевой ставки лишь приведет к приближению даты уплаты налога в бюджет. 
- Сокращение инвестиционного ресурса госпредприятий. В госбюджет в виде части прибыли государственных и унитарных предприятий было перечислено 3,7 млрд грн, что 2,0 млрд грн или в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как известно, норматив отчисления прибыли госпредприятий в бюджет был увеличен до рекордных 75%. 
- Накопление переплат по налогам и сборам. Сумма переплат по налогам и сборам в государственный бюджет за январь-апрель увеличилась на 35,9% с 31,8 до 43,3 млрд грн.  Рост суммы переплат объясняет почти четвертую часть прироста доходов бюджета. 

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь - апрель, млрд. грн

 

Доходы

Расходы

 

2016

2017 

 2017/  2016 

 

2016

2017

 2017/  2016 

факт

факт

факт

факт

Подоходный налог

17,5

22,1

125,8%

Оборона +правопорядок

33,6

37,4

111,3%

Налог на прибыль

15,8

14,1

89,3%

Здравоохранение

2,2

2,6

115,7%

НДС

73,1

102,6

140,4%

Образование

9,4

11,9

126,7%

Акциз

26,2

31,7

121,3%

Соцобеспечение

40,5

38,1

94,2%

Рентная плата (недра)

14,5

20,6

142,1%

Обслуживание долга

33,5

38,0

113,4%

Прибыль НБУ

0,0

10,0

 

Трансферты МБ

61,4

94,4

153,7%

Реализация коррупционного имущества

0,0

29,7

 

 

 

 

 

Всего

171,9

259,8

151,1%

Всего

193,7

240,2

124,0%


2. Дефицит и расходы бюджета 
Ввиду значительных нерегулярных доходов на конец апреля доходы государственного бюджета превышали расходы на 19,4 (в первом квартале отмечался дефицит на уровне 9,7 млрд грн.). 
Несмотря на внушительное перевыполнение бюджета, финансирование расходных статей при этом традиционно отставало от плана. В частности в январе-апреле 2017 года  расходы общего фонда госбюджета отставали от плана на 8,7% или на 13,9 млрд грн. По- прежнему продолжали стагнировать капитальные расходы (1,9 млрд грн или 8,5% от плана на год). Из общего фонда за январь-апрель от плана отставало финансирование здравоохранения – на 42,4% (см. кейс ниже), образования – 8,2%, культуры -14,6%, поддержки экономики – на 19,9%. На задания обороны в первые четыре месяца 2017 года было потрачено меньше чем в прошлом году на 0,5 млрд грн и на 14,2% меньше от плана на период. 

Кейс. Примеры недофинансирования сферы здравоохранения из общего фонда госбюджета
За первые четыре месяца 2017 г. не потрачено ни копейки на программы: 
- " Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера". 
- Строительство современного лечебно-диагностического комплекса «Охматдит» 
- Строительство лечебного корпуса государственного учреждения "Прикарпатский центр репродукции человека на ул. Чорновола, 51-Г, в г. Ивано-Франковск"   
- Улучшение качества лучевой терапии при лечении онко-заболеваний в Национальном институте рака
- Внедрение медицинской информационной системы в Национальном институте рака
- Реконструкцию и расширение Национального института рака
Кроме того, не полностью профинансированы программы реабилитации детей с ДЦП, санаторное лечение больных туберкулезом и детей с соматическими заболеваниями, лечение граждан Украины за границей и тд 

Темпы роста наполнения государственного бюджета в апреле оказались высокими благодаря нерегулярным доходам – доходам от НБУ и от «реализации / конфискации коррупционного имущества». Кроме того, перевыполнению плана способствовал и ряд других фискальных инструментов в арсенале правительства, таких как накапливание переплат по налогам и сборам, увеличение налогового давления, невозмещение НДС, сокращения инвестиционного ресурса госпредприятий. 
Нерегулярные доходы позволили правительству получить значительный ресурс, который пока по большей части осел мертвым грузом на счетах казначейства в виде профицита в 19,4 млрд грн. При этом расходы бюджета существенно отставали от плана, особенно в социальной сфере: финансирование здравоохранения – на 42,4%, образования – 8,2%, культуры -14,6%. 

НоСЭП